kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания 5 класс "Моя семья - моё богатство".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обществознанию в 5 классе по теме «Моя семья – моё богатство»

Цель урока: совершенствование навыков смыслового чтения у учащихся через изучение темы «Семья».

Планируемые результаты:

Предметные: научиться создавать целостное представление о семье; понимать ключевые понятия семья, поколение; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи;

понимать эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении.

Метапредметные  УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.

 Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к своим родным и близким.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Учебное оборудование: УМК по обществознанию: учебник «Обществознание. 5 класс» под. Ред. Боголюбова Л.Ф., Ивановой – М.: Просвещение, 2015.

Список использованных источников: Семейный кодекс РФ,

Конституция РФ,

Конвенция о правах ребёнка.

1 этап: Мотивация учебной деятельности.

 Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? Ведь улыбка, подаренная кому-либо и себе самому, делает людей счастливее.

Сегодня мы проведём необычный урок, поэтому вы должны быть внимательными, активными, организованными. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

2 этап: Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Давайте отгадаем загадки. А ответы запишем на лучиках солнышка. Будем составлять кластер.

(дети разгадывают загадки. Тот, кто угадал выходит к доске и на лучике солнца записывает ответ)

1.Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Разгребая горы хлама, 
Не ругает нас с братишкой. 
Кто же это? Наша. (мама)

2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(папа)

3. Пусть не хожу я в детский сад,

А дома ем оладушки.

Пенсионерка, я и рад

Моя родная… (бабушка)

4. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший… (брат)

5. Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков – гора,

Брату кто она?. (сестра)

6. Он - мужчина, и он – сед,

Папе - папа, мне он - …(дед) Кто это? Семья ( в центре солнышка – ребус)

3 этап: Выявление места и причин затруднения.

Соотнесите понятия, которые вам уже знакомы по прошлым урокам и сведения, о которых мы еще не говорили. Поставьте знак + в колонку той темы, для которой сведения будут правильными.

Понятия

«Отрочество – особая пора жизни», «Загадка человека»

«Семья и семейные отношения»

Отрок

+

Семья

+

Подросток

+

Брак

+

Наследственность

+

Речь

+

Двухпоколенные семьи

+

Трехпоколенные семьи

+

Конституция

+

Полные семьи

+

Рыцари

+

Неполные семьи

+

Семейный кодекс

+

- Какие понятия вам незнакомы?

- С этими понятиями семья, брак, двухпоколенные, трехпоколенные, полные и неполные семьи, Семейный кодекс, Конституция мы познакомимся на уроке.

Предположите, о чём пойдет речь на нашем уроке?

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

 Почему большинство людей создают семью?

Что семья дает человеку?

 Что человек дает семье?

Нужна ли семья ребенку?

4 этап: Построения проекта выхода из затруднения.

 Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

Как мы можем достичь поставленной цели? (вспомнить какие семьи бывают, прийти к пониманию, что семья имела огромное значение для человека во все времена)

5 этап: Реализация построенного проекта.

Работа с текстом учебника с использованием приёмов смыслового чтения.

  1. Звучит песня о семье. Как вы думаете о чём пойдёт речь в тексте «Зачем люди создают семьи.»

Прошу учащихся вспомнить, что им известно о семье. Они высказывают свои знания, версии.  Вместе оформляем графу «знаю».


Знаю 


Хочу узнать 


Узнал 


1.семья – группа людей, имеющих общие цели;

2. в семье есть родители и дети (родственники);

3.в семье всё общее, все уважают друг друга, помогают;

4.есть семьи, где родители пьют, бьют детей.


1. что такое семья?

2.какие правила поведения существуют в семье?

3.как создать счастливую, полноценную семью?

4.почему распадаются семьи?

5.как образуются семьи?

6.зачем нужна семья?


1.семья – группа родственников, имеющих общие интересы.

2.уважать, любить друг друга, помогать. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, содержать детей. Дети обязаны слушаться, содержать родителей, когда они не могут о себе позаботиться и т.д.


 

Следующий этап работы– заполнение графы «хочу узнать». Для этого задаю вопрос детям: «Чтобы вы хотели узнать о «семье»? Поставьте вопросы к нашей теме. После заданных учащимися вопросов, заполняем вторую графу. Так мы систематизировали имеющуюся информацию по изучаемому вопросу и вышли на постановку задач. Учащимся предлагается выделить вопросы, на которые они могли бы сами ответить. После этого данные вопросы обсуждаются в группах и правильность ответа подтверждается текстом. Оставшиеся вопросы мы рассматриваем отдельно по группам. После чтения текста и обсуждения мы заполняем 3-ю графу «узнал».

3. Давайте составим синквейн по теме урока

Семья

Существительное

Прилагательное  прилагательное

Глагол глагол  глагол

Фраза из четырех слов

(проверка синквейнов)

Физкультминутка.

- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.

- Кто похож на папу? Аплодисменты!
- Кто похож на маму? Аплодисменты!
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Всплакните!

- Те, у кого есть старший брат, потопайте. 
- В чьей семье занимаются спортом? Присядьте!

- У кого есть сестра, помашите над головой рукой. 
- У кого нет секретов от родителей? Аплодисменты! - Кто помогает дома близким, попрыгайте. 
- К кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!

- У кого в семье домашние животные, поднимите руки вверх. 
- Кто помогает родителям по дому? Погладьте себя по голове!
- Кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!

6 этап: Первоначальное закрепление и проговаривание во внешней речи.

Жила – была  семья…. Подскажите, права ли я? 

1. Мама, папа, я, полная семья?  (ДА) 2. Дети страдают и плачут  в семье, Можно сказать, что они счастливы? (НЕТ) 3. Это семья не благополучная?  (ДА) 4. Бабушка, дедушка, мама, папа, я, Трёхпоколенная семья? (ДА) 5. Папа погиб на войне, Значит семья полная? (НЕТ) 6. Мама и папа, детей ещё нет, Семья трёхпоколенная? (НЕТ) 7. Был папа один, встретил маму, полюбил, Поженились, семья однопоколенная? (ДА) 8. Право на семью – главное право ребёнка? (ДА)

9. Право ребёнка на запрет встречаться с папой? (НЕТ) 10. Право ребёнка на запрет любить родителей? (НЕТ) 11. Ребёнок  имеете право на собственность? (ДА) 12. Ребёнок обязан получать образование? (ДА) 13. Может ли чужая тётя вас работать заставлять? (НЕТ) 14. Вы согласны, что имеете право на общение с обоими родителями? (ДА)  

15. Мама с папой поженились и родился у них сын, Это двухпоколенная семья? (ДА) 16. Мы будем соблюдать права? (ДА) 17. А любить родителей? (ДА) 18. А обязанности выполнять? (ДА) 19. И образование получать? (ДА) 

Выполнение задания: из предложенного списка характеристик семьи выберете и подчеркните положительные качества семьи. Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая.

7 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Заполни пропуски в тексте:

Трёхпоколенная семья состоит из---. Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) _________________ или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут ______________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время.

Двухпоколенная семья состоит из ________________________________.

_____________________________________________________________________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется _____________.

Слова для помощи: имущество, дом, родственники, хозяйство, дети, неполная, родители, родители родителей (бабушки и дедушки).

Эталон. Трёхпоколенная семья состоит из родителей, родителей родителей и детей. Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) родственниками или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут __в доме____________, ведут общее __хозяйство_________, имеют общее ___имущество_________. Они вместе воспитывают детей______ и проводят свободное время.

Двухпоколенная семья состоит из _родителей и детей._______________________________.

_____________________________________________________________________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется  неполной._____________.

8 этап: Включение в систему знаний и повторение.

«Моя семья – моё богатство». В чём состоит богатство семьи? (любовь, взаимопонимание, уважение, терпимость)

 В чём заключается богатство вашей семьи?

 Дай характеристику своей семьи по плану:

  1. Тип семьи ( однопоколенная, двухпоколенная, трёхпоколенная)
  2. Обязанности членов семьи.
  3. Помощь государства вашей семье.

9 этап: Рефлексия деятельности.

 "Плюс, минус, интересно"

Для подведения итогов урока использую упражнение «Плюс-минус-интересно».  «П» - «плюс» что понравилось на уроке. «М» - «минус» что не понравилось на уроке. «И» - «интересно» учащиеся любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 Домашнее задание: Придумать и нарисовать  герб вашей семьи.

Представьте себе, что к вам приплыла сказочная золотая рыбка. Попросите что-нибудь доброе и приятное для своих близких. Нарисуйте или напишите то, о чем вы попросите золотую рыбку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания 5 класс "Моя семья - моё богатство".»

Урок по обществознанию в 5 классе по теме «Моя семья – моё богатство»

Цель урока: совершенствование навыков смыслового чтения у учащихся через изучение темы «Семья».

Планируемые результаты:

Предметные: научиться создавать целостное представление о семье; понимать ключевые понятия семья, поколение; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи;

понимать эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к своим родным и близким.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Учебное оборудование: УМК по обществознанию: учебник «Обществознание. 5 класс» под. Ред. Боголюбова Л.Ф., Ивановой – М.: Просвещение, 2015.

Список использованных источников: Семейный кодекс РФ,

Конституция РФ,

Конвенция о правах ребёнка.

1 этап: Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? Ведь улыбка, подаренная кому-либо и себе самому, делает людей счастливее.

Сегодня мы проведём необычный урок, поэтому вы должны быть внимательными, активными, организованными. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

2 этап: Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



Давайте отгадаем загадки. А ответы запишем на лучиках солнышка. Будем составлять кластер.

(дети разгадывают загадки. Тот, кто угадал выходит к доске и на лучике солнца записывает ответ)



1.Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Разгребая горы хлама, 
Не ругает нас с братишкой. 
Кто же это? Наша... (мама)

2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(папа)

3. Пусть не хожу я в детский сад,

А дома ем оладушки.

Пенсионерка, я и рад

Моя родная… (бабушка)



4. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший… (брат)



5. Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков – гора,

Брату кто она?... (сестра)



6. Он - мужчина, и он – сед,

Папе - папа, мне он - …(дед) Кто это? Семья ( в центре солнышка – ребус)

3 этап: Выявление места и причин затруднения.

Соотнесите понятия, которые вам уже знакомы по прошлым урокам и сведения, о которых мы еще не говорили. Поставьте знак + в колонку той темы, для которой сведения будут правильными.


Понятия

«Отрочество – особая пора жизни», «Загадка человека»

«Семья и семейные отношения»

Отрок

+


Семья


+

Подросток

+


Брак


+

Наследственность

+


Речь

+


Двухпоколенные семьи


+

Трехпоколенные семьи


+

Конституция


+

Полные семьи


+

Рыцари

+


Неполные семьи


+

Семейный кодекс


+

- Какие понятия вам незнакомы?

- С этими понятиями семья, брак, двухпоколенные, трехпоколенные, полные и неполные семьи, Семейный кодекс, Конституция мы познакомимся на уроке.









Предположите, о чём пойдет речь на нашем уроке?

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

 Почему большинство людей создают семью?

Что семья дает человеку?

Что человек дает семье?

Нужна ли семья ребенку?

4 этап: Построения проекта выхода из затруднения.

Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

Как мы можем достичь поставленной цели? (вспомнить какие семьи бывают, прийти к пониманию, что семья имела огромное значение для человека во все времена)

5 этап: Реализация построенного проекта.

Работа с текстом учебника с использованием приёмов смыслового чтения.

  1. Звучит песня о семье. Как вы думаете о чём пойдёт речь в тексте «Зачем люди создают семьи.»

Прошу учащихся вспомнить, что им известно о семье. Они высказывают свои знания, версии. Вместе оформляем графу «знаю».


Знаю 


Хочу узнать 


Узнал 


1.семья – группа людей, имеющих общие цели;

2. в семье есть родители и дети (родственники);

3.в семье всё общее, все уважают друг друга, помогают;

4.есть семьи, где родители пьют, бьют детей.



1. что такое семья?

2.какие правила поведения существуют в семье?

3.как создать счастливую, полноценную семью?

4.почему распадаются семьи?

5.как образуются семьи?

6.зачем нужна семья?



1.семья – группа родственников, имеющих общие интересы.

2.уважать, любить друг друга, помогать. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, содержать детей. Дети обязаны слушаться, содержать родителей, когда они не могут о себе позаботиться и т.д.





Следующий этап работы– заполнение графы «хочу узнать». Для этого задаю вопрос детям: «Чтобы вы хотели узнать о «семье»? Поставьте вопросы к нашей теме. После заданных учащимися вопросов, заполняем вторую графу. Так мы систематизировали имеющуюся информацию по изучаемому вопросу и вышли на постановку задач. Учащимся предлагается выделить вопросы, на которые они могли бы сами ответить. После этого данные вопросы обсуждаются в группах и правильность ответа подтверждается текстом. Оставшиеся вопросы мы рассматриваем отдельно по группам. После чтения текста и обсуждения мы заполняем 3-ю графу «узнал».

3. Давайте составим синквейн по теме урока

Семья

Существительное

Прилагательное прилагательное

Глагол глагол глагол

Фраза из четырех слов



(проверка синквейнов)

Физкультминутка.

- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.

- Кто похож на папу? Аплодисменты!
- Кто похож на маму? Аплодисменты!
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Всплакните!

- Те, у кого есть старший брат, потопайте. 
- В чьей семье занимаются спортом? Присядьте!

- У кого есть сестра, помашите над головой рукой. 
- У кого нет секретов от родителей? Аплодисменты! - Кто помогает дома близким, попрыгайте. 
- К кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!

- У кого в семье домашние животные, поднимите руки вверх. 
- Кто помогает родителям по дому? Погладьте себя по голове!
- Кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!





6 этап: Первоначальное закрепление и проговаривание во внешней речи.



Жила – была семья…. Подскажите, права ли я?

1. Мама, папа, я, полная семья? (ДА) 2. Дети страдают и плачут в семье, Можно сказать, что они счастливы? (НЕТ) 3. Это семья не благополучная? (ДА) 4. Бабушка, дедушка, мама, папа, я, Трёхпоколенная семья? (ДА) 5. Папа погиб на войне, Значит семья полная? (НЕТ) 6. Мама и папа, детей ещё нет, Семья трёхпоколенная? (НЕТ) 7. Был папа один, встретил маму, полюбил, Поженились, семья однопоколенная? (ДА) 8. Право на семью – главное право ребёнка? (ДА)

9. Право ребёнка на запрет встречаться с папой? (НЕТ) 10. Право ребёнка на запрет любить родителей? (НЕТ) 11. Ребёнок имеете право на собственность? (ДА) 12. Ребёнок обязан получать образование? (ДА) 13. Может ли чужая тётя вас работать заставлять? (НЕТ) 14. Вы согласны, что имеете право на общение с обоими родителями? (ДА)

15. Мама с папой поженились и родился у них сын, Это двухпоколенная семья? (ДА) 16. Мы будем соблюдать права? (ДА) 17. А любить родителей? (ДА) 18. А обязанности выполнять? (ДА) 19. И образование получать? (ДА)

Выполнение задания: из предложенного списка характеристик семьи выберете и подчеркните положительные качества семьи. Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая.

7 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.






Заполни пропуски в тексте:

Трёхпоколенная семья состоит из---------------. Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) _________________ или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут ______________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время.



Двухпоколенная семья состоит из ________________________________.



_____________________________________________________________________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется _____________.



Слова для помощи: имущество, дом, родственники, хозяйство, дети, неполная, родители, родители родителей (бабушки и дедушки).

Эталон. Трёхпоколенная семья состоит из родителей, родителей родителей и детей. Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) родственниками или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут __в доме____________, ведут общее __хозяйство_________, имеют общее ___имущество_________. Они вместе воспитывают детей______ и проводят свободное время.



Двухпоколенная семья состоит из _родителей и детей._______________________________.



_____________________________________________________________________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется неполной._____________.

8 этап: Включение в систему знаний и повторение.

«Моя семья – моё богатство». В чём состоит богатство семьи? (любовь, взаимопонимание, уважение, терпимость)

В чём заключается богатство вашей семьи?

Дай характеристику своей семьи по плану:

  1. Тип семьи ( однопоколенная, двухпоколенная, трёхпоколенная)

  2. Обязанности членов семьи.

  3. Помощь государства вашей семье.







9 этап: Рефлексия деятельности.

 "Плюс, минус, интересно"

 

Для подведения итогов урока использую упражнение «Плюс-минус-интересно».  «П» - «плюс» что понравилось на уроке. «М» - «минус» что не понравилось на уроке. «И» - «интересно» учащиеся любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Домашнее задание: Придумать и нарисовать герб вашей семьи.

Представьте себе, что к вам приплыла сказочная золотая рыбка. Попросите что-нибудь доброе и приятное для своих близких. Нарисуйте или напишите то, о чем вы попросите золотую рыбку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока обществознания 5 класс "Моя семья - моё богатство".

Автор: Низамова Надежда Борисовна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства