kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы по теме

"Н.А. Некрасов

стихотворение «На Волге»"

 

Цели:

1.продолжить знакомство с творчеством гениального поэта;

   постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;

   расширить представление о разнообразии лирики поэта.

 

2.влияние самодержавия на судьбы людей; чувство сострадания к обездоленным;  

   патриотическое чувство – высшая степень гражданственности.

 

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова,

                               картины “Владимирка”, “Бурлаки на Волге”.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Беседа.

- С какими поэтами XIX века вы познакомились?

- О чем были их стихи?

 

Учитель: Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения)

 

Поздняя осень. Грачи улетели…

Однажды, в студеную зимнюю пору…

 

- Узнали? Кто автор этих стихотворений?

 

Учитель: Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке.

Запишите тему урока и эпиграф:

 

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.

 

Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией. И как он был неправ, когда говорил:

“… быть может, я умру,

неведомый ему…”

 

“Неведомый”. Разве может человек остаться неведомым, если он разбередил душу человеческую, показал все “язвы” на теле русского человека.

 

3. Беседа о жизни поэта с опорой на материал, уже известный учащимся.

 

Учитель: Мы знаем, где, когда родился поэт. А в каких условиях он рос?

 

В неведомой глуши,

В деревне полудикой,

Я рос средь буйных дикарей.

И мне дала судьба

По милостыни великой

В руководители псарей.

 

- Как относился мальчик Коля (потом поэт Некрасов) к природе?

   Только ли чудесную утреннюю тишь ощущал он?

-- Что вам известно о Владимирском тракте?

 

4. Знакомство с картиной Левитана “Владимирка”.

- Как эта картина соотносится с темой нашего урока?

Учитель: Да, ребята, здесь мальчик Коля видел картины народных страданий, уже здесь он возненавидел крепостное право, самодержавие, которое гневно осудил в своих стихах.

 

5. Стихотворение “На Волге” (1860).

В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они?

 

- Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”?

 

6. Словарная работа.

Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения

                    тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел –1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.

             2) В царской России: земли, недвижимое имущество, принадлежащие

                 царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

 

7. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

 

Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”.

- Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения.

Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.

 

8. Работа по стихотворению “На Волге”.

А) Чтение учителем стихотворения. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?

Б) Беседа после прочтения по вопросам?

- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

- Как построено стихотворение?

- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)

 

Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.

Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.

(“О Волга! Колыбель моя…”

“Давно-давно, в такой же час…”)

 

Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:

 

Целый час стою неподвижно,

Хмурюсь и молчу.

- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку?

- Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды?

- В какой момент оно резко меняется?

- Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

- Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как?

- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой).

- Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность?

- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?

- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое?

(Перечитать разговор бурлаков)

- Какие слова могли повлиять на мальчика?

- Какой бурлак привлек ваше внимание?

- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой?

- Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете?

                            (Перечитываем последнюю часть стихотворения)

- Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака)

- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

- Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение?

                             (Упрек и призыв: “Чем хуже был бы твой удел,

                               Когда б ты менее терпел?”)

 

8. Обращение к эпиграфу урока и к году написания стихотворения.

Поэт призывает народ к борьбе, дает понять, что у него может быть лучшая жизнь.

 

9. Слово учителя.

Этими чувствами проникнуты многие стихотворения поэта. И Некрасов верил в силы народа. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ…

Вынесет все, - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

 

- Что общего в стихотворении Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.?

 

10. А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица?

 

(Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла)

 

11. Домашнее задание:  выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе »

Урок русской литературы по теме

"Н.А. Некрасов

стихотворение «На Волге»"


Цели:

1.продолжить знакомство с творчеством гениального поэта;

постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;

расширить представление о разнообразии лирики поэта.


2.влияние самодержавия на судьбы людей; чувство сострадания к обездоленным;

патриотическое чувство – высшая степень гражданственности.


Оборудование: портрет Н.А. Некрасова,

картины “Владимирка”, “Бурлаки на Волге”.


Ход урока


1. Организационный момент.

2. Беседа.


- С какими поэтами XIX века вы познакомились?

- О чем были их стихи?


Учитель: Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения)


Поздняя осень. Грачи улетели…

Однажды, в студеную зимнюю пору…


- Узнали? Кто автор этих стихотворений?


Учитель: Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке.

Запишите тему урока и эпиграф:


Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.


Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией. И как он был неправ, когда говорил:


“… быть может, я умру,

неведомый ему…”


“Неведомый”. Разве может человек остаться неведомым, если он разбередил душу человеческую, показал все “язвы” на теле русского человека.


3. Беседа о жизни поэта с опорой на материал, уже известный учащимся.


Учитель: Мы знаем, где, когда родился поэт. А в каких условиях он рос?


В неведомой глуши,

В деревне полудикой,

Я рос средь буйных дикарей.

И мне дала судьба

По милостыни великой

В руководители псарей.


- Как относился мальчик Коля (потом поэт Некрасов) к природе?

Только ли чудесную утреннюю тишь ощущал он?

-- Что вам известно о Владимирском тракте?


4. Знакомство с картиной Левитана “Владимирка”.


- Как эта картина соотносится с темой нашего урока?


Учитель: Да, ребята, здесь мальчик Коля видел картины народных страданий, уже здесь он возненавидел крепостное право, самодержавие, которое гневно осудил в своих стихах.


5. Стихотворение “На Волге” (1860).


В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они?


- Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”?


6. Словарная работа.


Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения

тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел –1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.

2) В царской России: земли, недвижимое имущество, принадлежащие

царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.


7. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.


Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”.


- Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения.


Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.


8. Работа по стихотворению “На Волге”.


А) Чтение учителем стихотворения. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?


Б) Беседа после прочтения по вопросам?


- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

- Как построено стихотворение?

- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)


Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.


Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.


(“О Волга! Колыбель моя…”

Давно-давно, в такой же час…”)


Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:


Целый час стою неподвижно,

Хмурюсь и молчу.


- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку?

- Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды?

- В какой момент оно резко меняется?

- Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

- Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как?

- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой).


- Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность?


- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?


- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое?

(Перечитать разговор бурлаков)

- Какие слова могли повлиять на мальчика?

- Какой бурлак привлек ваше внимание?

- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой?


- Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете?


(Перечитываем последнюю часть стихотворения)


- Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака)

- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

- Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение?

(Упрек и призыв: “Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?”)


8. Обращение к эпиграфу урока и к году написания стихотворения.


Поэт призывает народ к борьбе, дает понять, что у него может быть лучшая жизнь.


9. Слово учителя.


Этими чувствами проникнуты многие стихотворения поэта. И Некрасов верил в силы народа. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет:


Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ…

Вынесет все, - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.


- Что общего в стихотворении Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.?


10. А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица?


(Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла)


11. Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русской литературе

Автор: Магомедова Саният Камалудиновна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Презентация  к уроку   русской литературы  по теме: " М.В.Ломоносов. Особенности композиции "Оды на день восшествия на престол..." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-k-uroku-russkoi-litieratury-po-tiemie-m-v-lomonosov-osobiennosti-kompozitsii-ody-na-dien-vosshiestviia-na-priestol"
    ["file_id"] => string(6) "143352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418511117"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "конспект урока русской литературы (обучения чтению)по теме: «звуки [в], [в,]. Буквы В,в. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkoi-litieratury-obuchieniia-chtieniiu-po-tiemie-zvuki-v-v-bukvy-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "216212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432902540"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» " Урок русской литературы в 7 классе с казахским языком обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "s_ia_marshak_skazka_p_iesa_dvienadtsat_miesiatsiev_urok_russkoi_litieratury_v_7_"
    ["file_id"] => string(6) "396637"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488296458"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русской литературы в 6 классе Л.Толстой " Старая лошадь""
    ["seo_title"] => string(61) "urok_russkoi_litieratury_v_6_klassie_l_tolstoi_staraia_loshad"
    ["file_id"] => string(6) "416354"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495036813"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства