Декоративно-прикладное творчество как одно из средств социализации детей с ОВЗ
Декоративно-прикладное творчество как одно из средств социализации детей с ОВЗ
Приобщая ребенка с ОВЗ к сфере образного восприятия окружающего мира посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, мы создаем ему условия для успешной социализации и, возможно в дальнейшем его профессиональной самореализации через приобретенные в данном виде деятельности навыки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное творчество как одно из средств социализации детей с ОВЗ»
Декоративно-прикладное творчество как одно из средств социализации детей с ОВЗ.
На современном этапе развития нашего общества остро стоит вопрос о социализации детей с ОВЗ, создании комфортных условий для их успешного взаимодействия с обществом. Дети с ОВЗ часто бывают ограничены в различных видах деятельности, в общении, в познании окружающего мира и, как следствие, зажаты эмоционально. Неуверенность в себе и своих силах, ограничивают их в получении жизненных навыков.
Не секрет, что люди с ограниченными возможностями здоровья ограничены и в выборе области для своей профессиональной реализации. В связи с этим, целесообразно развивать тот потенциал у ребенка, который может дать ему, с одной стороны, независимость от общества, с другой – максимально погрузиться в его жизнь.
Такую возможность могут обеспечить занятия в системе дополнительного образования, в процессе которых решаются две основные задачи: реализуется возможность для продуктивной творческой деятельности и создаются условия для полноценного социального общения. Часто дополнительное образование является основной и единственной возможностью получения необходимого жизненного опыта и самореализации.
Приобщая ребенка с ОВЗ к сфере образного восприятия окружающего мира посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, мы создаем ему условия для успешной социализации и, возможно в дальнейшем его профессиональной самореализации через приобретенные в данном виде деятельности навыки.
Занятия декоративно-прикладным творчеством, в частности бисероплетением, макраме, развивают мелкую моторику рук, конструкторское мышление, творческую индивидуальность. Как следствие, улучшаются внимание и память, мышление выходит за рамки привычного, словарный запас расширяется и обогащается. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Это способствует развитию сенсомоторики – совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Ребенок чувствует себя более уверенным, раскрепощенным. Эмоциональная сторона его жизни становится более яркой и формирует положительное отношение к себе и своей деятельности. Негативные переживания, казавшиеся для ребенка непреодолимыми, уходят на второй план. Личностная ценность возрастает.
На протяжении 4лет в объединении «»Рукодельница» занималась девочка с диагнозом «расстройства поведения, обусловленные дисфункцией головного мозга». Ей свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п.
Сложности в общении со сверстниками и окружающими проявлялись во всем: она не хотела сидеть за одним столом со всеми, отворачивалась во время объяснения нового материала, работу начинала выполнять только в том случае, если для нее отводилось рабочее место отдаленное от остальных детей.
Учитывая особенности поведения, прежде чем перейти непосредственно к обучению по программе, на протяжении некоторого времени общение с ребенком заключалось в беседах, направленных на благожелательное отношение к окружающим и к учебному процессу. После того, как установились относительно доверительные отношения, в работе я начала применять сценарии занятий, активизирующие общение со сверстниками. На первом этапе это демонстрация работ обучающихся с комментариями о том, что работа выполнена коллективно, каждый ребенок внес свой вклад в общее дело. Далее девочке предлагалось выполнить посильную работу для общего дела. Например, сплести полоску определенного цвета и объединить в общую картину. На данном этапе я предлагала выполнить работу по образцу, затем внести в работу какие-либо изменения по своему усмотрению. Практические занятия проводились по принципу «от простого к сложному», с учетом психологического настроя и имеющихся навыков. Преобладали индивидуальные формы работы, но на каждом этапе предпринимались попытки для включения в коллективное творчество: по окончании работы анализ проводился в кругу детей, вносились рекомендации по усовершенствованию. Дети ненавязчиво предлагали девочке свою помощь. Положительные результаты в общении были получены. Следует отметить, что практическими навыками в бисероплетении девочка овладела значительно быстрее, чем научилась коммуникативным навыкам. Девочка стала более уверенной в себе, своих возможностях и способностях, почувствовала себя равной среди равных, что незамедлительно сказалось на взаимоотношениях в коллективе.
Настроение таких детей крайне нестабильно. Педагог должен внимательно следить за поведением и вовремя провести смену деятельности: включить релаксирующую музыку, провести физкультминутку, сочинить с детьми сказку и разыграть ее по ролям - все это оказывает благотворное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Терпеливое отношение и понимание проблем ребенка с ОВЗ приносят положительный результат.
Важную роль в социализации ребенка играет постоянное взаимодействие педагога как с ребенком, так и с его ближайшим окружением. Взаимопонимание и благополучие в семье, инклюзивное образование и индивидуальный подход со
стороны педагогов в дополнительном образовании будут способствовать формированию у ребенка мотивации к учению, личностных и духовно-нравственных качеств.
Занятия в системе дополнительного образования способствуют формированию личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Получая трудовые навыки в процессе творчества, дети не редко выбирают его в качестве профессии, что является одним из условий для успешной социализации ребенка с