Цели деятельности учителя | Формировать представление о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства, научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работающих в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать своё мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать своё мнение. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Методы и формы обучения | Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы |
Наглядно-демонстрационный материал | Видеоряд, включающий репродукции картин А.Матисс «Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М.С.Сарьян «Натюрморт», М.Караваджо «Ваза с фруктами». Для самостоятельного составления натюрморта: цветной фон и набор предметов посуды; рамка, закреплённая на доске, вырезанные из картона предметы посуды, магниты; слайд в презентации с перемещающимися предметами посуды. |
Основные понятия и термины | Предметный мир, натюрморт, аппликация, композиция |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1.Организационный момент | Беседа с постановкой проблемы | - Тема нашего урока – «Изображение предметного мира». Эту тему можно определить одним словом. Что это за слово, мы узнаем, разгадав ребус на экране. Итак, внимательно рассматриваем ребус и отгадываем зашифрованное в нём слово. - Объясни, пожалуйста, ребятам, как ты справился с ребусом? - Как теперь звучит тема нашего урока? - Эпиграфом к уроку являются слова Фрейда Ангеля «…Требуется умение бегло и удачно компоновать. Тот, кто смел в композиции, никогда не будет затруднен сложным построением». Как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке? - Натюрморт – это один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, фруктов и т.д.), цветов и прочего. Слово «натюрморт» произошло от французского словосочетания «nature morte» – буквально «мёртвая натура». А в переводе с голландского, немецкого и английского языков это слово означает «тихую или неподвижную жизнь». Какой перевод вам больше нравится? | Слушают учителя. Разгадывают ребус. Осмысливают цель урока. | Фронтальная работа. | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции. | |
2.Изучение нового материала | Частично-поисковый метод | - Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Уже на фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, снедь. В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Перед вами фрагмент мозаики, найденной во время раскопок древнего города Помпеи. Что изображено на этой мозаике? - Как это можно назвать одним словом? - Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Но в эпоху Возрождения вновь появляется интерес к материальному миру. Как самостоятельный жанр натюрморт зарождается в западно-европейском искусстве в конце XVI- начале XVII веков. Постепенно натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи. Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: Анри Матисс «Красные рыбки», Абрахам ван Бейерен «Натюрморт с омарами», Мартирос Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами». Так где же и когда зародился натюрморт как самостоятельный жанр? Об этом нам расскажет … (ФИ учащегося, подготовившего сообщение) - В какой стране и когда зародился натюрморт? - Назовите основные особенности голландского натюрморта. - Для того, чтобы перейти к практической части, | Получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи. Вспоминают основы композиции. | Фронтальная , индивидуаль-ная работа. | Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: излагают своё мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. Личностные: осознают многообразие взглядов, свою позицию. | |
| | мы с вами вспомним основы композиции. Во-первых, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определённая идея, тема. Как бы вы сформулировали тему этого натюрморта? - Во-вторых, если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композиции может произойти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться тяжелым, громоздким. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов; тяжелых и более изящных по форме; вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Какая из композиций вам кажется более удачной и почему? - Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Какой предмет является композиционным центром на этом рисунке? Аргументируйте свой ответ. - В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалось слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить. Композиция этого натюрморта вас устраивает? Если нет, то почему? | | | | |
3.Творческая практическая деятельность | Практический метод. Творческий поиск. | - А теперь, пользуясь полученными знаниями, вы самостоятельно будете создавать натюрморт. Работать вы будете в группах. У каждой группы – своё задание. Учащиеся, сидящие на первом ряду будут создавать натюрморт на компьютерном слайде, передвигая с помощью мышки имеющиеся там предметы посуды. | Работают в группах, создавая натюрморты из предложенных материалов. Индивидуально работают над аппликацией по предложенному описанию. | Групповая, индивидуаль-ная работа. | Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. | |
| | Второй ряд выполнит натюрморт в картинной рамке, закреплённой на доске, выкладывая композицию из картонных силуэтов посуды, закрепляя их магнитами. Третий ряд создаст натюрморт из предметов и элементов настоящей посуды на предложенном фоне. Приступая к работе, не забывайте о правилах композиции! - Давайте проанализируем готовые работы - Сегодня каждый из вас проявит умение работать в в технике аппликации. Напомните мне, пожалуйста, что такое «аппликация»? - Сейчас вы будете создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов, изготовленных вами дома, в технике аппликации. О чём нужно помнить, создавая композицию натюрморта? | | | Коммуникативные: излагают своё мнение, соблюдают нормы коллективного общения, адекватно выражают и контролируют свои эмоции. | |
4.Итоги урока. Рефлексия. | Беседа на основе заданных вопросов. Выставка работ учащихся. | - Что нового узнали на уроке? - Как менялась суть натюрморта в мировой истории (этапы развития натюрморта)? - Какие натюрморты (вспомнить названия картин), увиденные вами сегодня, произвели на вас особое впечатление? Организуется выставка натюрмортов, выполненных учащимися. Проводится обсуждение и оценивание результатов. | Отвечают на поставленные вопросы, обобщают полученные на уроке знания. Анализируют свои работы и работы одноклассников, оценивают результаты работы. | Индивидуаль-ная, фронтальная работа. | Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют своё мнение. Регулятивные: оценивают свою работу и работу товарищей; осознают правила контроля. | |