Конспект урока по русскому языку. 3 класс.Тема " Корень слова. Однокоренные слова" На доске слова: гриб, грибок, подберезовик, грибочки, грибник. Учащиеся должны разобраться, что такое родственные слова, однокоренные слова. Выделяют общую часть слова ( корень ). Делают вывод, что называют родственными словами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
- Запишите слова.
- Проверим, какие слова выписали. (ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «подберезовик». Если не найдется такого ученика, то открываю доску и говорю: «А я выписала слово «подберезовик (Кто-то соглашается, а кто-то нет. Возникает проблемная ситуация)
- Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные).
- Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.
- А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)
- Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.
(грибной суп – суп из грибов, грибок – небольшой гриб, подберезовик – гриб, растущий под березой, грибочки – маленькие грибы, грибник – человек, собирающий грибы.)
- Раз все слова, связаны со словом «гриб», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)
- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)
- Выделим общую часть дугой.
- Кто знает, как называется общая часть? это корень слова.
-Что мы сейчас выделили? (общую часть)
-Общую часть каких слов? (родственных)
- Итак, какие слова мы будем называть родственными?
- С родственными словами разобрались.
- А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)
- А какие слова называются родственными?
Физминутка. (2 мин)
III. Понятие об однокоренных словах.( 5 мин)
-Вернемся к нашим словам. Можно ли сказать, что данные слова образованы от одного и того же корня? (да)
- От какого? (от корня –гриб-)
-Так как же называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)
-Это правило действует только для наших слов или для других тоже? (для других тоже. Например, образец в правиле).
Итог: - С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)
-Как будете доказать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
- Какие слова называются однокоренными? (те, которые образовались от одного и того же корня)
-Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).