kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине П.Кончаловского "Сирень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка пятиклассников к написанию домашнего сочинения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине П.Кончаловского "Сирень"»

Урок развития речи в 5 классе

Подготовка к сочинению-описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень»

Цель:

- создать оптимальные условия для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»;

-развивать связную устную и письменную речь учащихся;

-обогащать словарный запас шестиклассников;

-формировать навыки написания сочинения-описания;

-вызвать эмоциональную отзывчивость при соприкосновении с произведениями искусства;

-совершенствавть навыки работы в группах;

-воспитывать эстетический вкус.


  1. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

-Дети,мы с вами очень долго ждали весну,и вот она,наконец-то пришла.Сейчас прозвучит музыка П.И.Чайковского,и вы скажете,какие ассоциации с весной у вас возникли.

П.И.Чайковский «Фея сирень»

Да,весной распускается множество цветов.

Один мудрец сказал, что человеку нужно для счастья совсем немного: солнце, небо и цветок. И действительно, вся жизнь человека связана с цветами: новорожденного человека встречают с букетом , цветы дарят на праздники и просто так Сейчас я вам загадаю загадку,и вы скажете,о каком цветке мы будем говорить:

Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень -

И в ней окажется … (сирень)

Слайд № 1

А как вы думаете,почему на уроке русского языка мы с вами говорим о сирени,ведь это цветок,и уместнее было бы о нем говорить на уроке биологии.

-Все ваши ответы интересные,и вы ,наверное,догадались почему домой было задано такое необычное задание.Какое?

2. Устное изложение

-Итак,первый этап нашего урока-устное изложение легенд о сирени.

1.Существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирeни, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирeни присоединилась белая сирень.

2.А если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.

3.По-французски сирень называют "Lilas" - "лиловый". В странах Западной Европы и Америки связывают название растения также с преобладающей окраской цветков - лиловой. Слово это персидское и обозначает просто "цветок". В Иране и Турции сирень имеет весьма интересное название - "лисий хвост", возможно, из-за формы соцветий (удлиненные пушистые соцветия напоминают распущенный хвост лисицы).

4.На Балканах существует такая легенда о сирени. Как-то могущественное божество обрушило на род людской свой гнев, заставив литься дожди и дни, и ночи, не останавливаясь даже на миг. Переполнились реки и озёра, вышли из берегов, и начался страшный потоп, всё смывающий на своём пути. Перепуганные люди бросились в горы, надеясь спастись на вершинах. Но вода поднималась всё выше и выше, самая высокая гора вот-вот скроется под водой. И тогда молодой и прекрасный пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. С мольбой о сострадании кинулся он в пучину. И сжалился бог, перестал литься дождь, вода спала, близкие юноши были спасены. Пощадил бог и его самого. А вся земля вокруг покрылась зарослями зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями белого и лилового цвета. Это и была сирень.

5.Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что вместо четырех лепестков встречаются всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.

6.. В Англии, как ни странно, этот цветок считался цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо. Если девушка посылает сватающемуся жениху ветку сирени, это означает отказ. На Востоке цветы сирeни считаются символом расставания влюбленных.

7.В Англии долгое время была только лиловая сирень и при появлении белой сложилось такое сказание. Говорят, что когда один богатый лорд обидел одну доверившуюся ему молодую девушку и она умерла с горя, то провожавшие ее друзья усыпали всю ее могилу целыми горами лиловой сирени. А когда на другой день друзья пришли на могилу, то были несказанно удивлены, увидев, что она стала белой.



-Спасибо,очень интересные сообщения.

3.Словарная работа

А теперь давайте вспомним,какую часть речи мы с вами закончили изучать?

-Сейчас мы проведем словарно-орфографическую разминку.Вы увидите имена прилагательные,которые характеризуют сирень,но в них нужно вставить необхлдимые орфограммы

С…реневый аромат, бел…снежная сирень, бело(розовая), тёмно(красная), ф…олетовые и л…ловые оттенки, крупные грозд…я, уд…вительный запах, разноцветное обл…ко, листья с тоненькими прожилками, влажная, чудесная, оч…ровательная, р…скошный букет.



Прилагательные какого разряда мы использовали в диктанте?

4. Актуализация опорных знаний о стилях и типах речи

И сегодня мы с вами будем описывать сирень.Но не по личным впечатлениям,а по картине.

Давайте вспомним,какие мы знаем стили речи.

А как вы думаете,какой стиль выберем для сочинения?

Назовите,какие вы знаете типы речи?Какой из них выберем для сочинения.

5. Работа ннад темой урока

Многие художники изображали на своих картинах сирень



- И,наконец,давайте посмотрим картину,которую будем описывать.

Петр Петрович Кончаловский «Сирень в корзине»

-Рассказ о художнике.(Индивидуальное задание)

Петр
Петрович Кончаловский,-русский живописец . Образование
получил в Академии Жюльена в Париже и Академии художеств в Петербурге, которую
он закончил в 1907 году. Кончаловский писал портреты, пейзажи, жанровые сцены,
натюрморты.



П.П.
Кончаловский очень любил изображать цветы, говорил «что в цветах есть все, что
существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом
цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в
какой – нибудь лесной чаще».



Любимые
цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее
известные из них: «Сирень», «Сирень у окна», «Сирень на столе»  



Художник
писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок,
но и естественный аромат.



Одна
из лучших картин «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, находится в
Москве, в Третьяковской галерее .



-Среди жанров живописи есть портрет,пейзаж и натюрморт.

К какому жанру живописи мы отнесем данную картину?

-_Ваше первое впечатление о картине.Мог ли равнодушный человек ее создать?

-Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)



6. Работа в малых группах

А теперь давайте объединимся в группы и проведем предварительную работу по описанию картины.

Задание 1.Какое настроение передает художник на картине?

Задание 2.Какие краски преобладют в картине?(Веточки в центре букета, веточки в правой части букета,веточки в левой части букета)

Задание 3.Составить сенкан к слову «Сирень»

Что?

Какая?

Что делает?

Ассоциации.

Задание 4.Описать гроздья сирени,используя сравнения

(Гроздья сирени как…

Гроздья сирени будто…

Гроздья сирени похожи…

Гроздья сирени словно…

А пока вы будете работать,зучит музыка С.Рахманинова

  • -А как выглядит корзина? (Корзина плетеная из ивовых прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени.)



  • -На каком фоне изображена сирень? ?



  • 7 Составление плана сочинения

.А теперь давайте составим план сочинения.

Из каких частей состоит любое сочинение?

Итак ,вступление

I.Сирень-одно из чудес весны.

II.Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1.Букет сирени( цветовая гамма,оттенки,гроздья,листья)

2.Корзина

3.Фон.

III. В букете всё живёт, цветёт и радуется

8. Поэтическая минутка

Природа не боится повторения,
В ней все из года в год проходит чередой,
Но, сколько б ни цвели для нас сирени,
Цветенья нового мы, как подарка ждем

Я просила некоторых детей подготовить стихи о сирени.Давайте их послушаем.

Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
В. Рождественский

Маршак Самуил «Счастье»

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый - сиреневый - день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы,

В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звездочек в грозди густой

Пятилепестковое "счастье".

С тех пор столько раз перед нами цвели

Кусты этой щедрой сирени.

И если мы счастья еще не нашли,

То, может быть, только от лени



Наступает снова вечер,
День до завтра угасает...
Не резвится больше ветер
Он затих, и отдыхает.

Умолкает всё в природе 
И луна стоит над крышей...
Мне принес букет сирени
Самый лучший из мальчишек.

Я возьму цветы в ладони-
Этот запах мил и тонок, 
Он назвал меня красивой,
Самой лучшей из девчонок!

-Что же общего в описании сирени в картинах и стихах?

9.Рефлексия.

Говорят,что если вам попадется сирень с пятью лепестками,то можно загадать желание ,и оно непременно сбудется.Мы сейчас составим корзину сиреневых желаний.Объединимся в пары и назовем желание.

10.Домашнее задание:написать сочинение.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок развития речи в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине П.Кончаловского "Сирень"

Автор: Симакова Лариса Игоревна

Дата: 07.03.2020

Номер свидетельства: 542024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства