kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. знакомство с образованием слов в русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Устная речь: Рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. знакомство с образованием слов в русском языке»

устная речь: рассказ о месте, в котором
живешь. знакомство с образованием слов
в русском языке

КОНСПЕКТ

Цель: создать условия для ознакомления со способом образования слов.

Задачи: научить выполнению анализа пар слов, связанных словообразовательными связями; закрепление правописание собственных имен.

УУД: П: общеучебные – уяснение образования слов в русском языке; логические – осуществление анализа пар слов, связанных словообразовательными связями, и формулирование приёма, позволяющего установить словообразовательные связи (приём развернутого толкования). Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. К: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи. Л: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; используют творческое воображение; создают новые связи.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин)

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу. Присаживайтесь.

-Посмотрите на доску. (СЛАЙД 2)

-Прочтите слова. Выберите то, что будет относиться к уроку.

ЧИТАТЬ, КРАСИВО ПИСАТЬ, СРАВНИВАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, УЗНАВАТЬ НОВОЕ, ССОРИТЬСЯ, РАССУЖДАТЬ, ИГРАТЬ, ЛЕНИТЬСЯ.

-Почему не возьмете «лениться» и «ссориться»? (не будем лениться и будем работать дружно)

-Желаю вам успехов! Начинаем урок.

  1. АОЗ. (Л+К+П) 5-6 мин

-Чтобы красиво писать откройте тетрадь стр.50. Рассмотрите внимательно страницу. Найдите задание, которое нацеливает вас писать красиво. (упражнение 2) СЛАЙД 3

-Что вы видите? (буквы) Какие? (буква «я» и «эф»)

-Сравните буквы на первой и второй строке. Что вы можете сказать про буквы на первой строке? (они заглавные)

-В каких словах можно встретить заглавные буквы? (в начале предложений, в именах, кличках..)



-Сравните эти буквы. (у букв общий элемент наклонная с изгибом влево, полуовал у буквы «Я» и у буквы «Эф»)

-А тогда где используются строчные буквы? (в обычных словах в середине, конце)

-Обратите внимание на написание букв. Откуда будете начинать писать букву «Я» (снизу). А букву «эФ»? (Сверху)

-Послушайте внимательно задание:

На первой строке пропишите 3 раза заглавную букву «Я». Теперь 3 раза заглавную букву «ЭФ».

На второй строке пропишите 2 раза строчную букву «я». Теперь 2 раза строчную букву «эф».

-С заглавной буквы мы пишем не только начало предложения, имена, клички, но и….

…Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы родиной светлой,

Мы родиной милой,

Мы родиной нашей зовём.

-О чем стихотворение? (о Родине)

-Что для вас Родина? (Наша страна, место где родился)

Словарная работа.

− Как называется наша страна? (Россия) СЛАЙД

-Что это за слово? (словарное, его написание нужно запомнить)

-Как будете писать это слово? (с заглавной буквы) Запишите на третьей строке.

-Какие опасные места нужно подчеркнуть? (Заглавную букву «эр», удвоенную букву «эс») Подчеркните.

-Как называется столица России? (Москва) СЛАЙД

-Кто был в Москве? Что вы знаете о ней?

-Давайте посмотрим, что говорится в учебнике о Москве. Откройте стр.50 упр.1. Прочитайте предложения.

-Обратите внимание на слово «Москва». Его нужно запомнить. Оно словарное. Давайте запишем его в тетрадь. (в упр.2 с.50 на третьей строке).

-Какие опасные места подчеркнете? (Заглавную букву «Эм», букву «О»)



  1. Сообщение темы и целей урока. 15 мин

На доске:СЛАЙД

Россия – россияне

Москва – москвичи

Зимовники - …

- Прочитайте. Что заметили? (появились новые слова)

-Я предлагаю вам поработать с этими словами.

-Сравните пары слов. Они похожи? (похожи). Чем? (у них есть общая часть: Росс-росс, Москв-москв)

-Отличаюся? Чем? (в первом столбике слова написаны с заглавной буквы, во втором со строчной)

-Объясните значение вторых слов. (Россияне – жители России, москвичи – жители Москвы)

-Если мы живем в поселке Зимовники, как нас можно назвать? (Зимовниковцы)

-Тогда какое слово должно быть в третьей паре? (Зимовники – зимовниковцы) СЛАЙД

-Можно ли значение вторых слов объяснить, используя первые слова? (Можно)

-Давайте проверим наши доводы. В учебнике на стр.53 прочтите рубрику «Тайны языка»

СЛАЙД

Дом – домик – ?

Рисовать – дорисовать - ?

-Для чего стоит знак вопроса? Можно продолжить ряд? (да) Подберите слова. (Дом – домик –домище; рисовать – дорисовать - срисовать, перерисовать)

-Посмотрите внимательно и скажите какое слово возникло раньше? (Дом, рисовать)

Т.е., слова домище, домик образовались от слова дом? (да)

От какого слова образовались слова дорисовать, срисовать, перерисовать? (от слова рисовать)

Какой можно сделать вывод? (Вывод: слова в русском языке образованы друг от друга)

-Какая же будет тема нашего урока? (образование слов в русском языке) СЛАЙД

-Какие цели поставим перед собой? Продолжи: СЛАЙД 7

*мы узнаем… (как образуются слова)

*мы научимся писать…(новые слова)

*мы будем применять знания…(полученные на уроке)

ФИЗМИНУТКА 5 мин

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз-сюда, два-туда,

Повернулись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали,

К верху руки все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

  1. Первичное закрепление. 8 мин

На стр.52 в тетради найдите упр.5. Прочтите задание. СЛАЙД

-Обратите внимание на образец. Объясните, от каких слов образованы данные слова? Запишите.

Самостоятельная работа. (в парах по карточкам)

КАРТОЧКИ №1 СЛАЙД

Кот - … сыр - … стол - … чай - … мел - …

-Внимательно прочитайте слова. Образуйте новые. Все понятно? (Как бы вы ласково назвали эти слова?) Приступайте.

КАРТОЧКИ №2 СЛАЙД

-Внимательно прочитайте слова. Что вы заметили? (в первом столбике слова которые образовались от слов во втором столбике) Образуйте пары слов.

Соедините стрелками

саратовский город

городской Саратов

морозный лёд

ледяной мороз

горный

-Какое слово осталось? (горный)

-От какого слова оно образованно? (от гора)

IV. Итог. Рефлексия. 2 мин СЛАЙД

ЧИТАТЬ, КРАСИВО ПИСАТЬ, СРАВНИВАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, РАССУЖДАТЬ, УЗНАВАТЬ НОВОЕ.

-Что вы узнали нового? (что слова в русском языке образуются друг от друга, новое словарное слово)

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Зеленый – активно работали

Желтый – работали не в полную силу

Красный –мало работали

-А есть те кто не знает как себя оценить? Это белый цвет.

-Те кто мало работал, надеюсь вы исправитесь на следующем уроке и будете мне помогать.

-Вы все молодцы! Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Блажко Елена Сергеевна

Дата: 07.11.2020

Номер свидетельства: 562770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства