kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока по ОДКНР в 5 классе по теме «Александр Невский» в форме квест-игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий квест-игры,посвященный  800-летию со дня рождения Александра Невского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по ОДКНР в 5 классе по теме «Александр Невский» в форме квест-игры.»











Сценарий урока по ОДКНР в 5 классе по теме

«Александр Невский» в форме квест-игры.









Работу подготовила

Самойлова Светлана

Александровна,

учитель русского языка

и литературы,

МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»











Дергачи-2021 год







Пояснительная записка:

Квест-игра проведена на уроке ОДКНР в 5-м классе по теме «Святые Руси», на изучение которой отводится два часа. На первом уроке учащиеся познакомились с биографией А.Невского (к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского) (см. приложение), А. Донского и других защитников Отечества. На втором уроке – квест-игра.

Я считаю, что в настоящее время в образовании наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса. К таким формам относится квест-игра. Этим и обоснован выбор мною данной формы урока. Каждый учащийся на моем уроке был вовлечен в активный познавательный процесс, у детей вырабатывались навыки исследовательской деятельности, усилилась мотивация к получению новых знаний,

Из учащихся пятого класса я сформировала 2 команды по 5 человек. В разных кабинетах школы расположила шесть игровых станций, названия которых обозначены на двери. На каждой станции работали эксперты (старшеклассники), которые давали задания и отмечали результаты в маршрутном листе. У каждой команды был свой маршрут, своя последовательность следования. Время прохождения каждой станции – пять минут. При выполнении задания команда получала от 1 до 5 баллов и часть Ордена Александра Невского, который нужно было собрать, пройдя все испытания. 

Форма урока: игра по станциям

Цель урока: формирование целостного образа Александра Невского через систему познавательных, творческих и развивающих заданий

Задачи урока:

Образовательные:

-Обобщить и систематизировать знания школьников о личности и деятельности Александра Невского;

-Раскрыть черты личности Александра Невского как русского князя, воина, святого и государственного деятеля.

Развивающие:

-Продолжить формирование информационных умений (умения работы с текстом источника, изобразительным источником, аудио- и видеоматериалами);

-Продолжить формирование учебно-логических умений (умения анализа и синтеза);

-Развитие коммуникативных умений через групповую работу.

Воспитательные:

-Способствовать формированию познавательного интереса к личности и деятельности Александра Невского;

- На примере личности Александра Невского способствовать формированию чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;

- Утвердить в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества

Используемые педагогические технологии:

- Игровые технологии

Оборудование урока:

- ПК и мультимедийный проектор;

- Видеофрагмент из к/ф С. Эйзенштейна «Александр Невский» -

https://www.youtube.com/watch?v=W-UWHRsk9r0&feature=emb_logo


- Аудиофрагмент «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» -  https://www.youtube.com/watch?v=jhPxMZz_9JI&feature=emb_logo

-Песня в исполнении Ольги Кормухиной «Россия» https://ok.ru/video/790577877321

-Маршрутные карты;

- Разрезанный в виде пазла Орден Александра Невского для каждой команды;


Определение темы квест-игры:

Я (учитель): Кому же будет посвящена наша игра? Для того , чтобы определить тему, из предложенных букв составьте слова (работа в группах)

1. РАЛАНКЕСД

2. ЕВНСЙИК

(АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ)

Прошу одного из учеников озвучить результат работы.

Я (учитель):

-Правильно – Александр Невский. «Святой благоверный князь Александр Невский». Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Жизнь князя Александра – полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля и святого – издавна привлекала внимание потомков.

Еще Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике. Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе святого. Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов – поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн – патриотический фильм.

Сегодня в нашем квест-игре вы сможете познакомиться с некоторыми из этих произведений и открыть для себя новые стороны Великого князя. Для этого вам необходимо будет пройти шесть станций.

На станции «Не в силе Бог, а в правде» ближе познакомитесь с личностью князя.

На станции «Александр Невский – русский святой» познакомитесь с личностью Александра как русского святого.

На станции «За морями, за горами» - вам необходимо будет вспомнить современников Александра Ярославовича.

На станции «Кто с мечом к нам придет…» вы вспомните основные сражения, в которых принимал участие Александр.

На станции «Небесный покровитель Петербурга» познакомитесь с памятными местами нашего города, связанными с именем князя.

А станция «Викторина» позволит обобщить знания об Александре Невском.

Порядок станций обозначен в вашем маршрутном листе. На каждой станции вам необходимо будет выполнить задания, за которые вы будете получать от 1 до 5 баллов. Команда, набравшая большее количество баллов, победит в нашей игре. На каждой станции команда получит часть Ордена Александра Невского. Когда грянула Великая Отечественная война, подвиг Александра стал примером для тысяч и тысяч бойцов. Был учрежден орден Александра Невского, которым отмечали славные дела командиров. Каждая команда сегодня сможет собрать этот орден и узнать, за какие заслуги можно было его получить.

Итак, в путь!


Станция №1 «Не в силе Бог, а в правде».

Описание станции:

Задания на станции ориентированы, прежде всего, на чувственное восприятие образа Александра Невского. Предлагаю детям через анализ аудио- и видеоисточников сформулировать собственное видение личности Великого князя.

Вступление, которое зачитываю я (учитель):

«Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году, скончался в 1263 году.

В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости.

Во время Невской битвы со шведами (1240 год) ему было почти 20 лет, во время Ледового побоища с немецкими рыцарями на Чудском озере — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Легендарные слова «Не в силе Бог, а в правде» сказаны Александром Невским перед Невской битвой».

Задание 1.Прослушайте фрагмент кантаты композитора С.С. Прокофьева «Александр Невский» и ответьте на вопросы:

Вставайте, люди русские, 
На славный бой, на смертный бой. 
Вставайте, люди вольные, 
За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь, 
А мёртвым - слава вечная. 
За отчий дом, за русский край 
Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские, 
На славный бой, на смертный бой. 
Вставайте, люди вольные, 
За нашу землю честную!

На Руси родной, 
На Руси большой 
Не бывать врагу! 
Не бывать врагу! 
Поднимайся, встань, 
Мать родная, Русь!

1. Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент?

2. Как вы думаете, почему именно такая музыка и текст посвящены Александру?

Задание 2. Посмотрите видеофрагмент фильма «Александр Невский» и ответьте на вопросы:

1. Как встречают Александра и его войско?

2. Как реагирует Александр на такую встречу?

3. О каких его качествах говорит его поведение?


Станция №2. Александр Невский – русский святой

Описание станции:

Задания данной станции знакомят школьников с миниатюрами лицевого летописного свода. Извлекая информацию из изобразительных источников, учащиеся анализируют личность Александра как русского святого.

Задание: Рассмотрев миниатюры, составляющие «Житие Александра Невского», ответьте на вопросы:

Слайд 1. Добродетели князя Александра Невского

Вопросы:

1. Какие добродетели вы видите на этом изображении? (любовь к книге, набожность (икона Богородицы), наличие последователей.)

2. Важны ли они для святого? Почему?

Слайд 2. "Нашествие хана Батыя на Русскую землю"

Вопросы:

1. Найдите на изображении Александра Невского (верхний правый угол).

2. Почему он находится в стороне? (Новгород не был разгромлен монголами)

Слайд 3. «Войско Александра Невского сокрушает шведов»

Вопросы:

1. Кто помогает в сражении Александру Невскому? (ангелы с мечами)

2. Почему автор изобразил победу именно так?

Итоговый вопрос: Почему, по вашему мнению, Александра Невского причислили к лику святых?


Д обродетели князя Александра Невского


Н ашествие хана Батыя на Русскую землю"

В ойско А.Невского сокрушает шведов



Станция № 3 «За морями, за горами»

Описание станции:

Задания данной станции призваны выявить хронологические знания и умения школьников. Учащиеся не только должны вспомнить современников Александра, но и самостоятельно получить новые знания. Задание также помогает более четко определить границы эпохи Александра Невского.

Задание:

Отберите карточки, на которых названы имена тех правителей, которые не были современниками Александра Невского. Из цифр, которые вы найдете рядом с именем, составьте дату рождения Александра Ярославовича.

Вариант карточек:

Батый

8

Иван IV

2

Владимир Красно Солнышко

2

Карл Биргер

6

Владимир Мономах

1

Рюрик

0


Ответ: 1220 год


Станция № 4. «Кто с мечом к нам придет…»

Описание станции:

Задание данной станции ориентировано на выявление конкретных исторических знаний школьников о Невской битве и ее роли в судьбе Александра. Представление схемы в виде пазла позволяет учащимся более внимательно познакомиться с деталями сражения, а также, формирует навыки коллективной работы.

Задание: Назовите сражение, которое вы увидите, собрав предложенный пазл. Вспомните дату и участников битвы. Назовите роль этой битвы в судьбе Александра Ярославовича.

Вариант схемы сражения: 


Станция № 5 «Небесный покровитель Петербурга»

Описание станции:

Задание данной станции позволяет связать знания школьников с краеведческим материалом, способствует эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов. Задание позволяет увидеть ценность петербургского наследия как части общероссийского.

Я(учитель) рассказываю о возродившейся традиции ежегодного Крестного хода по Невскому проспекту Петербурга в день перенесения мощей Святого благоверного князя Александра: «Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга.

12 сентября - день перенесения мощей святого князя Александра Невского – один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным – указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских.

Ежегодная традиция Крестного хода в день памяти была утверждена императрицей Елизаветой Петровной в 1743 году. Возглавляемое членами императорской семьи ежегодное молитвенное шествие было одним из самых массовых и важных событий в жизни Петербурга. Эта традиция была прервана в 1918 году. Возрождение традиции ежегодного Крестного хода состоялось в 2013 году, когда северная столица отмечала 300-летний юбилей Александро-Невской Лавры, где хранятся мощи Святого благоверного князя Александра. Посмотрите, пожалуйста, на слайде – фото Александро-Невской Лавры и картина художника Филиппа Москвитина «Перенесение мощей Святого Александра Невского Петром Первым».


Задание:

Выберите фотографии памятных мест Петербурга, связанных с именем Александра Невского. Назовите их.

Варианты фотографий:


Мост Александра Невского Александро-Невская Лавра



Мощи Александра Невского

Станция № 5: Викторина.

Описание станции: обобщение полученных знаний учащихся об Александре Невском.

Задание: Вспомнив, информацию, полученную вами на всех станциях, ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины:

  1. В 1225 году князь Ярослав Всеволодович, отец юного князя Александра, «учинил сыновьям княжеский постриг». Что означал этот обряд?

-Возведение в княжеский титул

-Пострижение в монахи

-Посвящение в воины

Разделение княжества на уделы

  1. Какое имя принял в монашестве князь Александр Невский?

-Андрей

-Алексий

-Василий

-Иоанн

3. Перед каким сражением князь Александр сказал ставшие легендарными слова «Не в силах Бог, а в правде!»?

-Невская битва

-Ледовое побоище

-Освобождение Пскова

-Оборона Новгорода

4. Сколько сражений за свою жизнь князь Александр проиграл?

-Ни одного

-Одно

-Два

-Три

5. Кто из ближайших родственников князя Александра Невского был прославлен Церковью в лике святых?

-Брат, новгородский князь Феодор Ярославович

-Сын,московский князь Даниил Александрович

-Правнук, московский князь Димитрий Донской

-Три названых князя

-Никто

6. Прервавшаяся в 1918 году традиция крестного хода по Невскому проспекту Санкт-Петербурга в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского возродилась

-В 1943 г.

-В 1989 г.

-В 2013 г.

-Не возродилась









Завершение квест- игры.

Команды собираются в одном классе.

Я (учитель):

-Пока идет подсчет баллов и определение победителя игры, прослушаем песню в исполнении Ольги Кормухиной «Россия» - видеофрагмент из Гала-спектакля «Князь Владимир Красно Солнышко. Искания о князе Владимире», премьера которого состоялась в 2018 году на сцене Большого театра г. Москвы». https://ok.ru/video/790577877321

РОССИЯ (муз. А.Белова, ст. Е. Яшниковой, О. Кормухиной):

Проведи меня тропами через леса,

Через шепот осин, через вздохи берез.

На полях, где колосьев шумят голоса,

Небо смотрит на нас и смеется до слез.

Небо любит мой край позабытых былин,

Древних песен раздольных, горчащих на вкус.

Спит земля под ногами в крови и в пыли,

Наша светлая память, священная Русь!



Припев:

Никогда не сравнивай Россию

Ни с одной другой страной вовек.

В чем ее вина, в чем боль ее и сила

Знает только Бог и русский человек.



Каждый раз восставала чиста и сильна,

От того и готовы ложиться костьми.

Чтобы солнцем согретая наша страна

Никогда, никогда не увидела тьмы!

Припев».

Я (учитель):

-Ребята, как вы думаете, почему мы решили окончить нашу игру именно этой песней? Какие чувства она у вас вызывает.

Ответы учащихся.







Список использованной литературы:

1. «Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой» - портал «Православие и мир» 18.04.2011г. - https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/;

2. «Святой благоверный князь Александр Невский» - сайт www.pravoslavie.ru, раздел «Православный церковный календарь» 2018;

3. Протоиерей А. Малинин «Не в силе Бог, а в правде. Святой Александр Невский» - портал «Православие и мир» 06.12.2010г.- https://www.pravmir.ru/ne-v-sile-bog-a-v-pravde-svyatoj-aleksandr-nevskij/;

4. «Мифы об Александре Невском» - журнал «Фома» № 1/69 январь 2009;

5. «Александр Невский (викторина)» - портал «Православие и мир» 12.09.2013г. - https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-viktorina/;




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока по ОДКНР в 5 классе по теме «Александр Невский» в форме квест-игры.

Автор: Самойлова Светлана Александровна

Дата: 04.08.2022

Номер свидетельства: 611505


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства