Просмотр содержимого документа
«Технология формирования исследовательских умений будущих педагогов транспортного профиля»
Буркивченко Н.Н.
магистрант 2 курса, специальность
«Профессиональное обучение (Транспорт)»
Руководитель:
Финогеева Т.Е.,
канд. пед. наук, доцент кафедры
технологий производства и
профессионального образования,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный
университет имени Тараса Шевченко»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Известно, что основу профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов составляют отраслевая, психолого-педагогическая, и производственно-технологическая подготовка, на изменение и практическую реализацию которых влияют тенденции и закономерности инновационного развития производства и общества. В связи, с этим актуальными становятся проблемы исследования исследовательской деятельности педагогов профессионального обучения; разработки средств, механизмов, технологий формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к исследовательской деятельности, что вызывает необходимость научного переосмысления сути профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов.
Исследование показало, что существует целый ряд исследований по психолого-педагогическим проблемам исследовательской деятельности студентов (С.И.Архангельский, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, С.И. Зиновьев, В.А. Крутецкий и др.); по специфике исследовательской деятельности студентов, формам и видам сотрудничества преподавателей и студентов (Л.И. Аксенов, Б.И. Сазонов, Н.В. Сычкова и др.); по психолого-педагогическим факторам успешности исследовательской деятельности студентов (Л.Ф. Авдеева и др.); ряд исследований, рассматривающих исследовательскую деятельность студентов как элемент подготовки будущих специалистов (З.Ф. Есарева, Н.М. Яковлева и др.); по педагогическим условиям взаимосвязи учебной и исследовательской деятельности студентов (В.Н. Намазов и др.); исследования по социальным функциям НИРС и опыту разработки комплексного планирования исследовательской деятельности студентов (Л.Г. Квиткина и др.); ряд исследований по научной деятельности высших учебных заведений, ее видам и специфике (Ю.В. Васильев, Г.А. Засобина, Н.В. Волков и др.); исследования по практике организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе студентов (Е.П. Елютин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.); ряд исследований по проблеме формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности (П.Ю. Романова; В.П. Ушачева и др.); по вопросам развития научно-исследовательской культуры будущего специалиста (Т.Е. Климова и др.).
Понятие «исследовательская деятельность» в философии, науковедении, психологии и педагогике имеет многоплановое смысловое наполнение. Исследовательская деятельность, как известно из гносеологии, является одним из видов познавательной деятельности человека. В отличие от стихийно-эмпирической познавательной деятельности, она осуществляется специальными средствами познания, отличается характером целеполагания и требованиями к точности понятийно-терминологического аппарата [2].
В процессе ее осуществления изучаются не только используемые в непосредственной практике объекты, но и новые, выявленные в ходе развития самой науки, нередко задолго до их практического применения. В результате чего получаемые новые знания характеризуются надежностью, обоснованностью, объективностью, доказательностью и точностью. Говоря об исследовательской деятельности, следует подчеркнуть, что как способ получения научно обоснованных знаний она строится на основе особого вида логически систематизированного рассуждения, на который распространяются требования логической последовательности, непротиворечивости и системности.
Наличие данных подходов актуализирует проблему уточнения специфики, выявления организационно-методических условий проектирования и реализации исследовательской деятельности студентов — будущих педагогов профессионального образования в формате компетентностного подхода и разработки соответствующего методического обеспечения. В этой связи приведем некоторые позиции, выявленные авторами в процессе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы в обозначенном направлении [1; 3].
1. Цели исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования необходимо определять в виде диагностической модели их общекультурных и профессиональных компетенций. Исходя из характеристики профессиональной деятельности бакалавров по педагогическому направлению подготовки, в качестве основных целей исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования можно выделить следующие: 1) углубление и развитие знаний и умений в области профессионального образования и дидактики профессионального образования, приобретение опыта их использования в профессиональной деятельности учителя; 2) формирование умений и приобретение опыта проведения как самостоятельных, так и коллективных научных исследований в области профессионального образования; 3) формирование умений и установок на поиск способов проектирования и путей реализации педагогических новшеств по формированию и развитию исследовательской деятельности учащихся колледжа во всех ее проявлениях в процессе профессиональной подготовки; 4) развитие ценностного отношения к исследовательской деятельности в будущей профессии, осознание ее важности в личностном и профессиональном становлении будущего будущих педагога профессионального образования. Безусловно, учитывая компетентностный формат образования, такое описание целей нуждается в конкретизации для того, чтобы трансформироваться в личные цели студента.
2. Необходимо усилить исследовательский аспект содержания учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профильной подготовки. С одной стороны, согласно основным принципам личностно ориентированного обучения элементы содержания образования можно представить в виде разноуровневых исследовательских, проектных задач. Отметим, что при этом важно использовать как можно больше задач открытого типа, которые дают возможность продуцировать возможные решения (гипотезы), развивать различные качества мышления. В психолого-педагогической науке существует много трудов, посвященных проблеме использования задач в обучении. Особый интерес в данном контексте представляют работы, связанные с обучением специальным эвристическим приемам решения профессиональных задач.
С другой стороны, следуя логике контекстного обучения, рассматриваемого как средство реализации компетентностного подхода, усвоение содержания учебных дисциплин возможно осуществлять в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды посредством имитации социально-ролевых и пространственно-временных условий будущей профессиональной деятельности. Это способствует формированию активной субъектной позиции будущих педагогов профессионального образования, позволяющей понять ограниченность своих возможностей в каждой конкретной ситуации и необходимость выхода за рамки уже известного, обращения к новому. Содержание же образования выступает в этом случае как объект практического освоения, анализа и сознательного выбора студентом.
Кроме того, в образовательный процесс необходимо включить такие формы, методы и технологии деятельности, которые обеспечивали бы личностное участие студента в процессе проектирования его образования и стимулировали студентов на самостоятельное открытие нового знания (проблемное обучение, технология сотрудничества и др.).
3. Начиная с младших курсов, студентов необходимо привлекать к участию в разных видах научно-исследовательской работы в рамках плана научной работы различных подразделений вуза. При этом такое участие может выражаться как в выполнении технических заданий, в осуществлении опытно-экспериментальной работы научных проектов, так и в привлечении студентов к организации и проведению различных научных мероприятий. Стратегический подход к решению обозначенной задачи, на наш взгляд, требует разработки в вузе программы вовлечения студентов — будущих педагогов профессионального образования в исследовательскую деятельность, начиная с младших курсов. Системное проектирование и реализация такой программы должны характеризоваться следующими основными принципами: 1) принципом адекватности существующим условиям; 2) принципом комплексности; 3) принципом реализуемости в современных социокультурных условиях; 4) принципом управляемости; 5) принципом востребованности результатов в образовательной системе вуза.
4. Как известно, некоторые виды и способы исследовательской деятельности будущего учителя (например, планирование и проведение педагогического эксперимента) могут быть реализованы только в его практической деятельности. Для этого в вузе должна быть создана соответствующая система организации педагогической практики с обязательным присутствием этапа так называемой симуляционной практики, широко используемой в западноймодели профессионально-педагогической подготовки. Для формирования у студентов готовности к проектированию и реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся необходимо, также, на наш взгляд, наличие проектировочного этапа, связанного с самостоятельной оригинальной разработкой и реализацией некоторых компонентов методического обеспечения данного вида деятельности учащихся: созданием проектно-исследовательских заданий по профессиональному образованию, требующих нестандартных решений; формированием мотивов к исследовательской деятельности у учащихся и др. Все это обуславливает необходимость создания и развития новых форм сотрудничества различных образовательных учреждений, в том числе колледжа-вуз, позволяющих успешно преодолеть несовершенство воплощения инноваций в образовательную практику.
В заключении отметим, что реализация представленных выше идей составляет основу обновления исследовательского компонента профильной подготовки будущего педагога профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода. Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что постоянно действующий стимул совершенствования подготовки педагога профессионального обучения — адекватность выпускаемого специалиста требованиям производства.
Литература
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов средних учебных заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. М.: изд.центр «Академия», 2008. — 256 с.
Богословский В.И. Моделирование научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе / В.И. Богословский // Педагогика в вузе: наука и учебный предмет (рабочие материалы конференции). Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. — С. 286-296.
Колдина М.И. Научно-исследовательская деятельность педагогов профессионального обучения / М.И. Колдина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. — № 4. — С. 22-25.
Кубрушко П.Ф. Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов: учебное пособие / П.Ф. Кубрушко, В.П. Косырев. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. — 200 с.