Урок русского языка по теме «Буквы О-А в корнях – ЛАГ- - ЛОЖ-».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1Организационный | Организует начало урока, приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создаёт эмоциональный настрой, желает успеха. | Отвечают на приветствие учителя, определяют свою готовность к уроку, включаются в рабочий ритм. | Личностные: проявление уважения к учителю и сверстникам; самоопределение; самооценка; проверка готовности к уроку. |
2 Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского языка. В этой стране много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители. - Страна Русский язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете в двух вагонах. (две группы). А какой вагон получил больше впечатлений от поездки, мы узнаем в конце путешествия. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем планируют действия. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать друг друга. |
2 Актуализация знаний учащихся. Выявление места и причины затруднения | Чтобы попасть в страну Русского языка, нужно справиться с препятствием – отгадать загадки (на слайде): Чёрные, кривые, от рожденья все немые, А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы). Какая водица только для грамоты годится ? (чернила) Земля белая, а птицы на ней чёрные (бумага и буквы). - Итак, вы успешно преодолели препятствия, и теперь время отправиться в страну Русского языка. Подходя к воротам крепости, мы видим надпись: (слайд) Заблудились слова в беспорядке, Потеряли места в суете, Так давайте, ребята, поможем Им в нелёгкой и грустной судьбе. Раздаёт карточки с заданием. - Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните постановку знаков препинания, выделите грамматическую основу своих предложений. 1-я группа: дерево, хвойных, семейства, сосна; 2-я группа: ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на. Дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для окружающих высказывания. Обдумывают ответы на вопросы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3 Физкультминутка. | Раз –подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Будто пух в руках, не гири! Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: позитивный настрой на физкультминутку; проявление уважения к одноклассникам. |
4 Целеполагание. Введение в тему с формулированием целей и задач урока. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. - Ну, а сейчас мы идем дальше. На пути встречается Орфографический замок (на слайде). Безударный - хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука... (Орфография). (вспомнить, что такое Орфография). Обсудите у себя в командах и сформулируйте тему, задачи урока. Какие слова сегодня будут ключевыми? О каких корнях мы сегодня будем говорить? - Откройте учебник на с 32. (чтение параграфа, обсуждение). - Прочитаем правило. - От чего зависит выбор гласной в корнях ЛАГ – ЛОЖ? - Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают в группах, делают выводы. Формулируют тему, цели и задачи, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой информации, уважают мнения друг друга. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений; формулировать тему и проблему урока; целепогагание |
5 Творческая, практическая деятельность. Первичное закрепление новых знаний. | На слайде слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать. предложить - Распределите их в два столбика излагать – изложить слагать – сложить предлагать – предложить - Почему распределили слова таким образом? - Выделим корни. - Какие это слова? - В этих словах происходит чередование гласных? - Какие гласные чередуются? - Почему в словах первого столбика пишем в корне букву А? - Почему в словах второго столбика пишем букву О? - Обозначим орфограмму. - Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне? - Прочитаем правило. - От чего зависит выбор гласной в корнях ЛАГ – ЛОЖ? - А теперь выполним упражнение 449 и сделаем вывод: что общего в значении слов с чередующимися А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ-? Дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность по освоению орфограмм. | Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задания, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполнение упражнения 449 с последующей взаимопроверкой. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
6 Обобщение и систематизация знаний и формирование способов применения их на практике. | 1 Задание: от данных глаголов с помощью суффикса – ени- образуйте существительные. 1 команда 2 команда предл.гать сл.гать распол.гать прил.гать предпол.гать прол.гать 2 Работа с карточками. - Я буду называть словосочетание, а вы – показывать гласную, которая пишется в корне слова с чередованием. Предлагать (ничью), положительный (герой), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение. 3 Задание (на слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней ЛАГ-ЛОЖ) Прил.гать, переел.жить, сл.гаемое, прол.гать, обл.жили, дол.жить, отл.жить, предл.гать, сл.жить. - Запишите слова в два столбика. Проверка по столбикам. (ключ на слйде). 4 Выполнение упражнения 450. - В каких морфемах находятся орфограммы? - Расскажите правило написания корней ЛАГ-ЛОЖ. - Итак, ребята, это была последняя остановка нашего путешествия, но в стране Русский язык есть ещё много других городов и станций, и вы там обязательно побываете. | | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, делают обобщения и выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7 Рефлексия | Учитель организует рефлексию посредством диалога. - Какой была тема урока? - Какую проблему мы решали? Как её решили? - Чему научились на уроке? - Что следует доработать? - Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? - Кому поставим сегодня отметки? - Понравилось ли вам на уроке? - Давайте подсчитаем количество жетонов и определим команду – победителя. | Отвечают на вопросы, подводят итог работы, проводят рефлексию. Рефлексия ( на выбор): 1 «Комплимент»; 2 Незаконченный тезис: «На сегодняшнем уроке я понял(а)», что ....» | Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности; Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха; Регулятивные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
8 Итог урока. Оценивание и самооценива- ние. | Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -развивать навыки самооценивания; -определить уровень достижения поставленных задач в течение урока; - формировать адекватную самооценку обучающихся; - обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий. 1 Беседа: - Какую задачу поставили на уроке? - Кому было легко выполнять задания? - Что вам помогало? - У кого возникли трудности? Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё раз? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом. Нет- карточку с грустным лицом. 2 Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку. Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: - получить информацию о результатах деятельности на уроке; - самооценивание и оценивание работы класса и отдельных обучающихся. Подают дневники учителю для выставления оценок за урок. | Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные: соотнесение цели и результатов своей деятельности; определение уровня достижения поставленных задач в течение урока; формирование адекватной саомооценки обучающихся; продолжение дальнейшей работы по коррекции знаний и способов действий. Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. |
9 Домашнее задание | Учитель объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует поработать с орфографическим словарём. Дифференцированное домашнее задание: 1 Для всех: выучить теоретический материал параграфа 84. 2 Для слабых ребят: карточки 3 Для остальных: написать небольшой рассказ о корнях ЛАГ-ЛОЖ. | Записывают домашнее задание в дневники. Задают вопросы по его выполнению. | Познавательные, личностные: самодисциплинирование |
А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы).
Им в нелёгкой и грустной судьбе.
Слышим мы его прекрасно.
Здесь поможет нам наука... (Орфография).