| Предмет | Русский язык |
| Класс | 5 |
| Базовый учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.В.Львов, В.И, Капинос, Г.А.Богданова, Т.С. Тронина, Н.Н. Сергеева. |
| Тема урока | Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- //-лож-, -рос-//-раст- (-ращ-) |
| Тип урока | Открытие новых знаний |
| Цели урока | Личностные: осознавать язык как часть культуры и национального достояния. Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения. Познавательные: распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корне лаг – лож, раст (ращ) – рос правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы. Коммуникативные: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения. |
| Планируемые результаты | Предметные: на основе сопоставления сформировать знания по теме "Правописание чередующихся гласных в корнях " и применять их; видеть орфограмму и объяснять ее графически; отличать слова, сходные в произношении. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре. |
| Технологии | Личностно-ориентированная, коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная |
| Формы работы | Коллективная, парная, самостоятельная |
Этапы урока | Вид деятельности | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) |
Мотивация к успешной работе Работа над ошибками | Настрой на работу | | - Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, Скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться. – Проверим готовность к уроку. Организует взаимопроверку домашнего задания по ключу на слайде. (Слайд 1) Записывает дату. | Приветствуют учителя. Работают в тетрадях. Проводят взаимопроверку. Выполняют работу над часто встречающимися ошибками. | Взимопроверка (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
Повторительно –обучающая работа по пройденному материалу | Лингвистический рассказ | Задание. Упражнение 305 | Ребята, составьте рассказ по плану. Расскажите о чередовании гласных и согласных соседу по парте. | Составляют рассказ по плану, работают в парах. | Извлечение необходимой информации (П) учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний | Работа с предложениями Работа со стихотворением и учебником. Словарная работа. | 1 Мальчик положил дневник на стол и начал доставать учебники. 2. Маша старается правильно располагать детали конструктора ВыРАСТить тыкву в четыре обхвата Как-то весною решили юннаты. Плод им выРАЩивать так надоело, Летом РАСТение совка доела. РОСло рядом с тыквой Семейство бобовых, РАСТёт и поныне, Соседей ждёт новых. (совка - с.-х. вредитель юннаты – юные натуралисты) | - Ребята, прочитайте предложения, найдите и выпишете однокоренные слова. Обозначьте корень, подчеркните гласную в корне. Найдите в учебнике (п.38, стр.110) объяснение правописания гласных в корнях данных слов. (Слайд 2) - Ребята, прочитайте стихотворение, обратите внимание на слова с выделенными корнями. Что их объединяет? Что можно сказать о правописании этих слов? Чтобы найти ответ на данный вопрос, ознакомьтесь с правилом на стр. 110, упр. 308. (Слайд 3) | Слушают, выполняют задания, делают вывод. Предполагаемый ответ: Однокоренными в предложении являются слова положил и располагать. В первом слове корень – лаг -, а во втором – -лож-. Формулируют вывод о правописании корней –лаг-, -лож-. Знакомятся со стихотворением, делают вывод, что это варианты одного корня. | Извлечение необходимой информации, сопоставление структурирование знаний (П) Подведение под понятие (П)) Целеполагание (Р) Умение выражать свои мысли(К) |
Целеполагание | Проблемная ситуация. Определение темы и цели урока. | | - Ребята, попытайтесь определить тему урока. - А эта тема для вас новая? - Какова цель нашего урока? | Формулируют тему и цель урока. Записывают тему в тетрадь. | Целеполагание (Р) Формулирование темы (К) |
Формирование новых знаний | Проверочная работа | Водор..сли, зар..сли, р..стение, разр..стается, выр..стает, изл..жить, распол..гать. Исключение из правила: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил прямо на базаре. (+ отрасль) | - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы. (Слайд 4) - Рассмотрите выписанные слова. С каким согласными «дружит» о, а с какими – а? -Назовите слова – исключения по данной теме. Учитель дополняет список слов – исключений. (слайд 5). Дает задание записать стихотворение в тетрадь и выучить его. | Записывают слова в тетрадь, выполняют задание. Объясняют, что о – с с и ж,а а – с ст, щ, г. Дети называют слова из учебника: росток, отрасль. Дети записывают в тетрадь. | Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
| Физкультминутка | Раз – подняться, подтянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Произносит стихотворение, выполняет движения вместе с детьми. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Осознают необходимость заботы о здоровье (Л) |
Повторение и формирование знаний | Работа с учебником. Выполнение обучающего упражнения с самопроверкой по эталону. Упр.309 Индивидуальное выполнение задания «Четвертый лишний» у доски . | Упр. 309, стр. 111 1) Расти, отрастать, растереть, срастись. 2) Рослый, роса, заросли, водоросли. 3) Прекращать, сращение, проращивать, наращивание. | Просит внимательно прочитать задание к упражнению, предупреждая о том, что они смогут оценить работу соседа по парте по эталону. Сообщает критерии оценивания: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3». Задает вопрос: «Почему при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение?» Делает вывод: «Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!» | Выполняют упражнение в тетради. Оценивают соседа по данному критерию. Выполняют задание, объясняют, что что существуют похожие слова, в которых -РОС- РАСТ- РАЩ не являются корнями или эти слова имеют совсем другое значение. И поэтому наше правило о чередовании на них не распространяется. | Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Ответы на вопросы по теме урока, сформулированные одноклассниками. | | - Ребята, предлагаю вам задать вопросы одноклассникам по изученной сегодня теме. | Формулируют и задают вопросы, выслушивают и дополняют ответ. | Извлечение необходимой информации (П) Общение и взаимодействие с одноклассниками (К) Самоопределение (Л) |
Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам | | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Нарисуйте в тетради смайлик «Какой сегодня ты». | Отвечают на вопросы, рисуют смайлик. | Приобретают мотивацию процесса образования (Л) Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий (П) |
Домашнее задание | | $ 38 Упр.312. | Объясняет домашнее задание. | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Извлечение необходимой информации(П) |