kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«культура речи специалиста по реабилитационной работе – важнейшее качество его профессиональной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказано о необходимости культуры речи в работе педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««культура речи специалиста по реабилитационной работе – важнейшее качество его профессиональной деятельности»»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КОЛОМЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КОЛОМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»



ДОКЛАД ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СПЕЦСОВЕТЕ

ВОСПИТАТЕЛЯ ЖУКОВОЙ Е.В.

«КУЛЬТУРА РЕЧИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»





2018 г.



Содержание:

Введение.

Культура речи специалиста по реабилитации – важное качество его профессиональной деятельности.

Требования к речи специалиста по реабилитации СРЦН

Роль речи специалиста по реабилитации в развитии речи детей

Заключение.

Список литературы.



Введение.

«Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она «затягивает»

Лихачев Д.С.



Перед специалиста по реабилитации стоит серьезная задача, он обязан за чередой дел разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык специалиста по реабилитации должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента специалист по реабилитации развивает мышление и память, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи — это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе.

Специфика профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа специалиста по реабилитации направлена на формирование личности ребенка, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Специалист должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

И культура общения, и культура речи обеспечивают достижение цели общения наиболее эффективными средствами. Для этого не только специалисту по реабилитации, но и каждому государственному служащему, да и вообще современному человеку, очень нужно, с одной стороны, овладеть хотя бы важнейшими риторическими навыками, а с другой — избежать коммуникативных неудач, связанных как с нарушениями этикета, так и с игнорированием различий устной и письменной форм речи, нечеткостью, небрежностью речи.



Культура речи специалиста по реабилитации – важное качество его профессиональной педагогической деятельности.



Речь специалиста – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Успешное овладение профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Компоненты профессиональной речи специалиста по реабилитации.



Содержание профессиональной деятельности специалиста по реабилитации предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса.

Голос – важнейший элемент техники речи. Он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Специалист по реабилитации должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

С помощью голоса специалист по реабилитации должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

Голос специалиста по реабилитации должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос специалиста по реабилитации должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи специалиста по реабилитации, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи специалиста по реабилитации.

Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.



Требования к речи специалиста по реабилитации СРЦН



Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи специалиста по реабилитации, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь специалиста по реабилитации должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Специалист по реабилитации обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с детьми и другими людьми.

Среди требований к речи специалиста по реабилитации выделяют:

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание специалиста по реабилитации следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи специалиста по реабилитации является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Роль речи специалиста по реабилитации в развитии речи детей.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Поведение, речь специалиста по реабилитации, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Зная, что дети овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь специалиста по реабилитации является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка со специалистом.

2. На занятиях дети, слушая речь специалиста по реабилитации, упражняются в овладении русским языком.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Требования, предъявляемые к речи специалиста в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе по языку.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому специалистом по реабилитации.

В заключение следует сказать, что речевой образец специалиста по реабилитации при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого специалиста безупречна.

Заключение.



Специалист по реабилитации обязан владеть культурой речи. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе.

Основную часть своего времени дети проводят в СРЦН.

Речь взрослых является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает специалист по реабилитации в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь специалиста по реабилитации, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.

Специалист по реабилитации должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.







Список литературы:



1.Алябьева, Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 128 c.

2. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова / / Педагогика. - 2009. - N 3. - С. 83-89.

3. Измайлова М.А. Деловое общение : практическое пособие для всех специальностей / М.А. Измайлова, О.В. Ильина, Рос. ун-т кооперации . - М. : [б. и.] , 2007. - 82 с.

4. Котова И.Б. Общая психология : учебное пособие для вузов / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич . - М. : Дашков и К' , 2008. - 478 с. 

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи : учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов . - М. : Академия , 2002. - 272 с.

6. Михальская А.К. Педагогическая риторика. – 2013. – 384 с.

7. Основы педагогического мастерства М.: Издательский центр «Академия» 2008 г. -- 256 с.

8. Риторика : учебник / ред. Н.А. Ипполитова . - М. : Проспект , 2008. - 447 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жукова Елена Викторовна

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480062


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства