kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе художественно-эстетическое направление «Фантазия» Ю. Г. Дорожин «Искусство - детям» 68 часов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе художественно-эстетическое направление «Фантазия» Ю. Г. Дорожин «Искусство - детям» 68 часов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хвощевская средняя общеобразовательная школа»

Ливенского района Орловской области



Утверждаю

Директор школы

_____________ Е.З. Казьмина

Приказ № 1/17

«30» августа 2014 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

в 3 классе

художественно-эстетическое направление

«Фантазия»

Ю. Г. Дорожин

«Искусство - детям»

68 часов



Учитель нач. классов

Чурилова О.Ю.



Принята

решением педсовета

Протокол №1

от 30.08.2014г




2014-2015г


Пояснительная записка

В системе современного образования происходят перемены. В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения меняются требования к учебному процессу. Стандарт ориентирован на воспитание личности, уважающей и принимающей культурные национальные ценности. Но воспитание культурно развитой личности невозможно без эстетического восприятия действительности. 

Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, занятия искусством в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной созидательной деятельности во всех ее направлениях, в том числе духовно-нравственной. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности способствует развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, ощутить духовный комфорт.

Развитие чувства цвета - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Поэтому актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков цветовосприятия, которые необходимы для успешного эстетического развития ребенка. Насколько развито чувство цвета учащихся начальных классов, настолько же вырастает творческий потенциал в изучении изобразительного искусства. Программой «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского предусмотрено определенное количество часов на развитие цветовосприятия, поэтому работу по развитию умения работать с цветом можно продолжить на внеурочных занятиях. Наглядным материалом, способствующим раскрытию более полной картины применения цветовых оттенков на практике, служат образцы мастеров народного промысла, их разнообразный яркий колорит.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит познакомить младших школьников с возможностями цвета, развивает способность воспринимать цвет. Занятия, дидактические игры по росписи изделий декоративно-прикладного искусства дают возможность младшим школьникам узнать приемы рисования и учат составлять узоры на различных формах, усваивая цвета данной росписи. Знакомство детей с произведениями народного искусства обогащает впечатление; школьники видят, как многообразие цветов и оттенков может быть использовано мастерами народного творчества.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими эстетического материала, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка.

Периодичность работы, наличие определенного количества времени
создают условия для успешной реализации психолого-педагогических задач.
Продуманное сочетание обучения и отдыха на занятиях по изобразительному искусству снимает жесткую регламентацию, характерную для учебного процесса. Это влечет за собой изменение эмоционального состояния ребенка в сторону снятия эмоционального напряжения и расширяет рамки использования упражнений, тренингов, заданий для развития цветового восприятия.

Цель программы: создание условий для развития чувства цвета младших школьников через яркие образы изделий декоративно-прикладного искусства.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

• ознакомление учащихся c народным промыслом, отличительной особенностью их росписи и палитры;

• формирование навыков работы по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

• развитие мотивационной сферы учащихся, воображения, умения фантазировать;

• вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Место кружка в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество часов: 68

Согласно учебному плану МБОУ «Хвощевская СОШ» на 2014-2015 учебный год на внеурочную деятельность по программе «Фантазия» отводится 2 часа в неделю.

Режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.

Формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-праздник, экскурсия, выставка.

Методы проведения занятий: устное сочинение, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация изделий мастеров, составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление, мысленное путешествие.


Планируемые результаты

освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности:

По окончании курса дети должны знать и уметь:

• иметь представление о цветовом разнообразии, насыщенности цвета и светлоте тона;

• уметь различать цвета и цветовые оттенки;

• иметь представление о составлении узоров и орнаментов.


Способами определения результативности программы являются:

  1. Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

  2. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД


Личностные универсальные учебные действия


У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • устойчивый познавательный интерес к новым видам декоративно-прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.


Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • учитывать этапы работы;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • строить рассуждения об объекте дымковской игрушки: ее росписи;

  • устанавливать аналогии;

  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, сформировать познавательные интересы;

  • расширить знания и представления о материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с историей происхождения дымковской игрушки;

  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • создавать изделия, осуществляя роспись;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития чувства цвета;

  • сформировать систему универсальных учебных действий;

  • сформировать навыки работы с информацией.


Отсутствие контроля деятельности в виде отметок позволяет перенести акцент с результата на процесс, что значительно повышает его качественную сторону. На первый план выступает самооценка, соотнесение своего
мнения с мнением коллектива. Свободная деятельность в группе обогащает
личный опыт ребенка, тем самым ускоряя творческий процесс.

На протяжении всего времени обучения детей организовываются выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении особенностей росписи

Содержание программы


1.Введение – 5 часов

Вводное занятие(1ч.)

Городецкая роспись(1ч.)

Хохломская роспись(1ч.)

Гжель(1ч.)

Дымковская роспись(1ч.)


2. Жостовская роспись – 17 часов.

Искусство Жостова. (1ч.)

Жостовский орнамент. (1ч.)

Цветы садовые и полевые. (1ч.)

Азбука кистевых мазков. (1ч.)

Простые узоры Жостова. (1ч.)

Пятилистник (цветок яблони). (1ч.)

Цветок «Лилия». (1ч.)

«Листочек». (1ч.)

Цветы в корзине. (1ч.)

Травинки, усики, стебельки. (1ч.)

Привязка. (1ч.)

Алые маки. (1ч.)

Букет садовых цветов. (1ч.)

Цветок «Роза». (1ч.)

Букет из роз. (1ч.)

Формы подносов и композиционные схемы. (1ч.)

Самостоятельная работа. (1ч.)


3. Мезенская роспись- 14 часов.

Мезенские прописи. (1ч.)

Узоры в прямой клетке(1ч.).

Простые элементы. (1ч.)

Узоры в косой клетке. (1ч.)

Ленточный орнамент. (1ч.)

Роспись поставка. (1ч.)

Уточки и лебеди. (1ч.)

Роспись коробухи (крышка). (1ч.)

Цветы и деревья. (1ч.)

Роспись утицы. (1ч.)

Олени и кони. (2ч.)

Роспись доски. (2ч.)


4. Полхов-Майданская роспись – 8 часов.

Цветочные узоры Полхов-Майдана. (1ч.)

Роспись бочонка. (1ч.)

Ягоды и бутоны. (1ч.)

Роспись кувшина. (1ч.)

Цветочки. (1ч.)

Роспись матрёшек. (1ч.)

Птички-невелички. (1ч.)

Чудо-петушок. (1ч.)


5.Каргопольская игрушка - 7 часов.

Узоры и орнаменты карпогольской игрушки. (1ч.)

Знаки Солнца. (1ч.)

Как лепят игрушки. (2ч.)

Крестьяне русского севера. (1ч.)

Лес, звери и охотники. (1ч.)

Сказочный мир Карпоголя. (1ч.)


6.Филимоновская игрушка -12 часов.

Полоски и ёлочки.

Узор на ковре.

Филимоновские цветы.

Олешек и барашек.

Разноцветные орнаменты.

Сельские красавицы.

Курица-свистулька.

Солдат и птицы.

Доярка.

Всадники.

На ферме.

Весёлый праздник.


7.Хлуднёвская свистулька – 3 часа

История возникновения Хлуднёвской свистульки. (1 ч.)

Роспись сказочного персонажа (медведя, собаки). (2 ч.)


8.Итоговые занятия- 2часа

Итоговое занятие. Понравившийся вид росписи. (1 ч.) Роспись изделия. (1 ч.)


При рассматривании детских работ обращается внимание на особенности росписи, на умение выражать свои впечатления от восприятия этих игрушек, подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Таким образом, достигается цель – на примере изделий мастеров декоративно-прикладного искусства развить чувство цвета. Это вызывает интерес к игрушкам мастера и чувство радости от увиденного.

Дети знакомятся с новыми элементами – волнистая линия, круги и т.п., и одновременно закрепляется цветовая гамма. Перед тем, как начать рисовать элементы росписи на бумаге, они прорисовываются в воздухе.

Чтобы дети успешнее справлялись с предложенными заданиями, на занятиях применяются дидактические игры:

  • «Обведи элемент»

Задачи: продолжить обучение технике рисования по подобию;

  • «Обведи и раскрась»

Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в росписи;

  • Дидактическая игра «Парные картинки»

Задачи: продолжить знакомить детей с народной игрушкой; выделять и называть элементы; развивать чувство цвета, внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

  • Дидактическая игра «Декоративное домино»

Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.

  • Дидактическая игра «Собери целое»

Задачи: закреплять знания детей об изделиях мастеров; учить собирать из нескольких частей целое; развивать чувство цвета, мышление, творческое воображение.

  • Дидактическая игра «Найди пару»

Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; развивать умение находить правильные цветовые сочетания, внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно без помощи взрослого учатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию подбирают элементы росписи и цветовую гамму.

Когда младшие школьники знакомятся с тем или иным элементом, обращается внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда дети начинают применять цветовую композицию, подбирать и сочетать цвета друг с другом все более уверенно от занятия к занятию.

Красоты нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, расширяет представление детей о цветах, дает необходимые знания и постепенно развивает нравственно-эстетическое отношение к цветам и их оттенкам, что обеспечивает духовно-нравственное воспитание младших школьников на культурных традициях своего народа.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т.Носова Каргопольская игрушка. Художественный альбом серии "Искусство - детям".– М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  2. О. Соломенникова Филимоновская свистулька. Художественный альбом серии "Искусство - детям".– М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  3. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Художественный альбом серии "Искусство - детям".– М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  4. Ю.Г. Дорожин Жостовский букет. Художественный альбом серии "Искусство - детям".– М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  5. Ю.Г. Дорожин Мезенская роспись. Художественный альбом серии "Искусство - детям".– М.: Мозаика-Синтез, 2005

  6. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

  7. Дымковская игрушка: [Электронный ресурс]: вятский журнал для женщин. – Влекин, 2011. – Режим доступа: http://dymka.teploruk.ru/

  8. Дымковская игрушка: [Электронный ресурс]: Википедия – свободная электронная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

  9. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009. – 144 с.

  10. Каргопольская игрушка: [Электронный ресурс]: виртуальная галерея. – Режим доступа: http://kuljtura/kargopoljskaya-igrushka.ru

  11. Каргопольская игрушка: [Электронный ресурс]: Википедия – свободная электронная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/







Дата.

Тема .

Цель.


Организация занятия.

Характеристика деятельности.

План.

Факт


Введение – 5 часов

1.

3.09


Вводное занятие.

Познакомить с планом работы, инструментами и материалами для кружка.

Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Беседа об использовании различных материалов.

Знакомятся с планом работы, инструментами и материалами для кружка; изучают технику безопасности

2.

5.09


Городецкая роспись.

Повторить основные элементы Городецкой росписи.


История создания. Основные элементы росписи.

Слушают собеседника, излагают своё мнение, осуществляют совместную практическую деятельность; повторяют основные элементы Городецкой росписи

Выполняют работу с опорой на слайдовый или текстовой план

3.

10.09


Хохломская роспись

Повторить основные элементы Хохломской росписи.

История создания. Основные элементы росписи.

Слушают собеседника, излагают своё мнение, осуществляют совместную практическую деятельность; повторяют основные элементы Хохломской росписи. Выполняют работу с опорой на слайдовый или текстовой план

4.

12.09


Гжель.

Повторить основные элементы Гжельской росписи


История создания. Основные элементы росписи.

Слушают собеседника, излагают своё мнение, осуществляют совместную практическую деятельность; повторяют основные элементы Гжельской росписи

Выполняют работу с опорой на слайдовый или текстовой план

5.

17.09


Дымковская роспись

Повторить основные элементы Дымковской росписи

История создания. Основные элементы росписи.

Слушают собеседника, излагают своё мнение, осуществляют совместную практическую деятельность; повторяют основные элементы Дымковской росписи

Выполняют работу с опорой на слайдовый или текстовой план

Жостовская роспись - 17 часов


6.


19.09




Жостовская роспись.

Искусство Жостова.

Знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Жостовская роспись».

Вводное занятие. Беседа о жостовских мастерах и их изделиях.

Знакомятся с традиционным русским художественным промыслом «Жостовская роспись».




7.

24.09


Жостовский орнамент.

Знакомство с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов.

Рассматривание представленных образцов орнаментов, принцип построения орнамента в народном искусстве.

Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов жостовского орнамента.

Все элементы орнамента рисуются сразу кистью.


8.

26.09


Цветы садовые и полевые.

Знакомство с типами и формами цветов в жостовской росписи.

Рассматривание цветов, изображённых на подносе, и с помощью педагога определяют их название.

Детям предлагается самостоятельно сделать уборку борта подноса жостовским орнаментом.

9.

1.10


Азбука кистевых мазков.

Знакомство с жостовским кистевым мазком и простейшими элементами росписи.

Букеты состоят из цветов, цветы из лепестков, а лепестки чаще всего в росписи являются различного вида кистевые мазки.

Дети выполняют кистью упражнение на повтор различных типов мазков и простейших элементов росписи.

10.

3.10


Простые узоры Жостова.

Закрепление навыков работы с различными типами кистевых мазков.

Знакомство с вариантами построения простых орнаментов на полосе с использованием различных типов мазков.

Дети украшают борт представленной круглой формы, избрав произвольно любой из трёх примеров для подражания или придумывают свой узор.



11.


8.10



Пятилистник

( цветок яблони).

Знакомство с традиционным жостовским узором – пятилистником (цветком яблони)

Демонстрация подносов , на которых представлен данный тип цветов.

Дети копируют предложенные варианты изображения цветов.

12.

10.10


Цветок «Лилия».

Знакомство с декоративным изображением цветка «Лилия» в жостовской росписи.

Демонстрация подносов , на которых представлен данный тип цветов.

Дети копируют предложенные варианты изображения цветов.

13.

15.10


«Листочек».

Освоение художественного элемента жостовской росписи «листочек».

В жостовской росписи листочки являются обязательной составляющей букета. Чаще всего они зелёные, но могут быть и других цветов- коричневые или жёлтые.

При работе над элементом «листочек» следует особое внимание обратить на его форму.

14.

17.10


Цветы в корзине.

Освоение мазковой техники жостовского письма и соблюдение пропорций при изображении различных типов цветов.

Дети внимательно рассматривают типы цветов и листьев, и , полагаясь на свой вкус, составляют из этих цветов и листьев букет

Дети копируют предложенные варианты изображения цветов.

15.

22.10


Травинки, усики, стебельки.

Знакомство с элементами жостовской росписи, которыми пользуются при привязке.

Учитель обращает внимание детей на расположение стеблей, усиков и травинок.

Кистью №2 копируются представленные образцы.

16.

24.10


Привязка.

Освоение из важнейших этапов жостовской росписи - «привязки»

Дети вспоминают , для чего служит привязка и какое место она занимает в технологической цепочке изготовления подноса.

Кистями №2 и №3, используя навыки, полученные на предыдущем занятии при рисовании травинок, усиков и стебельков, осуществляют привязку букета.

17.

29.10


Алые маки.

Знакомство с декоративным изображением в жостовской росписи крупных цветов – маков.

Демонстрация подносов , на которых представлен данный тип цветов.

Дети копируют предложенные варианты изображения цветов.

18.

31.10


Букет садовых цветов.

Освоение приёмов росписи жостовских подносов с преимущественным изображением маков.

Юные художники впервые сталкиваются с проблемой композиционного решения узора.

Дети копируют предложенные варианты изображения цветов.

19.

12.11


Цветок «Роза».

Знакомство с декоративным изображением розы в жостовской росписи.

Демонстрация подносов , на которых представлен данный тип цветов.

Дети копируют предложенные варианты изображения цветов.

20.

14.11


Букет из роз.

Освоение приёмов росписи жостовских подносов с преимущественным изображением цветов розы..

Роза – королева цветов. И в букетах жостовских мастеров она всегда в центре.

Дети размещают три цветка в центре подноса, это позволит им не отвлекаться на композиционное решение узора.

21.


19.11



Формы подносов и

композиционные схемы.

Знакомство с многообразием форм подносов и вариантами композиционного размещения узора на подносах.

Детям даётся представление о композиционном разнообразии жостовской росписи- «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок», «полувенок» и т.д.


22.

21.11


Самостоятельная работа.

Использование ранее полученных знаний для декоративного оформления реального предмета.

Детям предлагается самостоятельно расписать поднос.

Дети самостоятельно расписывают поднос.


Мезенская роспись -14 часов

23.

26.11


Мезенские прописи.

Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.

Беседа о промысле, его истории, географии, показ образцов, выполненных народными мастерами.

Дети стараются воспроизвести представленные образцы.

24.

28.11


Узоры в прямой клетке.

Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения.

Дети повторяют предложенные узоры в квадратах.

25.

3.12


Простые элементы.

Освоение простых элементов мезенской росписи- спиралек и зигзагов.

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Дети выполняют упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи.

26.

5.12


Узоры в косой клетке.

Освоение традиционных мезенских орнаментов.

Рассматриваются с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обращается внимание на ритмическое чередование элементов узора.

По намеченным линиям дети копируют элементы узора и заполняют ленту до конца страницы.

27.

10.12


Ленточный орнамент.

Знакомство с ленточным орнаментом.

Обращается внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба, даёт широкий простор для построения разнообразных орнаментов.

Дети вначале кистью наносят границу полосы, а затем при помощи пераили кисти воспроизводят орнамент чёрной краской.

28.

12.12


Роспись поставка.

Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.

Обратить внимание детей на то, что орнамента отдельно от предмета , на котором он расположен, не бывает. Беседа о предназначении различных предметов крестьянской жизни – поставок, коробух, солонок, туесов и т. п.

Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.

29.

17.12


Уточки и лебеди.

Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.

Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы.

Дети копируют предложенные варианты изображения птиц.

30.

19.12


Роспись коробухи.

Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.

Дети внимательно рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на круговой форме.

Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи.

31.

24.12


Цветы и деревья.

Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели.

Дети копируют предложенные варианты изображения цветов и деревьев.

32.

26.12


Роспись утицы.

Декоративное оформление птицы узором с мотивом дерева (цветка).

Дети внимательно рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи ковша.

Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на ковше другой формы.

33-34.

14.01

16.01


Олени и кони.

Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.

К числу самых распространённых и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей.

Дети копируют предложенное изображение оленя или коня.

35-36.

21.01

23.01


Роспись доски.

Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом.

Дети внимательно рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец туеса с изображением оленей.

Дети самостоятельно расписывают доску.

Полхов-Майданская роспись – 8 часов

37.

28.01

30.01




Цветочные узоры Полхов –

Майдана. Листья и веточки.

Знакомство с росписью и особенностью палитры.

Освоение простейших элементов – «листьев» и «веточек»

Дети работают на повтор предложенных образов.

38.

4.02


Роспись бочонка.

Росписать бочонок простейшими элементами из «листьев» и «веточек».

Используем традиционную цветовую гамму: алый, синий , жёлтый, которые при наложении друг на друга дают звучный красный, зелёный и фиолетовый.

Роспись следует начать с изображения волнообразного стебля, опоясывающего изделие, затем изображают крупные листья и, в последнюю очередь, мелкие листочки.

39.

6.02


Ягоды и бутоны.

Освоение элементов росписи – «ягода» и «бутон».

Особое внимание на понимание движения: изображение бутонов производим от крупных к мелким.

Стебель является скрытой осью, которая организует элементы орнамента.

40.

11.02


Роспись кувшина.

