kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 11 классе на тему «Интонация и пунктуация в современном русском языке».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считается, формально –грамматический принцип является ведущим, а смысловой  и интонационный –дополняют его.Но на самом деле два последних могут быть  на первом плане.

  Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы(интонации).

    Сегодня новый этап в историческом развитии пунктуации, это более высокая ступень. Это уже все: и структура, и смысл, и интонация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе на тему «Интонация и пунктуация в современном русском языке».»

Открытый урок для аттестации в 2013 году

(Иванова З.А.)



Урок в 11 классе

на тему «Интонация и пунктуация в современном русском языке».


Здравствуйте! (затем учащиеся хором наизусть читают цитаты о русском языке)

Садитесь. Я рада вас видеть! Как у вас дела? Как настроение? У нас сегодня урок не совсем обычный, и я желаю вам хорошего путешествия в мир русской интонации и пунктуации. Да –да! Нам сегодня будет помогать компьютер. Ну что, готовы?


Начнем сегодня урок с философского вопроса:

- Что такое счастье?

-Быть богатым, свободным, самостоятельным, умным, образованным человеком.

- а по –моему, счастье – это когда тебя понимают, когда можно поговорить по душам.

Счастливее тот, кто, увидев и услышав, может «назвать свои впечатления», тот, в памяти которого достаточно слов для описания палитры чувств и многоцветности мира. И, конечно, нужна интонация... для передачи чувств.

«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...».(И.Бунин «Вечер»).


Интонация помогает выразить душу, для этого надо знать много хороших слов, а не бравировать словами клево, прикольно и подобными. Ограниченное количество слов, бедный словарный запас отрицательно влияет на формирование, развитие и выражение чувств. Человек замыкается в себе. И.Бунин писал: «...Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано...


Цели урока:

(цели ставят ученики после столкновения с ситуацией: «Я хочу научиться …», «Я хочу выполнить исследования по теме; научиться пользоваться интонацией в своей речи» , «Хочу выработать умения и навыки интонирования, видеть связи между интонацией и пунктуацией, чтобы чувствовать язык», «Хочу научиться пользоваться своими знаниями по этой теме на ЕГЭ», «Я хочу научиться работать в группе, общаться, задавать вопросы, вступать в диалог» - все эти «хочу» свидетельствуют о наличии познавательных интересов и творческих наклонностей ученика, а не о формальной ориентации в обучении= изучить материал , подготовиться к контрольной, получить отметку ).


1.образовательные: повторить правила интонирования предложений с тире, причастным оборотом, с вводным словом (соединяя с помощью громкой интонации опорные слова, изображая это руками. А причастные обороты и вводные слова произносить потише и быстрее, руками изобразить вниз;

обобщить, систематизировать материал по теме урока, теоретические знания и практические умения учащихся, т.к. на моих уроках часто имело место интонирование предложений, начиная с 5-го класса.

расширить знания учащихся об интонации и пунктуации в русском языке - понять и усвоить материал урока на уровне текста;

уметь применять усвоенные знания, умения и навыки в стандартной, нестандартной или творческой ситуации – показать функции и значение интонации и пунктуации в текстах (по стилям речи);

2. развивающие: содействовать развитию языкового чутья учащихся, развивать их речь на уровне выбора и анализа интонации и пунктуации;формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развивать навыки исследовательской деятельности;

3. воспитывающие: создать условия для интересной творческой работы учащихся; убедить в том, что правильное, интонированное чтение текстов способствует созданию красивых, правильно составленных текстов; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Работая в трех группах, учиться общаться друг с другом по теме, овладевать методами объяснения, развивать способность вести диалог, учиться определять свое отношение к чему – либо, находить свой вариант решения проблемы.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

компьютер

проектор

экран

раздаточный материал

презентация в программе «Power Point», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Интонация и пунктуация в современном русском языке »

План урока:

1.Оргмомент

  • 2. Постановка темы и цели урока

  • 3. Повторение изученного:

    • Орфографическкая разминка

  • 4. Экспериментальная работа

  • Архивариус -их два

  • 5. Исследовательская работа по группам: по интонации и пунктуации

  • 6. Работа с текстами по интонации и пунктуации( стили речи).

  • 7. Домашнее задание (дифференцированное)

  • 8. Рефлексия.

  • 9. Подведение итогов урока.

Кратко учителю о целях для учеников.

1. На данном уроке мы с вами попытаемся разобраться в проблеме ликвидации количества ошибок на ЕГЭ по пунктуации.

Здесь 3 пути: 1. понять, что роль наблюдений над интонацией велика; 2. чаще проводить пунктуационный анализ недеформированного текста по наблюдению над проставленными структурными знаками препинания; 3. чаще работать над внутрипредметной связью – это разделы «Синтаксис» и «Пунктуация».

2. попробуем обобщить, систематизировать материал по теме урока, теоретические знания и практические умения учащихся, т.к. на моих уроках часто имело место интонирование предложений, начиная с 5-го класса;

3. будем учиться самостоятельно искать, иссследовать в текстах пунктуацию и проверять с помощью интонации, что мы и делаем, когда пытаемся расставить знаки препинания.


Проблемы урока:.......................

1. Активизировать познавательный процесс насчет умения интонировать предложения.

2. Научиться чувствовать язык, применяя ГИС- грамматику, интонацию, смысл текста.

Какая самая трудная для вас проблема?


Гипотеза:......................

1. Музыкальность русской речи достигается и точным

2. Роль интонации в текстах велика, то есть в русском языке есть все элементы искусства.



Методические приемы:

1. выразительное чтение текстов;

2. элементы анализа предложений, текстов с точки зрения пунктуации и интонации;

3.реализация межпредметных связей с литературой ( примеры из Достоевского –тире, Цветаевой – тире, Тургенева – многоточие ( 3 вида: .., ... , ....), Г.И.Успенского – особые свои знаки, Салтыкова –Щедрина. – скобки, Горького –тире, Леонова –многоточие.

..........................

Дидактические задачи:

1. организационный момент;

2. проверка домашнего задания;

3. подготовка к усвоению новых знаний.


Что такое мастерская или творческая мастерская?

Или урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Мастерская - это урок, на котором мы будем учиться обращаться со словом, предложением, текстом методом исследования различных текстов, раскрывать в соразмышлении и сопереживании духовную сущность текста.

Эпиграфы к уроку.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Всеохватным русским языком. (С. Данилов).

Творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой. (К. Паустовский).



Ход урока.

I. 1. Слово учителя. Я познакомлю вас, ребята, с ценой ошибки в пунктуации, которую допустили в США в ноябре 1962 года.

Из –за того что в программе вычислительной техники был пропущен дефис, космическую ракету, стартовавшую с мыса Канаверал, пришлось подорвать. А она стоила 18 миллионов долларов…( Из газеты «Педагогический вестник»)..


Далее учитель сообщает с помощью учащихся о теме, целях урока, проблеме, гипотезе, об эпиграфах ( эпиграфы хором в самом начале урока, как принято у меня на уроках).


II. Проверка домашнего задания (было дано для трех групп). В конце урока можно дать эти готовые задания другим группам для изучения,т.е. дать друг другу.

Учебные сектора, сообщите, пожалуйста, результат вашей проверки.

Учебник Сабаткоева 2011года: 1 задание: в текстах упражнений письменно объяснить все знаки препинания.

1. упражнение № 64 (стр.241) – лучший столяр (ударение на Я) выполнил завет отца;

2. упр.71 (стр.244- 245) – о настойчивых моряках;

3 . упр.72 (стр.245)- Хорош подмосковный лес: синее небо, синие сугробы, синие тени.

Чем понравились вам данные тексты? Темой? Идеей?

2 задание : в данных упражнениях письменно использовать другие знаки препинания и понаблюдать, что изменится в каждом тексте. Значит, указать варианты пунктуационных знаков.

Это интересно: изменяется многое, нарушается ритм..., лучше чувствуешь текст; понимаешь, почему так он написан.


Двойные согласные

Запомните!

Аллегория баррикада, безрессорный, вентилировать, гиппопотам, диссертация, жужжание, идиллия, иллюзион, иллюминация, интеллигентный, металлолом, перила, хобби, эпиграмма.

Авторалли, баллада, балюстрада, бациллоноситель, белоруска, белорусский, вожжи, галломания, жужелица, иллюстрация, искусственный, колледж, коллизия, коммерсант.

Агрессор, бестселлер, дрожжевой, касса, килограмм, колонка, колонна, колоннада, корректор, миссия, конфетти, аттракцион, новелла, параллелепипед, пассивный, сумма, шоссе.

Алогичный, галерея, жжение, исследование, нарцисс, одиннадцать, пессимистичный, раса, стресс, трасса, босс, филиал, хоккей, целлофан, эффект.

вентилировать, перила, балюстрада, белоруска, колонка, алогичный, галерея, раса, филиал.




- Учащиеся изучают записи на слайде и дают ответы на вопросы учителя:

Столкновение с ситуацией – произнесите данные примеры столько раз, сколько в каждом может быть интонаций. (показывать руками).


1 Какая у него профессия (интонируем хором:

- как заголовок статьи,

- как вопросительное предложение,

- как вопрос –переспрос (читается быстро),

- Вопросительное –предложение –припоминание( читается медленно),

-восклицательное – предложение с негативной оценкой,

- восклицательное предложение – восхищение).


2. Моложежь ушла не вечере стало скучно. (перечислительная интонация –ставь запятую; последовательность событий – ставь союз И; причинно –следственные отношения –ставь двоеточие = «потому что»; можно тире, т.к. во 2-й части содержится следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части.


3.Казнить нельзя помиловать (Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. ).


4.Осень золотая. (Здесь 2 рассуждения: подлежащее и сказуемое, значит пауза. А еще и логическое ударение на слове «золотая»).


5. «Молодец!» ,«Я очень рад».(похвала, радость; а если ироническая интонация, то неодобрение, недовольство)

Как вы отнеслись к этому языковому явлению?Удивлены? Открытие?(Нет, т.к. вы это знаете давно. А все –таки что можете сказать?Нужно ли вам это на практике? Конечно! Когда пишем стихи...).

А когда читаем текст, нужно соблюдать интонацию? Да, это свидетельствует об эстетической функции слова, удивительном богатстве и красоте русского языка. Все это вызывает чувство гордости. А наша душа будет отзываться на авторитетные высказывания о величии, силе и богатстве русского языка.


- Итак, ребята, какие проблемы, на ваш взгляд, мы будем исследовать на уроке? ( ГИС- грамматику, интонацию, смысл, чтобы чувствовать знак препинания).

- Ребята, а решение данных проблем поможет нам доказать нашу гипотезу: русская речь музыкальная, в нем есть все элементы искусства?

- Что вы хотите делать сегодня на уроке, чтобы решить все проблемы? С чем работать? Что использовать для решения проблем? На каком материале?

- Мы хотим исследовать тексты, чтобы помочь себе чувствовать интонацию и видеть пунктуацию– запишем это предложение, так как это цель урока. Значит, ГИС?

3. Слайд «Лингвистическая разминка

Для размышления об интонации. Нужно ли ставить тире в данных примерах? Как помогают ГИС?

- Сначала читайте данные предложения и слушайте, слушайте интонацию! Вспомните из вашей опорной схемы: Москва – столица. Саша -ученик. Жить -Родине служить. и т.д. Помогают ли они? Да. Не очень, здесь больше грамматики, т.е. правила надо знать.

1. Если сказуемое присоединяется союзом.


как Наш двор как сад.

словно

будто

точно

вроде как и др.


2. Если перед сказуемым стоит отрицательная частица не

Бедность не порок.


3. Если между подлежащим и сказуемым стоит

вводное слово Его отец, кажется, врач.

наречие Кино по-прежнему самый массовый вид искусства.

союз Ртуть тоже металл.

Частица Март только начало весны

4. Во фразеологических оборотах. Дело дрянь

5. Если подлежащее выражено личным Он чудак

местоимением.

6. Если логическое ударение падает на

подлежащее, то тире ставится. Я исследователь.



Итак, что такое интонация?

Это ритмико –мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указать ремарки, пояснения автора.

Какую роль играет интонация? она организует ритм и мелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и тоже предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Когда я проверяю ваши стихи, стараюсь пробовать разные интонации с помощью разных знаков препинания, и это очень интересно ! Что -то меняется, становится лучше: больше эмоций.

Знаки препинания -это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Г.Паустовский)

Текст –речевая среда – чувство языка – творческая память – приобщение к культуре – духовное развитие – текст.


Культура в целом может рассматриваться как текст. (Ю.М.Лотман).

Сравнить грамматически , интонировать.


на слайд: Близилась осень. В поле шла жатва, листья на деревьях желтели.


Близилась осень:в поле шла жатва, листья на деревьях желтел



Интонирование на карточках см. карточки


С причастным оборотом.

1. К концу января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады.(Шолохов)

(Кто из вас хотел во время чтения соединить быстрее слова «января» и «хорошо», поднимите руки. Молодцы. А если не все, значит, читали механически, не осознали, не воспитывали интуицию, не включили подкорку мозга). Еще раз хором, но слышим свой мозг, свои чувства. Кто соединял слова мыслями и чувствами? = Все подняли руки уже!


2. С деепричастным оборотом.

Первый утренний ветерок без шороха, осторожно шевеля молочаем и бурыми стеблями прошлогоднего бурьяна, пробежал вдоль дороги. (Чехов)


3. Со скобками= быстро- быстро читается

Федор Иванович Лаврецкий (мы должны попросить у читателя позволение перервать на время нить нашего рассказа) происходил отстаринного дворянского племени.


4.С тире.

Нет умного соседа – с книгой беседуй. (пословица)

5. С БСП .

Вдруг я чувствую: кто –то берет меня за плечо и толкает.

Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. ( И.С.Тургенев).

6. с вводными словами и предложениями.

Известно, что он хороший человек.

Известно, он хороший человек.

Он, известно, хороший человек.

Она была красивая, и что еще важнее, умная женщина.(Павлов)


Лермонтов обладал, конечно, громадным талантом. (Добролюбов).

Итак, в «Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем.(Достоевский).

По мнению М.Дудина, Александр Пушкин, живой трепет его души, необозримая мозаика его тем, его красок – явление исключительное.

7. С приложением.

Итак, в «Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем.(Достоевский).

По мнению М.Дудина, Александр Пушкин, живой трепет его души, необозримая мозаика его тем, его красок – явление исключительное.

8. Читать период –см. карточки.


на слайд -Вариативность знаков препинания , синонимия.


В кабинете –это только так, из приличия, названо кабинетом, а скорее можно назвать конторой – ничего не было, кроме бюро, за которым сидел хозяин. (И. Гончаров)


В кабинете (это только так, из приличия, названо кабинетом, а скорее можно назвать конторой ) ничего не было, кроме бюро, за которым сидел хозяин. (И. Гончаров)






Синонимия знаков препинания, вариативность.

Параллельное употребление тире и двоеточия. Это вариативность знаков препинания.


на слайд.


1. И отовсюду – из каждого дома, двора, из каждой руины и переулка – бежало навстречу нам эхо.(Паустовский).

2. Я понял –случилось горе, и молча хотел помочь. (Есенин).

3. Якоб прислушался –невеселая песня. (Герман).

4. А углубляться мы не могли – земля промерзла.. (Гранин).

Вывод: в конкурентной борьбе сегодня двоеточие побеждает тире. Тире более свободный знак, поэтому так происходит. Тире выполняет как грамматические.(чисто синтаксические), так и эмоционально –экспрессивные функции. Особенно он активен в художественной литературе, Тире наступает и на печать.



Однородные члены предложения связаны только интонацией перечисления или повторяющимся союзом и интонацией перечисления. Лес зазвенел, застонал, затрещал.(Н.Некрасов). Далеко гулы повторяют и рев, и треск, и шум, и гром. (А.Пушкин).

Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку соединительного союза и. Ночь была темная, теплая. (Л. Толстой). По мшистым топким берегам чернели избы здесь и там. (А.Пушкин).

Неоднородные определения произносятся без перечислительной интонации. Между ними нет сочинительной связи: Бежит, струится маленький серебряный ручей.(С.Есенин).

Мое мнение: Здесь можно говорить о ГИС, то есть о грамматике, об интонации и смысле. Например: По насту(он невозмутимо гладок), по снегу(он тяжел и слишком тих) гидрологи выходят из палаток.(Р.Рождественский). Грамматика сообщает, что они не связаны ни сочинительной, ни подчинительной связью с другими членами предложения. Интонация вводности обязательна ( читаем тихо и быстро).

А о смысле сказано так: «Эти слова и сочетания слов соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой –либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения».

Вводные предложения при произношении интонационно обособляются, выделяясь паузами, понижением голоса и более быстрым темпом речи (тихо и быстро).

При произношении вставные конструкции выделяются более значительными паузами, чем вводные предложения.


Обособляются причастные обороты, прилагательные, несогласованные определения (выражены сравнительной степенью прилагательного; существительные в косвенном падеже с предлогом, если нужно подчеркнуть выраженное ими значение).

Например:

Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой...(А.Чехов).

Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора.(А.Чехов).

Мое мнение: обособленные члены предложения нужно читать тихо и быстро, то есть как и вводные конструкции (более низкой интонацией и сравнительно быстрым произношением, понижением голоса и более быстрым темпом речи (тихо и быстро).

На страницах 350-352 учебника Сабаткоева имеется тема «Бессоюзные сложные предложения» .

В БСП ставится запятая, т.е перечислительная интонация ( одинаковое повышение тона в конце каждой части, кроме последней, которая имеет интонацию конца). День был серый и спокойный, в свежем воздухе сыро и крепко пахло морем.(И.Бунин).

Мое мнение: не нужно повышать тон, а читать с интонацией перечисления предложений. Если повышать голос, то это напоминает интонацию БСП с двоеточием.

Стр.251. БСП –двоеточие. Такие предложения произносятся с объяснительной интонацией ( первая часть – в обычном темпе, с особым понижением тона в конце, а вторая - в более быстром темпе).

А в книге А.Б.Шапиро «Сорвеменный русский язык. Пунктуация.М., Просвещение, 1974 года на странице 126 сообщается о повышении тона.



Тонкий голосок Муму не раздавался даром: либо чужой близко подходил к дому, либо где –нибудь поднимался подозрительный шум или шорох.(И.Тургенев).

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

Мое мнение: нужно выделить «даром» логическим ударением,т.е. звучит предупредительная интонация. затем также выделить «чужой» и «шум или шорох», т.е. я соединяю слова –расшифровки, находящиеся после двоеточия, чтобы расшифровать слово «даром», стоящее до двоеточия. Все основано на логическом ударении, которое выражает причинные отношения между двумя простыми предложениями в БСП, т.е ставь двоеточие.

Тире в БСП: интонация противопоставления : Ввысь взлетает Сокол – жмется УЖ к земле.

Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй части: Останешься на заводе – доверю большую работу. (Повышение тона в конце первой части, понижение –во второй).

Мое мнение: если тире, то пауза на раз, два, три и интонация противопоставления. Я соединяю «останешься» и «доверю», т.к. здесь именно эти слова выражают условные отношения. Это логическое ударение.

Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания. (Когда песенка кончилась, раздались обычные рукоплескания. Временные отношения.).Соединяю с логической интонацией слова «кончилась» и «рукоплескания». Это звучит как результат.

Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно.(И.Тургенев). Здесь повышение голоса в конце первой части и после нее небольшая пауза.

Мое мнение. И я с этой интонацией согласна, т.к. она предупредительная и с логическим ударением на слове «с утра». Но пауза на раз, два, три, т.е длиннее должна быть.


Карточки.

Вспомним наш проект о галагольных формах! Слушаем интонацию и думаем, как она изменяет предложение, какой вариант лучше, какой хуже.

См. произ –е- миниатюру Астафьева «Родные березы» и Бондарева «Оружие» (из книги «Мгновения») в журнале на стр.5 -6.

Грамотность невозможно улучшить в отрыве от общей культуры.

Однажды Ваня, сидя у окна, рисовал. (рассказ Шергина «Акуля, что шьешь не оттуля?»).

Деепричастный оборот придает высказыванию книжный характер, он более лаконичен, чем придаточное предложение, выражает и авторскую мысль, и атмосферу старины. В этом предложении значение действия усиливается, т.к. имеется деепричастный оборот.

Однажды Ваня сидел у окна и рисовал.

Здесь приходится вставлять союз И. А это вносит в предложение другой оттенок. Кроме того, замена деепричастий глаголами усиливает значение действия, так как глаголы обозначают основное действие предмета. Значит, деформируется смысл предложения: большой вес получают действия, сопровождающие основное.

Однажды Ваня, сидящий у окна, рисовал.

В причастном обороте (Ваня, сидящий...) по сравнению с деепричастным оборотом значение действия ослабляется, так как грамматическое значение причастия - признак предмета по действию.

Когда однажды Ваня сидел у окна, рисовал.

В этом сложноподчиненном предложении с придаточным времени уже совсем иные стилистические и смысловые различия. Использование придаточных предложений вместо деепричастных оборотов характерно для межстилевых конструкций.

Однажды Ваня после сидения у окна рисовал.

В этом предложении деепричастный оборот может быть заменен отглагольным существительным с зависимыми от него словами. В этом случае значение действия носит отвлеченный характер и на первый план в этой конструкции выдвигается обстоятельственное значение.

2.Как-то бабушка, повязавшись кружевной косынкой, сказала Ване, что вернется через час.( Рассказ Шергина «Коня в гости зовут не меду пить, а воду возить»).Деепричастный оборот придает высказыванию книжный характер, он более лаконичен, чем придаточное предложение, выражает и авторскую мысль, и атмосферу старины. В этом предложении значение действия усиливается, т.к. имеется деепричастный оборот.


Как-то бабушка, повязавшая кружевную косынку, сказала Ване, что вернется через час.

В причастном обороте (бабушка, повязавшая...) по сравнению с деепричастным оборотом значение действия ослабляется, так как грамматическое значение причастия - признак предмета по действию.


Как-то бабушка повязала кружевную косынку и сказала Ване. что вернется через час.

Здесь приходится вставлять союз И. А это вносит в предложение другой оттенок. Кроме того, замена деепричастий глаголами усиливает значение действия, так как глаголы обозначают основное действие предмета. Значит, деформируется смысл предложения: большой вес получают действия, сопровождающие основное.


Как -то бабушка повязала кружевную косынку, сказала Ване. что вернется через час.

В этом сложноподчиненном предложении с придаточным времени уже совсем иные стилистические и смысловые различия. Использование придаточных предложений вместо деепричастных оборотов характерно для межстилевых конструкций.


Как -то бабушка после повязывания кружевной косынки сказала Ване. что вернется через час.

В этом предложении деепричастный оборот может быть заменен отглагольным существительным с зависимыми от него словами. В этом случае значение действия носит отвлеченный характер и на первый план в этой конструкции выдвигается обстоятельственное значение.



О суффиксах.

Как-то бабушка, повязавшись кружевной косынкой, сказала Ване, что вернется через час.

В невозвратных деепричастиях используется суффикс –в (повязав, прочитав), а в возвратных формах - -вши( повязавшись, поднявшись). Иногда посредством суффикса –вши образуются и невозвратные, дублирующие деепричастия с суффиксом (прочитавши –прочитав, закрывши – закрыв, обнявши –обняв). Безусловно, они имеют разговорный (или даже просторечный) характер и в стилистически нейтральных текстах практически не встречаются.



Таким образом, я доказала, какие морфологические особенности глагольных форм влияют на интонацию и художественное своеобразие текста Щергина. Писатель использует причастные и деепричастные обороты, а не иные конструкции, т.к. в этом случае текст многое теряет.

А трансформационный метод помог мне понять, что действительно деепричастный оборот, придавая высказыванию книжный характер, более лаконично, чем придаточное предложение, выражает и авторскую мысль, и атмосферу старины.

Также я увидела, что причастия придают «книжную», возвышенную окраску тексту, делают текст более выразительным и кратким, так как, по словам М.В.Ломоносова, «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Происхождением причастий из старославянского и древнерусского языков объясняется то, что они обычно употребляются в письменной речи, в том числе и художественном тексте.

Провела исследование в области морфологической синонимики и поняла, что она свидетельствует о богатстве и стилистическом разнообразии языка Щергина.


на слайдах - Авторские знаки.


I. Из Достоевского.

I. Он вышел и – покончил дело… Машинально подошел он к окну, чтоб отворить его и дохнуть ночным воздухом, и – вдруг весь вздрогнул.

- Ребята, что здесь вы видите? ( не по правилам поставлено тире).

- А почему? Прочитайте еще раз, поймите смысл текста.

Ответ. Это писательская манера Достоевского в употреблении тире после союза И. Это тире как сигнал: остановись, сделай паузу, обрати внимание, так как далее идет нечто важное.


2.Марина Цветаева - тире..

Облака - вокруг,

Купола –вокруг.

Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук! –

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

........................

Ты постом - говей,

Не сурьми бровей,

И все сорок - чти –

Сороков церквей.

Исходи пешком – молодым шажком! –

Все привольное

Семихолмие.


Будет твой черед:

Тоже – дочери

Передашь Москву

С нежной горечью.

Мне же – вольный сон, колокольный звон,

Зори ранние

На Ваганькове. (1916г)


Об «умственной механике» пунктуационной грамотности и образном мышлении.

1.Нужно предугадывать знаки препинания и запоминать (для того, чтобы = после для того идет чтобы).

2. Это интонация предчувствия знака препинания, умственная механика.

3 Придаточная часть –это «гуси» на прогулке (части сложного предложения идут одна за другой); и «матрешки» -придаточная часть внутри главной части...

То есть образное мышление помогает легко запомнить, оно играет ведущую роль в интуиции и творческом озарении. А только логическое мышление подавляет образное, и будут тяжелые последствия: скука, лень, конфликт с миром и с самим собой, обеднение личности, слабая психологическая защита, расстройства нервной системы и физического здоровья, ощущение мира как холодного и враждебного.

На уроках русского языка образное мышление дают доброжелательность, снижение тревожности,интересные тексты, творчество = самовыражение, а больше –юмор.

Выводы по уроку. Язык управляет миром. Язык управляет человеком Но управляет он им не как тиран, а предлагает систему суждений и ориентиров в мире, исполненном не познанных вещей, не сделанных открытий, не созданных образов. Слово – само образ; и, если с ним что –то ассоциируется, слово создает эту ассоциацию, которая вступает в права абсолютного и безоговорочного владения личностью.(журнал «Рус.яз в школе и дома» №6, 2006).


Эксперимент для трех команд.

Эксперимент (средней группе).

Задание. Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Вариант 1. Однородное подчинение - интонируйте вслух в своей команде.

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

ІІ.Запишите предложения, добавляя союз и, соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?

О б р а з е ц. Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. — Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.

    1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов).

    2. 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

Эксперимент (сильной группе)

Вариант 2. Последовательное подчинение - интонируйте вслух в своей команде.

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относится к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то. Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?

О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. — Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

  1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

Эксперимент (слабой группе)

Вариант 3.  Параллельное подчинение –интонируйте вслух в своей команде.

І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов).

2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

V. Исследовательская работа по группам

  • Класс делится на 5 групп.

  • Каждая группа анализирует текст на карточке.

  • Нужно определить тип и стиль речи, определить вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

  • Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей.

Разговорный стиль

На лугу кто-то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
 – Кто это? – спросил я.
 – Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович…
 – А какой же он с виду? – спросил я.
 – Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Официально-деловой стиль

Директору управления
 Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 1998 г.                       Петров 



Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

(Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

Из лекции Г.И. Воробьевой о пунктуации (ЧРИО) для 2013 г.

Трудные случаи пунктуации

в рамках ЕГЭ

Интонация – одно из средств организации звучащей речи. В ней выражаются тончайшие смысловые, эмоционально-экспрессивные и стилистические оттенки.


«Есть 50 способов сказать "да" и 500 "нет" и только один способ это написать» (Б.ШОУ).


По существу, интонация является универсальным средством придания речи эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной окраски, она может даже вступать в противоречие с лексическим значением слова и «побеждать» его. Н: Умница (с иронической интонацией). Глупенький (с ласкательной интонацией). Хорошо! (нечего сказать!) и т.д.


Многословные предложения обладают большими интонационными возможностями.

Парцелляция

дополнение - Можно было бы о нем говорить бесконечно. И о его друзьях (К.Лап.); обстоятельство - Потом расскажу. При встрече (А.Чак.); определение: Мамочке купили теплый платок. Пуховый (Н.Ильина).

Часто парцеллируются сложноподчиненные предложения. Отрыв придаточного от главного повышает смысловую емкость каждой из частей.

Парцелляция входит в систему литературных приемов, служащих повышению выразительности речи.


Карточка (указать парцелляцию).

Можно было бы о нем говорить бесконечно. И о его друзьях (К.Лап.); Потом расскажу. При встрече (А.Чак.); Мамочке купили теплый платок. Пуховый (Н.Ильина).

Часто парцеллируются сложноподчиненные предложения. Отрыв придаточного от главного повышает смысловую емкость каждой из частей.

Карточка (указать парцеллированное предложение).

Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! 6.Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе!7.В походе, а не в бою! 8.Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!


Карточка (указать парцеллированное предложение).


В рамках ЕГЭ представлены следующие виды парцелляции:

  • расчленяется сложное предложение (1-ый пример);

  • член предложения в ряду однородных (2-ой);

  • простое распространенное предложение (3-ий);

- предложение с осложненной конструкцией (4-ый).



Карточка (указать парцеллированное предложение).

Обр. внимание! Молодых поэтов волновало всё. И прекрасные глаза любимой женщины, и прозрачные ветви берёз, и книги.

Реклама. Броская, лаконичная, остроумная, запоминающаяся. На дорогах, на крышах, на стенах.


А 20. При обстоятельсвах:

* Деепри. оборот =ДО, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой.


На краю неба что-то чернеет, растёт в грозовую тучу и (1)отделившись от горизонта(2) движется очень быстро(3)приближаясь(4) к деревушке.


Искусствоведы убеждены, что(1)работая над образом Некрасова(2) художник Крамской использовал (3)созданные им ранее(4)этюды и даже автопортреты поэта.

Интерес (1)возбуждённый к Лермонтову(2) несколькими стихотворениями(3) помещёнными в «Отечественныхзаписках»(4)окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».


Но: Союз а может включаться в состав деепричастной конструкции, либо связывать члены основного предложения.

Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а поняв это, включиться в активную борьбу за неё.


Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а, поняв это, не довольствоваться лишь словесными призывами к ней.



*** При присоединительном союзе и частице !


ДО, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой. То же после присоединительного союза.

И, подойдя ко мне, он спросил... Но, вспомнив это, он спросил…


Д или ДО не обособляются, если оказываются среди однородных членов предложения наряду с другими частями речи.

Мальчик стоял неподвижно и не спуская глаз с собаки. Он говорил шёпотом и ни на кого не глядя. Мужчина шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям.


При определениях:

Осыпанные сусальной позолотой, в сосновых чащах дрожали от холода берёзы. (Находится дистанционно по отношению к определяемому слову.)

Определительный оборот, стоящий после неопределённого, отрицательного местоимения обычно не обособляется, так как образует единое целое с предшествующим местоимением.


На лице его промелькнуло нечто похожее на усмешку. Её большие глаза искали в моих что-нибудь похожее на надежду. Никто допущенный к 3-му этапу конкурса лучше Иванова не выступил.

