Урок по русскому языку с применением лаборатно-групповой технологии "Союз как служебная часть речи"
Урок по русскому языку с применением лаборатно-групповой технологии "Союз как служебная часть речи"
Класс объединяется в три группы, в каждой группе выбирается руководитель, который организует работу так, чтобы каждый ученик получил определенное задание, а в конце урока был оценен руководителем лаборатории в оценочном листе
Цели урока:
образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Союз»
развивающая: развивать и совершенствовать навыки грамотного письма; развивать умение работать с источниками
воспитательная: создать условия для саморазвития и самореализации учащихся в процессе сотрудничества в группах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку с применением лаборатно-групповой технологии "Союз как служебная часть речи"»
МБОУ СОШ «Гармония»
г. Можайска
Конспект урока по русскому языку с применением лабораторно-групповой технологии
«Союз как служебная часть речи»
(7 класс)
Выполнила:
Аиткулова Лилия Хакимовна
Учитель русского языка и литературы
2015
Класс объединяется в три группы, в каждой группе выбирается руководитель, который организует работу так, чтобы каждый ученик получил определенное задание, а в конце урока был оценен руководителем лаборатории в оценочном листе
Цели урока:
образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Союз»
развивающая: развивать и совершенствовать навыки грамотного письма; развивать умение работать с источниками
воспитательная: создать условия для саморазвития и самореализации учащихся в процессе сотрудничества в группах
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.
Технология: лабораторно-групповая.
Оборудование: учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской, раздаточный материал, справочная литература, фразеологический словарь русского языка, карточки «да-нет», таблички с названием лабораторий («Теоретическая», «Практическая», «Творческая»)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологическая установка: вступительное слово учителя.
- Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он будет проходить в лабораториях Института лингвистики. Их три: «Теоретическая», «Практическая», «Творческая». Мы обобщим и систематизируем то, что уже знаем о союзе. В ваших группах будут «младшие научные сотрудники», «старшие научные сотрудники», «кандидаты филологических наук» и «доктора», руководители лабораторий, которых вы изберете сами (раздать таблички с названием лабораторий). Ребята выбирают руководителей, и им раздаются оценочные листы.
Учитель: ребята, вас выбрали руководителями групп. Это говорит о доверии к вам и признании ваших хороших знаний русского языка. Но на вас возлагается ответственность за каждого члена группы. Помните, что задания для работы в каждой лаборатории располагаются от простого к сложному. Вам предстоит самим выбрать уровень задания. На выполнение заданий отводится 15, максимум 20 минут.
II. Работа в лабораториях.
1. «Теоретическая»
Цель работы: обобщение и систематизация теоретических знаний о союзе; умение строить рассуждение-доказательство на лингвистическую тему.
- Выбери себе задание по силам.
Вопросы и задания.
1 уровень. Что такое союз? На какие разряды по значению и по составу делятся союзы? Приведи свои примеры.
2 уровень. Выполни морфологический разбор сочинительного и подчинительного союзов в предложении:
Вечерн...я з...ря нач...нается, когда солнце уже зайдет за край земли и погасит свои лучи.
3 уровень. Что общего между союзом и предлогом и чем они отличаются? Оформи свой ответ в виде таблицы.
2. «Практическая».
Цель работы: закрепление правила о правописании союза и сходных с ними местоимений и наречий с предлогами и частицами; умение применять правила на практике.
- Выбери себе задание по силам.
Вопросы и задания.
1 уровень. Расскажи о правописании союзов зато, тоже, также, чтобы, причем, притом, поэтому, потому и сходных с ними синонимических сочетаний. Приведи примеры.
2 уровень. Закончи данные предложения. Союзы заключи в треугольник.
1. Что бы ни случилось, ...
2. Родители всегда хотят, чтобы ...
3. Мы не пошли в кино, зато ...
4. За то задание я ...
5. При том институте, куда я поступаю, ...
6. Мне купили куртку, притом ...
7. Пошел сильный дождь, поэтому ...
8. По этому случаю ...
9. ... то же задание, что и вчера.
10. ... , я тоже.
11. По этому новому мосту …
12. И поэтому …
3 уровень.
В данных предложениях допиши недостающие слова или части слов в соответствии с правилом: зато – за то, тоже – то же.
День был ветре...ый, за_________ теплый. За_________ решение трудной задачи его отметил учитель.
Мои друзья пошли в театр, я то__________ пошел. Задание по алгебре было то_________, что и вчера.
Что_________ знать, надо учиться. Что_________ такое придумать, чтобы всем стало весело.
С кем поведеш...ся, _______того и набереш...ся. ______того и отстал, что плохо работал.
При_________ доме был большой сад. Она была красива и при________ умна.
По__________ берегу идти труднее, по________ что наверх выходили скалы.
Фильм был так__________ интересен, как и предыдущая работа режиссера. Спектакль многим понравился, мне так_____. Союзы заключи в треугольник.
3. «Творческая»
Цель работы: развитие творческих способностей учащихся на основе имеющихся знаний по темам «Предлог», «Союз»; развитие речи.
- Выбери себе задание по силам.
Вопросы и задания.
1 уровень.
Понаблюдай за использованием союзов во фразеологических оборотах, определи их значение, составь с ними несколько предложений, союзы заключи в треугольник. В случае затруднения обращайся к фразеологическому словарю.
Обрати внимание! Запятая в оборотах при повторяющихся союзах не ставится.
Ни жив ни мертв, ни слуху ни духу, хоть пруд пруди, как две капли воды, будто аршин проглотил, хоть шаром покати.
2 уровень. Восстанови текст, вставив недостающие предлоги и союзы. Предлоги заключи в овал, союзы – в треугольник. Определи разряд союзов. Озаглавь.
Существует легенда ... истории, ... произошла во время войны ... Эрмитаже.
... одном ... залов стоял манекен стрелка из лука, ... орудие у него было настоящее. Лук натянут, ... боевая стрела уп...ралась в тетиву.
... вот однажды ... над городом гр...хотал мощ...ный арти(л,лл)ерийский обстрел, тетива вырвалась ... пальцев манекена, ... стрела, прол...тев анфиладу комнат, ... силой вонзилась в пр...граждавшую ей путь дверь.
Стрела ... рвалась в бой против фашист(к,ск)их варваров.
3 уровень. Составь мини-текст, использовав хотя бы два-три устойчивых выражения с союзом как, передающих внутреннее состояние человека. Озаглавь. Какого типа и стиля речи будет твой текст?
Полетел как стрела, вбежал как сумасшедший, вскочил как ужаленный, слушал как завороженный, смотрел как зачарованный, остановился как вкопанный, ходил как в воду опущенный.
III. Физкультминутка.
Учитель: в лабораториях объявляется перерыв.
Встали и приготовились к выполнению упражнений.
1. Наклон головы к соседу справа, затем – к соседу слева.
2. Поворот головы к соседу справа, затем – к соседу слева.
3. Поворот головы к соседу справа с одновременным кивком, затем – к соседу слева.
4. Руки на поясе. Поворот туловища к соседу справа, затем – к соседу слева.
5. Поворот туловища с одновременным кивком головы соседу справа, затем – соседу слева.
IV. Выступление каждой лаборатории.
V. Подведение итогов. Выставление оценок учителем по оценочным местам.
VI. Устный тест (карточки «да-нет»).
Учитель: возьмите со стола карточки. Отвечая на вопрос, поднимите соответствующую карточку.
1. Союз – служебная часть речи (да).
2. Союз служит для связи слов в словосочетании (нет).
3. Они изменяются (нет).
4. Союзы бывают сочинительные и подчинительные (да).
5. Союзы и, а, но, да, тоже, зато, ни-ни – сочинительные (да).
6. Подчинительные союзы соединяют однородные члены (нет).
7. Союзы бывают простые и составные (да).
8. Союз да-да простой (нет).
9. Союз не является членом предложения (да).
10. Союз не изменяется (да).
VII. Рефлексия.
1. Понравилась ли вам новая форма работы?
2. Чему вы учились в процессе урока?
3. От чего больше всего получили удовлетворение?
4. Чем этот урок отличался от других?
5. Чем вам помогли руководители ваших групп?
VIII. Домашнее задание.
На выбор: 1. Написать небольшое лингвистическое сочинение-объяснение «Что я знаю о союзе». 2. Лингвистическое сочинение-рассуждение «Отличие союза от предлога» (тезис – доказательство – вывод). 3. Презентация «Союз – служебная часть речи»