Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными
Место урока в общей системе изучаемого материала: 2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; деятельностный метод
Цель урока: показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала
Задачи:1. Учить видеть связь им. прилагательного с им. существительным; определять род, число имени прилагательного; 2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи; 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)
Планируемые достижения учащихся: узнать и запомнить значение новых словарных слов; расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным.
Оборудование: учебник «Русский язык -3» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2009г.изд.; презентация «Имя прилагательное»; карточки с текстом сочинения для д/з.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.
Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!
2. Актуализация знаний
-орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.
Слайд 2.
Лес(?)ница, в.р.бей, про. ьба, су. ота, сер(?)це, в. сёлый, . на, л. пата,
н.винка, прил. тал
- Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ ? (Ответы детей: это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)
- Что вы расскажите о слове ОНА ? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода)
-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)
- Как вы его выделили из этой группы слов? ( Ответы детей: по вопросу Какой? )
- Так что такое имя прилагательное? (Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета.)
3. Сообщение темы и цели урока.
-Отгадайте – ка загадку: Слайд 3.
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Какая часть речи может о себе так сказать? (Ответы детей: прилагательное)
-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает,...)
- Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)
- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.
- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть речи.)
-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.
4. Наблюдение за именем прилагательным
На слайде слова: Слайд 4.
Новенький настроение
Праздничное смородина
Душистая костюм
Голосистые соловьи
- По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)
-Образуйте из этих слов словосочетания. (записывают их в тетрадь, определяют род и число прил. и сущ.)
- Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)
-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)
-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)
-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?
(Ответ: с именем существительным)
5. Первичное закрепление.
-Выполняем упражнение из учебника № 313 - по группам/по заданию/
1 столбик - I вариант; 2 столбик - II вариант
Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное - м.р., ед. ч.)
После четвёртого словосочетания спрашиваю:
-Что вы заметили, выполняя это задание? (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые род и число)
Продолжаем проверку. После проверки всего задания - вопрос:
-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания? (Ответы: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное, с которым оно связано.)
- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется? (Ответы: Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать, т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)
-Наблюдение продолжаем. Слайд 5.
На слайде: рисунок – весенний пейзаж, текст стих-я с пропущенными прилагательными.
Н. Железкова
На лесной проталинке
Рос цветочек маленький,
Нежный и пушистый,
Бело-серебристый.
Мы цветок срывать не стали,
Мы его на фото сняли,
И теперь он в рамочке
На столе у мамочки.
- Дополните текст. (Ответы: )
- Как вы думаете, изменился ли смысл стих-я?
(Ответы: Да. Я думаю изменился, стало понятно как выглядит подснежник. Стих-е стало красивее, ярче. Эти слова уточнили смысл предложения.)
Запишите 1предложение и сделайте полный его разбор. (Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом, выписывает все словосочетания из этого предложения)
-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.
На лесной проталинке –
Цветочек маленький -
- Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано)
6. Словарная работа Слайд 6.
- У нас на уроке есть новичок. Это новое слово.
На слайде появляется слово ФОНАРЬ
-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.
- Что такое фонарь? (Ответы: это осветительный прибор)
- А знаете ли вы, что во Владимиро – Суздальском музее – заповеднике есть «Царь – фонарь», который весит 160 кг, высота его – 2 метра. Выносили его в старину на пасху, и несли впереди крестного хода.
Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему однокоренные слова, указываем во всех орфограмму. (фонарик, фонарщик, фонарный)
7. Рефлексия Слайд 7.
- Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе)
На слайде не законченные предложения, закончите их
8.Итог урока
- Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему?
Я оцениваю детей, выставляю отметки.
Слайд 8.
-Домашнее задание: упр. № 314 или тв. Задание по карточкам.
Сочини сказку. Используя прилагательные, записанные в скобках. Озаглавь.
________________________
На _________________ планете жили ______________ человечки, у них были ___________ глаза, _______________ волосы, ___________ уши. Зато очень _____________характер. Домики у человечков были __________________, с _______________крышами. Возле каждого домика сидела ________________собачка. Собачки на этой ________________ планете были вместо кур, потому что ______________ домики охраняли _______________ дракончики и _______________страусы. Они сидели на _________________ веревочках и рычали. На ____________ и ______________ деревьях пели _______________ песни __________________мухи. В __________________ лесах водились __________________ олени, ________________ медведи и ____________ ежи, _______________ зайцы.
Просмотр содержимого документа
«Роль имён прилагательных в речи. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Семикаракорска»
Роль имён прилагательных в речи
Связь имён прилагательных с именами существительными
ОС «Школа 2100»
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, «Русский язык» 3 класс
Учитель первой категории: Листопадова Г.В.
г. Семикаракорск
2015 год
ОС «Школа 2100»
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
«Русский язык»
3 класс
Тип урока: общеметодологической направленности
Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными
Место урока в общей системе изучаемого материала: 2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; деятельностный метод
Цель урока: показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала
Задачи:1. Учить видеть связь им. прилагательного с им. существительным; определять род, число имени прилагательного; 2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи; 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)
Планируемые достижения учащихся: узнать и запомнить значение новых словарных слов; расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным.
Оборудование: учебник «Русский язык -3» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2009г.изд.; презентация «Имя прилагательное»; карточки с текстом сочинения для д/з.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.
Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!
2. Актуализация знаний
-орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.
Слайд 2.
Лес(?)ница, в.р.бей, про . ьба, су . ота, сер(?)це, в . сёлый, . на, л . пата,
н .винка, прил . тал
- Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ ? (Ответы детей: это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)
- Что вы расскажите о слове ОНА ? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода)
-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)
- Как вы его выделили из этой группы слов? ( Ответы детей: по вопросу Какой? )
- Так что такое имя прилагательное? (Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета.)
3. Сообщение темы и цели урока.
-Отгадайте – ка загадку: Слайд 3.
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Какая часть речи может о себе так сказать? (Ответы детей: прилагательное)
-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)
- Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)
- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.
- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть речи.)
-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.
4. Наблюдение за именем прилагательным
На слайде слова: Слайд 4.
Новенький настроение
Праздничное смородина
Душистая костюм
Голосистые соловьи
- По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)
-Образуйте из этих слов словосочетания . (записывают их в тетрадь, определяют род и число прил. и сущ.)
- Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)
-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)
-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)
-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?
(Ответ: с именем существительным)
5. Первичное закрепление.
-Выполняем упражнение из учебника № 313 - по группам/по заданию/
1 столбик - I вариант; 2 столбик - II вариант
Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное - м.р., ед. ч.)
После четвёртого словосочетания спрашиваю:
-Что вы заметили, выполняя это задание? (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые род и число)
Продолжаем проверку. После проверки всего задания - вопрос:
-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания? (Ответы: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное , с которым оно связано.)
- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется? (Ответы: Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)
-Наблюдение продолжаем. Слайд 5.
На слайде: рисунок – весенний пейзаж, текст стих-я с пропущенными прилагательными.
Н. Железкова
На лесной проталинке Рос цветочек маленький, Нежный и пушистый, Бело-серебристый. Мы цветок срывать не стали, Мы его на фото сняли, И теперь он в рамочке На столе у мамочки.
- Дополните текст. (Ответы: )
- Как вы думаете, изменился ли смысл стих-я?
(Ответы: Да. Я думаю изменился, стало понятно как выглядит подснежник. Стих-е стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)
Запишите 1предложение и сделайте полный его разбор. (Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом, выписывает все словосочетания из этого предложения)
-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.
На лесной проталинке –
Цветочек маленький -
- Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано)
6. Словарная работа Слайд 6.
- У нас на уроке есть новичок. Это новое слово.
На слайде появляется слово ФОНАРЬ
-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.
- Что такое фонарь? (Ответы: это осветительный прибор)
- А знаете ли вы , что во Владимиро – Суздальском музее – заповеднике есть «Царь – фонарь», который весит 160 кг, высота его – 2 метра. Выносили его в старину на пасху, и несли впереди крестного хода.
Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему однокоренные слова, указываем во всех орфограмму. (фонарик, фонарщик, фонарный)
7. Рефлексия Слайд 7.
- Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе)
На слайде не законченные предложения, закончите их
8.Итог урока
-- Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему?
Я оцениваю детей , выставляю отметки.
Слайд 8.
-Домашнее задание: упр. № 314 или тв. Задание по карточкам.
Сочини сказку. Используя прилагательные, записанные в скобках. Озаглавь.
________________________
На _________________ планете жили ______________ человечки, у них были ___________ глаза, _______________ волосы, ___________ уши. Зато очень _____________характер. Домики у человечков были __________________, с _______________крышами. Возле каждого домика сидела ________________собачка. Собачки на этой ________________ планете были вместо кур, потому что ______________ домики охраняли _______________ дракончики и _______________страусы. Они сидели на _________________ веревочках и рычали. На ____________ и ______________ деревьях пели _______________ песни __________________мухи. В __________________ лесах водились __________________ олени, ________________ медведи и ____________ ежи, _______________ зайцы.