kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

 Цель урока:

Обучающая: Прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви русских женщин, жён-декабристок.

Развивающая: Развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное; обогащать речь.

Воспитывающая: Воспитывать уважение, чувство ответственности и преклонения перед женщинами; оспитывать любовь к русской литературе и родному слову; воспитывать ответственности в любви.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление».

Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова, раздаточный материал для учащихся, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.1. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.

В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.

14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.

Но не меньший подвиг совершили жены декабристов. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это - княгиня Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Наталья Фонвизина, Давыдова, Юшкевская. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились.

Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.

В этом году нам уже приходилось уже читать о любви. Назовите произведения, сформулировав их основную тему.

- Обратимся к эпиграфу урока

Пленительные образы!

Едва ли в истории, какой- нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов.

- Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?

2.2. Просмотр презентации

Приложение 1.

2.3. Выявление первичного восприятия прочитанной поэмы.

Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;

Дайте определение слову «подвиг»;

Какой, по-вашему, должен быть герой?

3.1. Стадия осмысления.

Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?

Так о чем эта поэма "Русские женщины"?

Какова композиция поэмы?

- Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление? Всё подтверждать текстом.

С кем и чем прощается героиня? (отец, родной город)

В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое.

Сон, его значение, центральный образ? ( храм)

Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.

Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.

Какие это картины? (Снежная пустыня ("забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)

Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)

Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?

Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)

Какие черты характера выступают на первый план?

Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская.", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.

Самые трогательные строфы поэмы?

Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?

В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления? (героиня молится, просит Богородицу дать силы и терпения объяснить отцу причины своего поступка)

О каком долге говорит княгиня? («делить с ним радость, делить и тюрьму»)

О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? («я в нем полюбила героя, отца своего ребенка, теперь полюбила, как Христа) Что это значит?

Что придает силы княгине? (вера)

- эпизод в церкви

Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская? («…и обе достойно свой крест понесли»)

Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила) (Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы)).

С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню? («не ангел ли божий»)

В чем сказалось мастерство Некрасова поэта? (Точность, правдивость, простота; верим поэту.)

Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая? (Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы. Ведь даже венчание состоялось там.)

3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.

Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?

- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

4. Рефлексия. Работа в парах.

- Закончите фразу:

Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила……. (поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров.)

Она - муза, она - женщина, символ ……(Родины), символ терпения.

Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют.

5. Составление кластера.

Пример кластера:

Подвиг.

Святой и бескорыстный

Хранит, верит, поддерживает

Высок и свят их подвиг незабвенный

Любовь- долг, любовь- крест, любовь – подвиг

6 Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"»



Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"





Триединая цель урока:

Обучающая: Прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви русских женщин, жён-декабристок.

Развивающая: Развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное; обогащать речь.

Воспитывающая: Воспитывать уважение, чувство ответственности и преклонения перед женщинами; оспитывать любовь к русской литературе и родному слову; воспитывать ответственности в любви.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление».


Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова, раздаточный материал для учащихся, презентация.


Ход урока


1. Организационный момент.


2.1. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.


В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.


14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.


Но не меньший подвиг совершили жены декабристов. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это - княгиня Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Наталья Фонвизина, Давыдова, Юшкевская. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились.


Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.


В этом году нам уже приходилось уже читать о любви. Назовите произведения, сформулировав их основную тему.


- Обратимся к эпиграфу урока


Пленительные образы!


Едва ли в истории, какой- нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.


Н.А. Некрасов.


- Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?


2.2. Просмотр презентации


Приложение 1.


2.3. Выявление первичного восприятия прочитанной поэмы.

Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;

Дайте определение слову «подвиг»;

Какой, по-вашему, должен быть герой?


3.1. Стадия осмысления.

Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?

Так о чем эта поэма "Русские женщины"?

Какова композиция поэмы?


- Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление? Всё подтверждать текстом.

С кем и чем прощается героиня? (отец, родной город)


В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое.

Сон, его значение, центральный образ? ( храм)

Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.


Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.

Какие это картины? (Снежная пустыня ("забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)

Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)

Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?

Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)

Какие черты характера выступают на первый план?


Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.

Самые трогательные строфы поэмы?

Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?

В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления? (героиня молится, просит Богородицу дать силы и терпения объяснить отцу причины своего поступка)

О каком долге говорит княгиня? («делить с ним радость, делить и тюрьму»)

О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? («я в нем полюбила героя, отца своего ребенка, теперь полюбила, как Христа) Что это значит?

Что придает силы княгине? (вера)


- эпизод в церкви

Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская? («…и обе достойно свой крест понесли»)

Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила) (Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы)).

С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню? («не ангел ли божий»)

В чем сказалось мастерство Некрасова поэта? (Точность, правдивость, простота; верим поэту.)

Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая? (Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы. Ведь даже венчание состоялось там.)


3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.


Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?


Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?


- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?


4. Рефлексия. Работа в парах.


- Закончите фразу:


Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила…….. (поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров.)


Она - муза, она - женщина, символ ……(Родины), символ терпения.


Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют.


5. Составление кластера.


Пример кластера:


Подвиг.


Святой и бескорыстный


Хранит, верит, поддерживает


Высок и свят их подвиг незабвенный


Любовь- долг, любовь- крест, любовь – подвиг


6 Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Толмачева Гелена Николаевна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301624


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства