kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по математической грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Формирование функциональной грамотности школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по математической грамотности»

Методическая разработка урока по развитию математической грамотности

Вид работы: методическая разработка занятия

Тема: Решение задач практического содержания

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев.

«Воображение важнее, чем знание. Знание ограниченные, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, эволюцию».

Альберт Эйнштейн.

Математическая грамотность- это способность применять знания по математике в необходимом контексте. Это умение рассуждать языком математики. Также в математическую грамотность входит понятие о логике. Недостаточно просто использовать математические конструкции, необходимо делать логические выводы и привязки, создавать математические модели.

Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире. Она способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Выделяют три составляющие математической грамотности: 

-умение находить и отбирать информацию;

- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Такие задания базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Тип урока: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Формирование функциональной грамотности школьников;





Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать выдержку, терпение;

  2. Формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление.

Форма проведения занятия:

Решение математических задач, сопровождаемых исторической справкой.

Подготовка: назначенные учителем учащиеся заранее подготовили краткие сообщения.

Ход мероприятия:

Организационный момент (2 мин)

Основная часть (38 мин)

Вступительное слово учителя:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на математическом занятии.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по железной дороге от станции Мельничный ручей до станции Санкт- Петербург..

 Для того чтобы начать путешествие, мы должны купить билеты на электричку до города Санкт- Петербург. Для этого нам надо справиться с заданием, т.е. решить задачу на вычисление стоимости проезда.

Задача:

Железнодорожный билет на электричку для взрослого стоит 60 рублей. Стоимость билета школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 1 взрослого. Какова стоимость билетов на всю группу?

Решение:
50% - это 0,5

  1. 60*0,5=30 (р) стоимость детского билета

  2. 30 *15 = 450(р) стоимость 5 детских билетов

  3. 450+ 60=510 (р) стоимость билетов на всю группу

Ответ: 510 рублей.

(5 баллов)

Учитель: 

Молодцы ребята! Билеты куплены, и мы с Вами отправляемся в путь. От станции Мельничный Ручей до станции Санкт- Петербург.








Первая остановка- Всеволожская.

Около станции находится Старинная Свято- Троицкая церковь.

Давайте прослушаем небольшой рассказ:

Старинная Свято-Троицкая церковь в Рябово

Церковь старинная, построенная в начале 20-го века в пригородной деревеньке Рябово (нынче в составе города Всеволожск), с пятью главками-маковками и небольшой звонницей над входом. Церквушка была построена для петербургских дачников, которые на лето выбирались из Петербурга в сосновые леса нынешнего Всеволожска. Службы регулярные, причем церковь имеет счастливую участь - тут службы не прекращались даже в советское время. Хотя был пожар, от которого деревянный храм серьезно пострадал. Но сейчас все позади, церковь отремонтирована и радует и душу, и глаз. Место очень спокойное и душевное.

Задача:

Сколько лет данной постройки вы узнаете, если решите уравнение:

5х+ 200= 4х+ 300

Ответ: 100 лет.

(3 балла)


Следующая станция- Бернгардовка:


Станция Бернгардовка расположена неподалеку от города Всеволожска, который находится на расстоянии в 20 км от Петербурга. Когда-то здесь было большое имение, принадлежавшее старинному роду Всеволожских, а управляющим в нем служил швейцарец Ганс Бернгард. На заработанные деньги Бернгард купил участок земли рядом с имением Всеволожских и построил на нем мызу. Когда прокладывали Ириновскую железную дорогу, она пересекла участок, принадлежавший Бернгарду. Согласно легенде, в качестве компенсации за нанесенный ущерб практичный швейцарец потребовал, чтобы на его участке сделали станцию и назвали ее Бернгардовка.

Давайте решим еще одну задачу:

Задача.

Расстояние между станцией Всеволожская и Бернгардовка 2 мили (1 миля сухопутная = 1,609 км (применяется в настоящее время в США). Сколько километров составляет расстояние от Всеволожска до Бернгардовки. (Результат округлите до целого числа)

Ответ: 4 км

(3 балла)


Учитель: Ребята, а что мы видим…(Памятный километровый столб).

На станции Ковалево находится Памятный километровый столб, установленный на обочине ж/д линии. Такие столбы установлены на трассе «Дорога жизни», от станции Ржевка до станции Ладожское озеро.

Задача.

Найти два числа, сумма которых равна 53, а их произведение 322.

Ответ: 7 монументов и 46 памятных столбов

(5 баллов)

Учитель:. А мы продолжаем.

Следующая станция- Ржевка. Но Ржевка-Пороховые на самом деле имеет к историческим поселениям Ржевка и Пороховые довольно опосредованное отношение. Обе эти деревни находились, соответственно, севернее и южнее современного спального района. И до сих пор исторический район Ржевка существует как отдельный топоним.


Задача.

Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок , на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

1000:8*1 = 125 (г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

(3 балла)

Следующая станция- Пискаревка.




А это район Пискаревка. Активная жизнь пришла на Пискарёвку в 1960х годах. В наше время Пискарёвка остаётся всё тем же уютным и зелёным спальным районом, коим была и в советское время. Парк имени Академика Сахарова - одно из самых интересных мест на Пискарёвке. Дело в том, что парк, названный в честь выдающегося русского учёного Андрея Дмитриевича Сахарова, создавшего водородную бомбу, решили посвятить теме радиации. Хотя правильнее будет сказать, что тематику парку задала его главная достопримечательность - "Колокол мира", установленный в парке в 1988 году, тогда как современное название парку дали уже после установки колокола, в 1996.


Задача:

Электричка проехала 16 км от станции Мельничный Ручей до станции- Пискаревка за 25 минут Какова скорость электрички? Ответ дайте в км/ч.


1) 25 минут= 25/ 60 ч= 5/12 ч

2) 16 : 5/12= 38,4 (км/ч)


Ответ: 38,4 км/ч

(5 баллов)


А это станция- Кушелевка.

Ку́шелевка — узловая железнодорожная станция в Санкт-Петербурге, расположенная на Соединительной линии Октябрьской железной дороги. Станция находится между Полюстровским проспектом и Политехнической улицей, рядом с началом улицы Карбышева. Электрифицирована в 1958 году в составе участка Финляндский вокзал — Мельничный Ручей.

Задача:

На диаграмме представлено количество осадков, выпадающих в

среднем за год в Санкт- Петербурге



( 3 балла)





Прошло 38 минут и мы на платформе Финляндского вокзала.



За время путешествия мы очень проголодались. Для этого мы с вами отправимся в ближайший магазин за продуктами.

 

Задача: День недели - среда. По средам в некоторых магазинах действуют скидки. В нашей копилке 700 руб. Мы решили купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находятся магазины со следующими ценами на интересующий товар. Давайте выберем, в какой же магазин нам отправиться за самой выгодной покупкой?

Наименование товаров

«Пятёрочка»

+5% скидка

«Магнит»

+ 10 %

1

Батон

30 рублей

33 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

28 рублей

3

Пакт кефира

53 рубля

59 рублей

4

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

5

Пряники

56 рублей

 59 рублей

Решение:

  1. (30+27+53+283+56)*0,95=426,55 (р) стоимость покупки в Пятерочке

  2. (33+28+59+275+59)*0,9=408,6 (р) стоимость покупки в Магните

Ответ: самая выгодная покупка в магазине Магнит, 408,6 руб.

(5 баллов)

Учитель:

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, сейчас мы с вами подведем итоги, подсчитаем баллы.

(учитель проводит рефлексию, подводит итог занятия)






Кто набрал в сумме:

29- 32 баллов – отметка «5»

21- 28 баллов- отметка «4»

16- 20 баллов- отметка «3».

Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы поняли как связаны между собой учебник математики, билет, покупка? (Ответы детей)

- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке вы пополнили свои знания? (Ответы детей)

- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)

- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)

- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)

- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)

Итак, вы сегодня решали разные типы задач, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний прожить очень тяжело.

Домашнее задание

А теперь, запишите домашнее задание.

Придумать свою задачу практического характера

Спасибо за урок! Урок окончен!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по математической грамотности

Автор: Козлова Марина Дмитриевна

Дата: 24.03.2024

Номер свидетельства: 647831

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тригонометрические  функции  (методическая разработка урока)"
    ["seo_title"] => string(62) "trighonomietrichieskiiefunktsiimietodichieskaiarazrabotkauroka"
    ["file_id"] => string(6) "266771"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450246190"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья «Развитие математической грамотности на уроках биологии в малокомплектных сельских школах Республики Казахстан»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_matiematichieskoi_ghramotnosti_na_urokakh_biologhii_v_malokomp"
    ["file_id"] => string(6) "359117"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479212312"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока   по математике   на тему «Модуль числа» "
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-modul-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "174461"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424136779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
1940 руб.
1500 руб.
1870 руб.
2000 руб.
2500 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства