kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование читательской культуры у обучающихся как составная часть учебно-воспитательного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская культура - это процесс формирования интеллектуального читателя, который понимает сюжетную линию и образы в литературном произведении.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование читательской культуры у обучающихся как составная часть учебно-воспитательного процесса"»

Тема «Формирование читательской культуры у обучающихся как составная часть учебно-воспитательного процесса»

Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном.

Н.К.Рерих


 Книга играет огромную роль в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ведь не зря чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества: свободно ориентирующейся в потоках информации; способной конструктивно общаться, сотрудничать; эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным, если у учащихся будет сформирован читательский интерес, культура чтения и ребенок будет владеть читательской культурой.

Составные понятия читательской культуры

Читательский интерес ‒ это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. (Горшкова М.Л.).

Культура чтения – это процесс, включающий восприятие текста, его понимание и интерпретацию произведения, причем уровень восприятия определяется читательским опытом ученика, его литературным развитием. Высокий уровень чтения обязательно характеризуется творческим восприятием, способностью создавать новые образы, новую реальность, способностью вступать в диалог с автором.

Читательская культура – это процесс формирование интеллектуального читателя, который понимает сюжетную линию и образы в литературном произведении.

Формирование читательской культуры является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, а также рассматривается как альтернативная деятельность по организации школьного досуга. Деятельность учителя должна быть направлена на формирование интереса к чтению у детей, и, следовательно, на раскрытие учебного потенциала каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности личности. Развивая читательскую культуру школьников во время учебного процесса, педагог должен решить две главные задачи:

  • сформировать потребность в чтении;

  • развить читательскую компетентность;

Вышеуказанные задачи придают специфический характер функциям образовательного процесса, который должен считаться познавательной и развивающей средой. Выполнение следующих критериев, позволит успешно решить учебные задачи:

  • проявление заинтересованности в чтении детской литературы;

  • положительное отношение к чтению;

  • проявление творческой деятельности;

Формирования читательской культуры посредством работы школьной библиотеки

Школьная библиотека прививает любовь учеников к чтению, читательской культуре. Чтобы заинтересовать детей читать литературу, учителя должны проявить все свои творческие способности. К тому же преподаватель должен сам любить читать и испытывать радость от чтения. Потому что педагог является предметом подражания для своих учеников.

Важно, чтобы учитель и библиотекарь работали сообща, так как это принесет видимый результат и отразится на успеваемости учеников. Для того, чтобы ученики начали читать, преподавателю необходимо организовать посещение библиотеки, где их встретит квалифицированный специалист. Педагог-библиотекарь должен отвечать всем требованиям своей специальности. Помимо наличия филологического образования, он должен обладать широким кругозором и быть достаточно коммуникабельным, чтобы отвечать на вопросы и иметь возможность направить или подсказать нужную книгу. Так как педагог - библиотекарь является работником образовательного учреждения, ему постоянно приходится взаимодействовать с детьми, поэтому он должен быть доброжелательным и терпеливым. Кроме этого, педагог - библиотекарь должен владеть базовыми навыками пользования ПК.

Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Свое участие в этом процессе я, как педагог-библиотекарь, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению.

Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в учебно-воспитательном процессе и развитии личности ребёнка.

Эффективными для решения задачи развития читательской культуры являются распространенные  формы и методы организации библиотечных  занятий. Я на своем примере расскажу, какие формы и методы использую в своей работе.

Для формирования читательской культуры у обучающихся создана программа библиотечных занятий для учащихся 5-9 классов «За знаниями – в библиотеку».

Цель программы: формирование читательской культуры обучающихся во внеурочной деятельности, путём традиционных форм работы с книгой и информационных технологий для развития мотивации обучающихся.

В рамках данной программы я использую различные формы и методы библиотечной работы:

Книжные выставки

Выставочная деятельность библиотек является одной из актуальных направлений библиотечной работы.

В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка – это всегда творчество и возможность соединить в единое целое библиотекаря, книгу и читателя.

Выставочная деятельность рассматривается сейчас как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнѐрство и приобретают навыки культуры чтения.

Были организованы следующие книжные выставки:

Первое сентября «День знаний»

«Добрая дорога детства»,

«Природы вечное дыханье»,

«Наш земляк - писатель И.Д.Василенко»,

«А.П.Чехов – наш земляк»,

«Да здравствует человек читающий»,

«Я лиру посвятил народу своему» (к 195 –летию со дня рождения Н.А.Некрасова),

«Книги юбиляры 20…»,

«Я с книгами открываю мир природы» (год экологии),

«Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

«Певец родной природы» (к 185-летию со дня рождения И.И.Шишкина»,

«М.А.Шолохов – донской писатель» (к 33 годовщине со дня смерти), «Ростовской области -80 лет»,

«Мир вокруг нас»,

«Добро рассыпанное по страницам книг»,

«Город у моря».

Оформляя книжную выставку, стараюсь, чтобы она была яркой, красочной, чтобы могла заинтересовать читателей. Надо отметить, что порой, просматривая книжную выставку, некоторых ребят заинтересовывают книги, которые потом они берут для чтения.

Коллективное чтение, индивидуальная работа, выставки рисунков по мотивам прочитанных книг

Коллективные чтения в библиотеке проходят к юбилейным датам писателей, при подготовке к встрече с писателями в рамках Международного Чеховского книжного фестиваля, в котором мы принимаем участие в течение 9 лет.

Ребята не только читают и слушают произведения, а так же рисуют иллюстрации к прочитанным рассказам, составляют портреты полюбившихся героев. Так, например, при чтении рассказов И.Д.Василенко фантазировали на тему «Волшебной шкатулки».

При чтении А.П.Чехова ребята с большим удовольствием рисуют рисунки к рассказам «Каштанка», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим».

С некоторыми ребятами, у которых остро прослеживается проблема в чтении, ведётся индивидуальная работа. Ведь именно она является основополагающей в библиотечном деле. Благодаря различным методам индивидуальной работы:  беседы о прочитанной книге и во время выдачи литературы, рекомендации прочесть ту или иную книгу,  тематические подбор литературы, мы знакомимся с юным читателем, узнаем его вкусы и интересы.

Конкурс чтецов

Данная форма позволяет обучающимся попробовать свои силы в состязании, создать для участников ситуацию успеха. А чтобы повысить интерес к чтению, используются элементы драматизации. Стихи необходимо не только хорошо прочитать, но и эмоционально прожить их. В конкурсе чтецов «Славим Ростовскую область», посвящённом 80-летию Ростовской области, победители были отмечены в номинациях: «За верность художественному слову»; «За душевность исполнения»; «Открытие года»;

«За искренность исполнения».

Городской конкурс – чемпионат «Почитай классика!», посвящённый 150-летию со дня рождения М.Горького. Конкурс – чемпионат «Почитай классика!» посвящённый Году театра в России для участников тоже стал определённой театральной площадкой, где надо было не только бегло прочитать текст, но и применить артистические способности. По итогам конкурса обучающие заняли призовые места и получили дипломы победителей.

Уже стало традицией в нашей школе проводить публичные чтения рассказов А.П.Чехова «Время читать Чехова Антона Павловича». В мероприятии принимали участие дети и взрослые, которые озвучили отрывки из таких известных произведений русского классика как «Ванька», «Лошадиная фамилия», «Белолобый», «Хамелеон» и другие. В библиотеке проводились громкие чтения рассказов писателя.

Библиотечные уроки

Например: «Знакомство с библиотекой» «В библиотечном царстве, книжном государстве», «Книги из волшебной шкатулки», «Справочная литература. Словари. Детская энциклопедия».

Они способствуют  формированию у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать, учат детей находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую культуру.

Работа библиотеки направлена на формирование у учеников умения работать с несколькими источниками: справочниками, энциклопедиями, журнальными и газетными статьями. Это имеет существенное значение для успешной подготовки учениками докладов, кратких сообщений к урокам, написания рефератов.

На библиотечных уроках создавались проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. В создании таких ситуаций важную роль играла «волшебная» шкатулка. Особенно ребятам нравилось, когда они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Реклама книги (с размещением на школьном сайте)

Библиотечные часы

«Поэтами воспетый край донской», «А.П.Гайдар – детский писатель на все времена», «Дом, который построил Маршак», посвящённый 130 -летию со дня рождения С.Я.Маршака, «Его жизнь в его книгах» (писатель И.Д.Василенко), «День поэзии в библиотеке», «Волшебники слова».

«День поэзии в библиотеке» В этот день хозяйкой библиотечного часа была поэзия, а долгожданными гостями – стихи. Ребятам было дано задание: подготовить стихотворения, выучить наизусть или выразительно прочитать. Многие выучили наизусть и с удовольствием прочитали те стихи, которые им самим нравятся, поэтому этот поэтический вечер получился очень душевным и трогательным.

Литературные праздники.

День матери. «Источник жизни, вдохновенья…», «Помним. Читаем. Любим», «С любовью к Чехову», неделя детской книги «Книжкины именины». Литературный вечер, посвящённый 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова.

Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Круглый стол

На сегодняшний день в практике массовой работы нашей библиотеки форма работы - круглый стол используется не так часто. Были проведены

«Читаю я, читают мои друзья» (к Всемирному Дню писателя) и «Библиотека – территория чтения». Надо отметить, что использование данной формы работы требует тщательной и кропотливой подготовки, что даёт положительный эффект. В будущей своей работе я планирую использовать эту форму работы чаще.

Литературные викторины

«Знаешь ли ты свой город?», «Чехов – наш земляк» и др.

Так, викторины к любым литературным датам (к юбилеям писателей и т.д.) вызывают у учеников интерес к книгам этих авторов, желание больше узнать о самом авторе. Например, обзор его произведений, которые представлены на книжной выставке к мероприятию.

Час «тихого чтения»

Повышению читательского интереса способствуют посещения библиотеки. Беседы, литературные викторины, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

 Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. 

Дети идут в школьную библиотеку, значит, им здесь уютно и комфортно, листают журналы, решают детские кроссворды, выбирают книгу. Каждый что-то находит для себя.

Наша школьная библиотека ГКОУ РО «Ростовская-нА-Дону санаторная школа-интернат №74» (Таганрогский филиал) обучает детей самостоятельному поиску информации. Информационная культура читателя и развитие читательской культуры через чтение, и письмо тесно связаны. Библиотека всей своей деятельностью прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность, развивает вдумчивое чтение. Сотрудничество библиотекаря, педагогов и обучающихся школы-интерната способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, выработке умения пользоваться информационно - коммуникативными технологиями.

Все перечисленные мероприятия библиотека проводит для повышения читательской культуры и для развития духовно-нравственного компонента в системе непрерывного педагогического образования.

Процесс формирования читательской культуры у обучающихся будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагогов, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное,  сохранится у человека на всю жизнь.

Люби и уважай книгу.

Пусть твоим жизненным

Правилом станет

Бережное чуткое

Отношение к книге

И книжному слову.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Яровенко Валентина Михайловна

Дата: 21.09.2020

Номер свидетельства: 558005

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства