Просмотр содержимого документа
«Рабочая програма внеурочной деятельности "Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо" 3 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо»» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо» - :М: РОСТ, 2016 г.
Актуальность программы
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих». Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно – нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. В начальной школе перед учителем стоит задача: открыть путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребенка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения. Курс «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо» окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи программы:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Принципы программы:
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно- деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной. общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Методы:
Это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.
Словесные методы- создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы— применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы- в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы : коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
• беседы;
• прочтение и обсуждение художественных книг.
Практические занятия:
• творческие мастерские;
• коллективные творческие дела;
• викторины;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• проведение выставок семейного художественного творчества
• сюжетно-ролевые игры ( внеурочная, внешкольная).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс « Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье». Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей. В тетрадях ( в двух частях) представлены тренировочные и проверочные комплексные работы нового поколения для определения метапредметных результатов образования у учеников 1-4 классах. Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Разделы:
1.Я и книга- 10 ч.
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб « Белая ворона». И снова клуб « Белая ворона». Фея Фантаста.
2.Я и природа – 6 ч.
И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка – зима. Бабочка веселый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.
3.Я и окружающие – 10 ч.
О себе, о дружбе, о друзьях…. О добре и зле. « У камина». Клуб « Выручай- ка».
Клуб « Выручай- ка». Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! « Ромашка».
4.Я и здоровье – 3 ч.
Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
5.Я и животные – 4 ч.
О кошках и собаках. О животных не очень приятных. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачева.
6.Я и семья – 1 ч.
Роза для мамы.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Я и книга
10
Я и природа
6
Я и окружающие
10
Я и здоровье
3
Я и животные
4
Я и семья
1
ИТОГО
34 часа
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема
Количество часов
Путешествие в сказку
1
И снова об осени…
1
О себе, о дружбе, о друзьях…
1
О добре и зле
1
Посылка от сказочных героев
1
Письмо дедушки Морфея
1
Эдуард Успенский
1
Выглянуло солнышко…
1
О кошках и собаках
1
« У камина»
1
Клуб « Выручай- ка»
1
Слушаем сказку
1
О животных не очень приятных
1
В гости к друзьям из Простоквашино
1
Что за праздник без цветов…
1
Клуб « Выручай- ка»
1
Наши страхи
1
Что такое зима?
1
Знаменитые малыши. Незнайка
1
Экзотические животные
1
Зимушка - зима
1
Зимние забавы
1
Да здравствуют книги!
1
Роза для мамы
1
Принцессы Шарля Перро
1
Клуб «Белая ворона»
1
И снова клуб « Белая ворона»
1
Бабочка веселый хоровод
1
Театр кошек Юрия Куклачева
1
Учимся работать в микрогруппе
1
Фея Фантаста
1
Хлеб – наше богатство
1
Берегите время!
1
Цветочная карусель
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, включающие формирование УУД
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• умения (на пропедевтическом уровне) при помощи полученных знаний самостоятельно решать задания на развитие абстрактного и логического мышления, продумывать решение, прогнозировать результат своей работы, анализировать свою работу;
• умения (элементарные) принимать участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах;
• способности задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам.
Коммуникативные:
• умение работать в паре и в группе, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
• уметь обмениваться собственным наблюдением, умозаключением.
Учебно-познавательные:
• умения и навыки планирования учебной деятельности (на первоначальном уровне): самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
• умения и навыки организации деятельности: организация рабочего места;
• умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение, предвидение результатов своей деятельности, формулирование выводов;
• умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само – и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Личностные результаты
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Авторская программа Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо» - :М: РОСТ, 2016 г.
Методические рекомендации Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо» - :М: РОСТ, 2016 г.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– магнитная доска;
– ноутбук;
– принтер;
– мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия:
– слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по математике;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик, циркуль, транспортир и т.д.;
– материалы: бумага (писчая).
Оборудование класса:
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего.