kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа малозатратной формы отдыха и занятости детей в летний период - профильного лагеря дневного пребывания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа малозатратной формы отдыха и занятости школьников в летний период на базе школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа малозатратной формы отдыха и занятости детей в летний период - профильного лагеря дневного пребывания»


Российская Федерация

Ивановская область, Кинешемский район

Управление образования Кинешемского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Наволоки

____________________________________________________________________










ПРОГРАММА

МАЛОЗАТРАТНОЙ ФОРМЫ ОТДЫХА И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2016 ГОДА - ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ


«МАСТЕРИЦА»

(наименование программы)


краткосрочная

(срок реализации)


модифицированная

(вид программы)


10-14 лет

(возраст воспитанников)



Руководитель:

Кокорева Ирина Алексеевна

учитель технологии






Наволоки

2016



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Информационная карта программы «МАСТЕРИЦА» 3-4

  2. Пояснительная записка 5-7

  3. Ресурсное обеспечение реализации программы 8

  4. Распорядок дня профильной смены «Мастерица» 9

  5. Этапы реализации программы 9-10

  6. Перспективы развития программы 10

  7. Примерный тематический план 11

  8. Примерная программа 12-14

  9. Использованная литература 15























ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ «МАСТЕРИЦА», представляемой на конкурс на лучшую постановку работы по развитию малозатратных форм отдыха и занятости детей в каникулярный период 2016 года

1

Полное название программы

Программа летней профильной смены «Мастерица»

2

Организаторы программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Наволоки

3

ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности, контактного (мобильного) телефона

Кокорева Ирина Алексеевна

МОУ средняя школа №4 г. Наволоки

Учитель технологии

8(49331)9-78-93

4

Цели программы

  • создание оптимальных условий для отдыха и укрепления здоровья детей, для разностороннего развития личности, раскрытия творческого потенциала ребёнка, его самореализации и самовыражения;

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественной деятельности через лоскутное шитье.


5

Задачи программы

  • обучение доступным приемам трудовой творческой деятельности;

  • коррекция недостатков познавательной, эмоционально-волевой сферы;

  • планирование, организация и выполнение работы с опорой на учебно-техническую документацию, оценивание результатов работы на каждом этапе;

  • подготовка учащихся к профессиональному самоопределению;

  • развитие эмоционально-эстетического отношение к миру, к человеку и к предметам;

  • воспитание положительных качеств личности

6

Ожидаемый результат

  • отдых и оздоровление участников смены;

  • приобретение детьми опыта индивидуальной, групповой работы и коллективно и творческой деятельности;

  • обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности;

  • овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;

  • овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;

  • устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, шитью;

  • повышенная активность участия детей в творческих конкурсах, выставках, научно-практических конференциях

7

Количество участников

программы

10 человек

8

Возраст участников программы

10-14 лет

9

Бюджет программы с указанием всех источников финансирования

средства местного бюджета, спонсорские и родительские средства

10

Количество смен

одна

11

Продолжительность

краткосрочная

12

Направленность

комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей и другой деятельности детского временного коллектива

13

Целевая направленность

образовательно – досуговая, так как предусматривается работа не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы стали очень популярны занятия декоративно-прикладным творчеством. Возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям своего народа. Поиски новых средств выразительности приводят к желанию вникнуть в истоки национальной культуры.

Лоскутная техника, т.е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Как художественная работа шитьё из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой элемент украшения и выполняет сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с тем и конкретную пользу, делают наш дом не только краше, но и удобнее, уютнее. Выдержанные в едином цветовом, сюжетном или орнаментальном решении изделия из лоскутков могут придать интерьеру помещения стилевую направленность, индивидуальность. Создаваемые изделия могут выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного рода декоративные панно и свободные композиции, но и утилитарную: сумки, пледы, подушки, покрывала, настенные и напольные ковры.

Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

Лоскутное шитьё формирует у школьников чувство хозяина – в доме всё пригодится, всему есть применение. Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.

Немаловажно, что этот вид рукоделия не требует особых материальных затрат, так как для выполнения работ используется бросовый материал.

Приобретенные учащимися компетенции пригодятся им в жизни, а формируемые при этом такие важные качества личности, как настойчивость, терпение, аккуратность в труде, творческая фантазия будут способствовать успеху в любой работе.

Программа профильного лагеря рассчитана на учащихся 5-8 классов. Основное содержание программы составляют практические работы (до 90% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

Межпредметные связи – рисование, чтение, математика, литература, русский язык.





В процессе подготовки летнего отдыха детей МОУ средней школы №4 г. Наволоки мы разработали структурно-функциональную модель профильной смены «Мастерица», которая включает в себя следующие компоненты:

  • целевой, в котором обозначены заказ Управления образования Кинешемского муниципального района (развитие малозатратных форм отдыха и занятости детей в каникулярный период 2016 года), цели (создание оптимальных условий для отдыха и укрепления здоровья детей, для разностороннего развития личности, раскрытия творческого потенциала ребёнка, его самореализации и самовыражения; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественной деятельности через лоскутное шитье) и задачи (обучение доступным приемам трудовой творческой деятельности; коррекция недостатков познавательной, эмоционально-волевой сферы; планирование, организация и выполнение работы с опорой на учебно-техническую документацию, оценивание результатов работы на каждом этапе; подготовка учащихся к профессиональному самоопределению; развитие эмоционально-эстетического отношение к миру, к человеку и к предметам; воспитание положительных качеств личности);

  • содержательный, в котором отображено содержание обучения (Цвет, композиция, орнамент. Техника «квадрат». «Двухцветная шахматка». Изготовление прихватки. Техника «уголки» («чешуйка»). Подставка под горячее. Техника «спираль». Диванная подушка. Техника «полоски». Узор «бревенчатая изба», «Ананас». Новогодний сапожок. Техника «Витражи». Сумка «Клубничка»);

  • функциональный, реализующийся через проектирование, организацию, мотивацию, контроль и коммуникацию;

  • оценочный, в котором определены виды анализа (видов анализа: проведённого дела, пережитого дня, стиля взаимоотношений, работы органов самоуправления, участия в жизнедеятельности лагеря; на каждом уровне анализа и рефлексии предусматриваются определённые формы диагностики: на личностном уровне – анкеты, диагностические интервью, опросы; на уровне педагогического коллектива – ежедневные планерки, текущий и итоговый педагогические советы, освещение итогов реализации проекта «Мастерица» в средствах массовой информации);

  • организационный, основой которого являются методы, средства и формы активного обучения.


Личностно-ориентированный подход позволяет максимально раскрыть всю многогранность и неповторимость индивидуальных особенностей учащихся. Ори­ентация на способности и склонности подростка, на уровень его начальной подготовки, стремление научить его творить самостоятельно требуют от педагогов творческого подхода к работе.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход с учетом уровня интеллектуального развития ребенка, с учетом уровня его подготовки в данной области, его способностей и задатков. Дифференциация обучения позволяет реализо­вать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся.

В современных условиях учебно-познавательный процесс стал непрерывным, продолжающимся всю сознательную жизнь человека. Поэтому в целях повышения его эффективности, экономии умственных и волевых усилий как обучаемых, так и обучающих учебное познание на каждом этапе должно строиться на основе учета и развития этого процесса на предшествующих и последующих этапах. Таким образом, организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с методологическими принципами непрерывности и преемственности обеспечит учащимся более глубокие теоретические знания, тесно связанные с жизнью и будущей карье­рой. Преемственность и непрерывность в пределах изучения представленных техник подразумевает систематическое и последовательное изучение теоретического материала, его тесную взаимосвязь и синхронизацию с содержанием практических занятий.

В процессе занятий по лоскутной технике использование принципа проблемности является, на наш взгляд, одним из условий организации трудовой деятельности в ситуации выбора рационального стиля, потому что, выделяя различные способы создания изделий в лоскутной технике, учащийся анализирует и оценивает уже готовые образцы изделий, способы, методы и пути их создания и вырабатывает (находит) способ изготовления изделия, оптимальный для него. Использование проблемного обучения, постепенное вовлечение учащихся в решение задач, близких к профессиональным, позволяет не только развить их возможности, творческое мышление, самостоятельность и самоконтроль, но в значительной мере сократить период профессионального самоопределения.
















Ресурсное обеспечение реализации программы

Кадровые условия предполагают участие в реализации программы всех структур воспитательно-образовательной деятельности. Педагогический состав лагеря и обслуживающий персонал - работники МОУ средней школы №4 г. Наволоки.

Педагоги – воспитатели организуют жизнедеятельность участников смены, осуществляют их воспитание, проводят мероприятия, способствующие их развитию, следят за соблюдением режима дня, организуют досуг, вовлекают детей в художественное творчество, проводят «игровой практикум».

Психолог – проводит занятия, направленные на сохранение и обеспечение психологического здоровья детей и их родителей, оказывает помощь участникам смены, родителям, педагогическому коллективу в вопросах развития и воспитания посредством психологического консультирования.

Заместитель директора по воспитательной работе организует и проводит музыкальные часы, обеспечивает музыкальное сопровождение смены.

Учитель физической культуры организует и проводит зарядку и спортивно-оздоровительные мероприятия.

Воспитатель отряда – учитель технологии координирует и проводит работу по профилю отряда «Мастерица».


Материально-технические условия предусматривают:

  • финансирование за счет средств местного бюджета, частично родительских средств и спонсорских средств

  • использование для реализации проекта всех необходимых помещений, имеющихся МОУ средней школе №4 г. Наволоки

  • использование технических средств: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой для лагеря с дневным пребыванием документации;

  • наличие специальной литературы (по основам лоскутной техники);

  • проект смены;

  • проведение инструктивно-методических совещаний с участниками проекта.


Режим жизнедеятельности

Режим дня в МОУ средней школе №4 г. Наволоки разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию игр, регулярное питание.


Режим работы лагеря соответствует требованиям «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» СанПиН 2.4.2.2842 – 11 и ориентирован на максимальную комфортность для детей и на эффективность реализации программы лагеря.



Распорядок дня профильной смены «Мастерица».

Режим дня профильного лагеря «Мастерица» на базе МОУ средней школы №4 г. Наволоки составляет 6 часов.

Время

Мероприятие

830 - 845

Встреча детей

845 – 900

Утренняя зарядка

900 – 915

Линейка, минутка здоровья

915 – 1000

Завтрак

1000 – 1200

Занятия по интересам, подготовка к творческим мероприятиям, игры, праздники, викторины, конкурсы, беседы, экскурсии, работа по плану отряда «Мастерица»

1200 – 1300

Оздоровительные процедуры, подвижные игры

1300 – 1400

Обед

1400 – 1430

Свободное время, уход домой




Этапы реализации программы

Этап

Мероприятия

Подготовительный этап (март-май)

  • разработка проекта профильной смены, моделирование содержания, основных форм и методов работы, системы управления, логики развития смены;

  • формирование группы участников профильной смены лагеря;

  • подготовка кадров для работы в лагере;

  • сбор необходимой документации


Этап реализации и основной период смены (июнь)


  • организационный период;

  • психолого-педагогическая диагностика интересов, способностей, возможностей учащихся;

  • приобретение знаний детьми в творческих мастерских;

  • встречи с интересными, творческими людьми;

  • организация спортивных соревнований и экскурсий;

  • приобретение знаний детьми в творческих мастерских;

  • организация разнообразной творческой деятельности в рамках проекта «Мастерица» при активном участии детей в ее разработке и проведении;

  • проведение игровых программ и конкурсов, спортивных состязаний, патриотических акций и т.п. с показом детских достижений в ходе реализации проекта.

Заключительный этап


  • анализ реализации проекта смены;

  • прогнозирование деятельности творческой смены лагеря на будущий период.





Перспективы развития программы

  • Данная программа позволяет популяризовать народное прикладное искусство – лоскутную технику и творческие дисциплины как полезные, развивающие и обогащающие форму жизнедеятельности человека;

  • Позволят расширять состав участников проекта за счёт других возрастных групп детей и их родителей.

  • Дает возможность проведения смены в любые каникулы.

  • Программа может стать основой программы развития творческих способностей детей и родителей образовательного учреждения по разным направлениям декоративно-прикладного творчества




















Примерный тематический план

№№

Тема

Всего часов

В том числе

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Вводное занятие

1

1


2

Цвет, композиция, орнамент

2

1

1

3

Техника «квадрат». «Двухцветная шахматка». Изготовление прихватки

5

1

4

4

Техника «уголки» («чешуйка»)

Подставка под горячее

2

1

1

5

Техника «спираль»

Диванная подушка

2

1

1

6

Техника «полоски». Узор «бревенчатая изба», «Ананас»

Новогодний сапожок

5

1

4

7

Техника «Витражи»

Сумка «Клубничка»

10

1

9

8

Выполнение творческого проекта «Веселые лоскутки». Органайзер

15

1

14


Итого

42

8

34




















Примерная программа

№№

Содержание занятия

Практическая работа

Компетенции

1

Вводное занятие. Лоскутное искусство и его роль в жизни человека. Использование изделий в стиле «пэчворк» в оформлении интерьера. Подготовка лоскута к работе (стирка, декатировка, крахмаление).

Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности. Виды швов, применяемые при стачивании лоскута. Эскиз-шаблон-деталь. Отделка изделий. Демонстрация изделий, выполненных в различных техниках лоскутного искусства.



2

Цвет, композиция, орнамент. Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Смещение цветов. Основные понятия об орнаменте, видах орнаментов. Композиция орнамента, пропорции, ритм, симметрия. Наглядность: цветовой круг, образцы хроматических и ахроматических цветов, виды орнамента, предметы быта.

Упражнения по рассортировке тканей на холодные и теплые тона, сочетание контрастных и родственных цветов ткани.

Основы цветоведения, группы «холодных» и «теплых» цветов, их сочетание, свойства материалов, виды орнамента и способы его нашивания. Владение цветовой грамотой, разделение на «холодные» и «теплые» тона, подбор их сочетания.

3

Техника «квадрат».

Рисунок. Перевод рисунка на ткань. Расчёт и раскрой квадратиков. Соединение, способы соединения квадратов. Двухцветная «шахматка». «Шахматка» по диагонали.

Наглядность: - изделия с примененной техникой: двухцветная «шахматка», «шахматка» по диагонали, учебно-техническая документация.


Изготовление скатерти, коврика на пол, прихватки.

Расчет квадратов и способы их соединения. Расчет, раскрой по шаблону квадратов, их соединение

4

Техника «уголки» («чешуйка»). Техника выполнения изделий из уголков. Складывание лоскута в форме уголка. Соединение уголков с основой. Окантовка готового изделия.

Наглядность: образцы готовых изделий: прихватки «рыбные», подставка под горячее, грелки на чайник, учебно-техническая документация.


Пошив прихватки «рыбки», подставки под горячее (на выбор).

Техника складывания уголков и способ их настрачивания на основу, наиболее рациональный выбор складывания уголков.

5

Техника «спираль».

Форма лоскута в «спираль». Технология соединения лоскутов: по форме, по цвету. Составление блоков в изделиях.

Наглядность: образцы готовых изделий – диванная подушка, панно, коврики на стену, прихватки, пледы, декоративные наволочки. УТД.

Работа по самостоятельному выбору.

Технология соединения лоскутов различной формы без предварительного сметывания по часовой стрелке, начиная от «зрачка». Нашивание лоскута используя учебно-техническую документацию и осуществление необходимых контрольных действий в процессе выполнения задания.

6

Техника «полоски».

Раскрой полос. Способы стачивания: прямое стачивание, диагональное с основой и без основы.


Изготовление сувенира – новогодний сапожок

Раскрытие полосок различной ширины и длины и умение стачивать любым способом на выкроенную основу или без основы.

7

Техника «Витражи».

Использование техники «витражи» (магический квадрат) для покрывал, сумок, жилетов и т.д. Техника выполнения магического квадрата – детали. Подбор ткани для фона и для цветков. Раскрой квадратов. Техника складывания квадратов - цветка, их соединение в одно полотно. Обработка «конвертиков. Обработка краев» под рамку», обработка углов.


Изготовление предметов быта: сумка, прихватка.

Совершенствование умений работать вручную, складывать квадраты и выкраивать квадратики и уголки для «конвертиков».

8

Творческий проект «Веселые лоскутки».

Выдвижение проблемы (выбор темы), обсуждение, анализ. Требование, ограничения, условия необходимые для выполнения проекта. Сбор информация, специальной литературы. Планирование и изготовление изделий в стиле «пэчворк». Реклама.


Оформление творческого проекта «органайзер».

Обоснование выбора темы. Составление плана на изготовление изделия, выполнение технической документации, чертежей, схем, инструкционных карт, подсчет стоимость своего изделия. Проведение анализа работы и формулировка выводов.








Работа по данной программе поможет учащимся совершенствовать свои трудовые навыки, а также раскрыть и развить свои творческие способности, получить удовлетворение от создания своими руками интересных вещей.



















Использованная литература:


1. Максимова М, Кузьмина М, Лоскутики издательство «ЭКС МО – Пресс», 2000

2. Ногель О., «Художественное лоскутное шитье. М – школа – Пресс, 2000г.

3. Журнал «Школа и производство» № 2 № 4 – 2000г.


Ресурсы:

• http://www.vilushka.ru/izd_L.html

• http://loskutnik.ru/

• http://loskutnik.ru/article/view/loskutnye_prihvatki.html

http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html






15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кокорева Ирина Алексеевна

Дата: 07.09.2016

Номер свидетельства: 342703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства