kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку с применением лаборатно-групповой технологии "Союз как служебная часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс объединяется в три группы, в каждой группе выбирается руководитель, который организует работу так, чтобы каждый ученик получил определенное задание, а в конце урока был оценен руководителем лаборатории в оценочном листе

                                      

Цели урока: 

  • образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Союз»
  • развивающая: развивать и совершенствовать навыки грамотного письма; развивать умение работать с источниками
  • воспитательная: создать условия для саморазвития и самореализации учащихся в процессе сотрудничества в группах 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку с применением лаборатно-групповой технологии "Союз как служебная часть речи"»

МБОУ СОШ «Гармония»

г. Можайска










Конспект урока по русскому языку с применением лабораторно-групповой технологии

«Союз как служебная часть речи»

(7 класс)

















Выполнила:

Аиткулова Лилия Хакимовна

Учитель русского языка и литературы










2015

Класс объединяется в три группы, в каждой группе выбирается руководитель, который организует работу так, чтобы каждый ученик получил определенное задание, а в конце урока был оценен руководителем лаборатории в оценочном листе


Цели урока: 

  • образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Союз»

  • развивающая: развивать и совершенствовать навыки грамотного письма; развивать умение работать с источниками

  • воспитательная: создать условия для саморазвития и самореализации учащихся в процессе сотрудничества в группах 


Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала. 


Технология: лабораторно-групповая. 


Оборудование: учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской, раздаточный материал, справочная литература, фразеологический словарь русского языка, карточки «да-нет», таблички с названием лабораторий («Теоретическая», «Практическая», «Творческая»)


Ход урока. 

I. Организационный момент. 

Психологическая установка: вступительное слово учителя. 

- Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он будет проходить в лабораториях Института лингвистики. Их три: «Теоретическая», «Практическая», «Творческая». Мы обобщим и систематизируем то, что уже знаем о союзе. В ваших группах будут «младшие научные сотрудники», «старшие научные сотрудники», «кандидаты филологических наук» и «доктора», руководители лабораторий, которых вы изберете сами (раздать таблички с названием лабораторий). Ребята выбирают руководителей, и им раздаются оценочные листы. 

Учитель: ребята, вас выбрали руководителями групп. Это говорит о доверии к вам и признании ваших хороших знаний русского языка. Но на вас возлагается ответственность за каждого члена группы. Помните, что задания для работы в каждой лаборатории располагаются от простого к сложному. Вам предстоит самим выбрать уровень задания. На выполнение заданий отводится 15, максимум 20 минут. 


II. Работа в лабораториях.

 

1. «Теоретическая»

Цель работы: обобщение и систематизация теоретических знаний о союзе; умение строить рассуждение-доказательство на лингвистическую тему. 

- Выбери себе задание по силам. 


Вопросы и задания

1 уровень. Что такое союз? На какие разряды по значению и по составу делятся союзы? Приведи свои примеры. 

2 уровень. Выполни морфологический разбор сочинительного и подчинительного союзов в предложении: 

Вечерн...я з...ря нач...нается, когда солнце уже зайдет за край земли и погасит свои лучи.

3 уровень. Что общего между союзом и предлогом и чем они отличаются? Оформи свой ответ в виде таблицы. 


2. «Практическая». 

Цель работы: закрепление правила о правописании союза и сходных с ними местоимений и наречий с предлогами и частицами; умение применять правила на практике. 

- Выбери себе задание по силам. 


Вопросы и задания. 

1 уровень. Расскажи о правописании союзов зато, тоже, также, чтобы, причем, притом, поэтому, потому и сходных с ними синонимических сочетаний. Приведи примеры. 

2 уровень. Закончи данные предложения. Союзы заключи в треугольник. 

1. Что бы ни случилось, ...

2. Родители всегда хотят, чтобы ...

3. Мы не пошли в кино, зато ...

4. За то задание я ...

5. При том институте, куда я поступаю, ...

6. Мне купили куртку, притом ...

7. Пошел сильный дождь, поэтому ...

8. По этому случаю ...

9. ... то же задание, что и вчера. 

10. ... , я тоже. 

11. По этому новому мосту …

12. И поэтому …

3 уровень. 

В данных предложениях допиши недостающие слова или части слов в соответствии с правилом: зато – за то, тоже – то же. 

День был ветре...ый, за_________ теплый. За_________ решение трудной задачи его отметил учитель. 

Мои друзья пошли в театр, я то__________ пошел. Задание по алгебре было то_________, что и вчера. 

Что_________ знать, надо учиться. Что_________ такое придумать, чтобы всем стало весело. 

С кем поведеш...ся, _______того и набереш...ся. ______того и отстал, что плохо работал.

При_________ доме был большой сад. Она была красива и при________ умна. 

По__________ берегу идти труднее, по________ что наверх выходили скалы.

Фильм был так__________ интересен, как и предыдущая работа режиссера. Спектакль многим понравился, мне так_____. Союзы заключи в треугольник.

 

3. «Творческая»

Цель работы: развитие творческих способностей учащихся на основе имеющихся знаний по темам «Предлог», «Союз»; развитие речи. 

- Выбери себе задание по силам. 


Вопросы и задания. 

1 уровень. 

Понаблюдай за использованием союзов во фразеологических оборотах, определи их значение, составь с ними несколько предложений, союзы заключи в треугольник. В случае затруднения обращайся к фразеологическому словарю. 

Обрати внимание! Запятая в оборотах при повторяющихся союзах не ставится. 

Ни жив ни мертв, ни слуху ни духу, хоть пруд пруди, как две капли воды, будто аршин проглотил, хоть шаром покати. 

2 уровень. Восстанови текст, вставив недостающие предлоги и союзы. Предлоги заключи в овал, союзы – в треугольник. Определи разряд союзов. Озаглавь. 

Существует легенда ... истории, ... произошла во время войны ... Эрмитаже. 

... одном ... залов стоял манекен стрелка из лука, ... орудие у него было настоящее. Лук натянут, ... боевая стрела уп...ралась в тетиву. 

... вот однажды ... над городом гр...хотал мощ...ный арти(л,лл)ерийский обстрел, тетива вырвалась ... пальцев манекена, ... стрела, прол...тев анфиладу комнат, ... силой вонзилась в пр...граждавшую ей путь дверь. 

Стрела ... рвалась в бой против фашист(к,ск)их варваров. 

3 уровень. Составь мини-текст, использовав хотя бы два-три устойчивых выражения с союзом как, передающих внутреннее состояние человека. Озаглавь. Какого типа и стиля речи будет твой текст?

Полетел как стрела, вбежал как сумасшедший, вскочил как ужаленный, слушал как завороженный, смотрел как зачарованный, остановился как вкопанный, ходил как в воду опущенный. 


III. Физкультминутка. 

Учитель: в лабораториях объявляется перерыв. 

Встали и приготовились к выполнению упражнений. 

1. Наклон головы к соседу справа, затем – к соседу слева. 

2. Поворот головы к соседу справа, затем – к соседу слева. 

3. Поворот головы к соседу справа с одновременным кивком, затем – к соседу слева. 

4. Руки на поясе. Поворот туловища к соседу справа, затем – к соседу слева. 

5. Поворот туловища с одновременным кивком головы соседу справа, затем – соседу слева. 


IV. Выступление каждой лаборатории.

V. Подведение итогов. Выставление оценок учителем по оценочным местам. 

VI. Устный тест (карточки «да-нет»). 

Учитель: возьмите со стола карточки. Отвечая на вопрос, поднимите соответствующую карточку. 

1. Союз – служебная часть речи (да). 

2. Союз служит для связи слов в словосочетании (нет). 

3. Они изменяются (нет). 

4. Союзы бывают сочинительные и подчинительные (да). 

5. Союзы и, а, но, да, тоже, зато, ни-ни – сочинительные (да). 

6. Подчинительные союзы соединяют однородные члены (нет). 

7. Союзы бывают простые и составные (да). 

8. Союз да-да простой (нет). 

9. Союз не является членом предложения (да). 

10. Союз не изменяется (да). 


VII. Рефлексия. 

1. Понравилась ли вам новая форма работы?

2. Чему вы учились в процессе урока?

3. От чего больше всего получили удовлетворение?

4. Чем этот урок отличался от других?

5. Чем вам помогли руководители ваших групп?


VIII. Домашнее задание. 

На выбор: 1. Написать небольшое лингвистическое сочинение-объяснение «Что я знаю о союзе». 2. Лингвистическое сочинение-рассуждение «Отличие союза от предлога» (тезис – доказательство – вывод). 3. Презентация «Союз – служебная часть речи»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Аиткулова Лилия Хакимовна

Дата: 03.01.2023

Номер свидетельства: 622241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства