Просмотр содержимого документа
«Формирование умений и навыков по составлению орнамента на занятиях по бисероплетению»
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮОРНАМЕНТАНА ЗАНЯТИЯХ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ
Процесс формирования знаний, умений и навыков можно определить как процесс обучения композиции орнамента и узора для бисероплетения.
Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных и творческих способностей и потенциальных возможностей учащихся. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных, базовых компонентов, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков,
Умения выполнять задания по композиции – по образцу или самостоятельно, развивают чувство ритма и равновесия, глазомер, моторные навыки: точность движений, их скорость; а так же творческое воображение, художественный вкус.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Через специально составленные практические упражнения, знания и умения постепенно переходят в навыки. При сформированном навыке выполнение действия достигает автоматизма, но развивающиеся навыки часто требуют возвращения к дополнительным, более профессиональным знаниям.
Исходя из вышесказанного, определяется перечень умений и навыков, формируемых на занятиях по бисероплетению.
К ним относятся:
общетрудовые умения
художественные умения
специфические умения
Формирование умений и навыков – процесс более сложный и длительный, чем процесс усвоения знаний. Этим и объясняется тот факт, что знаний у человека всегда больше, чем умений и навыков.
Сообщая учащимся те или иные знания, педагог всегда придает им необходимую направленность, формируя социальные, нравственные установки.
Поэтому обучение имеет воспитывающий характер, в данном случае формируя интерес к культуре и искусству, бережного отношения к природе, народному достоянию.
Реализация содержания программы опирается на принципы:
от простого к сложному
посильности
систематичности
общественной значимости работ
Человечество с незапамятных времен стремится передать в какой-либо форме свои эмоции, чувства, переживания, наблюдения, знания. Орнамент, различный по своему строю и содержанию, гармонично сочетает в себе понимание человеком сущности мира и функции украшающего элемента чего-либо. Орнамент всегда несет в себе традиционную основу, которую мастер наполняет уже своим содержанием, но, несмотря на все изменения, происходящие в историческом развитии орнамента, постоянными являются законы композиции его построения. Подобные знания, преимущественно теоретического характера, учащиеся получают на занятиях, организованных методами убеждения, такими как:
лекция – применяется педагогом в основном для сообщения новых знаний;
доклад – кратковременная информация, может быть подготовлена педагогом и учеником;
демонстрация и объяснение применяется значительно чаще. Особое место на уроках декоративно-прикладного искусства занимает демонстрация трудовых приемов, направленная на формирование у учащихся умений и навыков;
беседа на занятиях декоративно-прикладного искусства применяется широко. Беседу можно использовать при изложении нового материала, когда педагог опирается на знания учащихся, при закреплении и проверке изученного, при обобщении изученного материала;
проведение экскурсий с выдачей задания;
встречи с народными мастерами.
Умения успешно формируются благодаря специфическим методам обучения:
метод «проблемного подхода» стимулирует на поиск новых решений. Деятельность учащихся может быть творческой и репродуктивной (воспроизводящей). Необходимо соединение творческой и репродуктивной деятельности учащихся, где программный материал следует преподносить или объяснительно иллюстративным методом или путем решения учебных проблем;
игровая форма обучения чаще всего применяется на уроках обобщающего типа;
метод сравнения с образцами народного искусства.
Правильный выбор методов обучения влияет на качество формирования общетрудовых, художественных и специфических умений и навыков.
Помимо вышесказанного нужно учитывать:
создание условий работы в кабинете;
личность педагога;
использование культурного наследия того народа, который живет в конкретном регионе;