kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- //-лож-, -рос-//-раст- (-ращ-)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока,ФГОС, 5 клас 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- //-лож-, -рос-//-раст- (-ращ-)»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» Алексеевского городского округа



Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС

по теме «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- //-лож-, -рос-//-раст- (-ращ-)»

(По учебнику М.М. Разумовской и др.)


Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.В.Львов, В.И, Капинос, Г.А.Богданова, Т.С. Тронина, Н.Н. Сергеева.

Тема урока

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- //-лож-, -рос-//-раст- (-ращ-)

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели урока

Личностные: осознавать язык как часть культуры и национального достояния.

Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.

Познавательные: распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, ­раст­ (­ращ­) – ­рос­ правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

Коммуникативные: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.


Планируемые результаты

Предметные: на основе сопоставления сформировать знания по теме "Правописание чередующихся гласных в корнях " и применять их; видеть орфограмму и объяснять ее графически; отличать слова, сходные в произношении.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Технологии

Личностно-ориентированная, коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная

Формы работы

Коллективная, парная, самостоятельная




Этапы урока

Вид деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)


Мотивация к успешной работе



Работа над ошибками

Настрой на работу


- Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

Скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться.


– Проверим готовность к уроку. Организует взаимопроверку домашнего задания по ключу на слайде. (Слайд 1)

Записывает дату.


Приветствуют учителя.




Работают в тетрадях.

Проводят взаимопроверку. Выполняют работу над часто встречающимися ошибками.

Взимопроверка (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Повторительно –обучающая работа по пройденному материалу


Лингвистический рассказ



Задание. Упражнение 305

Ребята, составьте рассказ по плану. Расскажите о чередовании гласных и согласных соседу по парте.



Составляют рассказ по плану, работают в парах.

Извлечение необходимой информации (П)

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)


Актуализация знаний


Работа с предложениями























Работа со стихотворением и учебником. Словарная работа.

1 Мальчик положил дневник на стол и начал доставать учебники.

2. Маша старается правильно располагать детали конструктора

















ВыРАСТить тыкву в четыре обхвата
 Как-то весною решили юннаты.
 
 Плод им выРАЩивать так надоело,
 Летом РАСТение совка доела.


 РОСло рядом с тыквой
 Семейство бобовых,
 РАСТёт и поныне,
 Соседей ждёт новых.


(совка - с.-х. вредитель
 юннаты – юные натуралисты)

- Ребята, прочитайте предложения, найдите и выпишете однокоренные слова. Обозначьте корень, подчеркните гласную в корне. Найдите в учебнике (п.38, стр.110) объяснение правописания гласных в корнях данных слов.

(Слайд 2)




















- Ребята, прочитайте стихотворение, обратите внимание на слова с выделенными корнями. Что их объединяет? Что можно сказать о правописании этих слов? Чтобы найти ответ на данный вопрос, ознакомьтесь с правилом на стр. 110, упр. 308. (Слайд 3)

Слушают, выполняют задания, делают вывод.

Предполагаемый ответ:

Однокоренными в предложении являются слова положил и располагать. В первом слове корень

– лаг -, а во втором –

-лож-. Формулируют вывод о правописании корней –лаг-, -лож-.


Знакомятся со стихотворением, делают вывод, что это варианты одного корня.

Извлечение необходимой информации, сопоставление структурирование знаний

(П)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р)

Умение выражать свои мысли(К)

Целеполагание

Проблемная ситуация. Определение темы и цели урока.


- Ребята, попытайтесь определить тему урока.

- А эта тема для вас новая?

- Какова цель нашего урока?

Формулируют тему и цель урока. Записывают тему в тетрадь.

Целеполагание (Р)

Формулирование темы (К)


Формирование новых знаний


Проверочная работа


Водор..сли, зар..сли, р..стение, разр..стается, выр..стает, изл..жить, распол..гать.













Исключение из правила: 
Ростовщик в Ростове жил, 
Ростиславом звали. 
Он росток себе купил прямо на базаре. (+ отрасль)


- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы. (Слайд 4)

- Рассмотрите выписанные слова. С каким согласными «дружит» о, а с какими – а?







-Назовите слова – исключения по данной теме.






Учитель дополняет список слов – исключений.

(слайд 5). Дает задание записать стихотворение в тетрадь и выучить его.


Записывают слова в тетрадь, выполняют задание. Объясняют, что о – с с и ж,а ас ст, щ, г.


Дети называют слова из учебника: росток, отрасль.

Дети записывают в тетрадь.


Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)


Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.


Произносит стихотворение, выполняет движения вместе с детьми.

Выполняют элементарные физические упражнения.


Осознают необходимость заботы о здоровье (Л)


Повторение и формирование знаний

Работа с учебником. Выполнение обучающего упражнения с самопроверкой по эталону.

Упр.309





Индивидуальное выполнение задания «Четвертый лишний» у доски .

Упр. 309, стр. 111











1) Расти, отрастать, растереть, срастись.

2) Рослый, роса, заросли, водоросли.

3)   Прекращать, сращение, проращивать, наращивание.


Просит внимательно прочитать задание к упражнению, предупреждая о том, что они смогут оценить работу соседа по парте по эталону. Сообщает критерии оценивания: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».








Задает вопрос: «Почему при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение?»




















Делает вывод: «Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!»


Выполняют упражнение в тетради. Оценивают соседа по данному критерию.






Выполняют задание, объясняют, что

что существуют похожие слова, в которых -РОС- РАСТ- РАЩ не являются корнями или эти слова имеют совсем другое значение. И поэтому наше правило о чередовании на них не распространяется.

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Ответы на вопросы по теме урока, сформулированные одноклассниками.


- Ребята, предлагаю вам задать вопросы одноклассникам по изученной сегодня теме.

Формулируют и задают вопросы, выслушивают и дополняют ответ.

Извлечение необходимой информации (П)

Общение и взаимодействие с одноклассниками (К)
Самоопределение (Л)

Рефлексия

Заключительная беседа по вопросам


- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Нарисуйте в тетради смайлик «Какой сегодня ты».


Отвечают на вопросы, рисуют смайлик.

Приобретают мотивацию процесса образования (Л)

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий (П)

Домашнее задание


$ 38

Упр.312.



Объясняет домашнее задание.


Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Извлечение необходимой информации(П)











8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Тихонова Екатерина Михайловна

Дата: 17.01.2020

Номер свидетельства: 536131


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства