kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационный час по профессиональной ориентации «Хочу- могу - надо» для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по внеклассной работе с учащимися старших классов с ограниченными возможностями здоровья ( с нарушениями зрительного анализатора) направлено на развитие и совершенствование социально-профессиональных компетенций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационный час по профессиональной ориентации «Хочу- могу - надо» для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).»

Информационный час по профессиональной ориентации «Хочу- могу - надо» для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).


Мамаева Евгения Леонидовна, социальный педагог ГБОУ РМЭ «Савинская школа-интернат ».

Аннотируемое мероприятие проведено для учащихся 10 класса, имеющих нарушения зрительного анализатора. Это внеклассное мероприятие по профориентации. Целью данного мероприятия является ознакомление детей  с одним из способов выбора профессии, информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий, воспитание уважительного отношения к труду, к людям труда, развивать у детей  внимание, умение работать в коллективе.

Адаптационный механизм мероприятия заключался в соблюдении офтальмологической и моторной пауз, подготовке дидактических материалов на основе плоско-печатного и рельефно-точечного шрифта, максимальной вербализации визуальной информации для учащихся с глубокой зрительной патологией. В процессе проведения открытого мероприятия осуществлялась коррекция основных высших психических функций.


Цель:

Совершенствование социально-профессиональных компетенций на стадии формирования профессионального выбора у учащихся старшего школьного звена с нарушением зрительного анализатора.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора про­фессии (образец текста - в сценарии).

Оформление:

  • Крупными буквами написать сверху доски тему информационного часа, так, чтобы справа осталось место для слов «осознанный вы­бор профессии»;

  • Написать на доске слова: профессия, специальность, квалифи­кация, должность;

  • Написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:

Врач 1- ой категории, хирург, заведующий отделением районной больницы.

Учитель математики высшей категории, директор школы.

Инженер-механик, старший специалист, мастер инструмен­тального цеха.

Токарь- универсал 6-го разряда, бригадир строительной бригады.

Повар-кондитер 6 -го разряда, заведующий столовой;

картинки, фотографии (процессы труда, люди разных про­фессий).

План мероприятия:

1.Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характери­стика».

2.Игра «Визитка».

3.Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

4.Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

5.Мини-лекция «Формула профессии».

6.Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

7.Тестирование.

Заключительное слово.

Подведение итогов (рефлексия).


Ход мероприятия.

I.Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Воспитатель: - Пройдет совсем немного вре­мени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнет­ся с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и сча­стье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельно­сти человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведение итогов.

Воспитатель.

Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характери­стику человека.

II. Игра «Визитка»

Воспитатель: После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профес­сиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Воспитатель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мас­терство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, что бу­дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портить­ся, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.

Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, теле­ведущий, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубо­чист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окру­жает, на страну, в которой живем.

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Воспитатель:

- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной про­фессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выбо­ре? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

Воспитатель.

Вы перечислили самые рас­пространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за мо­дой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Моторная и офтальмологическая пауза.

Физкультминутка составлена из упражнений на моторно-динамическое расслабление, снятие эмоционального напряжения и офтальмологической нагрузки.

V. Мини-лекция «Формула профессии»

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, что по­лучится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Воспитатель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы воспитательного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Воспитатель дописывает на доске после трех слов называния воспитательного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитыва­ет и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потреб­ности общества в это профессии именно в данный момент (надо).


VI.Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Воспитатель: - Как же работает формула осоз­нанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - во­дитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, рабо­тать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Воспитатель: - Кто из вас тоже хочет продемон­стрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного вы­бора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у че­ловека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои силь­ные и слабые стороны, свои способности и недостатки.


VII.Тестирование

Воспитатель: - Может быть, немного разобрать­ся в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо раз­бираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талан­тов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объ­ективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, худож­ник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможно­стях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.


VIII. Заключительное слово

Воспитатель:

- Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель:

- Какие чувства остались после мероприятия? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор про­фессии он не повлияет.

Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

Главное открытие - разобрался в профессиональной характе­ристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих роди­телях.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Мамаева Евгения Леонидовна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства