kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

П Р О Г Р А М М А дополнительного образования (внеурочной деятельности) «СТОЛЯР - КОНСТРУКТОР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Столяр - конструктор" предназначена для учащихся с 1 по 9 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«П Р О Г Р А М М А дополнительного образования (внеурочной деятельности) «СТОЛЯР - КОНСТРУКТОР»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23»

Рассмотрено:

на методическом совете

протокол №________________

от «____»____________2016 г.


Согласовано:

___________

заместитель директора по ВР

«____»______________2016 г.

Утверждаю:

________________

директор МКОУ СОШ № 23

«____»______________2016 г.









П Р О Г Р А М М А

дополнительного образования

(внеурочной деятельности)

«СТОЛЯР - КОНСТРУКТОР»


Возраст обучающихся: 9-14 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Мелкозеров Владимир Платонович

учитель технологии









2016г


Пояснительная записка


Многолетний педагогический опыт выдающихся ученых-педагогов С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского показал, что чем раньше дети включаются в труд большой общественной значимости, тем больше он места занимает в их духовной жизни, тем в большей мере интересы общества становятся интересами личности. В процессе трудового обучения развивается кругозор учащихся, воспитывается интерес к техническому творчеству, технике, формируются трудовые умения и навыки.

Направление внеурочной деятельности – общекультурное.

Направленность программы ДО – спортивно- техническая.

В кружке занимаются учащиеся 4 -8 классов.


Срок реализации.

Изучение программного материала рассчитано на 2 года. Занятия проходят 2 раз в неделю по 1,5 часа.

Учебный план кружка разработан на основе программы кружка столяров конструкторов (авторы А.Е. Стахурский, И.В.Кротов. Программы для внешкольных учреждений.- М: «Просвещение», 2000) и Примерных программ внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству и моделированию (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. Примерный программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011).


Цели:

- Развитие творческого потенциала личности в процессе практической деятельности, художественной и эстетической активности.

- Удовлетворение интереса школьников к столярной работе, развитие потребности участвовать в общественно-полезном труде по оформлению и оборудованию школы, приобретение навыков в работе c технологической картой и техническим рисунком изделия.

На занятиях решаются следующие основные задачи:
Общеобразовательные:
- Помочь овладеть минимумом научно-технических сведений, нужных для решения практических задач.
- Сформировать и развить навыки технической культуры.

Воспитательные:
- Воспитать потребности познания, созидательного труда.

- Формировать и развивать общечеловеческие качества (честность, доброта, трудолюбие).

Практические:
- Применять знания в решении возникающих практических задач.
- Пользоваться различными ручными инструментам, приспособлениями, приборами.


Ожидаемые результаты
Знания:
- об основных породах деревьев, применяемых в деревянных конструкциях; пороки древесины; классификация пиломатериалов; материалы на основе древесины;
- технологии изготовления деталей;
- безопасности труда при работе;

Умения:
- приемы работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт;
- чтение чертежа и изготовление по нему деталей;
- сборка изделия из заготовленных деталей;
- отделка изделия в зависимости от условий эксплуатации;
- выполнение различных видов художественной обработки древесины.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

- Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.

- Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.


Регулятивные УУД

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

- Планировать собственную внеучебную деятельность.

- Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.


Познавательные УУД

- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.


Коммуникативные УУД

- Формулировать собственное мнение и позицию.

- Задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника.

- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей.


Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Особое внимание в работе кружка занятий уделяется правилам безопасности труда при работе с инструментами и оборудованием.

Методика отслеживания результатов
Достоинством программы является усиление общественной значимости результатов трудовой деятельности – участие в благотворительных акциях помощи ветеранам, пенсионерам села.
Лучшие изделия демонстрируются на выставках декоративно-прикладного творчества учащихся в школе, в районе, области.

Учебно-тематический план

Младшая группа



п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

2

2



2

Первоначальное понятие о конструкторско-технологической деятельности

3

1

2

3

Древесные материалы

6

3

3

4

Начальные основы конструирования

6

3

3

5

Изготовление деталей из древесины

21


21

6

Сборка изделий из древесины

10


10

7

Отделка изделий из древесины и фанеры

5


5


Итого:

53

9

44




Календарно – тематическое планирование
младшая группа

№ п/п

Тема занятия

Общее количество учебных часов

В том числе

Дата

Теоретических

Практи
ческих


Вводное занятие

2

2



1

Деревообработка - одна из древнейших профессий. Безопасность труда при деревообработке.


2




Первоначальное понятие о конструкторско-технологической деятельности

3

3



2

Дерево в истории отечественной архитектуры. Охрана лесных богатств.


1



3

Деревянные конструкции в современном мире. Технология безотходного производства.


2




Древесные материалы

6

3

3


4

Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях


1



5

Пороки древесины. Классификация пиломатериалов.


2



6

Материалы на основе древесины.



1


7

Изготовление стенда "Древесные породы»



2



Начальные основы конструирования

6

3

3


8

Классификация инструмента, ознакомление c ним.


3



9

Отработка приёмов работы c деревообрабатывающим инструментом.



2


10

Ремонт деревообрабатывающего инструмента и изготовление оснастки и приспособлений.



1



Изготовление деталей из древесины

21


21


11

Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой.



3


12

Разметка. Припуск на торцевание и усушку.



3


13

Распиливание вдоль и поперек волокон.



3


14

Распиливание по лекальным линиям.



3


15

Чтение чертежа и изготовление по нему детали.



3


16

Технология изготовления детали.



1


17

Ремонт деревянных конструкций.



1


18

Приемы изготовления гнутых деталей типа шпангоута (кольца).



1



19

Изготовление деталей вращения.



3



Сборка изделий из древесины

10


10


20

Соединение деревянных деталей шурупами.



1


21

Соединение деревянных деталей винтами.



1


22

Соединение деревянных деталей нагелями (деревянными стержнями).



1


23

Правила усиления деревянных конструкций



1



24


Усиление деревянных конструкций металлическими накладками.




1




25


Соединение на шипах.




1




26


Сборка изделия из заготовленных деталей.




1




27


Участие в ремонте школьного оборудования.




1




28


Проектирование модели изготовления нервюры c деревянными полками и фанерными стенками.








29


Изготовление нервюры c деревянными полками и фанерными стенками.










Отделка изделий из древесины и фанеры


5




5




30


Приемы чистовой обработки поверхности материалов.




1




31


Инструменты для чистовой обработки поверхности материалов.




1




32


Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия.




1



33

Травление древесины.



1



34


Лакировка древесины. Шлифовка древесины. Безопасность труда при отделочных работах.




1




Учебно-тематический план
Старшая группа




п/п


Наименование разделов и тем


Общее количество учебных часов


В том числе


Теоретических


Практических


1


Вводное занятие


1


1



2

Изделия из деревянных полуфабрикатов.

12

5

7

3

Клеи

9

2,5

6,5

4

Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей.

6

2

4

5

Технология изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы

11

4

7

6

Художественная обработка древесины

14

1

13



Итого:

37

4,5

22,5

Календарно – тематическое планирование
Старшая группа

№ п/п

Тема занятия

Общее количество учебных часов

В том числе

Дата

Теоретических

Практи-
ческих

1

Вводное занятие


1


1







Изделия из деревянных полуфабрикатов прямоугольной формы.

12

5

7



2

Древесина, её значение.


1




3

Виды древесины: цвет, запах, твердость, текстура


1

1



4

Приемы разметки деревянных заготовок.


0,5

1



5

Выбор материала для изготовления изделия.


1




6

Определение оптимального способа обработки заготовки.



1



7

Чтение эскизов, технических рисунков.


0,5

0,5




8

Разметка по шаблону, с помощью линейки, циркуля, угольника.


0,5

0,5




9

Инструменты ручной обработки древесины, приспособления.


0,5

0,5




10

Крепление заготовки с помощью струбцин, настольных тисков.



0,5



11

Определение способа отделки изделия.



1



12

Внесение изменений в конструкцию изделия.



1




Клеи

9

2,5

6,5



13

Виды клеев для древесины.



0,5

0,5




14

Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения.




0,5


1




15

Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея.



0,5


1



16

Технология склеивания.


0,5

1


17

Точность сопряжения деталей.


0,5

0,5



18

Сборка на клей соединений в шип.






1




19

Сборка на клей соединений нагелями с фанерными накладками.






1,5






Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей.

6

2

4




20


Традиционные виды декоративно- прикладного творчества и народных промыслов России.



0,5





21


Типы графических изображений.



0,5

0,5




22


Чертеж плоскостной детали.



0,5

0,5



23

Графическое изображение конструктивных элементов деталей.


0,5

1



24


Технологическая карта и её назначение.




1



25

Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.



1



Технология изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы

11

4

7



26

Способы изготовления деталей различных геометрических форм.



1

1



27

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы.



1

1



28

Строгальные инструменты.


1

1



29

Пиление, дробление как технологические операции. Сверление отверстий.



1

2



30

Вытачивание уступов, канавок.



1



31

Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины.




1






Художественная обработка древесины

14

1

13




32


Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание.



1

3




33


Резьба по дереву, подбор материала.




3




34


Роспись деревянных изделий.




3




35


Выполнение различных видов художественной обработки древесины.




4





Содержание программы


Младшая группа.

Введение. (1/0)

Знакомство c кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работы.
Первоначальное понятие о конструкторско-технологической деятельности (2/0)

Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства.
Древесные материалы (2/2)

Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах, яхто - и планеростроении. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины.
Изготовление стенда, "Древесные породы» или «Деревья родного края» (радиальный и тангентальный срезы, семя, лист, внешний вид и.т. д., пороки древесины). Заготовка материалов для выполнения плана работы кружка.
Начальные основы конструирования (1/2)

Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление c ним. Отработка приёмов работы c деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.
Изготовление деталей из древесины (2,5/6,5)

Черновая обработка поверхности материaлов перед их рaзметкой. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. Приемы изготовления гнутых детaлей типа шпангоута (кольца).
Чтение чертежа и изготовление по нему детaли. Технология изготовления детaли. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление детaлей вращения.

Сборка изделий из древесины (4/6)

Соединение деревянных детaлей шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями). Усиление деревянных конструкций метaллическими накладками.: Соединение на шипах.
Сборка изделия из заготовленных детaлей. Участие в ремонте школьного оборудования. Изготовление нервюры c деревянными полками и фанерными стенками.
Отделка изделий из древесины и фанеры (3/5)

Чистовая обработка поверхности материaлов. Приемы, инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка. Отделка в зависимости от условий эксплуатации. Безопасность труда при отделочных работах. Отделка ремонтируемого оборудования.
Старшая группа.

Введение. (1/0)

Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работы. Правила безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изделия из деревянных полуфабрикатов прямоугольной формы. (4/7)

Древесина, ее значение. Виды древесины, свойства (цвет, запах, твер­дость, текстура). Прие­мы разметки деревян­ных заготовок. Инстру­менты ручной обработ­ки древесины, приспо­собления. Чтение эскизов, технических рисунков. Разметка но шабло­ну, с помощью линейки, цир­куля, угольника. Разделение заготовок (мелких) на части (поперек волокон). Выбор материала для изго­товления изделия. Эконом­ное расходование материала. Определение оптимального способа обработки заготовки. Крепление заготовки (с по­мощью струбцин, настольных тисков). Выбор рационального способа соединения деталей. Определение способа отделки изделия. Внесение изменений в конструкцию изделий.
Клеи (2/5)

Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея; Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.

Сборка на клей соединений в шип, нагелями c фанерными накладками.
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (3/3)

Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Технология изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы (2,5/3,5)

Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения.
Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки.
Устройство и назначение строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка изделий.


Основные технологические операции и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание уступов, канавок; контроль качества.
Изготовление изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте. Разметка и изготовление уступов, долбление древесины; соединение деталей «в полдерева», на круглый шип, с использованием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия. Сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов. Защитная и декоративная отделка изделия.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Защитная и декоративная отделка изделия.
Художественная обработка древесины(2/4)

Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. Роспись деревянных изделий и ознакомление c готовыми изделиями местных художественных промыслов.

Выполнение различных видов художественной обработки древесины.



Учебно-методическое обеспечение программы

  1. «Программы для внешкольных учреждений», М, «Просвещение», 2000 г.

  2. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. Примерный программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011

  3. «Программы общеобразовательных учреждений. Технология», М, Просвещение, 2004

  4. Барадулин В.А. «Основы художественного ремесла», М, Просвещение, 2003

  5. Гусакова А.М. «Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами».- М.:Просвещение, 2000

  6. Муравьев Е.М. «Слесарное дело». - М.:Просвещение, 1990

  7. Прозоровский Н.И. «Технология отделки столярных изделий», М, Высшая школа, 2001

Материально-техническое обеспечение программы

Кадры

Учитель технологии


Материально-технические

Деревообрабатывающие станки, заготовки, болванки, чертежный инструмент, лекала, столярный верстак, слесарный верстак, чертежная доска с чертежным прибором, универсально-фрезерный станок, компрессор типа УК 1 м, заточный станок ЭГ – 62, сверлильный станок настольный, токарный станок настольного типа ТВ – 16
для работы на станках: резцы разные по металлу, стамески по дереву, сверла, фрезы дисковые, концевые фасонные, зенкеры, развертки, тиски машинные, делительную головку, мерительный и поверочный инструмент;
слесарный инструмент: молотки слесарные, ножовки по металлу, дрель ручная, зубило, кернер, шаберы, щупы, плоскогубцы, комплекты напильников, ножовочные полотна по металлу, отвертки различные, надфили, чертилки, линейки слесарные и др.
столярный инструмент: ножовки по дереву разные, лучковую пилу, коловорот, лерки, стамески разные, рубанки разных размеров, ножи, скальпели; киянки, лобзики, пилки к ним и т.п.
мерительный инструмент: линейки разные, штангельциркули, штангенрейемус, штангенглубинатор; микрометры, нутромеры, радиусомеры и др.

Наглядные средства обучения

фотографии с изображением изделий из древесины, образцы древесины, таблицы, интернет, готовые работы учащихся

Помещение

Школьная мастерская





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мелкозеров Владимир Платонович

Дата: 06.02.2018

Номер свидетельства: 455036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства