kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: Знакомство со способом выбора между - ться и - тся в глаголах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с орфограммой, на месте которой возникает необходимость выбора: слышим [ца], а обозначать можем  - ца, - ться или  - тся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Знакомство со способом выбора между - ться и - тся в глаголах»

Разработка урока

учитель начальных классов МКОУ СОШ № 6 п. Затеречный - Дудрова И.Н.

Технологическая карта урока

Учитель


Дудрова Инна Николаевна

Предмет


Русский язык

Класс


3 класс

Автор УМК


УМК "Гармония" Истомина Н.Б.

Тема урока


Знакомство со способом выбора между  - ться  и - тся  в глаголах


Цели

Познакомить учащихся с орфограммой, на месте которой возникает необходимость выбора: слышим [ца], а обозначать можем - ца, - ться или - тся.

Тип урока


Урок открытия нового знания.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

Регулятивные: ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять и оценивать «чужие» решения.

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности, в том числе поисковой; высказывать свою точку зрения, слушать собеседников. Строить короткие сообщения. Передавать приобретённую информацию другим, учить, ею пользоваться.


Осознавать сущность понятия «орфограмма», по освоенным признакам обнаруживать орфограммы, в том числе ранее неизвестную. Выявлять новую орфограмму, пользоваться новым орфографическим правилом, выполнять всю необходимую последовательность действий.


Основные понятия


Алгоритм (без определения), глагол, имя существительное, неопределённая форма глагола, глаголы в форме 3 лица.

Форма организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы

Учебник русского языка для 3 класса «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко; тетрадь-задачник №2, компьютер, проектор. Источник - интернет.

Ход урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент. Мотивация.







Проверка настроя учащихся на работу. Создание положительной мотивации.

Приветствие. Слайд

- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны и добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения.

- Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Инна Николаевна.

Мотивация Слайд

- Сегодня утром на мою электронную почту пришло видеописьмо от нашего общего знакомого второклассника Антона. Давайте послушаем.

" Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали. Я пишу заметку в школьную газету и не знаю, как пишутся некоторые слова. Прошу у вас помощи".

- Попробуем помочь Антону?


Приветствуют учителя













Слушают видеописьмо

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.


2. Постановка учебной задачи.












Выявить уровень знаний. Активизировать знания учащихся. Создать проблемную ситуацию

Приступим! А вот и его заметка Слайд

На экране

В классе радостные ли___

Детям нрави___ учи___.

- Почему же Антон не дописал некоторые слова?

-А вы можете решить эти орфографические задачи?

- В каком слове?

- Какие слова вызовут затруднения?

- Значит, чему мы должны научиться на уроке?

-На уроке узнаем еще об одной опасности письма и научимся решать новую орфографическую задачу. Слайд












Выводят тему и цели урока.

Регулятивные :

умение совместно с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Решение учебной задачи.


Организовать деятельность учащихся по решению учебной задачи

- Продолжим работу в рабочей тетради упр. 379 Слайд

- Какие звуки вы слышите на конце недописанных слов?

- Допишите концы слов значками звуков.

-Вы можете обозначить звуки буквами в первом слове? Напишите.

-Какой частью речи является это слово?

- Посмотрите на слайд и запишите правильно другие два слова.

- Какой частью речи являются эти слова?














- Продолжим работу с этими словами в упр. 380.

-Сравните буквы, которыми может обозначаться сочетание [ца].

- Объясните, почему на месте этого сочетания есть орфограмма?

- Рядом запишите слова, в которых эти сочетания встретились.

- Как сочетание ца обозначили в имени существительном?

- Подчеркните их в глаголах.

- Чем они различаются?

-Какой глагол употреблен в неопределенной форме, докажите.

- Надпишите над ним неопр.ф. и обведите кружком букву, которой различаются сочетания -тся -ться

-Что вы знаете о написании ь в н.ф.?

- Подтверждается ли правило?

-Определите, в какой форме употреблен глагол нравится

- В какой части речи на месте сочетания [ца] есть орфограмма?

Выполняют задания в рабочей тетради:

Записывают слова значками звуков


Записывают звуки буквами
























Сравнивают буквы, которыми отличается сочетание ца

Дают объяснение: потому что есть выбор букв


Записывают слова



Находят отличия

Формулируют правило: глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы что делать? что сделать? и оканчивается на ти, чь, ть.



В неопределенной форме, если она оканчивается на ть или чь всегда пишется ь





Делают вывод


Познавательные: умение анализировать, сравнивать, делать выводы, ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4.Первичное закрепление




























5. Физкультминутка


Усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней среде.

























Снятие эмоционального напряжения

1. Составление памятки

- А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Слайд

- Как же вы будете решать новую орфографическую задачу?

Услышав [ца] на конце слова:

1. Определю часть речи.

2. Если [ца] в имени существительном - напишу -ца.

3. Если [ца] в глаголе - поставлю вопрос и узнаю форму глагола.

4. Если глагол употреблен в неопределенной форме - напишу - ться.

5. Если глагол употреблен в форме 3 лица - напишу - тся.


. Сверим наши рассуждения с советом в учебнике (на стр. 17).


- А сейчас наши рассуждения запишем в виде схемы-памятки. Поработаем в паре.

-Проверим ( на доске). Слайд




- А сейчас немножко отдохнем. Слайд А помогут нам в этом глаголы!

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.




















Читает 1 ученик



Работают в паре

Вписывают нужные слова





Выполняют движения за учителем









Регулятивные: умение составлять план действий; умение работать по алгоритму.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: закрепление алгоритма на основе языкового материала.




















































3. Работа в группах. Слайд

- Чтобы вы были увереннее в знаниях, я предлагаю вам поработать в группах и решить новую орфографическую задачу. Вам дается на обсуждение 2 минуты.

Пословицы:

Друзья познаются в беде.

Дело мастера боится.

За все браться - ничего не сделать.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Работа в группах завершена. Прошу представителей групп предоставить ответы.

-Спасибо, ребята! Вы молодцы!!!

- Какая пословица больше всего подходит к нашему уроку?


























Работают в группе
















Представитель от группы объясняет выбор букв на месте сочетания [ца]



6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Осознание каждым обучающимся степенью овладения способом проверки орфограммы

- Потренировались, отдохнули!

- Достаточно ли теперь знаний у каждого из вас, для того чтобы выполнить самостоятельно работу на карточках? Слайд

Карточка (решить орфографическую задачу, пользуясь памяткой)

Солнышко улыбае...

Облако мчи...

Любит кача...

Песенка пое...

Вежливая учени…

- Проверьте и оцените свою работу: возле правильного ответа поставить плюс ( + )

Выполнил без ошибок. Поднимите руку - молодцы! Пятёрка!

Допустил 1-2 ошибки - четыре!

У тебя ошибок больше – не огорчайся! Повтори материал дома, выполни работу над ошибками.

- А почему в слове ученица нужно писать – ца?


Выполняют самостоятельную работу по инструктажу








Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном(+)

Оценивают свою деятельность.


Регулятивные:

умение работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Личностные: умение оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

умение применять полученные знания.


7. Рефлексия









Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Оценивание собственной деятельности.


- О какой опасности письма вы сегодня узнали? Так когда же мы будем писать – ца? – тся?- ться? слайд

- Как вы думаете, ребята, смогли ли мы помочь Антону написать заметку в школьную стенгазету? Давайте поскорее отправим ему ответ!

Домашнее задание: дома вам необходимо закрепить полученные знания. Игра "Посели слова в домик"

- Ребята, покажите мне, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока?


Заключительное слово учителя

Всем спасибо за внимание,

За работу и за труд.

Вы старались, занимались,

Получили знаний впрок.

Наступила перемена.

Будет краткой моя речь.

Говорю вам: "До свидания, до счастливых новых встреч!"


Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результаты.


Личностные: смыслообразование.

Познавательные: умение делать выводы.

Регулятивные: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по теме: Знакомство со способом выбора между - ться и - тся в глаголах

Автор: Дудрова Инна Николаевна

Дата: 12.07.2022

Номер свидетельства: 611043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства