kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ААнализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год

        Работа  педагога-психолога велась в соответствии с Законом  «Об образовании в Российской Федерации», методическими рекомендациями для педагогов-психологов, планом работы школы, планом работы педагога-психолога.
Целью  деятельности педагога - психолога являлось   создание оптимальных условий  в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников  образовательного процесса  в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ААнализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год»

Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год



Работа педагога-психолога велась в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», методическими рекомендациями для педагогов-психологов, планом работы школы, планом работы педагога-психолога.

Целью деятельности педагога - психолога являлось создание оптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.



Общая направленность работы педагога – психолога определялась следующими задачами:

  • содействие в приобретении обучающимися образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации, адаптации осуждённых при выходе на свободу;

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

  • осуществление массовой диагностики по уровню мотивации учения и уровню воспитанности обучающихся;

  • оказание помощи в профессиональной ориентации осуждённых исправительного учреждения;

  • содействие гармонизации социально - психологического климата в школьном коллективе, обеспечение успешной коммуникации в образовательной среде.



Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в 2015/2016 учебном году работа педагога-психолога велась по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическая диагностика, а также велась просветительская и организационно-методическая работа.











Статистический отчёт за 2015/2016 учебный год





№/п

Виды деятельности

Мероприятия для обучающихся

Мероприятия для педагогов

1

Психологическое просвещение

Реализую программу «Психология общения» во внеурочное время в следующих формах: практические занятия; тренинги; ролевые игры; активные лекции (использование видеомат.) Провожу 1 раз в неделю.


2

Психодиагностическая работа:

Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в адаптации



Стартовая диагностика

319 чел.


Диагностика личностных особенностей

276 чел.

Диагностика вербально-логического мышления

226 чел.

Диагностика интересов

175 чел.

Психологическая диагностика обучающихся 9 классов

30 чел.



Итоговая диагностика


262 чел.


3

Просветительская и организационно-методическая работа

-

Выступления на педагогических советах по темам:

1. «Анализ результатов стартовой психолого-педагогической диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации педагогам по использованию результатов мониторинга»;

2. «Личностно-ориентированный подход как основное условие обучения, воспитания и ресоциализации обучающихся – осуждённых в школе пенитенциарной системы. Ресоциализация. Основные аспекты. Методы психологического воздействия в процессе ресоциализации обучающихся».




Психологическое просвещение.

Реализую программу «Психология общения» во внеурочное время

в следующих формах: практические занятия; тренинги; ролевые игры; активные лекции (использование видеоматериала).

Программа «Психология общения», направленна на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества обучающихся с педагогами школы и работниками колонии. Занятия проводились по пятницам (1 раз в неделю, 36 часов).

Цель: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умений продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Реализация данной программы является условием создания коллектива, формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.

В связи с тем, что были получены положительные отзывы от обучающихся о проведённых занятиях, после занятий была проявлена заинтересованность в индивидуальных консультациях. Данное направление деятельности считаю эффективным.



Психодиагностическая работа.

Отслеживание динамики в развитии обучающихся осуществляется через диагностику. С результатами в развитии и с выявленными проблемами были ознакомлены все осуждённые и классные руководители.

Вместе с тем следует отметить, что по результатам диагностики в конце учебного года не всегда наблюдается положительная динамика в развитии обучающихся. Такие результаты связаны с индивидуальными особенностями, сформированностью личности и осознанного запроса.

Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на её основе делается заключение о контингенте обучающихся.

Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной форме, так и в групповой форме, проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов.

В течение 2015-2016 учебного года были проведены следующие диагностические исследования в рамках психологического сопровождения.

Обобщённый анализ, выявленных проблем в результате психодиагностических исследований:





Диагностическое исследование

Используемые методики

Выявленные проблемы в результате диагностической деятельности

Деятельность (формы и методы по преодолению проблемы)

1.Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в адаптации

Тест социально-психологичес-кой адаптации (Даймонд-роджерс)

Формирование адекватной самооценки по результатам исследований

Совместная деятельность психолога и педагога направлена на активизацию адаптационных механизмов у обучающихся посредством развития необходимых социальных навыков (знание и умение выполнять правила поведения в школе, налаживание коммуникации)

2. Стартовая и итоговая диагностика уровня сформированности общеучебных умений, навыков обучающихся.

Цель: выявление сформированности основных организационных, интеллектуальных, коммуникативных универсальных действий.




Тест общеучебных умений, навыков

(М.Ступницкая)

Итоговая диагностика ОУУН

Исследовано: 319 чел.

Интеллектуальные ОУУН:

Высокий уровень-63 чел.- 20%;

Средний – 97 чел.-30%;

Низкий – 159 чел.-50%.

Коммуникативные ОУУН:

Высокий уровень-85 чел.-27%;

Средний -62 чел.-19%;

Низкий-172 чел.-54%;

Организационные ОУУН:

Высокий уровень-68 чел.-21%;

Средний-73 чел.-23%;

Низкий-178 чел.-56%.

Вывод: уровень сформированности ОУУН по всем 3-м направлениям, по сравнению со стартовой диагностикой, к концу учебного года увеличился в 2 раза.

Педагоги оказывали обучающимся в течение всего года организующую и стимулирующую помощь, старались пошагово предъявлять учебную информацию с пошаговым контролем её усвоения.

3. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Цель: изучение особенностей школьной мотивации как составляющей для формирования и развития склонностей осужденных к познавательной деятельности.

Анкета оценки уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой. ( Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения)

Показатели стартовой и итоговой школьной мотивации:

Стартовая диагностика

Высокая школьная мотивация-2%;

Средняя- 14%;

Положительное отношение к школе-14%;

Низкая мотивация-55%;

Негативное отношение к школе-15%.

Итоговая диагностика

Исследовано: 262 чел.

Высокая школьная мотивация-

21 чел. - 8%;

Средняя мотивация- 65 чел.- 25%;

Положительное отношение к школе- 71 чел.- 27%;

Низкая мотивация- 85 чел.-32%;

Негативное отношение к школе- 20 чел. - 8%.

Выводы:

Итак, количество обучающихся с высоким и средним уровнями мотивации обучения к концу 2015-2016 уч. года увеличилось в 4 раза. Наряду с этим наблюдаются и позитивные изменения: увеличилось количество обучающихся с положительным отношением к школе в 2 раза. По-видимому, обучающимся (27%) нравится посещать школу, они нуждаются в своей оценке и одобрении, с желанием, судя по анкетам, занять определённое место в системе им доступных общественных отношений, узнавать что-то новое, чему-то научиться. На 23 % уменьшился уровень с низкой школьной мотивацией, хотя ещё не все осознают себя в роли учеников. Также уменьшилось число обучающихся с негативным отношением к школе на 7%.

Таким образом, исходя из наличия и отсутствия учебной мотивации, педагог должен планировать формы работы с обучающимися по различным направлениям.


Учителя-предметники в течение года стимулировали учебно-познавательную деятельность через:

а) создание ситуации занимательности;

б) создание ситуации с опорой на жизненный опыт;

в) воздействие путём положительного примера, разъяснения, требований, побуждения к учёбе – это те составляющие, от которых зависит учебная мотивация.

4. Исследование личностных особенностей обучающихся

Цель: мобилизация волевых усилий на изменение самого себя.

Исследование самооценки (Казанцева Г.Н.).

Необходимым условием психологической подготовки к освобождению является изменение у осуждённых самооценки.


Всего исследовано: 276 чел.

Из них:

Высокая самооценка- 15 чел.-5%;

Адекватная самооценка -111 чел.- 40%;

Низкая-86 чел. – 31%;

Неадекватно занижена-65 чел.-24%.

Диагностика самооценки обучающихся показала преобладание 40% адекватного уровня самооценки, только 2% от общего количества составляет высокий уровень самооценки. Крайние варианты продемонстрировали обучающиеся с низкой (31%) и неадекватно заниженной самооценкой (24%).

Адекватная самооценка считается важным показателем эмоционального благополучия, а низкая и неадекватно занижена выражает неприятие себя, негативное отношение к своей личности.

Вывод:

Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, преувеличивают значение неудач, страдают комплексом неполноценности, вызывают негативную реакцию окружающих, что приводит к отчуждению изоляции от людей.

Индивидуальные занятия по коррекции уровня самооценки.

Даны в письменном виде рекомендации -памятки по повышению самооценки.

5.Исследова-ние уровня вербально-логического мышления обучающихся.

Методика «Аналогии», «Толкование пословиц».

Всего исследовано: 226 чел.

Из них:

1. Высокий уровень мышления -14 чел. -6%;

2. Средний уровень мышления – 112 чел.- 58%;

3. Слабый уровень – 82 чел.- 36%.


6. Диагностика интересов, склонностей обучающихся

Цель:

Изучение мотивационной сферы, направленности личности, жизненных ценностей.





Тест «Ценностные ориентации»

(Рокич)

Серьезное влияние на формирование индивидуально-психологических особенностей личности в состоянии изоляции оказывают ценностные ориентации, как основные определяющие направленности личности. Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющие активность человека и избирательность его отношений. Анкетный опрос «Ценностные ориентации» помогут педагогам выявить ядро ценностно- мотивационной структуры осуждённых. Было исследовано 175 осуждённых. Выявлена система мотивов личностных смыслов у осуждённых и расположена в порядке значимости следующим образом:

Анкетный опрос «Ценностные ориентации»

1. Здоровье - 80 %;

2. Свобода - 77 %;

3. Счастливая семейная жизнь - 75 %;

4. Любовь - 66 %;

5. Чтобы люди понимали друг друга – 51 %;

6. Наличие хороших и верных друзей – 37 %;

7. Уверенность в себе – 35 %;

8. Продуктивная жизнь – 34 %;

9. Хочу быть богатым – 31 %;

10. Интересная работа – 27 %;

11. Развлечения – 23 %;

12. Забота о близких – 19 %;

13. Общественное признание – 16 %;

14. Не хочу измениться – 13 %;

15. Развитие – 11 % ;

16. Творчество, возможность проявить инициативу – 9 %;

17. Признание общества - 6 %;

18. Уважение окружающих коллектива, товарищей по работе - 4 %;

19. Творчество – 3, 2 %;

20. Забота о людях, нуждающихся в помощи – 2, 4 %.

Вывод:

Проводимая среди обучающихся работа, позволяет сделать определённые выводы о правильности выбранного пути, способствует выработке практических мер по повышению эффективности проводимой работы.

Исходя из полученных результатов, определилась и тематика бесед дискуссионного характера, например: «Человек – не пассивный продукт обстоятельств, а активный творец жизни», «Как свои недостатки превратить в достоинства» ( 7-9 кл.), «Хочешь изменить мир – начни с себя» ( 9 – 10 кл.), «Избегай вызывать к себе неприязнь, она и помимо твоей воли возникнет» ( 11- 12 кл.) и др. кроме этого, нужно использовать и традиционные формы воспитательного воздействия: занятия в кружках, предметных декадах, творческих конкурсах, традиционных общешкольных праздниках. Реализация программ на кружках предполагает формирование у обучающихся ответственного отношения к своей жизни, апробирование, внедрение, традиционных и нетрадиционных методов позитивной ресоциализации осуждённых.

7. Психологическая характеристика обучающихся 9-х классов.

Диагностики выявления нервно-психической устойчивости, уровня тревожности, психической регидности, уровня мышления обучающихся 9- классов.

Составлена аналитическая справка по результатам диагностики. Было исследовано 30 человек.

Справка прилагается.





0бобщённый анализ консультативного приёма



Обратившиеся

Учебные проблемы

Семейные проблемы

Проблемы тревожности

Криминализа-ция

Разное (по результатам диагностики)

Обучающиеся

14

12

14

9

15





Вывод: В целом, можно считать, что проведённая за истекший период консультативная работа позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носило разовый характер, что связано с недостаточной мотивированностью обучающихся на дальнейшую работу.

Педагогу-психологу в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк психологических данных.



Просветительская и организационно-методическая работа

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ.

  2. Изучение методической и специальной литературы в целях самообразования.

  3. Результатами методической работы за год стали:

а) подбор, анализ и систематизация материалов для индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

б) разработка материалов с презентацией для выступления на педсоветах;

в) создание базы диагностических методик;

г) систематизирование материала по профориентационной работе.

д) обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов;

е) выступления на педагогических советах по следующим темам:

1. «Анализ результатов стартовой психолого-педагогической диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации педагогам по использованию результатов мониторинга»;

2. «Личностно-ориентированный подход как основное условие обучения, воспитания и ресоциализации обучающихся – осуждённых в школе пенитенциарной системы. Ресоциализация. Основные аспекты. Методы психологического воздействия в процессе ресоциализации обучающихся».



Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит нормативно-правовую документацию; рабочие журналы; папки с результатами диагностических обследований; программы и конспекты коррекционно-развивающих занятий.

Выводы:

Методическую деятельность за истекший период можно оценить как удовлетворительную.

В 2016-2017 учебном году необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие программы с учётом потребностей участников











образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделять разработке программ взаимодействия с педагогами школы.



Анализируя деятельность педагога-психолога в целом, можно сделать вывод о том, что деятельность была направлена на создание оптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Работа велась в соответствии с перспективным планом работы школы и планом педагога - психолога по всем направлениям, что и позволила выявить профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.



































Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 учебный год



Работа педагога-психолога велась в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», методическими рекомендациями для педагогов-психологов, планом работы школы, планом работы педагога-психолога.

Целью деятельности педагога - психолога являлось создание оптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.



Общая направленность работы педагога – психолога определялась следующими задачами:

  • Слайд. содействие в приобретении обучающимися образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации, адаптации осуждённых при выходе на свободу;

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

  • осуществление массовой диагностики по уровню мотивации учения и уровню воспитанности обучающихся;

  • оказание помощи в профессиональной ориентации осуждённых исправительного учреждения;

  • содействие гармонизации социально - психологического климата в школьном коллективе, обеспечение успешной коммуникации в образовательной среде.



Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в 2015/2016 учебном году работа педагога-психолога велась по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическая диагностика, а также велась просветительская и организационно-методическая работа.











Статистический отчёт за 2015/2016 учебный год





№/п

Виды деятельности

Мероприятия для обучающихся

Мероприятия для педагогов

1

Психологическое просвещение

Реализую программу «Психология общения» во внеурочное время в следующих формах: практические занятия; тренинги; ролевые игры; активные лекции (использование видеомат.) Провожу 1 раз в неделю.


2

Психодиагностическая работа: Слайд.

Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в адаптации

215 чел.


Стартовая диагностика

319 чел.


Диагностика личностных особенностей

276 чел.

Диагностика вербально-логического мышления

226 чел.

Диагностика интересов

175 чел.

Психологическая диагностика обучающихся 9 классов

30 чел.



Итоговая диагностика


262 чел.


3

Просветительская и организационно-методическая работа

-

Выступления на педагогических советах по темам:

1. «Анализ результатов стартовой психолого-педагогической диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации педагогам по использованию результатов мониторинга»;

2. «Личностно-ориентированный подход как основное условие обучения, воспитания и ресоциализации обучающихся – осуждённых в школе пенитенциарной системы. Ресоциализация. Основные аспекты. Методы психологического воздействия в процессе ресоциализации обучающихся».




Психологическое просвещение.

Реализую программу «Психология общения» во внеурочное время

в следующих формах: практические занятия; тренинги; ролевые игры; активные лекции (использование видеоматериала).

Программа «Психология общения», направленна на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества обучающихся с педагогами школы и работниками колонии. Занятия проводились по пятницам (1 раз в неделю, 36 часов).

Цель: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умений продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Реализация данной программы является условием создания коллектива, формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.

В связи с тем, что были получены положительные отзывы от обучающихся о проведённых занятиях, после занятий была проявлена заинтересованность в индивидуальных консультациях. Данное направление деятельности считаю эффективным.



Психодиагностическая работа.

Отслеживание динамики в развитии обучающихся осуществляется через диагностику. С результатами в развитии и с выявленными проблемами были ознакомлены все осуждённые и классные руководители.

Вместе с тем следует отметить, что по результатам диагностики в конце учебного года не всегда наблюдается положительная динамика в развитии обучающихся. Такие результаты связаны с индивидуальными особенностями, сформированностью личности и осознанного запроса.

Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на её основе делается заключение о контингенте обучающихся.

Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной форме, так и в групповой форме, проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов.

В течение 2015-2016 учебного года были проведены следующие диагностические исследования в рамках психологического сопровождения.

Обобщённый анализ, выявленных проблем в результате психодиагностических исследований:





Диагностическое исследование

Используемые методики

Выявленные проблемы в результате диагностической деятельности

Деятельность (формы и методы по преодолению проблемы)

1.Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в адаптации

Тест социально-психологичес-кой адаптации (Даймонд-роджерс)

Формирование адекватной самооценки по результатам исследований

Совместная деятельность психолога и педагога направлена на активизацию адаптационных механизмов у обучающихся посредством развития необходимых социальных навыков (знание и умение выполнять правила поведения в школе, налаживание коммуникации)

2. Стартовая и итоговая диагностика уровня сформированности общеучебных умений, навыков обучающихся.

Цель: выявление сформированности основных организационных, интеллектуальных, коммуникативных универсальных действий.




Тест общеучебных умений, навыков

(М.Ступницкая)

Итоговая диагностика ОУУН

Исследовано: 319 чел.

Интеллектуальные ОУУН:

Высокий уровень-63 чел.- 20%;

Средний – 97 чел.-30%;

Низкий – 159 чел.-50%.

Коммуникативные ОУУН:

Высокий уровень-85 чел.-27%;

Средний -62 чел.-19%;

Низкий-172 чел.-54%;

Организационные ОУУН:

Высокий уровень-68 чел.-21%;

Средний-73 чел.-23%;

Низкий-178 чел.-56%.

Вывод: уровень сформированности ОУУН по всем 3-м направлениям, по сравнению со стартовой диагностикой, к концу учебного года увеличился в 2 раза.

Педагоги оказывали обучающимся в течение всего года организующую и стимулирующую помощь, старались пошагово предъявлять учебную информацию с пошаговым контролем её усвоения.



Сравнительная диаграмма изменений показателей общеучебных умений и навыков за 2015-2016 учебный год.











3. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Цель: изучение особенностей школьной мотивации как составляющей для формирования и развития склонностей осужденных к познавательной деятельности.

Анкета оценки уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой. ( Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения)

Показатели стартовой и итоговой школьной мотивации:

Стартовая диагностика

Высокая школьная мотивация-2%;

Средняя- 14%;

Положительное отношение к школе-14%;

Низкая мотивация-55%;

Негативное отношение к школе-15%.

Итоговая диагностика

Исследовано: 262 чел.

Высокая школьная мотивация-

21 чел. - 8%;

Средняя мотивация- 65 чел.- 25%;

Положительное отношение к школе- 71 чел.- 27%;

Низкая мотивация- 85 чел.-32%;

Негативное отношение к школе- 20 чел. - 8%.





Выводы:

Итак, количество обучающихся с высоким и средним уровнями мотивации обучения к концу 2015-2016 уч. года увеличилось в 4 раза. Наряду с этим наблюдаются и позитивные изменения: увеличилось количество обучающихся с положительным отношением к школе в 2 раза. По-видимому, обучающимся (27%) нравится посещать школу, они нуждаются в своей оценке и одобрении, с желанием, судя по анкетам, занять определённое место в системе им доступных общественных отношений, узнавать что-то новое, чему-то научиться. На 23 % уменьшился уровень с низкой школьной мотивацией, хотя ещё не все осознают себя в роли учеников. Также уменьшилось число обучающихся с негативным отношением к школе на 7%.

Таким образом, исходя из наличия и отсутствия учебной мотивации, педагог должен планировать формы работы с обучающимися по различным направлениям.


Учителя-предметники в течение года стимулировали учебно-познавательную деятельность через:

а) создание ситуации занимательности;

б) создание ситуации с опорой на жизненный опыт;

в) воздействие путём положительного примера, разъяснения, требований, побуждения к учёбе – это те составляющие, от которых зависит учебная мотивация.


Сравнительная диаграмма изменений показателей школьной мотивации ( по итогам стартовой и итоговой диагностики)









4. Исследование личностных особенностей обучающихся

Цель: мобилизация волевых усилий на изменение самого себя.

Исследование самооценки (Казанцева Г.Н.).

Необходимым условием психологической подготовки к освобождению является изменение у осуждённых самооценки.


Всего исследовано: 276 чел.

Из них:

Высокая самооценка- 15 чел.-5%;

Адекватная самооценка -111 чел.- 40%;

Низкая-86 чел. – 31%;

Неадекватно занижена-65 чел.-24%.

Диагностика самооценки обучающихся показала преобладание 40% адекватного уровня самооценки, только 2% от общего количества составляет высокий уровень самооценки. Крайние варианты продемонстрировали обучающиеся с низкой (31%) и неадекватно заниженной самооценкой (24%).

Адекватная самооценка считается важным показателем эмоционального благополучия, а низкая и неадекватно занижена выражает неприятие себя, негативное отношение к своей личности.

Вывод:

Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, преувеличивают значение неудач, страдают комплексом неполноценности, вызывают негативную реакцию окружающих, что приводит к отчуждению изоляции от людей.

Индивидуальные занятия по коррекции уровня самооценки.

Даны в письменном виде рекомендации -памятки по повышению самооценки.

5.Исследова-ние уровня вербально-логического мышления обучающихся.

Методика «Аналогии», «Толкование пословиц».

Всего исследовано: 226 чел.

Из них:

1. Высокий уровень мышления -14 чел. -6%;

2. Средний уровень мышления – 112 чел.- 58%;

3. Слабый уровень – 82 чел.- 36%.


6. Диагностика интересов, склонностей обучающихся

Цель:

Изучение мотивационной сферы, направленности личности, жизненных ценностей.





Тест «Ценностные ориентации»

(Рокич)

Серьезное влияние на формирование индивидуально-психологических особенностей личности в состоянии изоляции оказывают ценностные ориентации, как основные определяющие направленности личности. Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющие активность человека и избирательность его отношений. Анкетный опрос «Ценностные ориентации» помогут педагогам выявить ядро ценностно- мотивационной структуры осуждённых. Было исследовано 175 осуждённых. Выявлена система мотивов личностных смыслов у осуждённых и расположена в порядке значимости следующим образом:

Анкетный опрос «Ценностные ориентации»

1. Здоровье - 80 %;

2. Свобода - 77 %;

3. Счастливая семейная жизнь - 75 %;

4. Любовь - 66 %;

5. Чтобы люди понимали друг друга – 51 %;

6. Наличие хороших и верных друзей – 37 %;

7. Уверенность в себе – 35 %;

