kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 5 классе "Описание животного по картине А.Н. Комарова "Наводнение""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок   развивает навыки работы с картиной,   устную и письменную речь, воспитывает любовь к животному миру

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе "Описание животного по картине А.Н. Комарова "Наводнение""»

Урок развития речи в 5 классе

Описание животного по картине

А.Н Комарова «Наводнение»



Тема: Развитие речи. Описание животного по картине А.Н Комарова «Наводнение». 5 класс

Цель: ознакомить учащихся с описанием животного на картине, дать понятие о художниках – анималистах; развивать навыки работы с картиной; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к животному миру.

Оборудование: репродукция картины А.Н. Комарова «Наводнение»

Тип урока: урок развития речи


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

  2. Объявление темы и цели урока

  3. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа с учащимися.

    1. В зависимости от содержания высказывания на какие типы делится наша речь?

    2. На какой вопрос дается ответ в описании? (каков предмет или каково лицо?)

    3. О чем говорится в описании? (о признаках предмета, лица)

    4. Какие составные части описания? (общее впечатление и отдельные признаки предмета, лица)

  1. Работа над темой урока

  1. Слово учителя. Ребята, перед нами репродукция картины А.Н Комарова «Наводнение».

Алексей Никанорович Комаров – старейший советский художник, заслуженный деятель искусств. Любимая тема А.Н. Комарова – различные животные в той естественной среде, в которой они обитают на воле. Комаров – художник – анималист. Большой знаток природы, он умеет тонко и достоверно передать характер, повадки зверей. Не случайно о его рисунках говорят, что они открывают мир животных.

Все произведения художника Комарова проникнуты любовью к родной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, - по словам художника, - украшение природы! Как бриллиант!»

  1. Словарная работа

Анималист – (от лат. анимал – животное) – художник, скульптор, изображающий животных.

  1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины А.Н. Комарова «Наводнение»

  2. Беседа по вопросам

      1. Кто изображен на картине?

      2. Почему заяц оказался на дереве?

      3. Какое время года?



Примерные ответы.

Наступила долгожданная весна. Черный, рыхлый снег уже не может выдержать теплых лучей солнца. Повсюду текут и звенят разговорчивые ручьи. Вода поднимается выше берегов, затопляя поля, луга кустарники, образуя маленькие острова. На одном островке под кустом спал заяц. Ему так крепко спалось, что он не слышал, как шумит и бурлит прибывающая вода.

И только, когда вода коснулась его лапок, зайка вскочил, огляделся. В страхе он начал метаться по островку, а вода все время прибывала и прибывала. Зайчику казалось, что его ничто не спасет. И вдруг он увидел сухое могучее дерево. Это был старый ветвистый дуб. Русак подбежал к нему и стал прыгать на толстый нижний сук. Несколько раз бедняжка срывался и падал вниз в холодную воду. Наконец он достиг цели. Так заяц оказался на дереве.

  1. Опишите зайца: какие у него глаза, уши, шерстка.

Примерные ответы

(Голова у этого зайца, как у всех, продолговатая; мордочка беленькая, с широкой темно – коричневой полосочкой посередине. Глаза круглые, большие – большие, зрачки расширены от испуга. Под глазами красивый темный ободочек. Уши длинные, стоят торчком, чуткие, настороженные, словно два локатора, на кончиках рыжеватых ушей черные пятнышки. Шерсть у зайца на груди желтоватая с розовым оттенком, на брюшке светло – серая, дымчатая, на спине темно – серая, бурая, с коричневым оттенком, как будто в крапинку. Чувствуется, что она пушистая, мягкая)

  1. Можно ли судить по этой картине, как художник относится к животным, к этому зайцу, попавшему в беду?

Учитель разъясняет учащимся, что в отличие от фотографа художник стремится выразить в картине свое отношение к изображаемому.

  1. Какова цветовая гамма картины?

(Холодные тона передают состояние тревоги, опасности)

  1. На доске записаны рабочие материалы с помощью которых учащиеся будут составлять сочинение по картине А.Н Комарова «Наводнение)

    1. Время года. Долгожданная весна. Темные лучи солнца. Рыхлый снег. Вода поднимется, затопляя поля, луга, кустарники…

    2. Дерево. Сухое могучее дерево. Старый ветвистый дуб. Толстый сук…

    3. Заяц. Голова – продолговатая, мордочка беленькая…

    4. Глаза – круглые, зрачки расширены от испуга…

    5. Уши – длинные, чуткие, настороженные…

    6. Шерстка – пушистая, мягкая, на груди желтоватая, на спине…

    7. Настроение, чувства зрителей. Спасти зайчонка, помочь серенькому.

  1. Самостоятельная работа

Написание сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

А.Н. Комаров «Наводнение»


Литература


      1. Сочинение по картине в 5 классе: Методическое пособие/Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина и др. под редакцией проф. Л.А. Ходяковой.- М.: ООО «Издательство Астрель» 2003;

      2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 классы. Книга для учителя – М. Просвещение, 1991;

      3. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя – Москва. Просвещение – 1991;

      4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в трех томах, - М., 1979;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок развития речи в 5 классе "Описание животного по картине А.Н. Комарова "Наводнение""

Автор: Клочко Рема Никитична

Дата: 18.01.2020

Номер свидетельства: 536292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства