учитель начальных классов МКОУ СОШ № 6 п. Затеречный - Дудрова И.Н.
Учитель | Дудрова Инна Николаевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Автор УМК | УМК "Гармония" Истомина Н.Б. |
Тема урока | Знакомство со способом выбора между - ться и - тся в глаголах |
Цели | Познакомить учащихся с орфограммой, на месте которой возникает необходимость выбора: слышим [ца], а обозначать можем - ца, - ться или - тся. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний. | Познавательные: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать. Регулятивные: ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять и оценивать «чужие» решения. Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности, в том числе поисковой; высказывать свою точку зрения, слушать собеседников. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию другим, учить, ею пользоваться. | Осознавать сущность понятия «орфограмма», по освоенным признакам обнаруживать орфограммы, в том числе ранее неизвестную. Выявлять новую орфограмму, пользоваться новым орфографическим правилом, выполнять всю необходимую последовательность действий. |
Основные понятия | Алгоритм (без определения), глагол, имя существительное, неопределённая форма глагола, глаголы в форме 3 лица. |
Форма организации познавательной деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Ресурсы | Учебник русского языка для 3 класса «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко; тетрадь-задачник №2, компьютер, проектор. Источник - интернет. |
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент. Мотивация. | Проверка настроя учащихся на работу. Создание положительной мотивации. | Приветствие. Слайд - Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения. - Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Инна Николаевна. Мотивация Слайд - Сегодня утром на мою электронную почту пришло видеописьмо от нашего общего знакомого второклассника Антона. Давайте послушаем. " Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали. Я пишу заметку в школьную газету и не знаю, как пишутся некоторые слова. Прошу у вас помощи". - Попробуем помочь Антону? | Приветствуют учителя Слушают видеописьмо | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. |
2. Постановка учебной задачи. | Выявить уровень знаний. Активизировать знания учащихся. Создать проблемную ситуацию | Приступим! А вот и его заметка Слайд На экране В классе радостные ли___ Детям нрави___ учи___. - Почему же Антон не дописал некоторые слова? -А вы можете решить эти орфографические задачи? - В каком слове? - Какие слова вызовут затруднения? - Значит, чему мы должны научиться на уроке? -На уроке узнаем еще об одной опасности письма и научимся решать новую орфографическую задачу. Слайд | Выводят тему и цели урока. | Регулятивные : умение совместно с учителем ставить учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Решение учебной задачи. | Организовать деятельность учащихся по решению учебной задачи | - Продолжим работу в рабочей тетради упр. 379 Слайд - Какие звуки вы слышите на конце недописанных слов? - Допишите концы слов значками звуков. -Вы можете обозначить звуки буквами в первом слове? Напишите. -Какой частью речи является это слово? - Посмотрите на слайд и запишите правильно другие два слова. - Какой частью речи являются эти слова? - Продолжим работу с этими словами в упр. 380. -Сравните буквы, которыми может обозначаться сочетание [ца]. - Объясните, почему на месте этого сочетания есть орфограмма? - Рядом запишите слова, в которых эти сочетания встретились. - Как сочетание ца обозначили в имени существительном? - Подчеркните их в глаголах. - Чем они различаются? -Какой глагол употреблен в неопределенной форме, докажите. - Надпишите над ним неопр.ф. и обведите кружком букву, которой различаются сочетания -тся -ться -Что вы знаете о написании ь в н.ф.? - Подтверждается ли правило? -Определите, в какой форме употреблен глагол нравится - В какой части речи на месте сочетания [ца] есть орфограмма? | Выполняют задания в рабочей тетради: Записывают слова значками звуков Записывают звуки буквами Сравнивают буквы, которыми отличается сочетание ца Дают объяснение: потому что есть выбор букв Записывают слова Находят отличия Формулируют правило: глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы что делать? что сделать? и оканчивается на ти, чь, ть. В неопределенной форме, если она оканчивается на ть или чь всегда пишется ь Делают вывод | Познавательные: умение анализировать, сравнивать, делать выводы, ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4.Первичное закрепление 5. Физкультминутка | Усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней среде. Снятие эмоционального напряжения | 1. Составление памятки - А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Слайд - Как же вы будете решать новую орфографическую задачу? Услышав [ца] на конце слова: 1. Определю часть речи. 2. Если [ца] в имени существительном - напишу -ца. 3. Если [ца] в глаголе - поставлю вопрос и узнаю форму глагола. 4. Если глагол употреблен в неопределенной форме - напишу - ться. 5. Если глагол употреблен в форме 3 лица - напишу - тся. . Сверим наши рассуждения с советом в учебнике (на стр. 17). - А сейчас наши рассуждения запишем в виде схемы-памятки. Поработаем в паре. -Проверим ( на доске). Слайд - А сейчас немножко отдохнем. Слайд А помогут нам в этом глаголы! Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. | Читает 1 ученик Работают в паре Вписывают нужные слова Выполняют движения за учителем | Регулятивные: умение составлять план действий; умение работать по алгоритму. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Познавательные: закрепление алгоритма на основе языкового материала. |
| | 3. Работа в группах. Слайд - Чтобы вы были увереннее в знаниях, я предлагаю вам поработать в группах и решить новую орфографическую задачу. Вам дается на обсуждение 2 минуты. Пословицы: Друзья познаются в беде. Дело мастера боится. За все браться - ничего не сделать. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Любишь кататься, люби и саночки возить. - Работа в группах завершена. Прошу представителей групп предоставить ответы. -Спасибо, ребята! Вы молодцы!!! - Какая пословица больше всего подходит к нашему уроку? | Работают в группе Представитель от группы объясняет выбор букв на месте сочетания [ца] | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Осознание каждым обучающимся степенью овладения способом проверки орфограммы | - Потренировались, отдохнули! - Достаточно ли теперь знаний у каждого из вас, для того чтобы выполнить самостоятельно работу на карточках? Слайд Карточка (решить орфографическую задачу, пользуясь памяткой) Солнышко улыбае... Облако мчи... Любит кача... Песенка пое... Вежливая учени… - Проверьте и оцените свою работу: возле правильного ответа поставить плюс ( + ) Выполнил без ошибок. Поднимите руку - молодцы! Пятёрка! Допустил 1-2 ошибки - четыре! У тебя ошибок больше – не огорчайся! Повтори материал дома, выполни работу над ошибками. - А почему в слове ученица нужно писать – ца? | Выполняют самостоятельную работу по инструктажу Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном(+) Оценивают свою деятельность. | Регулятивные: умение работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, самооценку. Личностные: умение оценивать результат собственной деятельности. Познавательные: умение применять полученные знания. |
7. Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Оценивание собственной деятельности. | - О какой опасности письма вы сегодня узнали? Так когда же мы будем писать – ца? – тся?- ться? слайд - Как вы думаете, ребята, смогли ли мы помочь Антону написать заметку в школьную стенгазету? Давайте поскорее отправим ему ответ! Домашнее задание: дома вам необходимо закрепить полученные знания. Игра "Посели слова в домик" - Ребята, покажите мне, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока? Заключительное слово учителя Всем спасибо за внимание, За работу и за труд. Вы старались, занимались, Получили знаний впрок. Наступила перемена. Будет краткой моя речь. Говорю вам: "До свидания, до счастливых новых встреч!" | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результаты. | Личностные: смыслообразование. Познавательные: умение делать выводы. Регулятивные: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |