Просмотр содержимого документа
«П Р О Г Р А М М А дополнительного образования (внеурочной деятельности) «СТОЛЯР - КОНСТРУКТОР»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
Рассмотрено:
на методическом совете
протокол №________________
от «____»____________2016 г.
Согласовано:
___________
заместитель директора по ВР
«____»______________2016 г.
Утверждаю:
________________
директор МКОУ СОШ № 23
«____»______________2016 г.
П Р О Г Р А М М А
дополнительного образования
(внеурочной деятельности)
«СТОЛЯР - КОНСТРУКТОР»
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Мелкозеров Владимир Платонович
учитель технологии
2016г
Пояснительная записка
Многолетний педагогический опыт выдающихся ученых-педагогов С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского показал, что чем раньше дети включаются в труд большой общественной значимости, тем больше он места занимает в их духовной жизни, тем в большей мере интересы общества становятся интересами личности. В процессе трудового обучения развивается кругозор учащихся, воспитывается интерес к техническому творчеству, технике, формируются трудовые умения и навыки.
Направление внеурочной деятельности – общекультурное.
Направленность программы ДО – спортивно- техническая.
В кружке занимаются учащиеся 4 -8 классов.
Срок реализации.
Изучение программного материала рассчитано на 2 года. Занятия проходят 2 раз в неделю по 1,5 часа.
Учебный план кружка разработан на основе программы кружка столяров конструкторов (авторы А.Е. Стахурский, И.В.Кротов. Программы для внешкольных учреждений.- М: «Просвещение», 2000) и Примерных программ внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству и моделированию (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. Примерный программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011).
Цели:
- Развитие творческого потенциала личности в процессе практической деятельности, художественной и эстетической активности.
- Удовлетворение интереса школьников к столярной работе, развитие потребности участвовать в общественно-полезном труде по оформлению и оборудованию школы, приобретение навыков в работе c технологической картой и техническим рисунком изделия.
На занятиях решаются следующие основные задачи: Общеобразовательные: - Помочь овладеть минимумом научно-технических сведений, нужных для решения практических задач. - Сформировать и развить навыки технической культуры.
- Формировать и развивать общечеловеческие качества (честность, доброта, трудолюбие).
Практические: - Применять знания в решении возникающих практических задач. - Пользоваться различными ручными инструментам, приспособлениями, приборами.
Ожидаемые результаты Знания: - об основных породах деревьев, применяемых в деревянных конструкциях; пороки древесины; классификация пиломатериалов; материалы на основе древесины; - технологии изготовления деталей; - безопасности труда при работе;
Умения: - приемы работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт; - чтение чертежа и изготовление по нему деталей; - сборка изделия из заготовленных деталей; - отделка изделия в зависимости от условий эксплуатации; - выполнение различных видов художественной обработки древесины.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.
- Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
- Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
Регулятивные УУД
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- Планировать собственную внеучебную деятельность.
- Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Познавательные УУД
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника.
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Особое внимание в работе кружка занятий уделяется правилам безопасности труда при работе с инструментами и оборудованием.
Методика отслеживания результатов Достоинством программы является усиление общественной значимости результатов трудовой деятельности – участие в благотворительных акциях помощи ветеранам, пенсионерам села. Лучшие изделия демонстрируются на выставках декоративно-прикладного творчества учащихся в школе, в районе, области.
Учебно-тематический план
Младшая группа
№
п/п
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие
2
2
2
Первоначальное понятие о конструкторско-технологической деятельности
3
1
2
3
Древесные материалы
6
3
3
4
Начальные основы конструирования
6
3
3
5
Изготовление деталей из древесины
21
21
6
Сборка изделий из древесины
10
10
7
Отделка изделий из древесины и фанеры
5
5
Итого:
53
9
44
Календарно – тематическое планирование младшая группа
№ п/п
Тема занятия
Общее количество учебных часов
В том числе
Дата
Теоретических
Практи ческих
Вводное занятие
2
2
1
Деревообработка - одна из древнейших профессий. Безопасность труда при деревообработке.
2
Первоначальное понятие о конструкторско-технологической деятельности
3
3
2
Дерево в истории отечественной архитектуры. Охрана лесных богатств.
1
3
Деревянные конструкции в современном мире. Технология безотходного производства.
2
Древесные материалы
6
3
3
4
Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях
1
5
Пороки древесины. Классификация пиломатериалов.
2
6
Материалы на основе древесины.
1
7
Изготовление стенда "Древесные породы»
2
Начальные основы конструирования
6
3
3
8
Классификация инструмента, ознакомление c ним.
3
9
Отработка приёмов работы c деревообрабатывающим инструментом.
2
10
Ремонт деревообрабатывающего инструмента и изготовление оснастки и приспособлений.
1
Изготовление деталей из древесины
21
21
11
Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой.
3
12
Разметка. Припуск на торцевание и усушку.
3
13
Распиливание вдоль и поперек волокон.
3
14
Распиливание по лекальным линиям.
3
15
Чтение чертежа и изготовление по нему детали.
3
16
Технология изготовления детали.
1
17
Ремонт деревянных конструкций.
1
18
Приемы изготовления гнутых деталей типа шпангоута (кольца).
1
19
Изготовление деталей вращения.
3
Сборка изделий из древесины
10
10
20
Соединение деревянных деталей шурупами.
1
21
Соединение деревянных деталей винтами.
1
22
Соединение деревянных деталей нагелями (деревянными стержнями).
Проектирование модели изготовления нервюры c деревянными полками и фанерными стенками.
29
Изготовление нервюры c деревянными полками и фанерными стенками.
Отделка изделий из древесины и фанеры
5
5
30
Приемы чистовой обработки поверхности материалов.
1
31
Инструменты для чистовой обработки поверхности материалов.
1
32
Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия.
1
33
Травление древесины.
1
34
Лакировка древесины. Шлифовка древесины. Безопасность труда при отделочных работах.
1
Учебно-тематический план Старшая группа
№
п/п
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие
1
1
2
Изделия из деревянных полуфабрикатов.
12
5
7
3
Клеи
9
2,5
6,5
4
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей.
6
2
4
5
Технология изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы
11
4
7
6
Художественная обработка древесины
14
1
13
Итого:
37
4,5
22,5
Календарно – тематическое планирование Старшая группа
№ п/п
Тема занятия
Общее количество учебных часов
В том числе
Дата
Теоретических
Практи- ческих
1
Вводное занятие
1
1
Изделия из деревянных полуфабрикатов прямоугольной формы.
12
5
7
2
Древесина, её значение.
1
3
Виды древесины: цвет, запах, твердость, текстура
1
1
4
Приемы разметки деревянных заготовок.
0,5
1
5
Выбор материала для изготовления изделия.
1
6
Определение оптимального способа обработки заготовки.
1
7
Чтение эскизов, технических рисунков.
0,5
0,5
8
Разметка по шаблону, с помощью линейки, циркуля, угольника.
0,5
0,5
9
Инструменты ручной обработки древесины, приспособления.
0,5
0,5
10
Крепление заготовки с помощью струбцин, настольных тисков.
0,5
11
Определение способа отделки изделия.
1
12
Внесение изменений в конструкцию изделия.
1
Клеи
9
2,5
6,5
13
Виды клеев для древесины.
0,5
0,5
14
Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения.
0,5
1
15
Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея.
0,5
1
16
Технология склеивания.
0,5
1
17
Точность сопряжения деталей.
0,5
0,5
18
Сборка на клей соединений в шип.
1
19
Сборка на клей соединений нагелями с фанерными накладками.
1,5
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей.
6
2
4
20
Традиционные виды декоративно- прикладного творчества и народных промыслов России.
0,5
21
Типы графических изображений.
0,5
0,5
22
Чертеж плоскостной детали.
0,5
0,5
23
Графическое изображение конструктивных элементов деталей.
0,5
1
24
Технологическая карта и её назначение.
1
25
Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
1
Технология изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы
11
4
7
26
Способы изготовления деталей различных геометрических форм.
1
1
27
Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы.
1
1
28
Строгальные инструменты.
1
1
29
Пиление, дробление как технологические операции. Сверление отверстий.
1
2
30
Вытачивание уступов, канавок.
1
31
Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины.
1
Художественная обработка древесины
14
1
13
32
Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание.
1
3
33
Резьба по дереву, подбор материала.
3
34
Роспись деревянных изделий.
3
35
Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
4
Содержание программы
Младшая группа.
Введение. (1/0)
Знакомство c кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работы. Первоначальное понятие о конструкторско-технологической деятельности (2/0)
Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства. Древесные материалы (2/2)
Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах, яхто - и планеростроении. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Изготовление стенда, "Древесные породы» или «Деревья родного края» (радиальный и тангентальный срезы, семя, лист, внешний вид и.т. д., пороки древесины). Заготовка материалов для выполнения плана работы кружка. Начальные основы конструирования (1/2)
Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление c ним. Отработка приёмов работы c деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений. Изготовление деталей из древесины (2,5/6,5)
Черновая обработка поверхности материaлов перед их рaзметкой. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. Приемы изготовления гнутых детaлей типа шпангоута (кольца). Чтение чертежа и изготовление по нему детaли. Технология изготовления детaли. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление детaлей вращения.
Сборка изделий из древесины (4/6)
Соединение деревянных детaлей шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями). Усиление деревянных конструкций метaллическими накладками.: Соединение на шипах. Сборка изделия из заготовленных детaлей. Участие в ремонте школьного оборудования. Изготовление нервюры c деревянными полками и фанерными стенками. Отделка изделий из древесины и фанеры (3/5)
Чистовая обработка поверхности материaлов. Приемы, инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины,лакировка, шлифовка. Отделка в зависимости от условий эксплуатации. Безопасность труда при отделочных работах. Отделка ремонтируемого оборудования. Старшая группа.
Введение. (1/0)
Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работы. Правила безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места. Изделия из деревянных полуфабрикатов прямоугольной формы. (4/7)
Древесина, ее значение. Виды древесины, свойства (цвет, запах, твердость, текстура). Приемы разметки деревянных заготовок. Инструменты ручной обработки древесины, приспособления. Чтение эскизов, технических рисунков. Разметка но шаблону, с помощью линейки, циркуля, угольника. Разделение заготовок (мелких) на части (поперек волокон). Выбор материала для изготовления изделия. Экономное расходование материала. Определение оптимального способа обработки заготовки. Крепление заготовки (с помощью струбцин, настольных тисков). Выбор рационального способа соединения деталей. Определение способа отделки изделия. Внесение изменений в конструкцию изделий. Клеи (2/5)
Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея; Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.
Сборка на клей соединений в шип, нагелями c фанерными накладками. Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (3/3)
Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте. Организация рабочего места: ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами). Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Технология изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы (2,5/3,5)
Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Устройство и назначение строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка изделий.
Основные технологические операции и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание уступов, канавок; контроль качества. Изготовление изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте. Разметка и изготовление уступов, долбление древесины; соединение деталей «в полдерева», на круглый шип, с использованием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия. Сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов. Защитная и декоративная отделка изделия. Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Защитная и декоративная отделка изделия. Художественная обработка древесины(2/4)
Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. Роспись деревянных изделий и ознакомление c готовыми изделиями местных художественных промыслов.
Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
Учебно-методическое обеспечение программы
«Программы для внешкольных учреждений», М, «Просвещение», 2000 г.
В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. Примерный программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011
«Программы общеобразовательных учреждений. Технология», М, Просвещение, 2004
Барадулин В.А. «Основы художественного ремесла», М, Просвещение, 2003
Гусакова А.М. «Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами».- М.:Просвещение, 2000