В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных активизировать познавательную активность обучающихся.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально - ценностной позиции школьника. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию обучающихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для реализации этой цели использую составление кластеров на различных этапах урока.
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Составление кластера на уроках литературы »
Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
Руденко М.А.,
учитель русского языка
и литературы, МБОУ
«СОШ № 1» г. Мариинска.
В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных активизировать познавательную активность обучающихся.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально - ценностной позиции школьника. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию обучающихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для реализации этой цели использую составление кластеров на различных этапах урока.
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:
целеполагание;
анализ содержания произведения;
определение центрального понятия, ключевого образа произведения;
определение структурно-логических внутритекстовых связей;
подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.
Примером может служить кластер по стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».
В качестве центрального понятия закодированы ключевые слова «Жизнь - цикл – равновесие», в процессе последовательного изучения содержания стихотворения, цитирования отдельных фраз раскрывается основная идея автора: «Цикличность ведёт к бесконечности, понимание смысла жизни невозможно без осознания человеком «смертной» связи с Родиной».
Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».
В процессе составления данного кластера обсуждается система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом конфликте с окружающей действительностью.
Допускаю свободную организацию графического пространства представления смыслового поля произведения, например, кластер по произведению В.Распутина «Уроки французского» - это взаимосвязь внешних и внутренних оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его характера.
Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.
Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.
Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.
Литература
Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5
Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
["file_id"] => string(6) "285613"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1454224857"
}
}