kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемный семинар-тренинг "Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемный семинар-тренинг "Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды"»

Проблемный семинар-тренинг "Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды"


Если вы не думаете о своем будущем, 
у вас его не будет…”
выдающийcя философ XX века
Бертран Рассел.


Вводная часть /притча/ «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (выслушиваю мнения педагогов)

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью.

Здоровье человека — это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребёнок не только сам должен быть здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Поэтому среди актуальных проблем реформирования образования сегодня наиболее остро стоит зада­ча формирования физически и нравственно здорового ребёнка. Только лич­ная ответственность за своё здоровье в сочетании со знанием своих индивидуальных особен­ностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.


Цель: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач, а именно:

Задачи:

- Содействовать овладению педагогами приемами, методами и формами дифференцированного педагогического воздействия на формирование мотивации обучающихся к ЗОЖ.

- Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

- Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

- Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию ЗОЖ обучающихся в школе.


План семинара.

Определение цели и задач семинара

зам. дир. по ВР

Ведение педсовета

1. Введение в тему. Сущность структура здоровья. Краткие теоретические сведения.

зам. дир. по ВР

2. Инновационные коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии при обучении детей с ОВЗ

председатель ППк

3. «Актуальность использования психофиологического тестирования (программный комплекс «Валеометр») в образовательном процессе. Результаты апробации программы профилактики наркозависимости «Сталкер»

психолог школы

4.Работа в группах (технические задания)

 

1 задание. Урок – анализ использования здоровьесберегающих технологий, их отдельных элементов на уроках. Калейдоскоп творческих наработок учителей по здоровьесберегающим технологиям.

Педагоги школы

2 задание. Социально – психологическое здоровье класса – измерение показателей “здоровья” отдельных классов;

Педагоги школы

3 задание. Здоровье учителя – выработка рекомендаций для достижения хорошего здоровья;

Педагоги школы

5.Подведение итогов работы, проект решения педсовета.

зам. дир. по ВР


- Сегодня мы проведем семинар-тренинг. Тема нашего семинара: "Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды".

Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к девятому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

  • 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;

  • за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;

  • в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;

  • в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:

  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

  • несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

  • неоправданно объемные домашние задания;

  • недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

  • недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.

Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров».

Основная часть (51 %) относится ко второй группе здоровья. Третья группа – 37 % . Учащихся четвертой группы здоровья – 2 %.

Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость.

В статье 51 Закона РФ «Об образовании» сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся” 

Сегодня у нас семинар-тренинг. А так как тренинг подразумевает наличие всех форм деятельности, а именно: Общение, Игра, Обучение, то и начнем мы свою работу с релаксация. Слово нашему психологу.


Выступление психолога

Психотехника «Релаксация»

Хочу предложить вам снять напряжение…

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. 

1) Найдите точку между бровями над переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты.

2) Положите руку на заднюю часть шеи, ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз.

3) Найдите точку на тыльной стороне руки, между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты.

Скажите о своих ощущениях? (Я надеюсь, вам стало более спокойно)


- Спасибо, а теперь продолжим.

Один из французских писателей сказал: «Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». А какие ассоциации рождает у вас слово «здоровье»?


Мозговой штурм «Ассоциации»


Как вы думаете, на что направлено данное упражнение, что оно позволяет выяснить? (первоначальные знания по данной теме, уровень подготовки)

Итак, мы с вами услышали друг друга, но что же такое здоровье по Уставу Всемирной организации здравоохранения? Это «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Предлагаю вам представить себя долгожителями и с помощью метода мозгового штурма составить главные заповеди здоровья человека.


Мозговой штурм «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»

Примерные ответы групп: здоровый образ жизни это:

  • Занятия физкультурой и спортом

  • Рациональное питание

  • Отсутствие вредных привычек

  • Здоровый семейный микроклимат

  • Соблюдение режима дня

  • Жизнь без стрессов и конфликтов

  • Положительные эмоции

  • Трудовая активность

  • Наличие здравого рассудка, заботящегося о своем здоровье


«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

Культура здоровья”это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.


К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

  • Организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

  • Социальное здоровье учащихся;

  • Здоровье учителя;

  • Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.


Воспитание культуры здоровья”процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.


Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эипатичен;

  • В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

  • В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивлятся и восхищаться.

– Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно– духовного организма;

Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка. Индивидуально – дифференцированный подход является средством оздоровительно – развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:

  • Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);

  • Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;

  • Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.);

  • Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).

Правила лечебной педагогики:

  • Не навреди здоровью ребёнка.

  • Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.

  • Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.

  • Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.

  • Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.

  • Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.

  • Добивайся доверия учащихся и береги его.

  • Умей беречь здоровье учащихся и своё.

  • Твоё личное здоровье - пример для учащихся.

  • Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.

  • Не жалуйся родителям учащихся.


«Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья»


«Учитель может сделать для здоровья школьников

гораздо больше, чем врач»

Н.К. Смирнов


От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения:

  • Связь своих задач и задач самого учащегося.

  • Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.

  • Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.

  • Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств учащихся.

  • Психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока.

  • Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.

  • Представление в начале урока его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящён урок.

  • Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

Для решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

Основные задачи образования и воспитания учащихся в области здоровья направлены на:

  • Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

Организацию ЗОЖ, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;

  • Развитие личной стратегии жизни подростков.


Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной целью образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Под здоровьесберегающей образовательной технологией принято понимать- систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).


Функции здоровьесберегающей технологии:

- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.

- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

- адаптивная: воспитание у учащихся направленности на

здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние

собственного организма и повысить устойчивость к различного рода

стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает

адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные

концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья

подрастающего поколения.


Типы технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)


Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям:

1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения.

2. Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников

3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций). Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.


Техническое задание:

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Как Вы оцениваете обычные уроки в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?

  • Почему педагоги часто не соблюдают валеологические требованиями к уроку.

  • Каково проблемное поле урока в нашей школе с позиции здоровьесбережения?

  • Какое внимание уделяете Вы этим проблемам?

  • Что необходимо предпринять для решения проблем?

  • Что мешает приближению к идеалу?

2. Обсудите предложенный проект анализа урока с позиции здоровьесбережения. Оцените его комплексность, оптимальность. Сделайте замечания и предложения.


Вы говорите: дети меня утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь.

Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть.

Януш Корчак


Как реализуются на практике «Инновационные коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии при обучении детей с ОВЗ» нас познакомит председатель ШПМПК - Буфетова В.В..

Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.


Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Ни всегда семья в силах решить эту проблему самостоятельно, а иные семьи и не проявляют желания участвовать в становлении здоровой личности. И в этом случае всё ложится на плечи общества и, конечно же, на школу. Современная образовательная система предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной, общественной жизни, т.е. быть успешным во всём. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен, не адаптирован в реальной жизни, а, значит, неуспешен. Ребенок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом.

Делая анализ, надо помнить о факторах, составляющих окружение школьника, влияющие на психологическое состояние:

  • психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

  • социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

  • физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)


По теме «Актуальность использования психофиологического тестирования (программный комплекс «Валеометр») в образовательном процессе. Результаты апробации программы профилактики наркозависимости «Сталкер» выступит школьный психолог – Пасынок М.Д..


«Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»


Мы иногда задумываемся: «Что входит в понятие – счастье? Жить, творить, создавать, реализовывать себя как личность, любить … . Может быть. А может быть идти к этому всю жизнь, за шагом шаг, за этапом этап. Идти к счастью. А что для этого надо? Здоровье.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».


Одним из первых этапов в жизни любого человека является школа. И тогда, для того, чтобы этот путь был легким и плодотворным, надо сформировать понятие о здоровье, здоровом образе жизни и способах его сохранения и укрепления.

Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:

- стрессовая тактика авторитарной педагогики;

- интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;

- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- недостаток двигательной активности учащихся и низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

- существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб.


Факторы риска, способствующие школьным болезням:

1. Стрессовая педагогическая практика.

2. Авторитарный стиль общения с учениками.

3. Условия и режим обучения не соответствующие санитарно - гигиеническим нормам.

4. Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения.

5. Отсутствие оптимальной системы физического воспитания.

6. Наличие нерационального питания детей в школе.

7. Отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни.


Школьные болезни. Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды.

К школьным болезням относятся:

- Болезни костно-мышечной системы.

- Близорукость (миопия).

- Психические расстройства и расстройства поведения.


Возможные причины заболеваемости школьников:

болезни костно-мышечной системы

1.Низкая двигательная активность

2. Нерациональное физическое воспитание

психические расстройства и расстройства поведения

1. Большая учебная нагрузка

2. Нерациональный режим воспитания и обучения

болезни глаз

1. Высокая зрительная нагрузка

2. Нарушения режима работы на компьютере

3. Недостаточные уровни освещенности рабочих мест.



Особенности образа жизни школьников.

1.Возрастающая учебная нагрузка в школе.

2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.

3.Уменьшение контроля со стороны родителей.

4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.

5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

6.Половое созревание и связанное с ним поведение.

7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.


Основными направлениями охраны и укрепления здоровья детей является:

- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;

- нормализация учебной нагрузки;

- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;

- разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;

- создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;

- создание системы и механизмов совместной деятельности школы, медицинских учреждений и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.


- Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в структуре прово­димых занятий.

1. Положительный эмоциональный настрой на занятие (создаёт ситуацию успеха, снимает страх).

2. Смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу, рисую и т.д., разнообразие заданий, направленных на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости).

3. Использование игр, игровых моментов (для младших детей игра - это преобладающая фор­ма деятельности, через которую ребёнок познаёт мир, учится анализировать, обобщать, срав­нивать).

4. Использование наглядности (способствует конкретизации изучаемого материала).

5. Оптимальный темп ведения занятия.

6. Подача материала наиболее доступным рациональным способом.

С целью снятия наступающего утомления, восстановления работоспособности у детей, повышения эффективности проводимого занятия, включайте в структуру занятия:

- самомассаж, точечный массаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);

- гимнастику: пальчиковую (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение и скован­ность в руке, развивает мелкую моторику), дыхательную (повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей), для глаз (профилактика нарушений зрения, снимает напряжение);

- разминку для губ, языка (снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность артикуляционного аппарата);

- физкультминутки, динамические паузы (снимает напряжение общей моторики).


Памятка проведения урока с позиций здоровьесбережения.


Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).


Технология использования ЗСТ учителем

Здоровьесберегающие технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • отсутствие назидательности и авторитарности

  • воспитание, а не изучение культуры здоровья

  • элементы индивидуализации обучения

  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

  • интерес к учебе, желание идти в школу

  • наличие физкультминуток

  • наличие гигиенического контроля

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».




Использование педагогических технологий на уроке

Деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении и воспитании это средство «самореализации учащихся. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..

Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

Методы активного обучения. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.


Здоровьесберегающие действия на уроке:

1.Оптимальная плотность урока

  • количество видов учебной деятельности

  • их смена

  • длительность и чередование

  • отвлечения от учебной работы 

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,

  • письмо,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание пособий,

  • ответ на вопрос,

  • решение примеров.

  • просмотр видеосюжетов и презентаций


Рекомендации:

  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.

  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 


Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы

  • минутки релаксации

  • дыхательная гимнастика

  • гимнастика для глаз

  • массаж активных точек

  • речевая гимнастика




Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

  • поговорка,

  • высказывание,

  • веселое четверостишие,

  • юмористическая или поучительная картинка


2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.


Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка

  • высота ножек стула должна равняться длине голени.

  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол

  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка

  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

  • позвоночник опирается на спинку стула.

  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

  • надплечья находятся на одном уровне


Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.


3.Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

  • Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.


Сейчас в школе действует система работы, состоящая из пяти компонентов:

  1. Организация режима учебных занятий с учетом умственных и возрастных особенностей. Школьное расписание составляется так, чтобы чередовалась умственная и физическая деятельность не только в течение учебного дня, но и учебной недели.

  2. Мониторинг состояния физического и психического здоровья школьников. Это работа психолога, врачом, прививки по графику, диспансеризация.

  3. Использование здоровьесберегающих технологий: посадка учащихся, физминутки для глаз, динамические паузы и перемены, прогулки в группе, проветривание и влажная ежедневная уборка кабинета, группы.

  4. Соблюдение норм и требований гигиены: качественное горячее питание, медицинское обслуживание, увеличение двигательной активности школьников, мытьё рук с мылом, индивидуальные средства гигиены.

  5. Воспитательная работа по формированию навыков здорового образа жизни: тематические беседы по правилам дорожного движения, противопожарной и личной безопасности, классные часы, занятия по изучению тем по охране здоровья.


Рефлексия.

– Самая важная мысль педсовета для вас…
– Самая спорная мысль педсовета, по-вашему мнению…
– Идея, которую вы захотели опробовать после педсовета?


Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на семинаре:

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем;

Мясорубка – информацию переработаю;

Корзина – всё выброшу.


Вывод:

Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.


Решение педсовета:

- Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.

- Совершенствовать работу, направленную на реализацию программы «Здоровье» с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.

- Заместителям директора, осуществить контроль за степенью использования педагогами в своей работе здоровьесберегающих приемов, методов и форм, усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.

- Заместителю директора по воспитательной работе проводить систематический анализ вовлечения обучающихся в спортивную работу во внеурочное время.

- Учителю физкультуры раз в четверть проводить в школе «Дни Здоровья».

- Учителям-предметникам:

    • Строго соблюдать дозировку домашнего задания;

    • На уроках проводить физкульминутки и зарядку для глаз;

    • Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;

    • Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;

    • Предлагать задания, позволяющие повторить материал;

    • Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;

- Классным руководителям и воспитателям приобщать обучающихся к здоровому образу жизни через различные мероприятия, вести систематическую разъяснительную работу среди обучающихся о пользе физической зарядке, о вреде курения, употребление алкоголя и наркотиков. Проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости. На родительских собраниях проводить беседы по формированию здорового образа жизни;

- Всем педагогическим работникам соблюдать гигиенические требования в организации образовательного процесса, повысить свою компетентность в области защиты здоровья учащихся. В содержании образования на уроках биологии, истории, ОБЖ, химии и т. д, на внеклассных мероприятиях, кружках, факультативах, экскурсиях уделять внимание вопросам здорового образа жизни и вопросам, касающимся взаимосвязи компонентов здоровья.

  • Принять форму анализа урока с позиции здоровьесбережения

  • Принять комплекс физкультминуток на уроках.


Заключительное слово

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека задач – самому научиться, не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в возможность использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог и обеспечить такие условия обучения и воспитания, развития, который не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
«Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».







Оптимальное распределение нагрузки во время урока:

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап: Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную.

2 этап: Максимальная работоспособностьть

20-25 мин.

Максимальная. Снижение работоспособности с 15(20) минуты

Продуктивная, творческая. Изучение нового материала

3 этап: Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная Обработка узловых моментов


Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5минут любого урока идёт привыкание к учителю предмета. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе, 20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на несколько минут наступает переутомление, если не изменить педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором работоспособность заметно падает, и ещё больше снижен интерес к происходящему в классе

4. Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации.

5. Психологический климат (преобладание положительного эмоционального климата)

6. Стиль педагогического общения (демократичный, гуманный)

7. Использование активных методов обучения

8. Личностная и психологическая особенность учителя, его характер.

Ранее считалось, что причина любой болезни лежит вне организма. Сейчас все больше говорят о причинах возникновения болезней, лежащих в нас самих. Существует точка зрения, что те или иные качества нашего характера напрямую связаны с появлением тех или иных заболеваний, например:

Радикулит- поясница символизирует опору и поддержку. Поэтому любые перегрузки (физические и эмоциональные) будут сказываться на её состоянии. Страх и беспокойство за деньги, за свое финансовое положение и за свое будущее может способствовать болям в пояснице.

Сердечно- сосудистая система символизирует способность радоваться жизни, жить в ладу с собой и с окружающим миром. Так боли в сердце, стенокардия часто возникают у людей с дефицитом любви к себе и людям. Им мешают любить застарелые обиды, жалость, страх, гнев. Они чувствуют себя одинокими или боятся одиночества.

Легкие- олицетворяют способность брать и давать. Проблемы с легким возникают от нашего нежелания или страха жить полной жизнью. Пневмония, туберкулез, рак – это лишь разные проявления скрытого подсознательного нежелания жить в том мире. И т.д.

К подобным утверждениям можно относиться по-разному, но то, что наше психическое состояние влияет на наше физическое здоровье и у кого сомнений не вызывает.


Предлагаю вашему вниманию правила здорового учителя.

•        Спокойствие, только спокойствие!

•        Относитесь с юмором к себе и ситуации.

•        Отправляйся домой только с дамской сумочкой!

•        Всю работу делай только на работе!

•        Помни, принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего».

•        Будь оптимистом!

•        Здоровый сон – важное условие твоего здоровья.

•        Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

•        Имидж все: встретили по одежке!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Помазанова О.В., Буфетова В.В. Пасынок М.Д.

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535271


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства