kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Брошюра для подготовки к ГИА по теме: "Решение неравенств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра  может быть использована выпскниками школы для подготовки к Государственной итоговой аттестации  по математике. В ней рассматривается тема: "Решение неравенств"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра для подготовки к ГИА по теме: "Решение неравенств"»

Пояснительная записка


Успешная сдача ГИА требует серьезного подхода к систематизации и обобщению знаний по математике. «Решение неравенств» – тема очень актуальная и требует особого внимания, потому что вызывает затруднения у обучающихся. При решении неравенств, школьник должны свободно владеть понятием числового неравенства, знать, что такое решение неравенства, что значит решить неравенство, помнить свойства неравенств. То же относится и к системам числовых неравенств. Все эти сведения можно найти в этой брошюре в первой части, где представлены основы теоретического курса алгебры и анализа 9-11 классов

Вторая часть представлена в виде тестирования по каждой теме практической работы. Тематические тесты содержат задания разных форм.

Работа с тестовыми заданиями требует от обучающегося стандартного применения программного материала. Они предусматривают один правильный ответ из предложенных пяти и указать их в бланке. В тестах № 1, № 4 дано задание на установление соответствия. При выполнении его, ученик должен установить соответствие (образовать логические пары).

Работая с этим пособием, обучающиеся найдут разные способы решения неравенств, рассмотрят все возможные случаи, критически оценят их с целью выделения наиболее рационального, красивого, что является важным фактором развития, математического мышления.

Данное пособие поможет обучающимся получить успешную подготовку к сдаче ГИА по теме «Неравенства и их решение»


Неравенства с одной переменной


Два выражения или числа, объединенные знаком , , или образуют неравенства.

Неравенства, которые содержат знаки или , называются строгими, а неравенства, которые содержат знаки или , называются нестрогими.


Область определениямножество допустимых значений аргумента функции. Обозначается как D(y), если указывается область определения функции y=f(x).

Если заданы: числовое множество и правило , которое позволяет поставить в соответствие каждому элементу из множества определенное число, то говорят, что задана функция с областью определения .

То есть, определение области значений является необходимым условием определения функции.


Определение. Значения переменных, на которых задается функция называют допустимыми значениями переменных.

Определение. Значения переменных, при которых алгебраическое выражение имеет смысл, называют допустимыми значениями переменных. Множество всех допустимых значений переменных называют областью допустимых значений переменных .


Определение. Областью определения уравнения называют множество всех тех значений переменной x, при которых алгебраические выражения и одновременно имеют смысл.

Если функция задана формулой, то область определения состоит из всех значений независимой переменной, при которых формула имеет смысл.

Примеры

Ниже представлены условия на области определения алгебраических выражений от некоторых элементарных функций действительного аргумента.


Функция y = f(x)

Область определения функции D(f)



Указания к решению неравенств с одной переменной


І. Неравенства с одной переменной имеют вид:

,

,

,

.

Решением неравенства называется множество значений переменной, при которых данное неравенство будет правильным числовым неравенством.

Два неравенства называются равносильными, если множество их решений совпадает.


Основная идея решения неравенства состоит в замене неравенством более простым, или равносильным заданному.

  1. При решении неравенств используются такие правила преобразования неравенств в равносильные:

  1. любой член неравенства можно перенести с одной ее части в другую с противоположным знаком, оставив при этом без изменения знак неравенства;

  2. обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число, оставив при этом без изменения знак неравенства;

  3. обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число, сменивши при этом знак неравенства на противоположный;

  4. если для одних и тех же самых значений справедливы неравенства

и ,

то для тех же самых значений выполняется неравенство

  1. Пусть заданное неравенство имеет вид

(вместо знака могут быть знаки , , , а функция в знаменателе может быть постоянной) или она приведена к этому виду с помощью правил указание 1.

Для решения неравенства используется метод интервалов (метод промежутков), который состоит в том, что:

  1. на числовую ось наносят точки которые разбивают ее на промежутки, где выражение определено и сохраняет знак (плюс или минус). Такими точками могут быть корни уравнений

и .

Соответствующие этим корням точки обозначают на числовой оси: закрашенными кружками – точки, которые удовлетворяют заданному неравенству, а светлыми кружками – точки, которые не удовлетворяют ему;

  1. отсчитывают и обозначают на числовой оси знак выражения

,

для значений х, которые принадлежат каждому с полученных промежутков. Если функции

и

являются многочленами и не содержат множителей вида

, где ,

то достаточно определить знак функции

в каком-нибудь промежутке, а в остальных промежутках знаки плюс и минус будут чередоваться.

Если же в числителе и знаменателе дроби

есть множитель вида

, где ,

то, полагая , делят обе части заданного неравенства на множитель , положительный при всех значениях , и непосредственной проверкой выясняют, удовлетворяет ли значение заданному неравенству.



Решение неравенств с одной переменной


Решить неравенство с одной переменной означает найти все его решения или доказать, что решений нет.

Название

Обозна

чение

Изображение

Запись виде

неравенства

Числовая прямая R

(-∞; +∞),

R

-∞

Замкнутый промежуток (отрезок)

[a; b]

a ≤ x ≤ b

Открытый промежуток (отрезок)

(a; b)

a

Наполовину открытый промежуток

[a; b)

a ≤ x

Наполовину открытый промежуток

(a; b]

a

Бесконечный

промежуток (луч)

(-∞; a)

x

Бесконечный

промежуток (луч)

(-∞; a]

x ≤ a

Бесконечный

промежуток (луч)

(a; +∞)

x a

Бесконечный

промежуток (луч)

[a; +∞)

x ≥ a




























Ниже в таблице приведены несколько числовых подмножеств, их обозначение, изображения на координатной прямой и запись в виде:



ІІ. Рассмотрим решение квадратного неравенства

(1) ax2+bx+c

В случае отрицательного дискриминанта квадратного трехчлена

.

если , то неравенство (1) выполняется при всех значеннях x.

Если же , то неравенство не выполняется ни при каком значении x.




ІІІ. Иррациональное неравенство

(2)

равносильно системе неравенств

(3)


Иррациональное неравенство

(4)

равносильно совокупности двух систем неравенств

(5)


IV. Показательные неравенства

(6)

при равносильно неравенству

(7),

а при — неравенству

(8)

При поиске решения показательных уравнений и неравенств они сводятся к одному основанию, то есть к уравнению вида

,

которое равносильно уравнению f(x) = g(x).


V. Логарифмические неравенства

(9)

При  равносильно системе неравенств

(10)

а при  — системе неравенств

(11)

При решении логарифмических уравнений и неравенств они также сводятся к одному основанию, то есть к виду

,

которое равносильно уравнению f(x) = g(x).

При решении уравнений и неравенств, которые содержат корень n-й степени, от этих степеней избавляются путем возведения обоих частей равенства (неравенства) в n-ю степень.



  1. Тесты


Тест №1

Неравенства с одной переменной


1. Решить неравенство 2(3-х)-3(2+х)≤ х

А

Б

В

Г

Д

[ 0;∞)

(∞;0]

[ -5;∞)

(-∞;-5]

[ -1;∞)


2. Решением какого из данных неравенств является множество всех действительных чисел?

А

Б

В

Г

Д

0х ≤ -6

0х6

0х≤0

0х0


3. Решите неравенство х -  

А

Б

В

Г

Д

(∞;-5]

(-∞;5]

[ 5;∞)

[-5;∞)

[1;∞)


4. Установить соответствие между неравенствами (1-4) и их решениями (А-Д)


1

8х+2

А

(-∞;-

2

6у+8 ≤ 10у - 8

Б

(-∞;4)

3

3-11у≥ -3у +6

В

[4;+ ∞)

4

3m – 1 ≤ 1,5m+5

Г

(5;+∞)



Д

(-∞;4]


Квадратные неравенства

Тест № 2

1. Пользуясь графиком функции у= х 2 - 4х+3,

решите неравенство х 2 - 4х+3


А

Б

В

Г

Д

(-∞ ;1)

(3; ∞)

(-∞;1) ∞)

(1;3)

(-∞;2)


2 Укажите пару равносильных неравенств


А

Б

В

Г

Д


3. Найти область определения функции у = 

А

Б

В

Г

Д

( -∞;1 ∞)

(-∞;1∞)

(1;3)



(-∞;+∞)


Тест № 3

1 Решите неравенство х2


А

Б

В

Г

Д

(-

(-∞;1)

(-∞;0)∞)

(0;1)

(1; ∞)


2 Решите неравенство 0


А

Б

В

Г

Д

(-∞;1)∞)

(1; ∞)

(-∞;1)

(1;6)

(-∞;1)∞)




3 Решите неравенство


А

Б

В

Г

Д

(-∞;0)∞)

[-2; ∞)

∞)

[-2;0)∞)

(-∞;-2)∞)


4 Решите неравенство


А

Б

В

Г

Д

(-∞;0)1)

(-∞;1)

(-∞;-1))

(-1;1)

(-1;0))


5 Решите неравенство  


А

Б

В

Г

Д

(-∞;1)∞)

(-∞;5]

(-∞;1) (1; 5]

(1; 5]

(-∞; 1) [5; ∞)


6 Решите неравенство


А

Б

В

Г

Д

(-∞;0)

(-∞;5]

(-∞;0) [5; ∞)

(0; 5]

[5; ∞)



Тест № 4


1 Найти область определения функции у=


А

Б

В

Г

Д

(-∞;0)∞)

[0; 1)

(-∞;0) [1; ∞)

[0; 1]

(0;1)


2 Найти область определения функции у=

А

Б

В

Г

Д

(-∞;-2)

(-∞;2)

(-2;2)

[-2; 2]

(-∞;


3 Найти область значений функции у=


А

Б

В

Г

Д

[0;



∞)

[0; 3]

(0;





Логарифмические неравенства


Тест № 5

1 Найти область определения функции у=


А

Б

В

Г

Д

 + πn, n  Z

2πn, n  Z

 +2πn, n  Z

π+2πn, n  Z

πn, n  Z


2 Через какую из данных точек проходит график функции у = ?


А

Б

В

Г

Д

(8;0,5)

(9;4)

(7;0,25)

(9;0,5)

(8;4)



3 Решите неравенство 


А

Б

В

Г

Д

[ 6;14)

(-6;-14)

(8;14)

(6;14)

(-6;4)


4 Найти целые решения неравенства


А

Б

В

Г

Д

-3, 0

-4, -3

9

-5, 6













ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ


Тест № 1:

1. - А

2. - В

3. - Г

4. 1 - Г

2 - В

3 - А

4 - Д


Тест № 2:

  1. - Г

  2. - А

  3. - Г


Тест № 3:

  1. - Г

  2. - Б

  3. - Б

  4. - В

  5. - Г

  6. - Д


Тест № 4:

  1. - Г

  2. - Б

  3. - Д


Тест № 5:

  1. - В

  2. - Б

  3. - Г

  4. – Д


Литература


  1. Сборник задач по математике под редакцией

М.И. Сканави // Киев. Издательство. Издательство «Радянська школа». 1996

  1. Алгебра и начала анализа в таблицах 7-11 классы

Чекова А. М. // Харьков. Издательство «Гимназия». 2008

Алгебра и начало анализа : учебник для 10 кл. Академ.уровень А.Г.Мерзляк , В. Б. Полонський, М. С. Якир // Х




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Брошюра для подготовки к ГИА по теме: "Решение неравенств"

Автор: Валигура Людмила Васильевна

Дата: 07.05.2019

Номер свидетельства: 509396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства