Информационный час по профессиональной ориентации «Хочу- могу - надо» для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).
Информационный час по профессиональной ориентации «Хочу- могу - надо» для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).
Мероприятие по внеклассной работе с учащимися старших классов с ограниченными возможностями здоровья ( с нарушениями зрительного анализатора) направлено на развитие и совершенствование социально-профессиональных компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационный час по профессиональной ориентации «Хочу- могу - надо» для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).»
Информационный час по профессиональной ориентации «Хочу- могу - надо» для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).
Мамаева Евгения Леонидовна, социальный педагог ГБОУ РМЭ «Савинская школа-интернат ».
Аннотируемое мероприятие проведено для учащихся 10 класса, имеющих нарушения зрительного анализатора. Это внеклассное мероприятие по профориентации. Целью данного мероприятия является ознакомление детей с одним из способов выбора профессии, информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий, воспитание уважительного отношения к труду, к людям труда, развивать у детей внимание, умение работать в коллективе.
Адаптационный механизм мероприятия заключался в соблюдении офтальмологической и моторной пауз, подготовке дидактических материалов на основе плоско-печатного и рельефно-точечного шрифта, максимальной вербализации визуальной информации для учащихся с глубокой зрительной патологией. В процессе проведения открытого мероприятия осуществлялась коррекция основных высших психических функций.
Цель:
Совершенствование социально-профессиональных компетенций на стадии формирования профессионального выбора у учащихся старшего школьного звена с нарушением зрительного анализатора.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).
Оформление:
Крупными буквами написать сверху доски тему информационного часа, так, чтобы справа осталось место для слов «осознанный выбор профессии»;
Написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;
Написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:
Врач 1- ой категории, хирург, заведующий отделением районной больницы.
Учитель математики высшей категории, директор школы.
Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
I.Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Воспитатель: - Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведение итогов.
Воспитатель.
Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
II. Игра «Визитка»
Воспитатель: После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
(Воспитатель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, телеведущий, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Воспитатель:
- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Воспитатель.
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Моторная и офтальмологическая пауза.
Физкультминутка составлена из упражнений на моторно-динамическое расслабление, снятие эмоционального напряжения и офтальмологической нагрузки.
V. Мини-лекция «Формула профессии»
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Воспитатель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы воспитательного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Воспитатель дописывает на доске после трех слов называния воспитательного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Воспитатель: - Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
Воспитатель: - Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
VII.Тестирование
Воспитатель: - Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
VIII. Заключительное слово
Воспитатель:
- Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Воспитатель:
- Какие чувства остались после мероприятия? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.