ААнализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год
ААнализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год
Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год
Работа педагога-психолога велась в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», методическими рекомендациями для педагогов-психологов, планом работы школы, планом работы педагога-психолога. Целью деятельности педагога - психолога являлось создание оптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ААнализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год»
Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год
Работа педагога-психолога велась в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», методическими рекомендациями для педагогов-психологов, планом работы школы, планом работы педагога-психолога.
Целью деятельности педагога - психолога являлось созданиеоптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Общая направленность работы педагога – психолога определялась следующими задачами:
содействие в приобретении обучающимися образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации, адаптации осуждённых при выходе на свободу;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;
осуществление массовой диагностики по уровню мотивации учения и уровню воспитанности обучающихся;
оказание помощи в профессиональной ориентации осуждённых исправительного учреждения;
содействие гармонизации социально - психологического климата в школьном коллективе, обеспечение успешной коммуникации в образовательной среде.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в 2015/2016 учебном году работа педагога-психолога велась по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическая диагностика, а такжевелась просветительская и организационно-методическая работа.
Статистический отчёт за 2015/2016 учебный год
№/п
Виды деятельности
Мероприятия для обучающихся
Мероприятия для педагогов
1
Психологическое просвещение
Реализую программу «Психология общения» во внеурочное время в следующих формах: практические занятия; тренинги; ролевые игры; активные лекции (использование видеомат.) Провожу 1 раз в неделю.
2
Психодиагностическая работа:
Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в адаптации
Стартовая диагностика
319 чел.
Диагностика личностных особенностей
276 чел.
Диагностика вербально-логического мышления
226 чел.
Диагностика интересов
175 чел.
Психологическая диагностика обучающихся 9 классов
30 чел.
Итоговая диагностика
262 чел.
3
Просветительская и организационно-методическая работа
-
Выступления на педагогических советах по темам:
1. «Анализ результатов стартовой психолого-педагогической диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации педагогам по использованию результатов мониторинга»;
2. «Личностно-ориентированный подход как основное условие обучения, воспитания и ресоциализации обучающихся – осуждённых в школе пенитенциарной системы. Ресоциализация. Основные аспекты. Методы психологического воздействия в процессе ресоциализации обучающихся».
Психологическое просвещение.
Реализую программу «Психология общения» во внеурочное время
в следующих формах: практические занятия; тренинги; ролевые игры; активные лекции (использование видеоматериала).
Программа «Психология общения», направленна на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества обучающихся с педагогами школы и работниками колонии. Занятия проводились по пятницам (1 раз в неделю, 36 часов).
Цель: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умений продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.
Реализация данной программы является условием создания коллектива, формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.
В связи с тем, что были получены положительные отзывы от обучающихся о проведённых занятиях, после занятий была проявлена заинтересованность в индивидуальных консультациях. Данное направление деятельности считаю эффективным.
Психодиагностическая работа.
Отслеживание динамики в развитии обучающихся осуществляется через диагностику. С результатами в развитии и с выявленными проблемами были ознакомлены все осуждённые и классные руководители.
Вместе с тем следует отметить, что по результатам диагностики в конце учебного года не всегда наблюдается положительная динамика в развитии обучающихся. Такие результаты связаны с индивидуальными особенностями, сформированностью личности и осознанного запроса.
Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на её основе делается заключение о контингенте обучающихся.
Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной форме, так и в групповой форме, проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов.
В течение 2015-2016 учебного года были проведены следующие диагностические исследования в рамках психологического сопровождения.
Обобщённый анализ, выявленных проблем в результате психодиагностических исследований:
Диагностическое исследование
Используемые методики
Выявленные проблемы в результате диагностической деятельности
Деятельность (формы и методы по преодолению проблемы)
1.Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в адаптации
Тест социально-психологичес-кой адаптации (Даймонд-роджерс)
Формирование адекватной самооценки по результатам исследований
Совместная деятельность психолога и педагога направлена на активизацию адаптационных механизмов у обучающихся посредством развития необходимых социальных навыков (знание и умение выполнять правила поведения в школе, налаживание коммуникации)
2. Стартовая и итоговая диагностика уровня сформированности общеучебных умений, навыков обучающихся.
Цель: выявление сформированности основных организационных, интеллектуальных, коммуникативных универсальных действий.
Тест общеучебных умений, навыков
(М.Ступницкая)
Итоговая диагностика ОУУН
Исследовано: 319 чел.
