Закрепить умение дифференцировать звуки и буквы «Д-Т».
Развивать навыки грамотного письма при списывании с рукописного и печатного текста. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, внимание, мышление и речь. Мотивация учебной деятельности.
Оборудование: проектор, экран, презентация, карточки с изображением элементов букв; демонстрационные карточки; предметные картинки, таблица с буквами.
Ход урока.
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно сели, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
II. Восстановительное повторение.
- Давайте вспомним, по какой большой теме мы с вами работаем?
Тема: «Звонкие и глухие согласные».
- Прочитайте тему на слайде.
- Какие согласные называются звонкими?
- Какие согласные называются глухими?
- Почему согласные называются парными?
- Назовите, какие пары мы с вами уже изучили?
- Я называю звонкую, а вы глухую согласную.
Б В Д П Ф Т
- Ребята, к нам на урок письма пришёл гость. А кто он вы, узнаете, отгадав загадку.
* Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
- Давайте ещё раз скажем, по какой теме мы с вами работаем?
- Наш гость принёс вам игру.
1. Игра «Определи парную согласную»
(На доске «колокольчики», учитель показывает на них)
- Какие согласные обозначаем этим колокольчиком? (Звонкие)
- А этим? (Глухие)
- Посмотрите на доску. - С каких букв начинаются данные слова?
* Барабан, помидор, флаг, волк, дыня, тыква.
- Назовите их.
Дети называют слова. Выделяют согласный в начале слова. Определяют, какой это согласный.
- Расставьте картинки под нужную букву.
Б В Д П Ф Т
(барабан, волк, дыня) (помидор, флаг, тыква)
III. Ввод в тему.
1. Сообщение темы.
- Сегодня мы с вами, ребята, продолжим учиться различать парные согласные в словах.
- Дежурными буквами будут Д-Т.
Б В П Ф
Д Т
- буква Д у нас какая?
- а буква Т?
2. Работа в тетрадях.
- Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего дня, где у вас стоит точка.
- На минутке чистописания пропишем заглавные и строчные парные согласные Дд-Тт. Половину строчки буквы Дд, вторую половину строчки пропишите буквы Тт.
- Сели ровненько, спинки прямые.
(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске)
* Дд * Тт
- Подчеркните парные согласные.
Звонкие мы подчёркиваем…….(двумя чертами), глухие…. (одной чертой).
- А теперь составим слоги с этими буквами и запишем их в тетрадь. На доске табличка с буквами. А О У
1 ряд составит слог со звонкой согласной буквой Д;
Запишите слог с маленькой буквы.
(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске)
2 ряд с глухой согласной буквой Т;
- Запишите слог с маленькой буквы.
(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске) и т. д.
1 ряд 2 ряд
да, до, ду, та, то, ту,
3. Работа по дифференциации. Игра «Угадай словечко»
- А сейчас, ребята разделите тетради на две половинки. В первой половине поставьте маленькую букву д, во второй маленькую букву - т.
А) - Наш гость предлагает вам отгадать загадки.
* То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (Тетрадь).
- Посчитаем, сколько звуков в слове «тетрадь».
(6 – звуков, 7 – букв). Почему? (Ь- знак не имеет звука)
-Назовите первый звук в слове. Дайте ему характеристику.
- Назовите букву, которой обозначается этот звук на письме.
- Какой будет эта буква?
* Запись слова под буквой Т. (Дети пишут в тетрадях, учитель на доске)
- Ребята, а какое ещё это слово «тетрадь»? (Словарное слово)
- Где мы можем допустить ошибку в слове? (Тетрадь – пишется через букву Е)
- Подчёркните гласную Е.
д т
тетрадь
Б) - А теперь напишем название нашего гостя.
- Кто у нас в гостях? Каким словом его назовём?(Дерево)
- Какой первый звук в слове?
- Дайте ему характеристику.
-Какой буквой он обозначается на письме.
- Какой будет эта буква?
* Запись слова под буквой Д. (Дети пишут в тетрадях, учитель на доске)
д т
дерево тетрадь
- Молодцы! Мы ещё вернёмся к нашим столбикам позже.
Вывод:
- Ребята, скажите с какими буквами записывали слова? (Д-Т)
- Какой звук обозначает буква Д?
- Какой звук обозначает буква Т?
- А сейчас я посмотрю, как вы умеете различать звук Д от звука Т.
IV. Физминутка
- Мы сейчас будем делать ф/м, а вы слушайте внимательно. Я буду называть слова со звуками Д и Т, если вы услышите в начале слова звонкий звук Д – хлопаете в ладоши, если услышите в начале слова глухой звук Т – слегка топаете ногами.
Дом, торт, дым, доска, тигр, туча, дерево.
4. Работа с учебником.
- Наш гость предлагает вам поработать с таким заданием.
- Откройте учебники, где ваши закладки на стр. 38. Найдите упр. 15
* Учитель читает задание.
* Дети читают слова про себя.
Точка, трава, дачка, тачка, дрова, дочка.
* Затем учитель читает слова.
* После - дети читают вслух.
Работа по заданию.
- Выберите и произнесите слово со звонкой согласной в начале слова.
- В какой столбик запишем это слово? Столбики у нас уже разделены, продолжаем писать с маленькой буквы. Запишите.
- Выберите и произнесите слово с глухой согласной в начале слова.
- В какой столбик запишем это слово? Запишите.
- Остальные слова разберём устно.
Эти слова пойдут на д/з. Запишите их дома.
5. Работа над предложением.
- Посмотрите внимательно на доску на слайд. Прочитайте.
Мама подарила (д/т)очке куклу. Слайд № 4.
- Что вы прочитали? (Предложение)
- В этом предложении в одном слове буква потерялась. Какую букву нужно вставить?
- Прочитайте предложение про себя.
* Затем вслух читает учитель.
- Сколько слов в предложении? (4)
- Назовите 1-ое слово; 2-ое.
- Что вы можете сказать о 3-ем слове?
- Какую букву выделите? (Д). Почему?
- Назовите 4-ое слово в предложении.
- С какой буквы пишется начало предложения? Что стоит в конце?
- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните парную согласную (д).
* Пока дети записывают предложение в тетрадь, учитель готовит игру - слова на доске.
V. Итог.
- С какими парными согласными мы с вами работали на уроке? (Д-Т)
- Чему учились на уроке? (Продолжали учиться различать парные согласные в словах).
- Какая из них звонкая? Глухая?
Игра «Определите, с какой буквы начинается каждое слово».
- И в заключении наш гость предлагает вам задание. Слова записаны на доске.
- Определите, с какой буквы начинается каждое слово.
* руба Д
* уча
* уш Т
Дети у доски стрелкой соединяют слова с дежурными буквами Д-Т.
VI. Оценивание за урок.
- Наш гость вами доволен, вы хорошо поработали на уроке. Ваши оценки….
VII. Д/З.
- Дописать слова из упр.15 на с. 38
- Урок окончен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Закрепить умение дифференцировать звуки и буквы «Д-Т».
Развивать навыки грамотного письма при списывании с рукописного и печатного текста. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, внимание, мышление и речь. Мотивация учебной деятельности.
Оборудование: проектор, экран, презентация,карточки с изображением элементов букв; демонстрационные карточки; предметные картинки, таблица с буквами.
Ход урока.
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно сели, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
-Итак, ребята, все готовы к уроку?
-Хорошо.
II. Восстановительное повторение.
- Давайте вспомним, по какой большой теме мы с вами работаем?
Тема: «Звонкие и глухие согласные». Слайд № 1.
- Прочитайте тему на слайде.
- Какие согласные называются звонкими?
(Звуки, которые произносятся с голосом)
- Какие согласные называются глухими?
(Звуки, которые произносятся без голоса)
- Почему согласные называются парными?
(Живут парами)
- Назовите, какие пары мы с вами уже изучили?
- Я называю звонкую, а вы глухую согласную.
Б В Д П Ф Т (На доске буквы, повторить)
- Ребята, к нам на урок письма пришёл гость. А кто он вы, узнаете, отгадав загадку.
* Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево) на доске.
- Давайте ещё раз скажем, по какой теме мы с вами работаем? Посмотрите на слайд №1 (тема).
- Наш гость принёс вам игру.
1. Игра «Определи парную согласную»
(На доске «колокольчики», учитель показывает на них)
- Какие согласные обозначаем этим колокольчиком? (Звонкие)
- А этим? (Глухие)
- Посмотрите на доску. На доске картинки.
- С каких букв начинаются данные слова?
* Барабан, помидор, флаг, волк, дыня, тыква.
- Назовите их.
Дети называют слова.
Выделяют согласный в начале слова.
Определяют, какой это согласный.
- Расставьте картинки под нужную букву.
Б В Д П Ф Т
(барабан, волк, дыня) (помидор, флаг, тыква)
III. Ввод в тему.
1. Сообщение темы.
- Сегодня мы с вами, ребята, продолжим учиться различать парные согласные в словах.
- Дежурными буквами будут Д-Т. (Приспустить буквы вниз на доске)
Б В П Ф
Д Т
Повторить буквы:
- буква Д у нас какая? (звонкая)
- а буква Т? (глухая)
2. Работа в тетрадях.
- Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего дня, где у вас стоит точка.
(Учитель заранее ставит точки в тетрадках)
* Убрать картинки с доски пока дети пишут.
- На минутке чистописания пропишем заглавные и строчные парные согласные Дд-Тт. Половину строчки буквы Дд, вторую половину строчки пропишите буквы Тт.
- Сели ровненько, спинки прямые.
(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске)
* Дд * Тт
- Подчеркните парные согласные.
Звонкие мы подчёркиваем……..(двумя чертами), глухие….. (одной чертой).
- А теперь составим слоги с этими буквами и запишем их в тетрадь. На доске табличка с буквами. А О У
1 ряд составит слог со звонкой согласной буквой Д;(слог – «да»)
- Запишите слог с маленькой буквы.
(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске)
2 ряд с глухой согласной буквой Т; (слог – та)
- Запишите слог с маленькой буквы.
(Дети пишу в тетрадях, учитель показывает на доске) и т. д. (по порядку запись слогов)
1 ряд 2 ряд
да, до, ду, та, то, ту,
3. Работа по дифференциации. Игра «Угадай словечко»
- А сейчас, ребята разделите тетради на две половинки. В первой половине поставьте маленькую букву д, во второй маленькую букву - т.
(Показ на доске)
А) - Наш гость предлагает вам отгадать загадки.
* То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (Тетрадь). Слайд № 2 (картинка)
- Посчитаем, сколько звуков в слове «тетрадь».
(6 – звуков, 7 – букв). Почему? (Ь- знак не имеет звука)
-Назовите первый звук в слове. Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой).
- Назовите букву, которой обозначается этот звук на письме. (Т,т)
- Какой будет эта буква? (Глухой)
* Запись слова под буквой Т. (Дети пишут в тетрадях, учитель на доске)
- Ребята, а какое ещё это слово «тетрадь»? (Словарное слово)
- Где мы можем допустить ошибку в слове? (Тетрадь – пишется через букву Е)
- Подчёркните гласную Е.
д т
тетрадь
Б) - А теперь напишем название нашего гостя.
- Кто у нас в гостях? Каким словом его назовём?(Дерево) Слайд № 3 (картинка)
- Какой первый звук в слове?
- Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий).
-Какой буквой он обозначается на письме. (Д д)
- Какой будет эта буква? (Звонкой)
* Запись слова под буквой Д. (Дети пишут в тетрадях, учитель на доске)
д т
дерево тетрадь
- Молодцы! Мы ещё вернёмся к нашим столбикам позже.
Вывод:
- Ребята, скажите с какими буквами записывали слова? (Д-Т)
- Какой звук обозначает буква Д?
- Какой звук обозначает буква Т?
- А сейчас я посмотрю, как вы умеете различать звук Д от звука Т.
IV. Физминутка
- Мы сейчас будем делать ф/м, а вы слушайте внимательно. Я буду называть слова со звуками Д и Т, если вы услышите в начале слова звонкий звук Д – хлопаете в ладоши, если услышите в начале слова глухой звук Т – слегка топаете ногами.
Дом, торт, дым, доска, тигр, туча, дерево.
4. Работа с учебником.
- Наш гость предлагает вам поработать с таким заданием.
- Откройте учебники, где ваши закладки на стр. 38. Найдите упр. 15
* Учитель читает задание.
* Дети читают слова про себя.
Точка, трава, дачка, тачка, дрова, дочка.
* Затем учитель читает слова.
* После - дети читают вслух.
Работа по заданию.
- Выберите и произнесите слово со звонкой согласной в начале слова.
(Дачка)
- В какой столбик запишем это слово? Столбики у нас уже разделены, продолжаем писать с маленькой буквы. Запишите.
- Выберите и произнесите слово с глухой согласной в начале слова.
(Точка)
- В какой столбик запишем это слово? Запишите.
- Остальные слова разберём устно.
Эти слова пойдут на д/з. Запишите их дома.
5. Работа над предложением.
- Посмотрите внимательно на доску на слайд. Прочитайте.