8. Продуктивная жизнь – 34 %;

9. Хочу быть богатым – 31 %;

10. Интересная работа – 27 %;

11. Развлечения – 23 %;

12. Забота о близких – 19 %;

13. Общественное признание – 16 %;

14. Не хочу измениться – 13 %;

15. Развитие – 11 % ;

16. Творчество, возможность проявить инициативу – 9 %;

17. Признание общества - 6 %;

18. Уважение окружающих коллектива, товарищей по работе - 4 %;

19. Творчество – 3, 2 %;

20. Забота о людях, нуждающихся в помощи – 2, 4 %.

Вывод:

Проводимая среди обучающихся работа, позволяет сделать определённые выводы о правильности выбранного пути, способствует выработке практических мер по повышению эффективности проводимой работы.

Исходя из полученных результатов, определилась и тематика бесед дискуссионного характера, например: «Человек – не пассивный продукт обстоятельств, а активный творец жизни», «Как свои недостатки превратить в достоинства» ( 7-9 кл.), «Хочешь изменить мир – начни с себя» ( 9 – 10 кл.), «Избегай вызывать к себе неприязнь, она и помимо твоей воли возникнет» ( 11- 12 кл.) и др. кроме этого, нужно использовать и традиционные формы воспитательного воздействия: занятия в кружках, предметных декадах, творческих конкурсах, традиционных общешкольных праздниках. Реализация программ на кружках предполагает формирование у обучающихся ответственного отношения к своей жизни, апробирование, внедрение, традиционных и нетрадиционных методов позитивной ресоциализации осуждённых.

7. Психологическая характеристика обучающихся 9-х классов.

Диагностики выявления нервно-психической устойчивости, уровня тревожности, психической регидности, уровня мышления обучающихся 9- классов.

Составлена аналитическая справка по результатам диагностики. Было исследовано 30 человек.

Справка прилагается.





0бобщённый анализ консультативного приёма



Обратившиеся

Учебные проблемы

Семейные проблемы

Проблемы тревожности

Криминализа-ция

Разное (по результатам диагностики)

Обучающиеся

14

12

14

9

15





Вывод: В целом, можно считать, что проведённая за истекший период консультативная работа позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носило разовый характер, что связано с недостаточной мотивированностью обучающихся на дальнейшую работу.

Педагогу-психологу в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк психологических данных.



Просветительская и организационно-методическая работа

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ.

  2. Изучение методической и специальной литературы в целях самообразования.

  3. Результатами методической работы за год стали:

а) подбор, анализ и систематизация материалов для индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

б) разработка материалов с презентацией для выступления на педсоветах;

в) создание базы диагностических методик;

г) систематизирование материала по профориентационной работе.

д) обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов;

е) выступления на педагогических советах по следующим темам:

1. «Анализ результатов стартовой психолого-педагогической диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся. Методические рекомендации педагогам по использованию результатов мониторинга»;

2. «Личностно-ориентированный подход как основное условие обучения, воспитания и ресоциализации обучающихся – осуждённых в школе пенитенциарной системы. Ресоциализация. Основные аспекты. Методы психологического воздействия в процессе ресоциализации обучающихся».



Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит нормативно-правовую документацию; рабочие журналы; папки с результатами диагностических обследований; программы и конспекты коррекционно-развивающих занятий.

Выводы:

Методическую деятельность за истекший период можно оценить как удовлетворительную.

В 2016-2017 учебном году необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие программы с учётом потребностей участников











образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделять разработке программ взаимодействия с педагогами школы.



Анализируя деятельность педагога-психолога в целом, можно сделать вывод о том, что деятельность была направлена на создание оптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Работа велась в соответствии с перспективным планом работы школы и планом педагога - психолога по всем направлениям, что и позволила выявить профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бондарик Галина Григорьевна

Дата: 19.09.2016

Номер свидетельства: 344549


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства