kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Школьный театр как одна из форм организации культурного досуга младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект-одна из форм организации культурного досуга подрастающего поколения и формирования социо-культурной среды. Он является социально значимым, особенно,  для младших школьников. Проект ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его невторимой индивидуальности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Школьный театр как одна из форм организации культурного досуга младших школьников».»

Социальный проект:


«Школьный театр как одна из форм организации культурного досуга младших школьников».

Выполнила: учитель начальных классов

Чаева Елена Николаевна

Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)


Настоящий проект разработана в рамках реализации ФГОС общего образования школы I ступени на основании авторской программы В.А.Горского «Школьный театр «Петрушка»» («Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А.Горского. М.: Просвещение, 2011).

Проект разработан с учётом целей и задач Программы развития, ООП МБОУ СОШ №2

Данный проект - одна из форм организации культурного досуга подрастающего поколения и формирования социо-культурной среды, разработан по направлению «Организация культурного досуга детей» и является социально-значимым для учащихся МБОУ СОШ №2

Актуальность проекта состоит в том, что обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека-патриота любящего свое Отечество.

Основными элементами проекта являются:

1) планируемые результаты;

2) содержание, с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности;

3) планирование деятельности с указанием разделов и тем.

Цель проекта: создать условия для нравственно-интеллектуального развития личности средствами театрального искусства, воспитать высококультурную и нравственно устойчивую личность, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию.



Задачи:

Обучающие – развивать интерес к культуре своего народа, включать детей в творческую деятельность; развивать интерес к занятиям художественным творчеством; сформировать первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества; формировать умения выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; формировать умения осуществлять продуктивное взаимодействие с партнёрами; формировать умения самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; сформировать элементарные представления о театральных профессиях; развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, села.

Воспитательные - формировать навыки плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами, основанными на взаимопомощи и взаимной поддержке; воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении заданий; сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях; развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

Развивающие – развивать эмоциональную сферу ребенка; воспитывать чувство сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения; формировать потребность в самовыражении, формировать способность обучающегося строить познавательную, творческую деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка), развивать творческие способности детей.

Объект проекта

Школьный театр со стабильным творческим коллективом и развитой инфраструктурой.


Аннотация

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.

Итальянский драматург, автор сказочных пьес, которые до сих пор имеют огромную популярность по всему миру Гоцци Карло, сказал: «Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой».

Проект ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, предназначен для учащихся младших классов.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения. Театральная деятельность в школе – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа. Основным предназначением театра в школе является воспитание творчески активной и гармонично развитой личности. Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице». Для руководителей театрального коллектива сценическая работа с учащимися – средство нравственного воспитания и формирования личности. Для учащихся театра – это возможность проявления творческих способностей и формирования умения жить и работать в коллективе.

Новизна идеи. Идея известна, но не была реализована в подобных масштабах. МБОУ СОШ №2 идеально подходит для реализации данного проекта, учитывая творческий кадровый состав, материально-техническое обеспечение и контингент учащихся.

Планируемые предметные результаты проекта


В результате реализации проекта у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные УУД:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


В конце года занятий учащийся будет:

Знать.

  1. Что такое выразительные средства.

  2. Фрагмент как составная часть сюжета.

  3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

Уметь.

  1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.

  2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

  3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

  4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

Иметь понятие:

  1. О рождении сюжета произведения.

  2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

  3. О сверх задаче и морали в произведении.

Иметь навыки:

  1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

  2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

  3. Анализировать последовательность поступков.

  4. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.



Формы подведения итогов занятий младших школьников в школьном театре:

  • выступления перед зрителями в школе;

  • участие в конкурсах различного уровня;

  • участие в школьных праздниках;

  • показ тематических спектаклей (в рамках преемственности) в детских садах микрорайона.

Основные направления работы с детьми в школьном театре.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на русских народных сказках и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Сроки реализации проекта.

Проект рассчитан на период с сентября 2018 года по май 2019год.

Механизм реализации проекта:


  • Создать творческую группу единомышленников.

  • Психолого-педагогическая диагностика.

  • Анализ результатов диагностики.

  • Обеспечить нормативно-правовое, информационно-методическое, материально-техническое сопровождение деятельности.

  • Подобрать необходимый кадровый состав, распределить функциональные обязанности.

  • Подобрать театральную труппу.

  • Обсудить и выбрать репертуар.

  • Организовать репетиции, работу над костюмами, декорациями, реквизитом.

  • Для повышения мотивации участников проекта организовать посещения постановок творческого коллектива.

  • В перспективе организовать мастер-классы артистов.

  • Организовать регулярные постановки на сцене на школьной сцене силами участников проекта.

  • Организовать постановки для детских садов микрорайона.

  • Участвовать в конкурсах театрального мастерства между образовательными учреждениями города Серпухова.

  • Отображения деятельности школьного театра на школьном сайте с целью.

  • Освещение деятельности работы театра в СМИ.

  • Рефлексия


Кадровое обеспечение проекта

Школьный театр обладает широкой межпредметной направленностью и отличается многопрофильностью деятельности, поэтому при реализации данного проекта потребуется частичное привлечение следующих специалистов:

  • заместитель директора по УВР - Асланова А.В.

  • заместитель директора по ВР – Степанчева Т.В.

  • учитель музыки – Сиднина О.П.

  • учитель ИЗО – Федотова Н.С


Участники и социальные партнеры проекта

- Отдел Образования г. Серпухова

- Администрация школы

- ДДиЮ

- Учащиеся школы

- Родители учащихся.



Организация занятий с указанием основных видов учебной деятельности



Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

История возникновения театра.

0,5

0,5

1

2

Современный театр. Устройство зрительного зала.

0,5

0,5

1

3

Театральные профессии. Драматический или кукольный спектакль.

0,5

0,5

1

4

Афиша.

0,25

0,75

1

5

Как самому сделать макет декорации.

0,25

0,75

1

6

Звуковое сопровождение спектакля.

0,25

0,75

1

7

Пластилиновый мир.


1

1

8

Театр кукол. История появления кукол.

0,25

0,75

1

9-10

Кукольный театр.

0,25

1,75

2

11-12

Театр теней (групповая работа)

0,25

1,75

2

13

Музыкальный спектакль.

0,5

0,5

1

14

Цирк.

0,5

0,5

1

15-16

Сюжет. Фрагмент. Сценарий.

0,5

1,5

2

17

Зритель в театре.


1

1

18

Просмотр спектакля


1

1

19

"Внутреннее - внешнее". Этюды на повадки животных. Образное представление неодушевлённых предметов


1

1

20

«Говорящие предметы». Рассказ от лица предмета. Этюды на память физических действий - действия с воображаемыми предметами


1

1

21

"Внутреннее - внешнее". Групповые этюды


1

1

22

Уроки сценической речи.

0,25

0,75

1

23

Учимся выразительно читать.

0,25

0,75

1

24-28

Учимся танцевать

0,25

4,75

5

29

Ритмика


1

1

30-31

Импровизация.


2

2

32

Просмотр постановок


1

1

33

Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений.


1

1

34

Генеральная репетиция


1

1


35

Спектакль


1

1


Всего

5,25

27,75

35



Тема занятия

Содержание занятий.

Основные виды деятельности учащихся

1

История возникновения театра.

Основные вехи развития театрального искусства. Древнегреческие музы. Вид древнегреческого театра. Театр времён Шекспира. Театр 19 века. Современный театр.

2

Современный театр. Устройство зрительного зала.

Театральный словарик: сцена, авансцена, рампа, партер, амфитеатр, ложа, балкон.

3

Театральные профессии. Драматический или кукольный спектакль.

Знакомство с театральными профессиями: драматург, режиссёр, художник, декоратор, костюмер, сценограф, бутафор, реквизитор, художник – декоратор.

4

Афиша.

Эскиз, декорация. А.Толстой «Приключения Буратино». Создание афиши к спектаклю.

5

Как самому сделать макет декорации.

Самостоятельное изготовление декораций. «Лиса и заяц»

6

Звуковое сопровождение спектакля.

Роль музыки в спектакле. Место звуков и шумов в жизни и на сцене.

7

Пластилиновый мир.

Создание пластилиновой сказки. Как лепить сказочного человечка.

8

Театр кукол. История появления кукол. Изготовление куклы.

Изготовление куклы – оберега из куска ткани

9

Кукольный театр. Изготовление кукол.(групповая работа)

Изготовление пальчиковых кукол, кукол – марионеток. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля: детей, взрослых, зверей. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, прямая речь, речь автора за кадром, р-з о природе). Взаимодействие действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Разыгрывание сцен из сказки А.Толстого «Приключения Буратино»



10

Кукольный театр. Изготовление кукол(групповая работа)

11

Театр теней (групповая работа)

Театр теней. Организация и проведение спектакля. Разыгрывание несложных пьес.

12


Театр теней (групповая работа)

13

Музыкальный спектакль

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, оперетта и мюзикл.

14

Цирк.

История появления цирка в нашей стране. Цирковые профессии. Сходство и различие циркового представления и спектакля.

15

Сюжет. Фрагмент. Сценарий.

Дать понятие как рождается сюжет, на чём основывается и из чего формируется. Вывод формулы сюжета. Определить сюжет ранее просмотренного произведения. Выявление основной мысли произведения. Дать понятие фрагмента, как составной части сюжета. Научить доносить сюжет (пересказ) по фрагментарно. Подготовка спектакля (по группам)

16


Сюжет. Фрагмент. Сценарий

17

Зритель в театре.

Этюд «Как надо вести себя в театре».

18

Просмотр спектакля


19

"Внутреннее - внешнее". Этюды на повадки животных. Образное представление неодушевлённых предметов

Наблюдение за животными (видео показ), сравнение внешних качеств, повадок зверей, птиц с человеческими чертами характера. Пробные этюды. Совершенствование актёрского мастерства. Уточнить представления детей о внутреннем мире и его проявлении во внешних качествах. Беседа с видео показом, творческая мастерская. Образное представление неодушевлённых предметов. Представление своих работ, обсуждение.

20

«Говорящие предметы». Рассказ от лица предмета. Этюды на память физических действий- действия с воображаемыми предметами

Уточнить представления детей о внутреннем мире и его проявлении во внешних качествах. Беседа, творческая лаборатория. Образное представление неодушевлённых предметов. Закрепление актёрского приёма - пользоваться воображаемым предметом. Развивать наблюдательность, последовательность действий, эмоциональный жест, логику действий. Представление своих работ, обсуждение.

21

"Внутреннее - внешнее". Групповые этюды

Работа с партнерами по сцене, размещения в сценическом пространстве (мизансцены), совершенствование актёрского мастерства. Творческая мастерская. Поставить групповой этюд с изученными элементами с привлечением одноклассников

22

Уроки сценической речи.

Осанка. Артикуляционная гимнастика. Работа над техникой речи.

23

Учимся выразительно читать.

Обсуждение. Научиться конкретно определять характер героя и его прообраз. Беседа, прослушивание образцов декламации, творческая мастерская.

24

Учимся танцевать

Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Инструктаж по безопасному выполнению упражнений и танцевальных движений. Освоение поз и движений классического танца. Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины, шеи. Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, стоя, лёжа. Освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца; индивидуальная работа с одарёнными детьми.

25

Учимся танцевать

26

Учимся танцевать

27

Учимся танцевать

28

Учимся танцевать

29

Ритмика

Выполнение упражнений под музыку «Антошка», «Львёнок и черепаха», «Эскимос и папуас»

30

Импровизация.

Что такое импровизация и экспромт. Разыгрывание сценок без репетиции.

31

Импровизация.

32

Просмотр постановок

Реализовать все способности учащихся, полученные за время обучения основам театрального искусства

33

Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений.

Реализовать все способности учащихся, полученные за время обучения основам театрального искусства

34

Генеральная репетиция

Отработка роли. Реализация творческих способностей учащихся.

Выступление на публике

35

Спектакль



Наличие необходимых ресурсов.

  1. Актовый зал.

  2. Аудио аппаратура.

  3. Видео аппаратура.

  4. Персональный компьютер для обработки сценарного и музыкального материала.

  5. Элементы театральных декораций.

  6. Сценические костюмы.

  7. Театральный грим.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Первичная диагностика


Цель: выяснить состояние вопроса организации досуга младших школьников, отношение к созданию школьного театра, выявление единомышленников.


Анкета для учащихся

  1. Как вы проводите свой досуг вне школы?

  2. Занимаетесь ли вы в каком-либо творческом объединении?

  3. Хотели бы вы, чтобы в нашей школе был свой театр?

  4. Стали бы вы артистом школьного театра?

  5. Как вы считаете, могут ли взрослые участвовать в работе школьного театра?

  6. Каким вы видите школьный театр?


Анкета для взрослых (родителей)

  1. Как вы считаете, достаточно ли хорошо организован досуг Вашего ребенка?

  2. Как в вашей семье организуется совместный культурный досуг?

  3. Как вы относитесь к идее создания школьного театра?

  4. Какую помощь лично вы можете предложить в осуществлении этой идеи?

  5. Хотели бы вы стать участником школьного театра? (в качестве артиста, костюмера художника - декоратора и пр.)






23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Школьный театр как одна из форм организации культурного досуга младших школьников».

Автор: Елена Николаевна Чаева

Дата: 02.01.2020

Номер свидетельства: 534244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "сценарий педсовета "Панорама деятельности классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-piedsovieta-panorama-dieiatiel-nosti-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109875"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405173439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства