Тема урока | Тема: Дифференциация звуков д –ти букв, которые их обозначают. |
Тип урока | Изучение нового. |
Цель урока | Закрепить знания о звуках Д-Т; Учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, в связном тексте; Закреплять умение определять место звука в слове; Развивать навыки фонематического восприятия; Развивать мышление, зрительное, пространственное восприятие; Формировать навыки работы с деформированным текстом; - Воспитывать потребность детей в правильной чёткой речи. |
Планируемый результат обучения | Познавательные УУД: Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. Коммуникативные УУД: Формирование учебного сотрудничества, умение четко и грамматически верно составлять высказывания. Регулятивные УУД: формирование следующих типов учебных действий: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка. Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
Основные понятия | Звук, буква, твёрдый, звонкий – глухой, согласный. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, чтение, русский язык. |
Ресурсы | Зеркала, тетради, ручки, буквы Д-Т, «светофоры», картинки: дом, кот, ведро, молоток ,карандаши, топор, стул ,трава, дракон; карточки с заданиями, картинка дятла. |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент | Коммуникативные УУД | Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги: Та-да-та ду-ту-ду да-да-то То-до-до то-да-то ты-ты да Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменишь один из этих звуков другим, получится новое слово. Посмотрите, на доске написаны слова. | |
Выделение звука из слов. | | Т очка Д - Прочитайте, какие слова написаны? -Чем похожи и чем отличаются эти слова? - Придумайте предложение со словом ТОЧКА. - Придумайте предложение со словом ДОЧКА. Молодцы! А теперь скажите, о каких чудесных звуках мы сегодня будем говорить? Сегодня на уроке мы будем учиться различать на слух звуки Д-Т и при письме буквы, которые их обозначают, чтобы в тетрадях ошибок стало меньше. | |
Уточнение артикуляции звуков. | | - Произнесите звук Д. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка. - А сейчас произнесите звук Т. Опять обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка. - Сделайте вывод об артикуляции звуков Д-Т. (артикуляция одинаковая) А давайте проверим, чем же отличаются эти звуки. Мы тыльную сторону руки приложим к шее и произнесём по переменно звуки Д-Т. - Что слышите при произнесении звуков? (при произнесении звука Д голос звенит, а при произнесении звука Т – не звенит, звук слышится глухо). - Если мы произносим звук Д с голосом, то это звук какой? - Дайте характеристику звуку Д в слове ДОЧКА. -Если мы произносим звук Т без голоса, с шумом, то это звук какой? - Дайте характеристику звуку Т в слове ТОЧКА. Итак, чем же отличаются звуки Д и Т? | Работа с зеркалами. |
Дифференциация изолированных звуков. | | А сейчас поиграем, если вы услышите среди других звуков звук Д – то хлопните в ладоши, а если звук Т – топните. А, В, Д, У, Ы, Т, …. | На нужный звук хлопают в ладоши или топают. |
Дифференциация звуков в слогах. | | Откройте тетради. Подпишите число. - Скажите, какой буквой на письме обозначен звук Д? -Какой буквой обозначен на письме звук Т? Я буду говорить разные слоги, а вы должны выбрать слоги со звуком Д или Т и записать по столбикам. 1 столбик – Д, 2 – Т. (выставляются буквы Д-Т на доску). Да, бу, то, ку, мо, ту, ду, ба, … и т.д. - Давайте проверим, какие слоги вы написали в 1 столбик. - Какой звук во всех этих слогах? - Дайте характеристику звуку Д. - Какие слоги вы написали во 2 столбик? - Какой звук во всех этих слогах? -Дайте характеристику звуку Т? | Работа в тетрадях. |
Дифференциация звуков в словах. | | Слушайте внимательно следующее задание. Вам нужно отгадать загадки, назвать отгадки и в отгадках определить место звука в слове. И меня услышит друг. (телефон) ( в слове телефон – звук Т – стоит в начале слова) А как пашет – Семь плугов тащит. (трактор) Белею в поле чистом. А дунул ветерок – Остался стебелёк. (одуванчик) Этот дождик не простой. Он без туч и облаков Целый день идти готов. (душ) Только мне нужна ………..( лопата) Молодцы! Вы правильно определили звук и его место в слове. А сейчас поиграем в игру «Кто куда спрятался?» - Но прежде чем играть, давайте вспомним, где у нас лево, где право. Поднимите правую руку, поднимите левую руку. - Я буду задавать вопросы, вы внимательно смотрите на картинки и записываете свои ответы. ( картинки на доске) Дом кот ведро Молоток карандаши топор Стул трава дракон - Что в левом верхнем углу? - Кто в правом нижнем углу? - Что между молотком и топором? - Что под котом? - Что над ведром? - Что справа от молотка? - Что слева от дракона? А сейчас проверим, что у вас получилось. - Прочитайте слова со звуком Д, со звуком Т. | Отгадывают загадки, определяют место звука в слове.
Дети записывают ответы на вопросы, затем читают слова, называют звук, подчёркивают букву.
|
Физкультминутка | | Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шёл неспешно, по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: - Ох! И ушёл …… Газон засох. | |
Дифференциация звуков в предложениях. | | На партах лежат карточки. Прочитайте задание. Задание: Закончи предложения, используя картинки. Запиши, подчеркни буквы Д-Т. Даша рисует цветными …….. Гвозди забивают ……. Землю копают…….. Толя забежал за ……. На лугу растёт сочная……. Дрова рубят ……… ( картинки: карандаши, молоток, лопата, дом, трава, топор) Давайте проверим, что вы написали. Букву Д подчеркнём одной чертой, а букву Т - двумя. | Записывают предложения, вставляют подходящее по смыслу слово, подчёркивают буквы. |
Дифференциация звуков в связном тексте. | | На доске у меня написаны предложения. Из них мы будем составлять рассказ. А про кого будет этот рассказ вы должны отгадать. Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (дятел) - О ком загадка? - Как вы догадались, что это дятел? - В каких словах вы услышали звуки Д-Т. - О ком вы будете составлять рассказ. - На доске написаны предложения. Прочитайте про себя. - Скажите, можно ли сказать, что это рассказ? Почему? - Вам нужно переставить так предложения, чтобы получился связный рассказ. Найдите 1-е,2-е, ….. предложение. Это дятел стучал в окно своим клювом. Всю зиму дети ухаживали за дятлом. Таня и Даша услышали стук. Таня открыла форточку. Дятел влетел в комнату. - Прочитайте весь рассказ. - Давайте озаглавим этот рассказ. - А как ещё можно помогать зимой птицам? Подпишите название рассказа. Запишите его самостоятельно. |
Рассказ записывают самостоятельно.
|
Итог урока. | | - Какие два звука мы сегодня учились различать? - Дайте характеристику звуку Д, Т. - Чем похожи и чем отличаются эти звуки? Сегодня на уроке работали на отлично….., на хорошо….., а остальным ребятам нужно постараться и тоже будут хорошие и отличные результаты. | |