kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критериальное оценивание в рамках обновления образования. статья на нпк

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся.»

Исанова Гульшат Кайдаровна

учитель казахского языка и литературы высшего

уровня квалификации

второй категории

E-mail: gulschat_2301@mail.ru

Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся.



В современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для достижения учебной самостоятельности особое значение имеет оценочная самостоятельность учащихся, готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в систему оценивания в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии. Проблема оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям компетентностного подхода. Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию. В течение последних двадцати лет проводились исследования, связанные с оцениванием учебных достижений учащихся (Ш.А. Амонашвили, В.Л. Беспалько, В.В. Давыдов, А.И. Липкина, А.Н. Майоров, В.М. Полонский, Е.И. Перовский, A.A. Реан, Н.М. Скаткин, Д.В. Чернилевский, Д.Б. Эльконин и др.). Была доказана необходимость создания универсальной, отвечающей всем требованиям современного общества и потребностям личности учащегося системы оценивания (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.Б. Воронцов, И.В. Гладкая, A.A. Реан, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.). Существенный вклад в развитие теории оценивания внесли отечественные исследователи, которые определяли оценку как результат учебной деятельности, отмечали систематический характер процесса оценивания, предлагали проводить оценивание с заранее намеченным эталоном. Многие ученые (A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Г.И. Мальковская, Н.Г. Морозова, H.A. Русина, H.B. Селезнев и др.) рассматривали вопрос оценивания с социальных позиций. Не менее значимы, по мнению ученых, такие проблемы, как грамотная организация процесса оценивания с целью 8 формирования у учащихся учебно-познавательной мотивации и стимулирования учебных достижений. Для настоящего исследования представляют интерес труды М.В. Золотовой, А.Н. Майорова, В.М. Полонского, Д.В. Чернилевского, которые предлагают рассматривать критерий оценивания как некоторый эталон, показатель уровня владения учебным материалом, имеющий значение стимула для повышения учебных достижений учащихся

Модернизация образования предполагает формирование ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности. В частности, отмечается необходимость перехода от парадигмы оценки достижений учащихся по знаниям, умениям, навыкам к оценке уровня сформированности их ключевых компетенций [1, 2]. Критериальное оценивание является относительно новой технологией, используемой в современной школе. Оценка достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы [3]. Необходимость разработки методологии критериального оценивания возникла в связи выявлением ряда недостатков, характерных для традиционной системы оценивания. Под традиционным (нормативным) оцениванием мы понимаем сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой или результатами большинства учащихся. Основным недостатком традиционной системы оценивания является отсутствие четких критериев оценки достижения планируемых результатов обучения, которые были бы понятны и учащимся, и их родителям, и педагогам. Выставляя оценку, учитель, как правило, ориентируется на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев. Именно поэтому те оценки, которые выставляются учащимся, не дают представления об усвоении конкретных разделов и тем учебной программы. Другим существенным недостатком является то обстоятельство, что текущие оценки учитываются при выставлении итоговой оценки, тем самым порождая тревожность учащихся в процессе оценивания. Данная система не способствует становлению и развитию оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит ученика в зависимость от внешней оценки, от реакции окружающих.

Особенности критериального подхода: 

  • Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной; 

  • Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса; 

  • Появляется возможность рефлексии деятельности ученика; 

  • Ученик осмысливает результаты своей деятельности; 

  • Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно. 

  • Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся. 

Перед процедурой оценивания учитель вместе с учащимися рассматривает и определяет критерии оценки. «Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. В начале каждой темы учитель предлагает перечень знаний и умений и примерные задания, которые позволяют соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать процесс обучения. В связи с этим вырабатываются четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий с учетом их сложности.» 


Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получит определенное количество баллов. Перед каждым зачетом оформляется таблица, в которую заносятся критерии баллы. В работе есть обязательная и дополнительная части. Обязательную часть делают все, дополнительное задание выполняется по желанию. Оно оценивается только при выполнении обязательной части. По окончании работы учащиеся проводят самооценку по выработанным критериям, а затем оценивает работу учитель. Сравнивая результаты, определяют, что необходимо усвоить или отработать. 


Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой взрослого без конфликтов. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает поставленным задачам развития учащихся.

 

Применение в оценивании учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придает им уверенность в себе, в своих знаниях и умениях, помогает справиться с учебным заданием 

Система критериального оценивания предполагает контроль знаний учащихся на различных этапах, при этом особое место отводится текущему и итоговому контролю. Специфика текущего и итогового оценивания оценивания представлена в табл. 1. В силу того, что текущее оценивание используется в повседневной практике, оно обеспечивает обратную связь между учителем и учеником, а также позволяет контролировать успеваемость как отдельного ученика,так и всего класса. Таким образом, текущее оценивание выполняет следующие функции: формирующую, стимулирующую и мотивирующую. Итоговое оценивание позволяет выявить результат обученности учащихся за определенный период времени.

Использование критериального оценивания обладает рядом преимуществ как для учителя, так и для учащихся и их родителей. Основные достоинства критериального оценивания перечислены в табл. 2

Таблица 1

Специфика видов критериального оценивания

Текущее оценивание

Итоговое оценивание

Определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала. Позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося Не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками


Определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Дает заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться. Является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год)













Таблица 2

Преимущества критериального оценивания

Использование критериального оценивания позволяет:

учителям

учащимся

родителям

1) разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; 2) иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; 3) улучшить качество преподавания и обучения; 4) выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей; 5) использовать разнообразные методы обучения и инструменты оценивания; 6) вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы

1) использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для подтверждения результатов обучения; 2) знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха; 3) участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; 4) использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить; 5) позволяет перейти к самооцениванию и способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных способностей

1) получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка; 2) отслеживать прогресс в обучении ребенка; 3) обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения; 4) устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы; 5) быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка в классе и школ



Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. 

Выводы:

Таким образом, использование новой системы оценивания позволит учителю максимально отслеживать степень сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков обучаемых в совокупности с их личностным ростом. Критериальное оценивание соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя. Оно предоставляет четко сформулированные уровни достижения, показывает уровень знания, понимания и владения навыками, а также способствует развитию навыков самооценивания.

Список литературы: 

1. Панина, А. Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику / А. Г. Пачина // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 9. – С. 28 – 31.

2. Пинский, A. A. К новой парадигме в образовании / A. A. Пинский. – М. : Парсифаль, 1996. – 88 с.

3. Афонина, Л. А Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. / Афонина Лариса Ильинична. – Саратов, 2000. – 207 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: Просвещение, 2005. -С. 59. 
5. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников // Человек и образование. - 2012. - № 4 (33). -С. 161-164. 
6.Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterialnoe-otsenivanie-v-sistemno-deyatelnostnom-podhode-v-obrazovanii#ixzz4VtKz8B2B


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исанова Гульшат Кайдаровна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 383982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства