kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме «Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определять границы знания и «незнания» у пятиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-».»

Урок русского языка по теме «Буквы О-А в корнях – ЛАГ- - ЛОЖ-».

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определять границы знания и «незнания» у пятиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение;

уметь распознавать слово как часть речи, распределять известные части речи по группам, осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.

Метапредметные: способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Индивидуальный, групповой, фронтальный

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия

Самостоятельные части речи, служебные части речи, морфологические признаки части речи



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1Организационный

Организует начало урока, приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создаёт эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя, определяют свою готовность к уроку, включаются в рабочий ритм.

Личностные: проявление уважения к учителю и сверстникам; самоопределение; самооценка; проверка готовности к уроку.

2 Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского языка. В этой стране много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители.

- Страна Русский язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете в двух вагонах. (две группы). А какой вагон получил больше впечатлений от поездки, мы узнаем в конце путешествия. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем планируют действия.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать друг друга.

2 Актуализация знаний учащихся. Выявление места и причины затруднения

Чтобы попасть в страну Русского языка, нужно справиться с препятствием – отгадать загадки (на слайде):

  1. Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы).

  1. Какая водица только для грамоты годится ? (чернила)

  2. Земля белая, а птицы на ней чёрные (бумага и буквы).

- Итак, вы успешно преодолели препятствия, и теперь время отправиться в страну Русского языка.

Подходя к воротам крепости, мы видим надпись: (слайд)

Заблудились слова в беспорядке,

Потеряли места в суете,

Так давайте, ребята, поможем

Им в нелёгкой и грустной судьбе.

Раздаёт карточки с заданием.

- Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите грамматическую основу своих предложений.

1-я группа: дерево, хвойных, семейства, сосна;

2-я группа: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

Дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для окружающих высказывания. Обдумывают ответы на вопросы.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3 Физкультминутка.

Раз –подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: позитивный настрой на физкультминутку; проявление уважения к одноклассникам.

4 Целеполагание. Введение в тему с формулированием целей и задач урока.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Ну, а сейчас мы идем дальше. На пути встречается Орфографический замок (на слайде).

Безударный - хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука... (Орфография).

(вспомнить, что такое Орфография).

Обсудите у себя в командах и сформулируйте тему, задачи урока. Какие слова сегодня будут ключевыми? О каких корнях мы сегодня будем говорить?

- Откройте учебник на с 32. (чтение параграфа, обсуждение).

- Прочитаем правило.

- От чего зависит выбор гласной в корнях ЛАГ – ЛОЖ?

- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Работают в группах, делают выводы. Формулируют тему, цели и задачи, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой информации, уважают мнения друг друга.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений; формулировать тему и проблему урока; целепогагание

5 Творческая, практическая деятельность. Первичное закрепление новых знаний.

На слайде слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать. предложить

- Распределите их в два столбика

излагать – изложить

слагать – сложить

предлагать – предложить

- Почему распределили слова таким образом?

- Выделим корни.

- Какие это слова?

- В этих словах происходит чередование гласных?

- Какие гласные чередуются?

- Почему в словах первого столбика пишем в корне букву А?

- Почему в словах второго столбика пишем букву О?

- Обозначим орфограмму.

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

- Прочитаем правило.

- От чего зависит выбор гласной в корнях ЛАГ – ЛОЖ?

- А теперь выполним упражнение 449 и сделаем вывод: что общего в значении слов с чередующимися А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ-?

Дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность по освоению орфограмм.

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задания, выполняют упражнения.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполнение упражнения 449 с последующей взаимопроверкой.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

6 Обобщение и систематизация знаний и формирование способов применения их на практике.


1 Задание: от данных глаголов с помощью суффикса – ени- образуйте существительные.

1 команда 2 команда

предл.гать сл.гать

распол.гать прил.гать

предпол.гать прол.гать

2 Работа с карточками.

- Я буду называть словосочетание, а вы – показывать гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.

Предлагать (ничью), положительный (герой), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.

3 Задание (на слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней ЛАГ-ЛОЖ)

Прил.гать, переел.жить, сл.гаемое, прол.гать, обл.жили, дол.жить, отл.жить, предл.гать, сл.жить.

- Запишите слова в два столбика. Проверка по столбикам. (ключ на слйде).

4 Выполнение упражнения 450.

- В каких морфемах находятся орфограммы?

- Расскажите правило написания корней ЛАГ-ЛОЖ.

- Итак, ребята, это была последняя остановка нашего путешествия, но в стране Русский язык есть ещё много других городов и станций, и вы там обязательно побываете.




Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, делают обобщения и выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7 Рефлексия

Учитель организует рефлексию посредством диалога.

- Какой была тема урока?

- Какую проблему мы решали? Как её решили?

- Чему научились на уроке?

- Что следует доработать?

- Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?

- Кому поставим сегодня отметки?

- Понравилось ли вам на уроке?


- Давайте подсчитаем количество жетонов и определим команду – победителя.


Отвечают на вопросы, подводят итог работы, проводят рефлексию.

Рефлексия ( на выбор):

1 «Комплимент»;

2 Незаконченный тезис: «На сегодняшнем уроке я понял(а)», что ....»

Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности;

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха;

Регулятивные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

8 Итог урока. Оценивание и самооценива-

ние.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-развивать навыки самооценивания;

-определить уровень достижения поставленных задач в течение урока;

- формировать адекватную самооценку обучающихся;

- обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.

1 Беседа:

- Какую задачу поставили на уроке?

- Кому было легко выполнять задания?

- Что вам помогало?

- У кого возникли трудности?

Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё раз?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом. Нет- карточку с грустным лицом.

2 Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: - получить информацию о результатах деятельности на уроке;

- самооценивание и оценивание работы класса и отдельных обучающихся.

Подают дневники учителю для выставления оценок за урок.

Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные: соотнесение цели и результатов своей деятельности;

определение уровня достижения поставленных задач в течение урока;

формирование адекватной саомооценки обучающихся;

продолжение дальнейшей работы по коррекции знаний и способов действий.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

9 Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует поработать с орфографическим словарём.

Дифференцированное домашнее задание:

1 Для всех: выучить теоретический материал параграфа 84.

2 Для слабых ребят: карточки

3 Для остальных: написать небольшой рассказ о корнях ЛАГ-ЛОЖ.

Записывают домашнее задание в дневники. Задают вопросы по его выполнению.

Познавательные, личностные: самодисциплинирование



Приложение

Слайд № 1

  1. Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы).

  1. Какая водица только для грамоты годится ? (чернила)

  2. Земля белая, а птицы на ней чёрные (бумага и буквы).



Слайд № 2

Заблудились слова в беспорядке,

Потеряли места в суете,

Так давайте, ребята, поможем

Им в нелёгкой и грустной судьбе.

Слайд № 3

Безударный - хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука... (Орфография).



Слайд № 4

излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить





Слайд № 5

излагать – изложить

слагать – сложить

предлагать – предложить



Слайд № 6

1 команда 2 команда

предложение сложение

расположение приложение

предположение прологать



Слайд № 7



Прил.гать, перел.жить, сл.гаемое,

прол.гать, обл.жили, дол.жить,

отл.жить, предл.гать, сл.жить.



Слайд № 8 (ключ)



Прилагать, переложить, слагаемое,

пролагать, обложили, доложить,

отложить, предлагать, сложить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме «Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-».

Автор: Хальвинская Наталья Васильевна

Дата: 10.09.2019

Номер свидетельства: 519381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Чередование а-о в корнях лаг- - лож- (конспект+интерактивная доска) "
    ["seo_title"] => string(72) "chieriedovaniie-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-konspiekt-intieraktivnaia-doska"
    ["file_id"] => string(6) "202274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429202755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-o-a-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "107452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258117"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок русского языка в 5 классе "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447347311"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(30) "bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447345572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства