kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование возможностей

учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся

(выступление на педагогическом совете)

 

В рамках образования важным результатом является способность и готовность учащихся адаптироваться в современном мире. Эта адаптация выражается в умении применять усвоенные предметные знания к разнообразным реальным ситуациям, что в свою очередь называется функциональной грамотностью.

Современная школа стоит перед важной задачей - развитием функциональной грамотности у своих учащихся. Это означает, что ученики должны приобрести навыки работы с информацией, умение выделять важные детали из учебного материала, анализировать таблицы, схемы, карты и извлекать из них полезную информацию. Кроме того, они должны развить способность составлять алгоритмы для решения поставленных задач. Все эти навыки объединены в концепцию профессионально успешной личности. Школа старается помочь ученикам развить эти навыки, чтобы они могли успешно справляться с современными требованиями и стать грамотными и компетентными в своей будущей профессии.

      Эти, а также большое количество других аргументов, демонстрируют необходимость изучения элементов теории вероятностей школьниками. Без минимального уровня вероятностно-статистической грамотности сложно адекватно воспринимать и анализировать социальную, политическую и экономическую информацию, а также принимать обоснованные решения на основе этой информации. Например, понимание вероятностных понятий позволяет оценивать риски и принимать решения в области инвестиций или разработки новых лекарств, и так далее. Изучение теории вероятностей также развивает способность рассуждать логически, формулировать и проверять гипотезы, анализировать данные и давать аргументированные обоснования. В целом, изучение элементов теории вероятностей считается неотъемлемой частью функциональной грамотности, поскольку оно обеспечивает учащихся необходимыми инструментами для критического мышления, принятия обоснованных решений и понимания взаимосвязей в реальном мире.   
             В настоящее время этот аспект является одним из ключевых при модернизации математического образования. Это связано с ролью, которую вероятностно-статистические знания играют в общей подготовке современного человека. Это понимание приоритетных задач обучения отразилось в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Из письма «Об особенностях преподавания учебных предметов по образовательным программам в соответствии с обновлёнными ФОП НОО, ООО и СОО в 2023/2024 учебном году». При реализации ФОП не в первый год изучения учебного предмета, общеобразовательным организациям необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». В 8, 9 и 11 классах рекомендуется добавить в обязательную часть учебного плана по 1 часу на изучение учебного курса «Вероятность и статистика» из части, формируемой участниками образовательных отношений… [3]

    Составляющими функциональной грамотности являются читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. Математическая грамотность определяется как «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [2]. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) математическая грамотность представлена как совокупность трех компетенций:

1) умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей;

2) умения формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практик ориентированных задач,

 3) умения интерпретировать и оценивать полученные результаты. [4]

Для оценки математической грамотности применяются специальные задания, что требует разработки соответствующего учебно-методического материала. В то же время, чтобы реализовать обучение в формате формирования функциональной грамотности, учителя должны внести значительные изменения в организацию урока. Это подразумевает использование особой системы заданий, которая позволяет каждому обучающемуся работать с материалом в соответствии с его уровнем подготовки и индивидуальными потребностями, в индивидуальном темпе.
Для этого необходимо создавать задания, которые максимально отражают разнообразные аспекты математики и способствуют возможности проявления глубокого понимания математических концепций и их практического применения. Учителя должны создавать стимулирующую и поддерживающую среду для развития математических навыков учащихся. Важно учесть различные стили обучения, потребности и особенности каждого ученика, чтобы помочь им достичь высоких результатов в математике. Таким образом, оценка математической грамотности требует разработки соответствующих заданий и учебно-методического материала, а также тщательного проектирования образовательного процесса, чтобы обеспечить максимально объективную и надежную оценку уровня математической подготовки учащихся.

    Я предлагаю на уроках "Вероятности и статистики" для развития математической грамотности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы использовать метод кейсов. Кейс (от англ. case – случай, ситуация) – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Под ним может пониматься технология анализа конкретных ситуаций, какого-нибудь частного случая [1]. Метод кейсов - это активный и практический подход к обучению, который задействует учащихся в решении реальных проблематических ситуаций. В случае изучения теории вероятностей, педагог может предложить учащимся различные случаи из реальной жизни или задачи, в которых ставится вопрос о вероятности наступления определенных событий. Учащиеся анализируют ситуацию, применяют математические знания и навыки для решения задачи, обсуждают возможные решения и приходят к обоснованным выводам. Такой метод активно вовлекает учащихся в процесс обучения, развивает их критическое мышление, аналитические навыки и способность применять математический аппарат для решения реальных задач. Кроме того, метод кейсов позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки и работать в коллаборативной форме, сотрудничая друг с другом для нахождения решений. Использование метода кейсов для формирования математической грамотности на уроках "Теории вероятностей" обеспечит более практическое и интересное обучение, которое способствует лучшему усвоению материала и развитию важных навыков учащихся.

 

Рассмотрим пример.

 

 Кейс №1

«Таблица» 7 класс

 

Для организации учебного процесса в новом учебном году школе необходимо закупить в учебные кабинеты ученическую мебель, мебель для работы учителей. В кабинет начальных классов необходимо приобрести девятнадцать ученических парт, тридцать восемь стульев, один стул и один стол для учителя, книжный шкаф, классную доску, один компьютер, два стенда; кабинет математики – семнадцать ученических парт, тридцать четыре стула, два  компьютера, два книжных шкафа, стул для учителя, две классных доски, три стенда; в кабинет информатики - десять ученических парт, десять стульев, стол для учителя, один книжный шкаф, пять компьютеров, три стенда; в кабинет химии - пятнадцать ученических парт, тридцать стульев, два книжных шкафа, стул для учителя, три компьютера, три стенда. [2]

 

 

Задание №1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. Какие предметы мебели необходимо закупить для организации учебного процесса?
  2. Какие кабинеты не полностью оснащены мебелью или компьютерной техникой?
  3. Сколько книжных шкафов нужно купить в кабинет математики?
  4. Сколько необходимо компьютеров в кабинет информатики для обеспечения учебного процесса?
  5. Сколько всего стульев нужно приобрести в школу?

 

Задание №2

Предложите способы упорядочения и систематизации информации в тексте задания.

(Ответ: схема, выписать данные отдельно про каждый кабинет – карточка кабинета, таблица)

 

Задание №3

Ответьте на вопросы.

  1. Что такое таблица? (дайте определение);
  2. Приведите примеры таблиц, которые вы знаете, используете в жизни, встречаете на улицах, вокзалах;
  3. Рассмотрите пример таблицы (рис. 1) и назовите  ее элементы.

 

Задание №4

Составьте таблицу по предложенному тексту и заполните ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся»

Использование возможностей

учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся

(выступление на педагогическом совете)


В рамках образования важным результатом является способность и готовность учащихся адаптироваться в современном мире. Эта адаптация выражается в умении применять усвоенные предметные знания к разнообразным реальным ситуациям, что в свою очередь называется функциональной грамотностью.

Современная школа стоит перед важной задачей - развитием функциональной грамотности у своих учащихся. Это означает, что ученики должны приобрести навыки работы с информацией, умение выделять важные детали из учебного материала, анализировать таблицы, схемы, карты и извлекать из них полезную информацию. Кроме того, они должны развить способность составлять алгоритмы для решения поставленных задач. Все эти навыки объединены в концепцию профессионально успешной личности. Школа старается помочь ученикам развить эти навыки, чтобы они могли успешно справляться с современными требованиями и стать грамотными и компетентными в своей будущей профессии.

Эти, а также большое количество других аргументов, демонстрируют необходимость изучения элементов теории вероятностей школьниками. Без минимального уровня вероятностно-статистической грамотности сложно адекватно воспринимать и анализировать социальную, политическую и экономическую информацию, а также принимать обоснованные решения на основе этой информации. Например, понимание вероятностных понятий позволяет оценивать риски и принимать решения в области инвестиций или разработки новых лекарств, и так далее. Изучение теории вероятностей также развивает способность рассуждать логически, формулировать и проверять гипотезы, анализировать данные и давать аргументированные обоснования. В целом, изучение элементов теории вероятностей считается неотъемлемой частью функциональной грамотности, поскольку оно обеспечивает учащихся необходимыми инструментами для критического мышления, принятия обоснованных решений и понимания взаимосвязей в реальном мире.
В настоящее время этот аспект является одним из ключевых при модернизации математического образования. Это связано с ролью, которую вероятностно-статистические знания играют в общей подготовке современного человека. Это понимание приоритетных задач обучения отразилось в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Из письма «Об особенностях преподавания учебных предметов по образовательным программам в соответствии с обновлёнными ФОП НОО, ООО и СОО в 2023/2024 учебном году». При реализации ФОП не в первый год изучения учебного предмета, общеобразовательным организациям необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». В 8, 9 и 11 классах рекомендуется добавить в обязательную часть учебного плана по 1 часу на изучение учебного курса «Вероятность и статистика» из части, формируемой участниками образовательных отношений… [3]

Составляющими функциональной грамотности являются читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. Математическая грамотность определяется как «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [2]. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) математическая грамотность представлена как совокупность трех компетенций:

1) умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей;

2) умения формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практик ориентированных задач,

3) умения интерпретировать и оценивать полученные результаты. [4]

Для оценки математической грамотности применяются специальные задания, что требует разработки соответствующего учебно-методического материала. В то же время, чтобы реализовать обучение в формате формирования функциональной грамотности, учителя должны внести значительные изменения в организацию урока. Это подразумевает использование особой системы заданий, которая позволяет каждому обучающемуся работать с материалом в соответствии с его уровнем подготовки и индивидуальными потребностями, в индивидуальном темпе.
Для этого необходимо создавать задания, которые максимально отражают разнообразные аспекты математики и способствуют возможности проявления глубокого понимания математических концепций и их практического применения. Учителя должны создавать стимулирующую и поддерживающую среду для развития математических навыков учащихся. Важно учесть различные стили обучения, потребности и особенности каждого ученика, чтобы помочь им достичь высоких результатов в математике. Таким образом, оценка математической грамотности требует разработки соответствующих заданий и учебно-методического материала, а также тщательного проектирования образовательного процесса, чтобы обеспечить максимально объективную и надежную оценку уровня математической подготовки учащихся.

Я предлагаю на уроках "Вероятности и статистики" для развития математической грамотности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы использовать метод кейсов. Кейс (от англ. case – случай, ситуация) – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Под ним может пониматься технология анализа конкретных ситуаций, какого-нибудь частного случая [1]. Метод кейсов - это активный и практический подход к обучению, который задействует учащихся в решении реальных проблематических ситуаций. В случае изучения теории вероятностей, педагог может предложить учащимся различные случаи из реальной жизни или задачи, в которых ставится вопрос о вероятности наступления определенных событий. Учащиеся анализируют ситуацию, применяют математические знания и навыки для решения задачи, обсуждают возможные решения и приходят к обоснованным выводам. Такой метод активно вовлекает учащихся в процесс обучения, развивает их критическое мышление, аналитические навыки и способность применять математический аппарат для решения реальных задач. Кроме того, метод кейсов позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки и работать в коллаборативной форме, сотрудничая друг с другом для нахождения решений. Использование метода кейсов для формирования математической грамотности на уроках "Теории вероятностей" обеспечит более практическое и интересное обучение, которое способствует лучшему усвоению материала и развитию важных навыков учащихся.


Рассмотрим пример.


Кейс №1

«Таблица» 7 класс


Для организации учебного процесса в новом учебном году школе необходимо закупить в учебные кабинеты ученическую мебель, мебель для работы учителей. В кабинет начальных классов необходимо приобрести девятнадцать ученических парт, тридцать восемь стульев, один стул и один стол для учителя, книжный шкаф, классную доску, один компьютер, два стенда; кабинет математики – семнадцать ученических парт, тридцать четыре стула, два компьютера, два книжных шкафа, стул для учителя, две классных доски, три стенда; в кабинет информатики - десять ученических парт, десять стульев, стол для учителя, один книжный шкаф, пять компьютеров, три стенда; в кабинет химии - пятнадцать ученических парт, тридцать стульев, два книжных шкафа, стул для учителя, три компьютера, три стенда. [2]



Задание №1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. Какие предметы мебели необходимо закупить для организации учебного процесса?

  2. Какие кабинеты не полностью оснащены мебелью или компьютерной техникой?

  3. Сколько книжных шкафов нужно купить в кабинет математики?

  4. Сколько необходимо компьютеров в кабинет информатики для обеспечения учебного процесса?

  5. Сколько всего стульев нужно приобрести в школу?


Задание №2

Предложите способы упорядочения и систематизации информации в тексте задания.

(Ответ: схема, выписать данные отдельно про каждый кабинет – карточка кабинета, таблица)


Задание №3

Ответьте на вопросы.

  1. Что такое таблица? (дайте определение);

  2. Приведите примеры таблиц, которые вы знаете, используете в жизни, встречаете на улицах, вокзалах;

  3. Р ассмотрите пример таблицы (рис. 1) и назовите ее элементы.


Задание №4

Составьте таблицу по предложенному тексту и заполните ее.





























Литература


  1. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике. Изд-во: Феникс, 2015. 141 с.

  2. Вероятность и статистика: Учебник для 7-9 классов, базовый уровень. Часть 1/ И.Р.Высоцкий, И.В. Ященко; под редакцией И.В. Ященко. - 1-е изд. – М.:Просвещение, 2023

  3. Письмо «Об особенностях преподавания учебных предметов по образовательным программам в соответствии с обновленным ФОП НОО, ООО и СОО в 20023/2024 учебном году»

  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) [Электронный ресурс] // Реестр примерных программ: государственная информационная система. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop?page=8

  5. Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования российской академии образования. – Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/%D0%9C%D0%90_2019_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pdf





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ценнер Юлия Владимировна

Дата: 11.12.2023

Номер свидетельства: 641897

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "рабочая программа по алгебре для 10  профильного  класса "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-dlia-10-profil-nogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "184072"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425993733"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "рабочая программа по алгебре для 11 профильного класса( УМК Мордковича А.Г., профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-dlia-11-profil-nogho-klassa-umk-mordkovicha-a-g-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "184441"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426055063"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа  с КТП по математике 8 класс по учебнику Макарычева Ю.Н. "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-s-ktp-po-matiematikie-8-klass-po-uchiebniku-makarychieva-iu-n"
    ["file_id"] => string(6) "231313"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442468070"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по алгебре (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-7-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "238739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444645739"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по алгебре (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-9-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "238743"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444646787"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
1550 руб.
1940 руб.
2110 руб.
2640 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства