УРОК ПО ПРАВУ 11 КЛАСС
ТЕМА УРОКА : «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»
Захарушкина Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия 17» г. Кемерово.
Цели урока
- систематизация, углубление и закрепление теоретических знания по законодательству о браке и семье
- способствовать выработке умений ориентироваться в семейном законодательстве
- выработке умения фактически применять полученные знания.
– способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.
– совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основные понятия урока
Семья, семейное право, брак, ЗАГС, порядок заключения брака, условия вступления в брак, брачный договор, личные права супругов, имущественные права супругов, расторжение брака, права и обязанности родителей и детей, усыновление(удочерение),опека и попечительство.
Форма урока: практикум.
Технология проведения урока: Работа в группах, использование элементов кейс-технологии.
Оборудование урока: презентация по теме урока, тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, распечатки бланков – заявлений, задания для 3х групп
Предварительная подготовка:
А) выбрать экспертов представляющих органы ЗАГС, суды, органы соц.защиты и помощи населению.( досконально изучают вопросы брака и семьи соприкасающиеся с их полем деятельности) – они проверяют правильность решения задач, выставляют оценку группе в конце урока.
Б) делим класс на 3 группы
В) опережающее задание классу прочитать пар. 33-35(Право, 10-11 класс, Никитин А.Ф.,)
Г)распечатать бланки заявлений ( регистрация брака, заявление на расторжение брака, установление опеки, признание отцовства, смена фамилии, имени, отчества; типовой брачный контракт).
Ход урока
1. Орг.момент (учитель )
Одна из задач нашего урока научить вас жить. Вы много знаете и про материю в центре солнца, и про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Не всем быть физиками и химиками математиками, а вот родителями, мужем и женой станут из вас почти все. В жизни может случиться многое – свадьбы, рождение детей, разводы, суды, и т.д …. Может возникнуть вопрос – а куда идем? Какие документы подаем? А как их заполнять? Сегодня попробуем подать заявления в соответствующие органы.
? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?
КТО ИЗ ВАС ХОТЕЛ БЫ ПОВТОРИТЬ ОПЫТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПОЧЕМУ?
( на экране слайд с темой и задачами урока)
2. Актуализация
Задание по группам Вопросы для проверки знания материала, изученного на предыдущем уроке(5 мин)
1 группа Дать определение
БРАК ( свободный союз мужчины и женщины имеющий целью создание семьи, рождение и воспитание детей)
ЗАГС ( запись актов гражданского состояния)
2 группа Дать определение
Брачный договор- (контракт между супругами, конкретизирующий их имущественные права и обязанности в случае расторжения брака)
Семья- (группа людей связанная кровно- родственными отношениями)
3 группа Дать определение
Совместная собственность- (имущество нажитое супругами во время брака)
Приемная семья- (семья в которой воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей)
Задания для экспертов. загс(назвать термин)
……… – юридический акт, который заключается в принятии детей на воспитание с установлением между усыновителем и усыновленным правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.
– вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей.
………– правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних от 14 до 18 лет, не имеющих родителей (усыновителей) или по иным причинам лишенными родительского попечительства.
– возмездная опека или попечительство над детьми, оставшихся без попечения родителей, которая устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
- воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждавшихся в помощи и защите государства.
Задания для экспертов суда (заполнить пропуски)
Итак, Вы решили пожениться.
О своем решении Вы сообщаете всем знакомым и родственникам. Однако Ваши слова вряд ли будут восприняты всерьез, если Вы не подадите __________ в _________. Этот день принято называть в современном мире помолвкой.
Перед тем как собираться в ЗАГС, учтите, что как правило, день свадьбы назначается через __________ после подачи ___________, а не тогда, когда Вам вздумается. В редких случаях регистрацию брака могут отложить или приблизить, однако для этого нужны очень уважительные причины: ___________________, _____________________, непосредственная ______________________________ и других особых обстоятельств.
__________ со дня подачи ___________ до торжественной регистрации брака дается для того, чтобы Вы успели еще подумать, не торопитесь ли Вы со свадьбой и действительно ли подходите друг другу.
Рефлексия ( ответы корректирует вся группа , задания экспертов проверяем на экране –слайд)
3.Основная часть урока. Практическая работа по теме «Семейное право».
Учитель:
Вы получили пакет с заданиями и разнообразными документами. Вам нужно – отобрать документы, которые пригодятся вам для решения конкретно ваших задач. Заполнить нужные бланки заявлений, решить правовые задачи. ( эксперты получают правовые задачи всех 3х групп)
1 группа
Условия вступления и регистрация брака, расторжение брака
Задача
А Гражданин Иванов С. (38 лет) и гражданка Краснова Е. (32 года) подали заявление в органы ЗАГС 15 февраля 2010 года. День регистрации брака был назначении им на 23 апреля 2010 года. В день регистрации брака Краснова Е. оказалась в больнице. Иванов С. Потребовал заключить брак, так как имеет нотариальную доверенность от Красновой Е.
Б Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано.
В Е.Ю.Молчанов и Т. Загорная, находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок - 1 месяц
Г.Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд. Когда будет расторгнут брак?
2 группа
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов
А После регистрации брака Иванов запретил, своей жене посещать работу т.к. она связанна с ночным дежурством, мужу это не нравиться прав ли он?
Б При составлении брачного договора супруга предложила внести пункт, что муж будет ее материально содержать в случае их развода т.к .она будет домохозяйкой и займется воспитанием детей. Муж предложил добавить пункт о не повторении приготовленных женой блюд в течение 2х недель. законны ли требования ?
ВГражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов.В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб. Подлежит ли разделу двухкомнатная квартира и торговая точка, а также вклад на имя одного из супругов?
ГСупруги Сергеевы решили произвести раздел их собственного имущества .супруга заявила что драгоценности она с супругом делить не будет т.к она их носила, дом делим 2к1 т.к с ней остается ребенок , а машина отходит к мужу. Муж не согласен. Что делаем?
3группа
Личные права и обязанности родителей, права ребенка, усыновление и опека.
А Мария Гончарова, имея двух малолетних дочерей, систематически пьянствовала и была поставлена на учет в наркологическом диспансере. Ее дети не получали надлежащего ухода и воспитания. А своим аморальным поведением она оказывала на дочерей вредное влияние. Квартира, где проживает Гончарова с детьми, находится в антисанитарном состоянии. В нетрезвом состоянии Мария бьет свою престарелую мать. Дети стали нервные и непослушные, выражаются нецензурно. Соседи подали иск в суд иск о лишении Гончаровой родительских прав. Верно, ли поступили?
Б Копейкин обратился в органы ЗАГС с просьбой признать его отцом ребенка, родившегося у Демьяновой, в браке с которой он не состоит. Органы загс отказались выдать ему свидетельство об установлении отцовства. правомерен ли отказ?
В Суд вынес решение об усыновлении 12 летнего Егора. При этом его мнение не было выяснено. Правомерно ли решение?
Г Через пол года после расторжения брака гражданка Никанорова подала на алиментное содержание на себя и на своего 1,5 летнего сына. Правомерны ли ее действия?
Рефлексия. Эксперты слушают ответы групп, проверяют правильность отобранных бланков и их заполнение, а также дополняют ответы
Примерные ответы групп
1 группа Условия вступления и регистрация брака , расторжение брака
Д.б заполнены заявления на вступление в брак, расторжение брака
А работники ЗАГС откажут .. т.к . по закону личное присутствие сторон при заключении брака.
Б отказано правомерно, т. к и Иванян И. (16 лет) не достигла брачного возраста.
В неправомерно. ЗАГС может произвести регистрацию без сроков ожидания исходя из особых обстоятельств - ожидаемая серьезная операция, близкое рождение ребенка.. ит.д.
Г у мужа не примут заявление в суд т. к. ребенку меньше года. Расторжение брака возможно только по достижению ребенком 1 года
2 группа
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов
Д.б заполнены брачный договор, заявления на расторжение брака через суд.
А не прав . т.к. он не может запретить жене работать.
Б требования сторон незаконны . в брачном договоре оговариваются ТОЛЬКО имущественные отношения супругов.
В Подлежит разделу двухкомнатная квартира ( приобретена в браке = права) , а также вклад на имя одного из супругов ( в браке = права не зависимо на чье имя оформлен) торговая точка не делиться т.к. получена в наследство.
Г драгоценности отнесут к вещам личного пользования – не делиться, дом делиться пополам, т.к. дети не имеют право на имущество родителей при разделе, машина пополам.
3группа
Личные права и обязанности родителей, права ребенка, усыновление и опека.
Д.б заполнены все виды заявлений на получение свидетельства о рождении, признание отцовства
А соседи должны обратиться в органы опеки, только они могут обратиться в суд с таким иском. Суд может временно лишить родительских прав, девочек отдать в патронажную семью.
Б отказ правомерен. В данной ситуации, не состоящие в браке родители д.б. ВМЕСТЕ Подать заявление на установление отцовства.
В при усыновлении ребенка, если ему есть 11 лет суд д.б. выяснить его желание.
Г требование правомерно т. к. мама, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не имеет дохода. Суд может присудить алименты на ее содержание пока ребенку не исполниться 3 года, и алименты на содержание ребенка до его 18 лет.
4.подведение итогов. Выставление оценок. ДЗ( подготовиться к тесту)