IV. Введение учащихся в предмет изучения предстоящей темы урока
- Перед вами высказывание известного американского писателя Марка Твена, в котором пропущено первое слово.
(Доброта) - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
- Как вы думаете, какое слово пропущено?
V. Создание учебно-проблемной ситуации
Прочитайте два высказывания. Прокомментируйте их.
Любопытная черта добрых натур: они — как для мух горшок с мёдом, им ничего не дают, но берут у них много. Мягкий, уступчивый, бескорыстный человек всегда становится добычей толпы. Люди издали чуют его доброту и беззащитность. Теодор Драйзер
Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему. Генри Торо
- Можно ли считать эти высказывания противоречащими друг другу? Почему?
- Какая из двух точек зрения ближе вам?
- Какие аргументы в пользу вашего мнения вы можете привести?
(заслушиваем мнения учащихся)
VI. Работа с высказываниями.
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Задание для каждой пары - объяснить смысл афоризма о добре:
1) Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов
2) Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец
3) “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
4) “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)
VII. Работа с текстом притчи о добре и зле
- Прочитайте притчу о добре и зле. Подумайте, какой ответ дал дед на последний вопрос внука. Запишите его.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:
– Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
VIII. Проблемная ситуация № 2. Трудно ли творить добро?
- Часто ли на вашем жизненном пути вам встречались люди, которые совершали добрые поступки? Трудно ли это - творить добрые дела? (Ответы учащихся).
- Давайте познакомимся с несколькими примерами добрых поступков, которые совершают наши современники.
IX. Рефлексия
Было ли вам интересно на уроке?
Оказался ли материал, с которым работали на уроке, полезным при написании домашнего сочинения?
Смог ли во время урока высказать своё мнение?
Интересны ли были мнения одноклассников?
X. Подведение итогов
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Доброта – слабость или сила?».