kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия - основной этап урока, который проводится в конце урока. Презентация содержит основные виды  и игровые формы рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Рефлексия. Виды. Приёмы. Формы. Методическая разработка. Автор: Джаримок З.А. Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 х.СВС

Рефлексия.

Виды. Приёмы. Формы.

Методическая разработка.

Автор: Джаримок З.А.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 х.СВС

Что такое рефлексия?

Что такое рефлексия?

Определение рефлексии

Определение рефлексии

  • Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. ( источник – википедия )
  • Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. ( толковый словарь Ожегова )
  • Рефлексия в педагогике – самоанализ деятельности и её результатов. ( статья в газете Первое сентября )
Организационный этап. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС , рефлексия является  обязательным    этапом урока. Постановка цели и задач. Мотивация. Актуализация знаний учащихся. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка внимания. Контроль усвоения. Коррекция ошибок. Подведение итогов. Рефлексия. Первичное закрепление. Информация о д/з, инструктаж по нему.

Организационный этап.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС , рефлексия является обязательным   этапом урока.

Постановка цели и задач. Мотивация.

Актуализация знаний учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка внимания.

Контроль усвоения. Коррекция ошибок.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Первичное закрепление.

Информация о д/з, инструктаж по нему.

В  ФГОС  особый упор делается на рефлексию деятельности,  предлагается проводить этот этап в конце урока.

В  ФГОС  особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.

Ситуативная Формы рефлексии Ретроспективная Перспективная

Ситуативная

Формы рефлексии

Ретроспективная

Перспективная

Ситуативная рефлексия Анализ ситуации, складывающейся в данный конкретный момент. Помогает координировать деятельность в точном соответствии с меняющимися условиями.

Ситуативная рефлексия

Анализ ситуации, складывающейся в данный конкретный момент. Помогает координировать деятельность в точном соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная Возможность оценить уже произошедшие события и результаты своей деятельности.

Ретроспективная

Возможность оценить уже произошедшие события и результаты своей деятельности.

Перспективная Размышления о предстоящей деятельности, эффективное планирование своей работы.

Перспективная

Размышления о предстоящей деятельности, эффективное планирование своей работы.

По содержанию Виды рефлексии По форме деятельности Как этапа урока. По цели

По содержанию

Виды рефлексии

По форме деятельности

Как этапа урока.

По цели

Классификация по содержанию Символическая Устная

Классификация по содержанию

Символическая

Устная

  • Умение связно высказывать свои мысли, описывать свои эмоции и состояние.
Классификация по содержанию Письменная

Классификация по содержанию

Письменная

  • Этот вид рефлексии уместен на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.
Классификация по форме деятельности Коллективная Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой. Групповая Фронтальная Индивидуальная

Классификация по форме деятельности

Коллективная

  • Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Классификация по цели Эмоциональная Рефлексия деятельности

Классификация по цели

Эмоциональная

Рефлексия деятельности

  • Другое название – сенсорная. Сюда можно включить символьную классификацию.
  • При проверке д/з, на этапе закрепления материала, при защите проекта.
  • Основной вопрос – «Какое у тебя настроение?»
  • Основные вопросы – «Что у меня получилось в результате?» и «Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха?»
Классификация по цели Рефлексия содержания материала

Классификация по цели

Рефлексия содержания материала

  • При подведении итогов урока или темы.
  • Основной вопрос – «Что я узнал и чему научился?»
Формы и приёмы рефлексии на уроке.

Формы и приёмы

рефлексии на уроке.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Вставка рисунка

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Вставка рисунка

В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку. От тех, кто держит  красную  ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня? От тех, кто держит  синюю  ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали? От тех, кто держит  жёлтую  ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились? От тех, кто держит  зелёную  ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия? Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку. От тех, кто держит  красную  ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня? От тех, кто держит  синюю  ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали? От тех, кто держит  жёлтую  ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились? От тех, кто держит  зелёную  ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Солнце и тучка

Солнце и тучка

  • Мне всё удалось
  • У меня ничего не получилось
  • Мне не всё удалось
Лучи солнца

Лучи солнца

Букет настроения

Букет настроения

  • «Я доволен», «У меня всё получилось»
  • «Я не доволен», «у меня не получилось что-либо»
Паровозик

Паровозик

  • Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из двух мини-игр и одного творческого задания. У вас — 3 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Кубик Блума

Кубик Блума

Дерево успеха

Дерево успеха

  • Урок интересный.
  • Мне всё понравилось
  • Все задания я выполнил сам.
  • Урок мне понравился, но я не всё понял.
  • Мне помогали учитель и ученики.
  • Мне было скучно.
  • Я ничего не выполнил.
Шесть шляп

Шесть шляп

  • Белая шляпа. Искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Нейтральная.
  • Красная шляпа. Анализировать проблему с позиции чувств, нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства при решении проблемы.  Эмоции.
  • Черная шляпа Нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные риски и опасности при решении проблемы.  Негатив.
Шесть шляп

Шесть шляп

  • Желтая шляпа. Искать только всё самое хорошее, смотреть на содержание проблемы только с положительной позиции.  Оптимист .
  • Зелёная шляпа. Попытайтесь уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам творческие идеи при решении проблемы.  Креатив .
  • Синяя шляпа. Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия в процессе решения проблемы.  Анализ.
Лестница успеха. Таксономия Блума. Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание

Лестница успеха. Таксономия Блума.

Оценка

Синтез

Анализ

Применение

Понимание

Знание

Облако тегов (или радуга)

Облако тегов (или радуга)

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… 
Анкета

Анкета

Акрослово

Акрослово

  • Р - радушная
  • О - огромная
  • С - сильная
  • С - суровая
  • И - исключительная
  • Я - яркая
  • У - убедительный
  • Р - радостный
  • О - открытый
  • К – крутой 
Книга отзывов

Книга отзывов

Пять пальцев

Пять пальцев

  • Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:
  • мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?
  • безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?
  • средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?
  • указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?
  • большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?
Острова

Острова

  • На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д. Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия. После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).
Бермудский треугольник Острова Остров Пустоты Остров Вдохновения Остров Неуверенности Остров Размышления Остров Удовлетворения

Бермудский

треугольник

Острова

Остров Пустоты

Остров Вдохновения

Остров Неуверенности

Остров Размышления

Остров Удовлетворения

Шпаргалка

Шпаргалка

  • Информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
  • Учащиеся структурируют изучаемую информацию, анализируя и запоминая её.
Инсерт

Инсерт

  • I — interactive (интерактивная).
  • N — noting (познавательная).
  • S — system  for (система).
  • E — effective (для эффективного).
  • R — reading (чтения).
  • T — thinking (и размышления).
  • 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
  • V — я это знаю;
  • + — это новая информация для меня;
  • - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
  • ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Инсерт

Инсерт

Кластер (граф) Системный блок Монитор Мышь Колонки Принтер Матричные Клавиатура 3D Дополнительные Лазерные Функциональные Струйные Специальные Символьные

Кластер (граф)

Системный

блок

Монитор

Мышь

Колонки

Принтер

Матричные

Клавиатура

3D

Дополнительные

Лазерные

Функциональные

Струйные

Специальные

Символьные

Синквейн

Синквейн

  • Учитель.
  • Добрый, мудрый.
  • Учит, переживает, надеется.
  • Понимает проблемы своих учеников.
  • Наставник.
  • — 1-ая строка – одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное;
  • — 2-ая строка – два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие;
  • — 3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;
  • — 4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме;
  • — 5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Диаманта Диаманта - это  стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых - понятия с противоположным  значением. Схема построения:  строчка 1: тема (существительное)  строчка 2: определение (2 прилагательных)  строчка 3: действие (3 причастия или глагола )  строчка 4: ассоциации (4 существительных)  строчка 5: действие (3 причастия или глагола)  строчка 6: определение( 2 прилагательных)  строчка 7: тема (существительное)

Диаманта

  • Диаманта - это  стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых - понятия с противоположным  значением.
  • Схема построения:

строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия или глагола ) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия или глагола) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)

  • Онегин
  • равнодушный, надменный,
  • скучающий, иронизирующий, непонятый,
  • свет, Петербург, сплин, дуэль.
  • Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
  • томный, романтичный
  • Ленский.
Замечания и пожелания от обучающихся.

Замечания и пожелания от обучающихся.

Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним

Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

Услышано на одном из форумов замечание от ребенка:

Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Рефлексия на уроке -

Рефлексия на уроке -

  • это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

  • Дизайн презентации – «Четыре сезона природы» широкоэкранная (встроенный поиск шаблонов из Интернета).
  • Определения рефлексии – википедия , толковый словарь Ожегова , статья в газете Первое сентября .
  • Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС», автор Русакова Т.А., ссылка на публикацию .
  • «Технологии рефлексии в педагогическом процессе», авторы Пугачев Е.П. и Пугачева Л.В., ссылка на публикацию .
  • Рефлексия как этап урока: виды, приёмы, примеры , сайт Pedsovet.su .
  • Примерная структура комбинированного урока – ссылка на сайт .
  • ФГОС - ссылка на википедию ФГОС .
  • Школьник за компьютером - http:// vr-vyksa.ru/media/images/malchik-kompiuter.max-1200x800.jpg
  • Школьник с лупой - http:// paidagogos.com/wp-content/uploads/2014/11/20130427123829.jpg
  • План человечки - https://1.bp.blogspot.com/-pubRA504dRE/V7q5gI3DCKI/AAAAAAAAGz8/ySeO2hJVr6kOgjDVlMLDt0eUPOB5S84cQCLcB/s1600/% 25D0%259F%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD.jpg
  • Светофор - http:// rylik.ru/uploads/posts/2014-04/1396890458_gouktjybcwe6r2n.jpg
  • Жесты с мордашками - http:// www.clipartkid.com/images/474/smiles-and-thumbs-up-and-down-stock-vector-illustration-85992292-CZQmH0-clipart.jpg
  • Девочка с книгой - https://thumbs.dreamstime.com/t/%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%8F-%D0%BC%D0%BE-% D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5-56185159.jpg
  • Рефлексия эмоционального состояния - http://files.logoped-i-ya.webnode.ru/200000824-2a67b2b611/% D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B.jpg
Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

  • Рефлексия с ленточками – ссылка на публикацию .
  • Ленточки - http:// www.asienda.ru/data/cache/2015jan/25/07/153286_52101.jpg
  • Солнышко - http:// poznaemmir.com/wp-content/uploads/2017/01/c94adea018c382ac9dd2bbd7051f51cf.jpg
  • Солнышко с тучкой – http:// ahdetki.ru/uploads/images/00/00/01/2012/07/16/99d7ca3783.jpg
  • Тучка - https:// img-fotki.yandex.ru/get/6513/36014149.fd/0_76b83_c768892_XL
  • Кубик Блума пример - http:// images.myshared.ru/7/822810/slide_38.jpg
  • Кубик Блума материал - http:// pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke
  • Кубик Блума картинка - http:// paidagogos.com/wp-content/uploads/2016/04/kubik-s-voprositelnymi-znakami.jpg
  • Дерево - http:// 7remesel.ru/images/oformlenie-svadeb/derevo-pojelaniy/sfsdferwer.jpg
  • Лист - https:// s.pfst.net/2012.06/136530781861e2e099bb4dd497a5316e531636d66c7_b.jpg
  • Солнце без лучиков - https:// i05.fotocdn.net/s18/249/public_pin_m/81/2517913848.jpg
  • Горшок с цветами - https:// encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQGLh82WznABgSzt6APAGfkltjz8Nu994Ah7HlaXz38gjYDsybl
  • Рефлексия итоговая картинка - http:// schoolsclass.com.ua/wp-content/uploads/2014/08/1397620781_4.jpg
  • Метод шести шляп - http:// pedsovet.su/metodika/priemy/6276_6_shlyap_myshlenia_na_uroke
Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

  • Лестница успеха - http:// edu-reforma.ru/ss7.jpg
  • Таксономия Блума - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F_% D0%91%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B0
  • Радуга - http:// globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m2b58bdb4.jpg
  • Паровозик - http:// www.doktorpapa.ru/blog/wp-content/uploads/2010/05/par01.jpg
  • Анкета - http://katti.ucoz.ru/_ pu/56/56564554.jpg
  • Книга отзывов - https:// image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s7004e7e6c8e2acdc/image/i110da23b863e3610/version/1420368766/image.jpg
  • Пять пальцев - http:// www.b17.ru/foto/uploaded/7ba04ece31626954db54f01196fdf89d.jpg
  • Шпаргалка - http:// kartinkinaden.ru/uploads/posts/2016-01/1453983525_14.jpg
  • Остров - https:// avatanplus.com/files/resources/mid/587f4ecbbd1ab159b14bcbff.png
  • Рефлексия Острова – ссылка на материал .
  • Кораблик - http:// ds216.centerstart.ru/sites/ds216.centerstart.ru/files/amlekula_logo.png
  • Рефлексия Инсерт – ссылка на материал .
  • Компьютер - http:// voznesenskayahotel.ru/images/sampledata/pc.jpg
  • Диаманта материал – ссылка .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Джаримок Зарима Аслановна

Дата: 18.04.2018

Номер свидетельства: 466832

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства