2. Определение темы урока | -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства, но для того, чтобы узнать с каким, я предлагаю вам подумать над ответом к следующей загадке: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или море в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это – ... -Догадались о каком жанре идет речь? | Слушают учителя, думают над ответом загадки. -натюрморт | Коммуникативные: -формируются умения общаться с учителем и одноклассниками; Познавательные: -слушать, извлекая нужную информацию -понимать информацию; -осмысление и переработка полученной информации; Личностные: -имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. |
3. Изучение новой темы | - Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморты. -Мы с вами видели разные картины. На них изображены цветы, овощи, грибы, книги, краски, посуда и т.д. В жизни иногда замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас. Слово «Натюрморт» происходит от французского и буквально означает – «мертвая природа» - это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающих человека вещей ( посуда, цветы, книги, плоды, и т.д.), размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно объединенных в группу. - Посмотрите на репродукции картин известных художников, что вы можете сказать о них? - Какие предметы могут изображаться на картинах? - Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника. В искусстве жестких рамок нет, но существуют определенные правила в натюрморте. 1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д. 2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме. 3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим. 4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить. 5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки. 6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. - Что нужно соблюдать при работе с натюрмортом? | Смотрят на презентацию, подготовленную учителем, слушают, рассматривают репродукции картин, отвечают на вопросы. - В натюрмортах используются разные предметы быта (посуда и т.д.), цветы, фрукты, овощи… -При работе с натюрмортом нужно соблюдать правила построения композиции… | Познавательные: -слушать, извлекая нужную информацию -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; -осмысление и переработка полученной информации; -анализировать, сравнивать художественные объекты; имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание; Коммуникативные: -формирование умения доносить свою мысль, четко ее формулировать; -рассуждать, выслушивать точку зрения другого и находиться в диалоге со сверстниками. Личностные: -понимают значимость жанра «Натюрморт» в предмете «Изобразительное искусство». |
4. Творческая практическая деятельность | - Сегодня вы узнали, что представляет из себя жанр изобразительного искусства «Натюрморт», и что нужно при построении натюрморта соблюдать определенные правила. - Я предлагаю вам выполнить следующее задание: На партах у вас лежат шаблоны разных предметов (вазы, посуда, фрукты, овощи и многое другое), так же вы подготовили сегодня цветную бумагу, на которую вы и обведете эти шаблоны, затем составьте свой собственный натюрморт. Так же можно добавлять свои предметы, но так, чтобы они вписывались в композицию. Выполните аппликацию. Придумайте название своему натюрморту. (учитель выполняет контроль над правильностью выполнения приемов работы; оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения). | Дети составляют натюрморт из предложенных шаблонов предметов: учатся располагать предметы методом поиска; обводят предметы на цветную бумагу, при необходимости дополняют своими предметами, учитывая их размер; выбирают фон; дорабатывают полученные предметы и приклеивают их на основной лист; придумывают название своему натюрморту. | Личностные: -положительное отношение к учебной деятельности; -освоение новых видов деятельности; - участие в творческом процессе; Познавательные: -осознавать познавательную задачу; -анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; -слушать, извлекая нужную информацию; -осмысление и переработка полученной информации. -Понимают план действий -Придумывают и воплощают замысел работы; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. |
5. Итоги урока. Рефлексия. | - Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? - Что такое натюрморт? - Оцените свою творческую деятельность. - Чья работа вам понравилась больше всего? Почему? - Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. | -над натюрмортом -предметы неживой природы: цветы, посуда, вазы, фрукты… -оценивают свои работы и работы одноклассников | Личностные: - обсуждать творческую работу и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы, определять лучшие и разделять их по уровню качества; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке коммуникативные: -уметь точно и грамотно, выражать свои мысли. |