Ср.: Здание, похожее на храм … Чувство, похожее на досаду…(ЕГЭ)


При одиночных определениях при отсутствии предшествующего определения последующие одиночные определения обособляются или не обособляются в зависимости от степени их интонационно-смысловой близости с определяемым существительным.

Особенно мне понравились глаза, большие и грустные. Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (Существительное нуждается в определении, без него высказывание не имеет законченного смысла.)

НО: И сон, и сладостный покой …посетили снова мой угол тесный и простой (вариативно). Предшествующее определение выражено местоимением.

Обособляются 2 и более одиночных определения, стоящие после определяемого существительного, если последнему предшествует определение.

Левый берег, плоский и песчаный, покрыт кучей хижин.



И закончим урок стихами Ивана Алексеевича Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучать лишь Письмена.


И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

наш дар бессценный – речь. (1915 год).



Домашнее задание по группам, индивидуально:

1.написать два текста (т.е. один на выбор) о сегодняшней теме урока – один – в публицистическом стиле, другой - в научном стиле речи. Затем выступить в классе с соответствующей интонацией, не бояться публичного выступления во время проведения Дня науки в школе по этой теме.


2.Составить кластер «Интонация» или «Пунктуация» из 28 -30 слов.

Составить синквейн к теме урока.

3.Написать рассуждение на тему: «Что такое – умение жить с другими людьми?» Или «В чем я вижу опору нравственности?»


Из истории пунктуации (см. Валгину).О ГИСе.

В основу правил русской пунктуации положены 3 принципа: смысловой(т.е. логический), грамматический (т.е. синтаксический),интонационный ( В ней выражаются тончайшие смысловые, эмоционально-экспрессивные и стилистические оттенки. По существу, интонация является универсальным средством придания речи эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной окраски, она может даже вступать в противоречие с лексическим значением слова и «побеждать» его. Н: Умница (с иронической интонацией). Глупенький (с ласкательной интонацией). Хорошо! (нечего сказать!) и т.д.


Самый важный для запятой – грамматический,то есть синтаксический при однородных членах, в сложных предложениях, для выделения приложений, обособления причастий и деепричастий и т. д. А ; ,: в СПП, тире (подлежащее – сказуемое) лежит смысл высказывания и только частично грамматическая основа.


Считается, формально –грамматический принцип является ведущим, а смысловой и интонационный –дополняют его.Но на самом деле два последних могут быть на первом плане.

Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы(интонации).

Сегодня новый этап в историческом развитии пунктуации, это более высокая ступень. Это уже все: и структура, и смысл, и интонация.

Самым большим достижением является то, что все 3 принципа действуют в единстве. Отдельно выделять нынче невозможно!

Именно сочетание признаков – принципов является показателем развитости современного русского языка, его гибкости, гибкости пунктуации, что позволяет отражатьтончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.

Знаки ставятся по интонации, а сама интонация соответствует синтаксическому членению. Хотя ученые выбирают себе то одну, то другую концепцию.



IY. Анализ фрагментов художественных произведений.

Необходимо, чтобы фрагменты текстов были у каждого ученика.


I. Из Достоевского.

I. Он вышел и – покончил дело… Машинально подошел он к окну, чтоб отворить его и дохнуть ночным воздухом, и – вдруг весь вздрогнул.

- Ребята, что здесь вы видите? ( не по правилам поставлено тире).

- А почему? Прочитайте еще раз, поймите смысл текста.

Ответ. Это писательская манера Достоевского в употреблении тире после союза И. Это тире как сигнал: остановись, сделай паузу, обрати внимание, так как далее идет нечто важное.


Двойные согласные

Запомните!

Аллегория баррикада, безрессорный, вентилировать, гиппопотам, диссертация, жужжание, идиллия, иллюзион, иллюминация, интеллигентный, металлолом, перила, хобби, эпиграмма.

Авторалли, баллада, балюстрада, бациллоноситель, белоруска, белорусский, вожжи, галера, галломания, жужелица, иллюстрация, искусственный, колледж, коллизия, коммерсант.

Агрессор, бестселлер, дрожжевой, касса, килограмм, колонка, колонна, колоннада, корректор, миссия, конфетти, аттракцион, новелла, параллелепипед, пассивный, сумма, шоссе.

Алогичный, галерея, жжение, исследование, нарцисс, одиннадцать, пессимистичный, раса, стресс, трасса, босс, филиал, хоккей, целлофан, эффект.


Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни


Наша задача – хорошо учиться.

Грустить о прошлом – грустная работа. Наш двор как сад.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 11 классе на тему «Интонация и пунктуация в современном русском языке».

Автор: Иванова Зоя Алексеевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства