Система работы с одарёнными детьми: результаты, проблемы, перспективы.
Система работы с одарёнными детьми: результаты, проблемы, перспективы.
Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы с одарёнными детьми: результаты, проблемы, перспективы.»
Система работы с одарёнными детьми: результаты, проблемы, перспективы.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.
В Федеральном компоненте государственного стандарта выдвигаются на первый план : участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работ; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
В январе 2011 г. в школе разработана и принята программа развития «Школа равных возможностей» (адаптивная модель). Важной задачей адаптивной модели является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации одаренных детей.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:
Выявление одарённых и талантливых детей
Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности
Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников
Поощрение одарённых детей
Работа с родителями одарённых детей
Работа с педагогическим коллективом
Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости
Выявление одарённых и талантливых детей:
- анализ особых успехов и достижений ученика; - диагностика потенциальных возможностей детей; - психолого – педагогическое сопровождение детей.
В 2011 году приобретен специализированный комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих программ «Психология в школе» от «Эффектон». Система построена на современной мультимедийной технологии, имеет большой тестовый ресурс. Система внедряется. Программа используется на одном из этапов выявления одаренных детей.
Психологическое тестирование проводится по индивидуальным запросам учащихся, педагогов.
Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:
- включение в учебный план школы профильных, элективных курсов. В школе на протяжении ряда лет осуществляется предпрофильная и профильная подготовка учащихся, в рамках которой организованы элективные и профильные спецкурсы. Учащиеся после 9 класса выбирают профиль и на протяжении двух лет обучаются в физико-математическом, гуманитарном классах. Самый многочисленный – физико-математический профиль-10 А, 11 А, гораздо меньше учащихся выбирают гуманитарный ( профильные предметы: обществознание, русский язык, экономика ). Результатом успешной учебы одаренных детей в профильных классах являются хорошая сдача ЕГЭ по профильным предметам, факт продолжения обучения выпускниками на технических и экономических факультетах ВУЗов страны (МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГГУ, РУДН, и т.д.)
Пример, наиболее ярких выпускников, которые продолжают учиться по выбранному направлению, неоднократных победителей школьных, муниципальных, региональных дистанционных олимпиад по математике, физике, медалистов: 1). Байгаскин Жаслан (2009г) , ЕГЭ 76 баллов по математике, 83 балла по физике, ныне студент МГТУ им.Баумана, работает научном центре нанотехнологий в Сколково; 2). Дугаров Арсалан(2010г.) ЕГЭ 85 баллов по математике (при поступлении подтвердил 85 б.на вступительных экзаменах), студент МГУ им. Ломоносова; 3). Коршикова Алена(2011г.) победитель дистанционной Всероссийской олимпиады по физике «Надежда энергетики» приравненной к 100 баллам при поступлении в МГУ им.Ломоносова, 72 балла по математике; 4). Погорелов Дмитрий (2013г.) ЕГЭ 98баллов по математике и по физике, студент МГТУ им.Баумана, на 1 курсе пишет научную работу и т.д.
-организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях:
На протяжении последних 3 лет наша школа активно принимает участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, школа выступила инициатором проведения:
Районной краеведческой дистанционной олимпиады по Олонхо (2010-2011 уч.г.)
Районной дистанционной олимпиады « Единство мощи, силы и духа», посвящённой юбилею вхождения Якутии в состав России (2011-2012 уч.г.)
Районного дистанционного конкурса «Инфознаечка» для учащихся 2-4 классов. (2012-2013 уч.г.)
Молодёжных предметных чемпионатов от «Центра развития одарённости» г.Пермь (ежегодно, начиная с 2009-2010 уч.г.)
:
2010-2011
2011-2012
2012-2013
Всего участников
Призеров и победителей
Всего участников
Призеров и победителей
Всего участников
Призеров и победителей
«Кенгуру – математика для всех»
144
5
105
6
143
7
Республиканская дистанционная олимпиада по математике
25
1
39
2
48
8
Северо-восточная олимпиада
12
6
12
7
100
23
Всероссийские дистанционные олимпиады по предметам (МИНООБР.ОРГ.)
28
-
142
43
95
33
Молодежные предметные чемпионаты от «Центр развития одаренности» г. Пермь
387
27
389
45
358
97
Дистанционная олимпиада по физике и математике «Надежда энергетики»
-
-
6
2
4
2
Дистанционная олимпиада по физике и математике «Надежда Восточной Сибири»
-
-
6
4
4
4
Туристическая олимпиада по географии «Северный меридиан»
Растет количество учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах.
Расширились границы олимпиады.
Приобретен опыт дистанционной работы с одаренными детьми.
Привлечены участники из других городов и района, т.е. конкурс не только внутри школы, района, но и с детьми других регионов страны.
Одним из показателей работы с одаренными детьми является участие во всероссийской олимпиаде школьников.
Всероссийская олимпиада школьников: растет количество участников школьного и муниципального этапов, но ещё надо работать над результативностью.
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Всего участников
Призеров и победителей
Всего участников
Призеров и победителей
Всего участников
Призеров и победителей
Школьный этап
581
108
581
225
Муниципальный этап
69
7
70
8
108
6
Региональный этап
-
-
Погорелов Д.
6 место
-
-
В соответствии с программой «Одаренные дети» осуществляется исследовательская деятельность в рамках реализации проекта «Шаг в будущее». За последние годы школа имеет 5 победителей и призёров регионального уровня и 2 участников республиканского уровня. Прослеживается динамика развития, так на Республиканской НПК «Шаг в будущее. Юниор» в 2011 г. Гриценко Егор занял III место в секции «Химические науки». В 2012 г. улучшил свои достижения, став лауреатом Республиканской конференции. А в феврале 2013 г. стал лауреатом в Российском соревновании конкурсных исследований «Шаг в будущее. ЮНИОР» по результатам защиты научно-исследовательской работы «Создание электронного «дневника экспериментов» для изучения процессов кристаллизации в школьных и домашних условиях».
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»:
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Всего участников
Призеров и победителей
Всего участников
Призеров и победителей
Всего участников
Призеров и победителей
Школьный тур
7
3
9
4
9
2
Региональный тур
3
1
4
1 лауреат
3 диплома по англ. языку
2
-
Республиканский тур
1
3 место Гриценко Е.
2
1 лауреат
4 место по англ. языку
-
-
Всероссийский тур
-
-
1
Диплом 1 степени Гриценко Е. «Шаг в будущее. Юниор».
-
-
В рамках реализации проекта «Школа – территория здоровья» сборная школы традиционно занимает I и II места в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы, лыжной эстафете, Кроссе Наций. В 2012 году школа заняла I место в Спартакиаде среди учебных заведений поселка по волейболу и баскетболу, I место в конкурсе строя и песни. Стабильно в школе работают секции волейбола и баскетбола.
Работа ученицы 10 класса Барановой Е. «Повышение уровня физического развития школьников в секциях по баскетболу» (рук.- Двухименная Н.Н., Попова Н.В.) была отмечена на I Республиканском конкурсе среди 10-11 классов (вручен сертификат по физической культуре на 100 баллов). Учителя физкультуры отмечены нагрудными знаками от Министерства по молодежной политике РС (Я) (2012г.): Двухименная Н.Н. - «Отличник физической культуры и спорта», Попова Н.В. - «Отличник молодежной политики».
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования:
В проекте «Целостная воспитательная среда» поставлена цель расширить возможности во внеурочной деятельности. На базе школы успешно работают творческие коллективы. Художественно-эстетическое направление представлено Театром моды «Подснежник» (рук. Набережных И.В.), хореографическое - цирковой студией «Романтик» (рук.Поличенко М.А.). Артисты этих коллективов - постоянные участники всех концертов в школе и посёлке, Фестиваля «Радуга Севера» в г.Удачном. Театр моды «Подснежник» был победителем районного конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Грация». Подготовлено и показано более 20-ти коллекций. В 2012 году участницы Театра моды на районном конкурсе «Юный кутюрье» получили заслуженное признание: I место – Костова А. 10 кл., II место – Зубцова А. 11 класс.
3.Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ : газета «Новости Айхала»; Материальная поддержка талантливых и одарённых детей: стипендии отличникам учёбы(МО п.Айхал) , грамоты и премии победителям конкурсов, олимпиад.
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот, благодарностей и ценных подарков на торжественных линейках) .
6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Одаренные дети. Методы и приемы реализации личностного потенциала», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости: Школа на протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве работает с учреждениями дополнительного образования: детской школой искусств, спорткомплексом «Алмаз», ДК «Северное Сияние», детской библиотекой, поселковым музеем.
Количество занятых детей
Количество занятых детей в %
Охват дополнительным образованием учащихся в школе (школьные кружки, секции, студии и т.д.)
361 обучающихся
35%
Охват дополнительным образованием учащихся вне школы (центры доп. образованием и т.д.)
630 обучающихся
62%
Наиболее значимые результаты:
№
Ф.И.О.
Уровень (республиканский, российский, международный)
название мероприятий
Примечание (вид спорта, тема доклада и т.д.)
результат
1
Леонтьев Артем Валерьевич
республиканский уровень
XII республиканский турнир по боксу на призы международного дет. Фонда « Дети Саха-Азия» среди юношей
бокс
1 место
2
Илько Никита Сергеевич
республиканский уровень
XII республиканский турнир по боксу на призы международного дет. Фонда « Дети Саха-Азия» среди юношей
футбол
1 место
3
Иванова Алена Анатольевна
республиканский уровень
XII республиканский турнир по боксу на призы международного дет. Фонда
« Дети Саха-Азия» среди юношей и девушек
пулевая стрельба
5 место
4
Софин Иван Александрович
республиканский уровень
XII республиканский турнир по боксу на призы международного дет. Фонда « Дети Саха-Азия» среди юношей
дзюдо
5
Бургучев Вячеслав Васильевич
республиканский уровень
«Славутич»
г. Якутск
дзюдо
2 место
6
Бей Виталий Игоревич
международный уровень
республиканский уровень
Международный фестиваль-конкурс «Надежды Европы», г. Сочи
Турнир по боксу, посвященный им. Поршнева
танцы
бокс
2 место
7
Петренко Елизавета Анатольевна
Международный уровень, республиканский уровень
Международный фестиваль-конкурс «Надежды Европы», г. Сочи
вокал (соло)
Лауреат III cт.
8
Канаткалиев Эрдыни
Асхатович
Международный уровень, российский уровень
Международный фестиваль-конкурс «Надежды Европы», г. Сочи
Международный фестиваль «Dance Exellnce»
г. Лос-Анджелес
вокал (соло),
танцы (соло)
1 место
(дэнс-соло),
обладатель
Гран-при в составе сборной России
9
Максимова Анна Петровна
республиканский уровень
Конкурс ЯМК им. М.Н. Жиркова «Юный пианист» г. Якутск
класс фортепиано
3 место
10
Быкова Дарья Олеговна
Международный уровень
Международный фестиваль-конкурс «Надежды Европы», г. Сочи
танцы
Дипломант
11
Самарцева Елизавета Владимировна
Международный уровень,
российский уровень
Международный фестиваль-конкурс «Надежды Европы», г. Сочи
танцы
обладатель
Гран-при
По итогам видно, что дети у нас участвуют в региональных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах и соревнованиях.
Таким образом, работа с одарёнными детьми проводится, несмотря на это есть проблемы:
Недостаток научных консультантов, так как отсутствуют НИИ, институты, хорошие научные руководители.
Низкая мотивация педагогов при занятиях проектно - исследовательской деятельностью.
Слабое сотрудничество психологов, тестирующих детей в программе «Эффектон» с учителями предметниками и классными руководителями.
Перспективы работы с одарёнными детьми:
Прогнозирование зоны ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных возможностей и способностей.
Семинары по обучению педагогов методике и организации проектной и исследовательской работы в рамках программы «Педагог-консультант».
Совершенствование системной работы по обеспечению подготовки учащихся к участию во Всероссийской школьной олимпиаде.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одаренные взрослые – педагоги.