kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока труда (технологии) для 5 класса "Инженерная лаборатория. Роботы - помощники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока по робототехнике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока труда (технологии) для 5 класса "Инженерная лаборатория. Роботы - помощники"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Петрова Н.А.

Дата: 14.05.2025 г.

Категория участников: 5 класс (11-12 лет)

Тема: «Инженерная лаборатория. Роботы – помощники»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: создание моделей роботов-помощников. 

Задачи:

формирование у обучающихся представления о легоконструировании;

- развитие воображения и творческих способностей, коммуникативных качеств;

- воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работы, информационной культуры, эстетического восприятия окружающего мира.

Планируемые результаты:

В ходе занятия, обучающиеся должны продемонстрировать следующие результаты в виде универсальных учебных действий:

Регулятивные: научиться использовать в механизмах червячную передачу.

Познавательные: конструирование модели по инструкции; экспериментальное исследование, оценка. Коммуникативные: развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.

Личностные: развитие памяти и пространственного мышления.

Ожидаемые метапредметные результаты:

- способность корректировать практическую деятельность, вносить изменения в учебный процесс;

- способность анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной или неуспешной деятельности;

- способность оценить результат деятельности (как чужой, так и своей);

- способность различать и сравнивать изучаемые объекты;

- способность публично выражать своё мнение;

- способность к диалогу;

- способность к развитию общего кругозора и творческих способностей.

Ожидаемые личностные результаты:

- индивидуальные достижения в процессе занятия;

- самооценка приобретённого опыта на занятии;

- стремление доводить начатое дело до конца;

- готовность прийти друг другу на помощь;

- способность адекватно оценить свою деятельность

Дидактические средства:

- для учителя: презентация, видеоролик.

- для обучающихся: рабочая тетрадь, карточки – задания, робототехнический набор Lego Education.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты (УУД)

Организационный этап.

Приветствие, готовность к уроку (раздача жетонов для деления на группы, листов по самооценке), назначение дежурных по классу. Отметка отсутствующих.

Приветствие.

Личностные:

- развивать внимания

- готовность оказать помощь учителю.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Девочки, сегодняшний урок я хотела бы начать с просмотра небольшого видео. Внимательно посмотрите его, это видео подскажет вам, что вас ждет на уроке.

(просмотр видео)

Девочки, просмотрев видео, ответьте на несколько вопросов:

- как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- перед вами на слайде цель нашего урока, но в предложении пропущено ключевое слово, попробуйте его назвать и сформулировать цель урока.

- как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы достигнуть цель?

Правильно, кто ответил правильно на вопрос, поставьте себе один бал в листе – самооценке, который вы получили перед уроком.

Девочки, мы с вами в 5 классе только начинаем знакомиться с легоконструированием, с каждым годом вы будете узнавать по разделу робототехника всё больше информации. Сегодня продемонстрирую работы обучающихся 7 классов. Они в этом году завершают освоение робототехники на уровне урока труда, работали над проектом по бионике. (демонстрация роботов).

Смотрят видео. Определяют тему, цель и задачи урока, отвечая на вопросы, подготовленные к видео.

Предметные: узнать виды роботов

Метапредметные: актуализация познавательной сферы

Личностные: развивать внимания


Актуализация знаний.

Во время электронного обучения с применение ДОТ мы с вами познакомились с теоретическим материалом по разделу робототехника. Давайте проверим ваши знания, выполнив несколько заданий.

1 задание (работа в парах) – перед вами, на рабочем столе, размещены детали роботехнического конструктора, разместите детали по алгоритму, представленному на слайде (за правильное выполнение 1 бал, фиксируем в листе самооценки).

2 задание - игра «Посмотри, подумай, ответь», перед вами на слайде представлен один из видов механической передачи (зубчатая, реечная, ремённая, червячная). Назовите его

(за правильное ответ 1 бал, фиксируем в листе самооценки).

3 задание – «Найди отличия», перед вами карточки – задания, на которых изображены 2 робота, найдите визуальное отличие одного от другого (за правильное выполнение 1 бал, фиксируем в листе самооценки).

Выполняют задания, дают ответы, оценивают свою деятельность.

Предметные:

- развить коммуникативные умения при работе в группе или команде,

- развитие памяти и пространственного мышления.


Метапредметные: способность оценить результат деятельности (как чужой, так и своей).

Личностные: - способность адекватно оценить свою деятельность


Первичное усвоение новых знаний.

А для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает? (ответы детей)

Действительно, роботы нужны для того, чтобы помогать людям, они могут выполнять работу, которую человек не может или не в силах сделать сам.

А каких роботов вы знаете?

(Дети выдвигают предположения)

Какие вы молодцы, такие хорошие идеи предложили. Как можно, одним словом назвать таких роботов? (ответы детей)

Правильно, роботы – помощники.

 Действительно, нас повсюду окружают предметы, которые помогают нам жить. Их сделали люди. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было. Их называют изобретателями, учёными.

Таких изобретений уже несчётное множество. Все они нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом; чтобы отдыхать; чтобы учиться; чтобы работать.

У людей разных профессий есть предметы – помощники. Давайте о некоторых мы сегодня поговорим подробнее.

(Показ презентации)

 Человек не  всегда может выполнить работу сам и ему нужна помощь.

1слайд

Например, «умная машина». Посмотрите, (показать калькулятор, компьютер). Вы знаете, что это за предметы? Эти роботы нам помогают считать, печатать, работать.

2 слайд

К примеру, стиральная машинка-автомат – тот же робот, запрограммированный на стирку наших вещей. Робот – доставщик, работающий на удалении от курьера. Робот – газонокосильщик работающий самостоятельно.

Изобретатели давно мечтали освободить человека, его умелые руки от тяжёлого труда. И тогда появились станки. Вот посмотрите (показать иллюстрации различных станков).

3 слайд

Станок – это сложная машина, с помощью которой на заводах и фабриках изготавливают велосипеды и автомобили, радиоприёмники и телевизоры, часы и электроприборы, одежду и обувь, иголки и железнодорожные вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, резиновые шины и галоши, карандаши и тетради; печатают книги и газеты и т.д.

4 слайд

Роботы часто совершают тяжёлые или вовсе невыполнимые для человека задачи.

Опять же, простой пример, роботы – сапёры.

Эти маленькие чудеса техники, не раз спасали жизнь людей, выполняя нелёгкую задачу: найти и обезвредить взрывное устройство. Если человек может лишиться жизни, совершив маленькую ошибку, то робота можно потом пересобрать. Поэтому очень часто роботы используются в опасной для человека профессии.

Роботы не знают усталости и могут работать хоть круглые сутки, главное, что бы хватило заряда батареек. А про эффективность роботов не следует и говорить – то, что у людей может занять год работы, робот выполнит за месяц. Так же надо учесть, что роботы гораздо выносливее и сильнее человека, поэтому часто, там, где человек не может справиться используют роботов

5 Слайд

Следующий пример, космос, без роботов - помощников не смогли бы провести космические исследования: ведь с помощью робота человек получил фотографии с планеты Марс; роботы доставили грунт с других планет.

6 слайд

Существуют «медицинские роботы», они помогают врачам проводить различные операции.

7слайд

В Японии есть робот-поводырь. Он сопровождает слепого человека. Умеет читать дорожные знаки, двигаться по нужному маршруту, чувствует приближение транспорта.

8 Слайд

Применение роботов-шахтёров не ново. Там робокары или роботы – грузовики, добывают руду на удалённых участках страны, они не болеют, не могут получить травму, с работой справляются эффективней людей, а риск, что робот пострадает — гораздо меньше.

Я привела вам некоторые примеры роботов. На самом деле их применение велико и разнообразно.

Зарядка для глаз.


Слушают, смотрят презентацию, ведут диалог с учителем. Выполняют гимнастику для глаз.

Предметные:

- развитие памяти и пространственного мышления.

Метапредметные:

- способность различать и сравнивать изучаемые объекты;

- способность публично выражать своё мнение;

- способность к диалогу.

Личностные:

- индивидуальные достижения в процессе занятия;


Первичная проверка понимания.

Девочки, давайте поиграем в игру цепочка, и по очереди попробуем назвать помощников для ведения домашнего хозяйства.

Я начинаю – посудомоечная машина….

Хорошо, молодцы! В ваших предложениях не раз прозвучало слово робот.

Играют в игру «Цепочка»

Предметные:

развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.

Метапредметные:

- способность различать и сравнивать изучаемые объекты.

Личностные:

- готовность прийти друг другу на помощь.


Первичное закрепление.

Сейчас я предлагаю разделиться на команды по выданным жетонам, и приступить к выполнению практической работы «Инженерная лаборатория». Прошу вас пройти и занять свои рабочие места. У каждой команды будет наставник, прошу гостей присоединиться к нашей совместной работе, по цвету жетона, полученного в начале урока.

Задание – собрать, используя инструкцию робота – помощника из робототехнического набора Lego Education. Презентовать получившийся результат (название, функции, профессии связанные с работой робота, презентующий может добавить 2 балла в оценочный лист).

(За положительный результат выполнения мини-проекта в лист самооценки поставить – 5 баллов)

Прежде чем начать выполнение практического задания, давайте вспомним правила безопасного поведения в кабинете робототехники и правила работы на специализированных наборах конструкторов Lego Education.

(дежурные по очереди зачитывают памятку по технике безопасности.)

Девочки памятки находятся у вас на рабочих столах, ознакомьтесь с ними перед началом работы.

Выполняют из робототехнического набора роботов – помощников по инструкции. Презентуют получившийся результат, отвечают на вопросы по своему мини - проекту.

Предметные:

- научиться использовать в механизмах червячную передачу;

- конструирование модели по инструкции; экспериментальное исследование, оценка;

- развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.

Метапредметные:

- способность корректировать практическую деятельность, вносить изменения в учебный процесс;

- способность публично выражать своё мнение;

- способность к развитию общего кругозора и творческих способностей.

Личностные:

- стремление доводить начатое дело до конца;

- готовность прийти друг другу на помощь;

- способность адекватно оценить свою деятельность.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Девочки, вы сегодня молодцы! Все справились с практическим заданием и все получили высокий балл оценки.

Пришло время подвести итоги урока и посчитать количество набранных вами баллов для выставления оценки за урок. Произведите подсчёт баллов в листах самооценки. Выставите себе оценки в соответствии с требованиями

- 5- 7 баллов (оценки 3)

- 8-10 баллов (оценка 4)

- 11-18 баллов (оценка 5)

Подсчитывают баллы в оценочном листе, выставляют оценки. Озвучивают результат.

Метапредметные:

- способность анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной или неуспешной деятельности;

- способность оценить результат деятельности (как чужой, так и своей).


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание на дом - подготовить небольшое сообщение об истории создания любого робота – помощника (требования: 5-10 предложений, название робота, функции, создатель, год создания, применение). Для поиска информации, можно воспользоваться школьной библиотекой, государственными безопасными информационными ресурсами «Моя школа». Запишите своё сообщение в рабочую тетрадь.

Слушают, фиксируют домашнее задание в рабочих тетрадях. Задают вопросы по поиску информации по д/з.


Рефлексия

"Благодарю за …" (закончи предложение)

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить.

Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Выражают своё мнение. Благодарят своих одноклассников.

Метапредметные:

- способность публично выражать своё мнение;





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрова Наталия Александровна

Дата: 10.06.2025

Номер свидетельства: 671464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства