Цель занятия: формирование первоначальных представлений об электрических явлениях, электризации тел путем трения, электрических зарядах.
‒ опытным путем сформировать представления о взаимодействии электрических зарядов;
‒сформировать знания о проводниках электрических зарядов и изоляторах, о мерах предосторожности при обращении с проводниками электрических зарядов.
.
Необходимое оборудование: пластмассовая линейка, воздушные шары, стеклянная палочка, шерстяная ткань.
Тема | Электризация тел. Электрические заряды. |
Цели | Образовательные: -сформировать первоначальные представления об электрических явлениях. электризации тел путем трения, электрических зарядах; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: -Личностные УУД: 1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. 2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. 3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы. -Регулятивные УУД: 1. Прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения. 2. Оценка –выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. 3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое. -Коммуникативные УУД: 1. Планирование учебного сотрудничества. 2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. 3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации 4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. 5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. -Познавательные УУД: 1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания. 2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схемы, для получения информации; презентовать подготовленную информацию. 3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст. 4. Смысловое чтение, поиск информации. 5.Установление причинно-следственных связей. |
Планируемый результат | Предметные: Знают: понятия заряженные тела, электрическая сила, электрические заряды (положительные, отрицательные), проводники, изоляторы. Умеют: давать определение терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу; различать электрические заряды; работать со схемами; ставить цель и планировать свои действия. Личностные: 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2.Знание основных принципов и правил обращения с проводниками и изоляторами. Метапредметные: 1.Самостоятельно определяют цели своего обучения. 2.Умеют работать с разными источниками биологической информации; находят биологическую информацию в тексте учебника, анализируют и оценивают информацию. |
Основные понятия | Электрический заряд, электрическая сила, проводник, изолятор. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, Физика, Естествознание, Природоведение |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. | проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию. | Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира? | | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. |
2. Формулирование темы урока, постановка цели (10 мин) Цели: Актуализация опорных знаний и умений. | Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. Проделывают опыты. Формулируют цель. | Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений. Записывает тему урока на доске. | Учитель в процессе беседы актуализирует знания обучающихся о явлениях природы. -Что такое явления природы? -Приведите примеры природных явлений. -Какие группы природных явлений вам знакомы и чем они различаются? Сегодня мы познакомимся с еще одной группой природных явлений. Проведем опыт с пластмассовой линейкой и опыт с воздушным шариком. -Вы увидели новое интересное явление. Что это за явление? Объясните его. . -Какова цель нашего занятия? Где пригодятся нам полученные знания? | Знает явления природы, делит их на группы, приводит примеры. Умеет планировать свои действия. | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
3. Изучение нового (15 мин) Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Ввести понятия: 1.Наэлектризованные тела. 2.Электрическая сила. 3.Полжительный и отрицательный электрический заряд. 4.Проводник. 5.Изолятор. | Слушают историю возникновения понятия электричество, проделывают опыты по электризации тел, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу. | Организует учебную деятельность, объясняет новый материал. Помогает проводить опыты. | Учитель: -Как можно назвать тела, которые после натирания притягивают легкие предметы? -А силу, которая притягивает легкие предметы? -Молодцы! А теперь послушайте историю изучения электрических явлений и возникновения понятия электричество. -Приведите примеры электризации тел, которые вы наблюдали сами. -Сколько тел участвуют в электризации? -Сколько тел электризуются? -Докажем. Проведем опыт с шариком и волосами. -Что значит тела электризуются? -Чтобы узнать какими бывают заряды и как они взаимодействуют проведем опыт с шариками, которые получают различные заряды. -Почему в одном случае шарики оттолкнулись, а в другом притянулись? Составьте схему какими могут быть электрические заряды и как они взаимодействуют. -Среди веществ есть 2 вида материалов, которые отличаются по отношению к электрическим зарядам: одни проводят электрические заряды, а другие препятствуют их проведению. -Составьте таблицу проводников и изоляторов, приведите примеры таких тел (работа с учебником (стр. 64) в парах). Проверим, что у вас получилось (взаимопроверка в парах). Если тело человека-проводник, то какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с электрическими приборами? (составление памятки). | Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Знают основные понятия. Умеют использовать полученные знания на практике, приводить примеры, проводить самостоятельно опыты; давать определения терминам. | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. |
4. Закрепление нового (5 мин) Цели: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций. | Самостоятельная работа с раздаточным текстом и рисунками с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя. | Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них. | Учитель: «Ребята, вы большие молодцы! Отлично поработали на уроке! А теперь проверим, как вы усвоили материал. Ответьте на вопросы: 1.Какие тела называются наэлектризованными? 2.Какую силу называют электрической? 3.Какими бывают электрические заряды и как они взаимодействуют? 4.Чем отличаются проводники от изоляторов? 5.Как правильно работать с электрическими приборами? Физкультминутка. | Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний. Знают основные понятия и термины. Умеют различать электрические заряды и материалы, приводить примеры; давать определения терминам; | Коммуникативные: умения работать с текстом; отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
5. Контролирующее задание (5 мин) Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации. | Работа в парах: выполняют предложенные задания, используя текст учебника. | Контроль над выполнением поставленного задания. | Учитель: «Используя полученные знания, выполните задания -Проверим, что у вас получилось. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации. Знать: что такое электрическая сила, как взаимодействуют заряды. Уметь: различать электрические заряды; применять полученные знания в новой ситуации. | Познавательные: заполнять пропущенные слова в предложении с опорой на полученные знания или прочитанный текст (для слабоуспевающих), классифицировать электрические заряды. Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения знаний; оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом, отвечать на вопросы, заполнять пропуски слов в предложении. Личностные: мотивировать свои действия. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. | Анализ и оценка успешности достижения цели, | Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем занятии - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшнее занятие?» | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Регулятивные: выделять моменты своей и чужой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |
7. Информация о домашнем задании (1 мин) | | . | Рассказать родителям о сегодняшнем занятие, показать проделанные опыты родителям дома, рассказать о том , что узнали. | | |