Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
- Отрабатывать каллиграфию письма;
- Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
Я рада приветствовать вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?( обмен смайликами)
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!
2. Сообщение темы урока
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
- Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
3. Чистописание
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)
к
н
о
р
ы
ч
м
и
ю
й
ц
в
к
а
п
р
д
б
г
щ
у
ы
ч
т
к
э
я
з
х
ф
ъ
о
д
ж
к
е
- Верно, сегодня повторим написание буквы К.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).
4. Сообщение темы урока
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.
5.Словарная работа
(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе
Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
к
п
н
о
я
б
р
ь
к
а
р
а
н
д
а
ш
у
ч
и
т
е
л
ь
к
а
р
т
и
н
а
с
у
й
ы
в
а
и
д
р
а
с
- Какое слово получилось в вертикальном столбике?
- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
6.Работа по теме урока
- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А, может быть, вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)
- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?
- Сколько значений у слова?
- Какое из его значений относится к науке о языке?
- Что такое корень?
- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
- Дополним схему. Корень – это …
- При помощи какого значка выделить корень в слове?
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень
- Дополним схему. Что такое корень?
- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.
Упражнение в выделении корня в однокоренных словах
- Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
- Спишите слова, выделите корень:
1 группа:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
2 группа:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
3 группа:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
4 группа:
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)
- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
- Самопроверка.
2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями
- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
- Исследуйте пары слов. ( слайд 7)
- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
1 группа:
рис – рисунок
2 группа:
гора – горе
3 группа:
делить – дело
4 группа:
соль – солист
- Какой вывод можно сделать?
- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим,. и тогда такие слова не будут однокоренными.
Работа с учебником ( упр.329, с. 121. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка - 2 гр.)
Проверка выполнения.
- Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»?
- Почему эти слова не будут однокоренными?
- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?
Закрепление изученного
Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)
К- 1
Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.
Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?
К- 2
Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
___________________________________________________________
К- 3
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.
К- 4
В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.
Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.
Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.
Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.
Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)
Рефлексия
Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?
- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.
О чём?
Что?
Какая?
Как?
Зачем?
Сколько?
Где?
- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?
- Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Домашнее задание: упражнение 150