Интеллектуальные ОУУН:
Высокий уровень-63 чел.- 20%;
Средний – 97 чел.-30%;
Низкий – 159 чел.-50%.
Коммуникативные ОУУН:
Высокий уровень-85 чел.-27%;
Средний -62 чел.-19%;
Низкий-172 чел.-54%;
Организационные ОУУН:
Высокий уровень-68 чел.-21%;
Средний-73 чел.-23%;
Низкий-178 чел.-56%.
Вывод: уровень сформированности ОУУН по всем 3-м направлениям, по сравнению со стартовой диагностикой, к концу учебного года увеличился в 2 раза.
Педагоги оказывали обучающимся в течение всего года организующую и стимулирующую помощь, старались пошагово предъявлять учебную информацию с пошаговым контролем её усвоения.
3. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Цель: изучение особенностей школьной мотивации как составляющей для формирования и развития склонностей осужденных к познавательной деятельности.
Анкета оценки уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой. ( Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения)
Показатели стартовой и итоговой школьной мотивации:
Стартовая диагностика
Высокая школьная мотивация-2%;
Средняя- 14%;
Положительное отношение к школе-14%;
Низкая мотивация-55%;
Негативное отношение к школе-15%.
Итоговая диагностика
Исследовано: 262 чел.
Высокая школьная мотивация-
21 чел. - 8%;
Средняя мотивация- 65 чел.- 25%;
Положительное отношение к школе- 71 чел.- 27%;
Низкая мотивация- 85 чел.-32%;
Негативное отношение к школе- 20 чел. - 8%.
Выводы:
Итак, количество обучающихся с высоким и средним уровнями мотивации обучения к концу 2015-2016 уч. года увеличилось в 4 раза. Наряду с этим наблюдаются и позитивные изменения: увеличилось количество обучающихся с положительным отношением к школе в 2 раза. По-видимому, обучающимся (27%) нравится посещать школу, они нуждаются в своей оценке и одобрении, с желанием, судя по анкетам, занять определённое место в системе им доступных общественных отношений, узнавать что-то новое, чему-то научиться. На 23 % уменьшился уровень с низкой школьной мотивацией, хотя ещё не все осознают себя в роли учеников. Также уменьшилось число обучающихся с негативным отношением к школе на 7%.
Таким образом, исходя из наличия и отсутствия учебной мотивации, педагог должен планировать формы работы с обучающимися по различным направлениям.
Учителя-предметники в течение года стимулировали учебно-познавательную деятельность через:
а) создание ситуации занимательности;
б) создание ситуации с опорой на жизненный опыт;
в) воздействие путём положительного примера, разъяснения, требований, побуждения к учёбе – это те составляющие, от которых зависит учебная мотивация.
4. Исследование личностных особенностей обучающихся
Цель: мобилизация волевых усилий на изменение самого себя.
Исследование самооценки (Казанцева Г.Н.).
Необходимым условием психологической подготовки к освобождению является изменение у осуждённых самооценки.
Всего исследовано: 276 чел.
Из них:
Высокая самооценка- 15 чел.-5%;
Адекватная самооценка -111 чел.- 40%;
Низкая-86 чел. – 31%;
Неадекватно занижена-65 чел.-24%.
Диагностика самооценки обучающихся показала преобладание 40% адекватного уровня самооценки, только 2% от общего количества составляет высокий уровень самооценки. Крайние варианты продемонстрировали обучающиеся с низкой (31%) и неадекватно заниженной самооценкой (24%).
Адекватная самооценка считается важным показателем эмоционального благополучия, а низкая и неадекватно занижена выражает неприятие себя, негативное отношение к своей личности.
Вывод:
Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, преувеличивают значение неудач, страдают комплексом неполноценности, вызывают негативную реакцию окружающих, что приводит к отчуждению изоляции от людей.
Индивидуальные занятия по коррекции уровня самооценки.
Даны в письменном виде рекомендации -памятки по повышению самооценки.
5.Исследова-ние уровня вербально-логического мышления обучающихся.
Методика «Аналогии», «Толкование пословиц».
Всего исследовано: 226 чел.
Из них:
1. Высокий уровень мышления -14 чел. -6%;
2. Средний уровень мышления – 112 чел.- 58%;
3. Слабый уровень – 82 чел.- 36%.
6. Диагностика интересов, склонностей обучающихся
Цель:
Изучение мотивационной сферы, направленности личности, жизненных ценностей.
Тест «Ценностные ориентации»
(Рокич)
Серьезное влияние на формирование индивидуально-психологических особенностей личности в состоянии изоляции оказывают ценностные ориентации, как основные определяющие направленности личности. Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющие активность человека и избирательность его отношений. Анкетный опрос «Ценностные ориентации» помогут педагогам выявить ядро ценностно- мотивационной структуры осуждённых. Было исследовано 175 осуждённых. Выявлена система мотивов личностных смыслов у осуждённых и расположена в порядке значимости следующим образом:
Анкетный опрос «Ценностные ориентации»
1. Здоровье - 80 %;
2. Свобода - 77 %;
3. Счастливая семейная жизнь - 75 %;
4. Любовь - 66 %;
5. Чтобы люди понимали друг друга – 51 %;
6. Наличие хороших и верных друзей – 37 %;
7. Уверенность в себе – 35 %;
8. Продуктивная жизнь – 34 %;
9. Хочу быть богатым – 31 %;
10. Интересная работа – 27 %;
11. Развлечения – 23 %;
12. Забота о близких – 19 %;
13. Общественное признание – 16 %;
14. Не хочу измениться – 13 %;
15. Развитие – 11 % ;
16. Творчество, возможность проявить инициативу – 9 %;
17. Признание общества - 6 %;
18. Уважение окружающих коллектива, товарищей по работе - 4 %;
19. Творчество – 3, 2 %;
20. Забота о людях, нуждающихся в помощи – 2, 4 %.
Вывод:
Проводимая среди обучающихся работа, позволяет сделать определённые выводы о правильности выбранного пути, способствует выработке практических мер по повышению эффективности проводимой работы.
Исходя из полученных результатов, определилась и тематика бесед дискуссионного характера, например: «Человек – не пассивный продукт обстоятельств, а активный творец жизни», «Как свои недостатки превратить в достоинства» ( 7-9 кл.), «Хочешь изменить мир – начни с себя» ( 9 – 10 кл.), «Избегай вызывать к себе неприязнь, она и помимо твоей воли возникнет» ( 11- 12 кл.) и др. кроме этого, нужно использовать и традиционные формы воспитательного воздействия: занятия в кружках, предметных декадах, творческих конкурсах, традиционных общешкольных праздниках. Реализация программ на кружках предполагает формирование у обучающихся ответственного отношения к своей жизни, апробирование, внедрение, традиционных и нетрадиционных методов позитивной ресоциализации осуждённых.
Диагностики выявления нервно-психической устойчивости, уровня тревожности, психической регидности, уровня мышления обучающихся 9- классов.
Составлена аналитическая справка по результатам диагностики. Было исследовано 30 человек.
Справка прилагается.
0бобщённый анализ консультативного приёма
Обратившиеся
Учебные проблемы
Семейные проблемы
Проблемы тревожности
Криминализа-ция
Разное (по результатам диагностики)
Обучающиеся
14
12
14
9
15
Вывод: В целом, можно считать, что проведённая за истекший период консультативная работа позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носило разовый характер, что связано с недостаточной мотивированностью обучающихся на дальнейшую работу.
Педагогу-психологу в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк психологических данных.
Просветительская и организационно-методическая работа
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ.
Изучение методической и специальной литературы в целях самообразования.
Результатами методической работы за год стали:
а) подбор, анализ и систематизация материалов для индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
б) разработка материалов с презентацией для выступления на педсоветах;
в) создание базы диагностических методик;
г) систематизирование материала по профориентационной работе.
д) обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов;
е) выступления на педагогических советах по следующим темам:
1. «Анализ результатов стартовой психолого-педагогической диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации педагогам по использованию результатов мониторинга»;
2. «Личностно-ориентированный подход как основное условие обучения, воспитания и ресоциализации обучающихся – осуждённых в школе пенитенциарной системы. Ресоциализация. Основные аспекты. Методы психологического воздействия в процессе ресоциализации обучающихся».
Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит нормативно-правовую документацию; рабочие журналы; папки с результатами диагностических обследований; программы и конспекты коррекционно-развивающих занятий.
Выводы:
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как удовлетворительную.
В 2016-2017 учебном году необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие программы с учётом потребностей участников
образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделять разработке программ взаимодействия с педагогами школы.
Анализируя деятельность педагога-психолога в целом, можно сделать вывод о том, что деятельность была направлена на созданиеоптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Работа велась в соответствии с перспективным планом работы школы и планом педагога - психолога по всем направлениям, что и позволила выявить профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год
Работа педагога-психолога велась в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», методическими рекомендациями для педагогов-психологов, планом работы школы, планом работы педагога-психолога.
Целью деятельности педагога - психолога являлось созданиеоптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Общая направленность работы педагога – психолога определялась следующими задачами:
Слайд. содействие в приобретении обучающимися образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации, адаптации осуждённых при выходе на свободу;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;
осуществление массовой диагностики по уровню мотивации учения и уровню воспитанности обучающихся;
оказание помощи в профессиональной ориентации осуждённых исправительного учреждения;
содействие гармонизации социально - психологического климата в школьном коллективе, обеспечение успешной коммуникации в образовательной среде.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в 2015/2016 учебном году работа педагога-психолога велась по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическая диагностика, а такжевелась просветительская и организационно-методическая работа.
Статистический отчёт за 2015/2016 учебный год
№/п
Виды деятельности
Мероприятия для обучающихся
Мероприятия для педагогов
1
Психологическое просвещение
Реализую программу «Психология общения» во внеурочное время в следующих формах: практические занятия; тренинги; ролевые игры; активные лекции (использование видеомат.) Провожу 1 раз в неделю.
2
Психодиагностическая работа: Слайд.
Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в адаптации
215 чел.
Стартовая диагностика
319 чел.
Диагностика личностных особенностей
276 чел.
Диагностика вербально-логического мышления
226 чел.
Диагностика интересов
175 чел.
Психологическая диагностика обучающихся 9 классов
30 чел.
Итоговая диагностика
262 чел.
3
Просветительская и организационно-методическая работа
-
Выступления на педагогических советах по темам:
1. «Анализ результатов стартовой психолого-педагогической диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации педагогам по использованию результатов мониторинга»;
2. «Личностно-ориентированный подход как основное условие обучения, воспитания и ресоциализации обучающихся – осуждённых в школе пенитенциарной системы. Ресоциализация. Основные аспекты. Методы психологического воздействия в процессе ресоциализации обучающихся».
Психологическое просвещение.
Реализую программу «Психология общения» во внеурочное время
в следующих формах: практические занятия; тренинги; ролевые игры; активные лекции (использование видеоматериала).
Программа «Психология общения», направленна на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества обучающихся с педагогами школы и работниками колонии. Занятия проводились по пятницам (1 раз в неделю, 36 часов).
Цель: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умений продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.
Реализация данной программы является условием создания коллектива, формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.
В связи с тем, что были получены положительные отзывы от обучающихся о проведённых занятиях, после занятий была проявлена заинтересованность в индивидуальных консультациях. Данное направление деятельности считаю эффективным.
Психодиагностическая работа.
Отслеживание динамики в развитии обучающихся осуществляется через диагностику. С результатами в развитии и с выявленными проблемами были ознакомлены все осуждённые и классные руководители.
Вместе с тем следует отметить, что по результатам диагностики в конце учебного года не всегда наблюдается положительная динамика в развитии обучающихся. Такие результаты связаны с индивидуальными особенностями, сформированностью личности и осознанного запроса.
Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на её основе делается заключение о контингенте обучающихся.
Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной форме, так и в групповой форме, проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов.
В течение 2015-2016 учебного года были проведены следующие диагностические исследования в рамках психологического сопровождения.
Обобщённый анализ, выявленных проблем в результате психодиагностических исследований:
Диагностическое исследование
Используемые методики
Выявленные проблемы в результате диагностической деятельности
Деятельность (формы и методы по преодолению проблемы)
1.Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в адаптации
Тест социально-психологичес-кой адаптации (Даймонд-роджерс)
Формирование адекватной самооценки по результатам исследований
Совместная деятельность психолога и педагога направлена на активизацию адаптационных механизмов у обучающихся посредством развития необходимых социальных навыков (знание и умение выполнять правила поведения в школе, налаживание коммуникации)
2. Стартовая и итоговая диагностика уровня сформированности общеучебных умений, навыков обучающихся.
Цель: выявление сформированности основных организационных, интеллектуальных, коммуникативных универсальных действий.
Тест общеучебных умений, навыков
(М.Ступницкая)
Итоговая диагностика ОУУН
Исследовано: 319 чел.
Интеллектуальные ОУУН:
Высокий уровень-63 чел.- 20%;
Средний – 97 чел.-30%;
Низкий – 159 чел.-50%.
Коммуникативные ОУУН:
Высокий уровень-85 чел.-27%;
Средний -62 чел.-19%;
Низкий-172 чел.-54%;
Организационные ОУУН:
Высокий уровень-68 чел.-21%;
Средний-73 чел.-23%;
Низкий-178 чел.-56%.
Вывод: уровень сформированности ОУУН по всем 3-м направлениям, по сравнению со стартовой диагностикой, к концу учебного года увеличился в 2 раза.
Педагоги оказывали обучающимся в течение всего года организующую и стимулирующую помощь, старались пошагово предъявлять учебную информацию с пошаговым контролем её усвоения.
Сравнительная диаграмма изменений показателей общеучебных умений и навыков за 2015-2016 учебный год.
3. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Цель: изучение особенностей школьной мотивации как составляющей для формирования и развития склонностей осужденных к познавательной деятельности.
Анкета оценки уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой. ( Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения)
Показатели стартовой и итоговой школьной мотивации:
Стартовая диагностика
Высокая школьная мотивация-2%;
Средняя- 14%;
Положительное отношение к школе-14%;
Низкая мотивация-55%;
Негативное отношение к школе-15%.
Итоговая диагностика
Исследовано: 262 чел.
Высокая школьная мотивация-
21 чел. - 8%;
Средняя мотивация- 65 чел.- 25%;
Положительное отношение к школе- 71 чел.- 27%;
Низкая мотивация- 85 чел.-32%;
Негативное отношение к школе- 20 чел. - 8%.
Выводы:
Итак, количество обучающихся с высоким и средним уровнями мотивации обучения к концу 2015-2016 уч. года увеличилось в 4 раза. Наряду с этим наблюдаются и позитивные изменения: увеличилось количество обучающихся с положительным отношением к школе в 2 раза. По-видимому, обучающимся (27%) нравится посещать школу, они нуждаются в своей оценке и одобрении, с желанием, судя по анкетам, занять определённое место в системе им доступных общественных отношений, узнавать что-то новое, чему-то научиться. На 23 % уменьшился уровень с низкой школьной мотивацией, хотя ещё не все осознают себя в роли учеников. Также уменьшилось число обучающихся с негативным отношением к школе на 7%.
Таким образом, исходя из наличия и отсутствия учебной мотивации, педагог должен планировать формы работы с обучающимися по различным направлениям.
Учителя-предметники в течение года стимулировали учебно-познавательную деятельность через:
а) создание ситуации занимательности;
б) создание ситуации с опорой на жизненный опыт;
в) воздействие путём положительного примера, разъяснения, требований, побуждения к учёбе – это те составляющие, от которых зависит учебная мотивация.
Сравнительная диаграмма изменений показателей школьной мотивации ( по итогам стартовой и итоговой диагностики)
4. Исследование личностных особенностей обучающихся
Цель: мобилизация волевых усилий на изменение самого себя.
Исследование самооценки (Казанцева Г.Н.).
Необходимым условием психологической подготовки к освобождению является изменение у осуждённых самооценки.
Всего исследовано: 276 чел.
Из них:
Высокая самооценка- 15 чел.-5%;
Адекватная самооценка -111 чел.- 40%;
Низкая-86 чел. – 31%;
Неадекватно занижена-65 чел.-24%.
Диагностика самооценки обучающихся показала преобладание 40% адекватного уровня самооценки, только 2% от общего количества составляет высокий уровень самооценки. Крайние варианты продемонстрировали обучающиеся с низкой (31%) и неадекватно заниженной самооценкой (24%).
Адекватная самооценка считается важным показателем эмоционального благополучия, а низкая и неадекватно занижена выражает неприятие себя, негативное отношение к своей личности.
Вывод:
Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, преувеличивают значение неудач, страдают комплексом неполноценности, вызывают негативную реакцию окружающих, что приводит к отчуждению изоляции от людей.
Индивидуальные занятия по коррекции уровня самооценки.
Даны в письменном виде рекомендации -памятки по повышению самооценки.
5.Исследова-ние уровня вербально-логического мышления обучающихся.
Методика «Аналогии», «Толкование пословиц».
Всего исследовано: 226 чел.
Из них:
1. Высокий уровень мышления -14 чел. -6%;
2. Средний уровень мышления – 112 чел.- 58%;
3. Слабый уровень – 82 чел.- 36%.
6. Диагностика интересов, склонностей обучающихся
Цель:
Изучение мотивационной сферы, направленности личности, жизненных ценностей.
Тест «Ценностные ориентации»
(Рокич)
Серьезное влияние на формирование индивидуально-психологических особенностей личности в состоянии изоляции оказывают ценностные ориентации, как основные определяющие направленности личности. Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющие активность человека и избирательность его отношений. Анкетный опрос «Ценностные ориентации» помогут педагогам выявить ядро ценностно- мотивационной структуры осуждённых. Было исследовано 175 осуждённых. Выявлена система мотивов личностных смыслов у осуждённых и расположена в порядке значимости следующим образом:
Анкетный опрос «Ценностные ориентации»
1. Здоровье - 80 %;
2. Свобода - 77 %;
3. Счастливая семейная жизнь - 75 %;
4. Любовь - 66 %;
5. Чтобы люди понимали друг друга – 51 %;
6. Наличие хороших и верных друзей – 37 %;
7. Уверенность в себе – 35 %;
8. Продуктивная жизнь – 34 %;
9. Хочу быть богатым – 31 %;
10. Интересная работа – 27 %;
11. Развлечения – 23 %;
12. Забота о близких – 19 %;
13. Общественное признание – 16 %;
14. Не хочу измениться – 13 %;
15. Развитие – 11 % ;
16. Творчество, возможность проявить инициативу – 9 %;
17. Признание общества - 6 %;
18. Уважение окружающих коллектива, товарищей по работе - 4 %;
19. Творчество – 3, 2 %;
20. Забота о людях, нуждающихся в помощи – 2, 4 %.
Вывод:
Проводимая среди обучающихся работа, позволяет сделать определённые выводы о правильности выбранного пути, способствует выработке практических мер по повышению эффективности проводимой работы.
Исходя из полученных результатов, определилась и тематика бесед дискуссионного характера, например: «Человек – не пассивный продукт обстоятельств, а активный творец жизни», «Как свои недостатки превратить в достоинства» ( 7-9 кл.), «Хочешь изменить мир – начни с себя» ( 9 – 10 кл.), «Избегай вызывать к себе неприязнь, она и помимо твоей воли возникнет» ( 11- 12 кл.) и др. кроме этого, нужно использовать и традиционные формы воспитательного воздействия: занятия в кружках, предметных декадах, творческих конкурсах, традиционных общешкольных праздниках. Реализация программ на кружках предполагает формирование у обучающихся ответственного отношения к своей жизни, апробирование, внедрение, традиционных и нетрадиционных методов позитивной ресоциализации осуждённых.
Диагностики выявления нервно-психической устойчивости, уровня тревожности, психической регидности, уровня мышления обучающихся 9- классов.
Составлена аналитическая справка по результатам диагностики. Было исследовано 30 человек.
Справка прилагается.
0бобщённый анализ консультативного приёма
Обратившиеся
Учебные проблемы
Семейные проблемы
Проблемы тревожности
Криминализа-ция
Разное (по результатам диагностики)
Обучающиеся
14
12
14
9
15
Вывод: В целом, можно считать, что проведённая за истекший период консультативная работа позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носило разовый характер, что связано с недостаточной мотивированностью обучающихся на дальнейшую работу.
Педагогу-психологу в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк психологических данных.
Просветительская и организационно-методическая работа
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ.
Изучение методической и специальной литературы в целях самообразования.
Результатами методической работы за год стали:
а) подбор, анализ и систематизация материалов для индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
б) разработка материалов с презентацией для выступления на педсоветах;
в) создание базы диагностических методик;
г) систематизирование материала по профориентационной работе.
д) обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов;
е) выступления на педагогических советах по следующим темам:
1. «Анализ результатов стартовой психолого-педагогической диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации педагогам по использованию результатов мониторинга»;
2. «Личностно-ориентированный подход как основное условие обучения, воспитания и ресоциализации обучающихся – осуждённых в школе пенитенциарной системы. Ресоциализация. Основные аспекты. Методы психологического воздействия в процессе ресоциализации обучающихся».
Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит нормативно-правовую документацию; рабочие журналы; папки с результатами диагностических обследований; программы и конспекты коррекционно-развивающих занятий.
Выводы:
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как удовлетворительную.
В 2016-2017 учебном году необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие программы с учётом потребностей участников
образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделять разработке программ взаимодействия с педагогами школы.
Анализируя деятельность педагога-психолога в целом, можно сделать вывод о том, что деятельность была направлена на созданиеоптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Работа велась в соответствии с перспективным планом работы школы и планом педагога - психолога по всем направлениям, что и позволила выявить профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.