Построение простейших композиций с применением растительных мотивов.

При росписи кувшина стебель пустить широкой волной.

Изображение бутонов и ягод производится от крупных к мелким. Листочки изображаются после ягод.

41.

13.02


Цветочки.

Освоение элемента «цветочки».

Производим карандашную разметку, акварельную окраску и «наводку»

Рисуем самый крупный цветок, затем бубенчики и ягоды.

42.

18.02


Роспись матрёшек.

Расписать матрёшек элементами «цветочек». Развитие детской фантазии.

Лицо матрёшки – условный овал. В овале – лицо. Все остальное – крупные и яркие цветы.

При росписе матрёшки сначала рисуем самый крупный цветок, затем бутоны и ягоды. Лицо куклы рисуем по разметке.

43.

20.02


Птички – невелички.

Освоение майданской росписи – «птички».

Майданские птички – это очень простые курочки, уточки, а ещё кукушка да голубки.

Птичка не должна быть слишком маленькой. Порядок работы: птичка, цветочки, веточки, листочки, крошечные ягоды-точки.

44.

25.02


Чудо-петушок.

Освоение элемента майданской росписи – «петушок».

Освоение рисования петушка. Изменяемые элементы – хвосты, крылья, гребешки.

Работа по образцу . самостоятельная работа

Каргопольская игрушка- 7 часов

45.

27.02




Узоры и орнаменты

карпогольской игрушки.

Освоение простейших элементов карпогольской росписи.

Детям сообщается о том, что в древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить.

Дети воспроизводят элементы орнамента рядом с образцами на левой странице и дорисовывают орнамент на полях правой страницы.

46.

4.03


Знаки солнца.

Освоение традиционных карпогольских узоров.

Солнечные знаки издавна живут в народном изобразительном искусстве. Так круг символизировал дневной и годичный бег Солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на весь вольный свет (на четыре «сторонушки») и все времена года зависят от него.

Дети воспроизводят солярные знаки рядом с образцами и расписывают игрушку Полкана.

47-48.

6.03

11.03


Как лепят игрушки.

Знакомство с основными принципами лепки каргопольских игрушек.

Каргопольской игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины. Налепных деталей у нее немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщающая передача образа.

Дети самостоятельно лепят каргополького коня, согласуя свои действия с этапами работы. Затем, после сушки, расписывают его и по своему усмотрению раскрашивают не расписанные фигурки животных.

49.

13.03


Крестьяне Русского Севера.

Знакомство с традиционными формами игрушек – фигурками крестьян,

Традиционная композиция для каргопольских игрушек – «кадриль» в одну или две пары и стоящий в стороне гармонист. Во всех фигурах, как правило, очень мало деталей, мастер отмечает лишь самое главное.

Дети лепят и расписывают фигурки.

50.

18.03


Лес, звери и охотники.

Знакомство с традиционными формами игрушек – оленем, лосем, бараном.

Скульптурки животных, как уже говорилось, лепятся обычно из единого куска глины. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, а оленя – ветвистые рога с небольшими выступами-отростками, лося – крепкая шея, небольшая голова и пара ветвистых рогов с небольшими ушками.

Дети лепят фигурки и расписывают оленей и миниатюру «Охота на тетеревов».






51.

20.03


Сказочный мир Карпоголя.

Знакомство с традиционными формами игрушек – медведями и Полканом.

Характерным для каргопольских игрушек является очеловечивание животных. Медведи, барашки и козлы едут на санях, работают в кузнице. «Хозяюшко леса «медведь весело играет на гармони.


Дети лепят и расписывают фигурки.


Филимоновская игрушка- 12 часов

52.

1.04


Полоски и ёлочки.

Освоение простейших элементов филимоновской росписи – полосок и ёлочек.

Беседа о филимоновских мастерах и их изделиях.

Дети осваивают простейшие элементы филимоновской росписи.

53.

3.04


Узор на ковре.

Освоение традиционных филимоновских орнаментов.

Беседа об особенностях построения орнамента в прямоугольной форме.

Дети дорисовывают коврик по представленному образцу.

54.

8.04


Филимоновские цветы.

Знакомство с традиционным элементом филимоновской росписи – «цветком».

Рассматриваются филимоновские игрушки , где встречается элемент «цветок».

Дети копируют предложенные варианты изображения цветов или придумывают самостоятельно.

55.

10.04


Олешек и барашек.

Закрепить умение украшать круг филимоновскими элементами.

Рассматриваются иллюстрации в тетради. Предлагается самостоятельно придумать узоры в кругах для солнышка, цветочка и барашка.

Дети украшают круги в сюжетной композиции «Олешек и барашек».

56.

15.04


Разноцветные орнаменты.

Закрепить умение составлять филимоновский узор на полосе.

Рассматриваются с детьми различные орнаменты на филимоновских игрушках. Обращается внимание на ритмичное чередование элементов узора.

По намеченным линиям дети копируют узор, а затем пытаются воспроизвести представленный узор самостоятельно.

57.

17.04


Сельские красавицы.

Учить расписывать силуэт филимоновской барышни.

Рассматриваются с детьми фигурки филимоновских игрушек барышень-красавиц. Обращается внимание на красивые женские наряды и украшения узором нижней части платья и юбки.

Дети украшают силуэт филимоновской барышни по своему усмотрению.

58.

22.04


Курица – свистулька.

Познакомить детей с лепкой из глины филимоновской игрушки-свистульки.

Рассматриваются с детьми филимоновские фигурки – свистульки. Обращается внимание на то, что все филимоновские игрушки звучащие.

Дети лепят и расписывают фигурки.

59.

24.04


Солдат и птицы.

Освоение традиционной формы филимоновской игрушки- курочки.

Рассматриваются с детьми иллюстрации в рабочей тетради. Обращается внимание на особенности расположения филимоновского узора в различных формах.

Дети украшают силуэт курочки самостоятельно или по представленному образцу.

60.

29.04


Доярка.

Освоение традиционных форм филимоновской игрушки – фигурки доярки и домашних животных.

Рассматриваются с детьми иллюстрации в рабочей тетради.

Обращается внимание на особенности росписи фигурки животного.

Дети украшают различными элементами филимоновской росписи сюжетную композицию.

61.

6.05


Всадники.

Учить расписывать силуэт всадника на лошади.

Рассматривается с детьми иллюстрация в рабочей тетради с изображением композиции «Всадники на лошадях».

Обращается внимание на то, что у всадников маленькие головки с удивительными головными уборами.

Самостоятельно или по представленному образцу дети украшают одну из композиций.

62.

8.05


На ферме.

Учить расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных.

Закрепление у детей знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах.

Дети самостоятельно, на основе имеющихся знаний о народном промысле, украшают фигурки животных различными узорами.



63.

13.05


Весёлый праздник.

Учить детей украшать женскую и мужскую фигуру филимоновской росписью.

Рассматривается с детьми иллюстрация в рабочей тетради с изображением композиции «Весёлый праздник». Обращается внимание на различные элементы росписи нарядов танцующих пар.

Дети самостоятельно придумывают наряды барышне и кавалеру, используя знания о народной росписи.


Хлуднёвская свистулька – 3 часа

64-66

15.05

20.05








История возникновения

Хлуднёвской свистульки.

Роспись сказочного персонажа

(медведя, собаки).

Познакомить с основными приёмами росписи.

Роспись плоскостного изображения сказочного персонажа (медведя, собаки).

Знакомятся с основными приёмами росписи. Работают по образцу Анализируют творческие работы свои и товарищей.

67-68.


22.05

27.05







Итоговое занятие.

Понравившийся вид росписи.

Роспись изделия.

Выставка рисунков

Оформить выставку.

Рисование рисунка по выбору

Анализируют творческие работы свои и товарищей. Оценивают результат деятельности. Оформляют выставку рисунков.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чурилова Ольга Юрьевна

Дата: 20.09.2016

Номер свидетельства: 344849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства