kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

           1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой части;

           2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

            3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;
  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Я рада приветствовать вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли  у вас особые пожелания друг для друга?( обмен смайликами)

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в  вас и знаю - у вас всё получится!

2. Сообщение  темы урока

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование        (слайд 1)
- Все вы  станете с исследователями.  Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».   ( слайд 2)

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

- Откройте тетради и запишите  дату исследования и место проведения работы.

3. Чистописание

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.   ( слайд 3)

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 к

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 к

 э

 я

 з 

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 к

 е

-  Верно, сегодня повторим написание  буквы  К. 

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

 - Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).

4. Сообщение  темы урока

 - А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов.                (слайд 4)  Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.


5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

 Приятный внешним видом.

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

к

п

н

о

я

б

р

ь

к

а

р

а

н

д

а

ш

у

ч

и

т

е

л

ь

к

а

р

т

и

н

а

с

у

й

ы

в

а

и

д

р

а

с

- Какое слово получилось в вертикальном столбике?

       - Как вы думаете, что же  станет темой нашего  сегодняшнего  исследования?



 

6.Работа по теме урока

- Как вы думаете, важная ли  это тема в изучении русского языка? Почему? А, может быть, вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?

 1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни?  (слайд 5)
           

- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

- Сколько значений у слова?

- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень?



 

- А сейчас я хочу рассказать  вам одну историю.  Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд  6)

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Дополним схему.  Корень – это … 



 

- При помощи какого значка выделить корень в слове?
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после  этого щелчок и над словами  появляется корень

-  Дополним схему.  Что такое корень?



 


- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных  от слова ХОД, выделите корень.

Упражнение в выделении корня в однокоренных словах

- Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

- Спишите слова, выделите корень:

1 группа:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

2 группа:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

3 группа:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

4 группа:

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)

- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

- Самопроверка.

2этап. Слова  синонимы; слова с омонимичными корнями

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

-  Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Исследуйте пары слов.  ( слайд 7)

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

1 группа:

рис – рисунок

2 группа:

гора – горе

3 группа:

делить – дело

4 группа:

соль – солист

- Какой вывод можно сделать?

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим,. и тогда такие слова не будут однокоренными.

Работа с учебником ( упр.329, с. 121.  Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой  строке.):  задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка -  2 гр.)

Проверка выполнения.

- Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»?

- Почему эти слова не будут однокоренными?

- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?

Закрепление изученного

Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)

К- 1

Прочитать  текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.

Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?


 





 

К- 2

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

___________________________________________________________



 

К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

 7. Мороз, замороженный, морозит.



 

К- 4

В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

 Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.

Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по  ответу, написанному на  карточке.

Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)

Рефлексия

Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.

        О чём?

        Что?

        Какая?

        Как?

       Зачем?

       Сколько?

       Где?

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова».  Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.
 

На  доске плакат со словами, дети  подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Домашнее задание: упражнение 150

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс»















Конспект открытого урока

по русскому языку

во 2 классе по теме

« Корень слова. Однокоренные слова»








Учитель начальных классов

Куницкая Татьяна Анатольевна


Актобе 2015






Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;

  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку


Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой


Я рада приветствовать вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.


-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?( обмен смайликами)

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!


2. Сообщение темы урока

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
- Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)


- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.


3. Чистописание

- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)


к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

к

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

к

э

я

з

х

ф

ъ

о

д

ж

к

е



- Верно, сегодня повторим написание буквы К.

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).


4. Сообщение темы урока

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.



5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

Приятный внешним видом.

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

к

р

а

с

и

н

р

а

к

а

д

у

с

о

п

й

ы

в

д

ь

н

у

ч

и

т

ь

л

е

а

н

и

т

о

я

б

р

к

а

р

а

ш

а















- Какое слово получилось в вертикальном столбике?

- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?












6.Работа по теме урока

- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А, может быть, вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?


1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)

- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

- Сколько значений у слова?

- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень?












- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Дополним схему. Корень – это …











- При помощи какого значка выделить корень в слове?
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень

- Дополним схему. Что такое корень?












- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.


Упражнение в выделении корня в однокоренных словах


- Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.


- Спишите слова, выделите корень:


1 группа:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.


2 группа:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.


3 группа:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.


4 группа:

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.


- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)

- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

- Самопроверка.


2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Исследуйте пары слов. ( слайд 7)

- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?


1 группа:

рис – рисунок

2 группа:

гора – горе

3 группа:

делить – дело

4 группа:

соль – солист


- Какой вывод можно сделать?

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим,. и тогда такие слова не будут однокоренными.


Работа с учебником ( упр.329, с. 121. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка - 2 гр.)

Проверка выполнения.

- Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»?

- Почему эти слова не будут однокоренными?

- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?





Закрепление изученного

Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)


К- 1

Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.

Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?













К- 2

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

___________________________________________________________
















К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

7. Мороз, замороженный, морозит.

















К- 4

В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.


Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.











Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.

Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)

Рефлексия

Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.

О чём?

Что?

Какая?

Как?

Зачем?

Сколько?

Где?

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!


Домашнее задание: упражнение 150




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс

Автор: Куницкая Татьяна Анатольевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка во 2-м классе  "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "245993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по рускому языку 3 класс на тему "Корень слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_ruskomu_iazyku_3_klass_na_temu_koren_slova_odnokorennye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "634097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687264857"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Корень слова. Однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(35) "korien-slova-odnokoriennyie-slova-4"
    ["file_id"] => string(6) "195942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427984504"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "План-конспект урока русского языка по теме:. "Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне." "
    ["seo_title"] => string(158) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-povtorieniie-poniatii-korien-slova-odnokoriennyie-slova-poniatiie-o-chieriedovanii-soghlasnykh-zvukov-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "157449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства