kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: образовательная- формировать умения применять на практике правило правописания безударных гласных,  правильно писать, обосновывать выбор.

             развивающая-  развивать орфографическую зоркость, умения наблюдать,анализировать, сравнивать, делать вывод

             воспитательная – воспитывать внимательность и аккуратность, взаимопомощь, умение работать в парах.

Ход урока

1.Организационный момент

Солнце красное встаёт.

Солнце алое идет.

Просыпайся, детвора!

На занятия пора!

-Мы пришли учиться в школу,

Не лениться, не болтать,

Много слушать, много спорить

И конечно много знать!

2Актуализация ЗУН

-Вставьте невидимые буквы,подберите родственные слова

Работают в парах

-м.рковь-

- д.журный

- к.ртофель

-Поставьте ударение, выделите корень.

Проверка фронтальная

- В какой части слова они пропущены и какие это буквы?( в корне,гласные)

-Как вы проверяли?(это словарные слова,их надо помнить)

-Запишем словосочетания.

Фронтальная работа под диктовку

Свежая м.рковь, м.рковный пирог

Д.журный ученик, д.журство по школе

Жареный к.ртофель,к.ртофельные котлеты

-Взаимопроверка.

Проблемная ситуация

-Спишите ещё словосочетания

Хвойные л.са, рыжая л.са

Выполнила задание с.ма, поймали крупного с.ма

(у детей могут возникнуть вопросы 1Как правильно писать?2 В каком значении употреблены слова?)

- Вы быстро справились с первой частью задания.

-Ударение падало на пропущенную гласную букву?(нет)

-Почему же вы правильно написали?(знали словарные слова, а родственные слова в корне пишутся одинаково)

- С какой трудностью столкнулись во второй части задания?(не знаем какие буквы писать и как проверить)

-Как же нам быть? Как правильно написать слова?

-Какие предложения у вас будут.(1посмотреть в словаре,2проверить как-нибудь)

3Открытие нового

- Чем похожи и чем отличаются слова л.са - л.са, с.ма - с.ма?(звучат одинаково, но это не родственные слова и не форма слова)

- Может кто-нибудь объяснить значения этих слов?

-Пропущенные буквы под ударением?(нет, это безударная гласная)

-Когда мы сможем понять какая буква пропущена?(когда чётко её услышим)

-Что же можно сделать?(поставить под ударение)

-Каким образом?(подобрать ещё родственные слова с ударной гласной)

-Подберите слова.

Лисы, лисонька.  Лес, перелесок

Сам, сами.  Сом, сомик.

Работа в парах.

- Разделите эти слова на две группы :форма слова и родственные слова

-Поставьте ударение.Выделите корень.

-Куда ударение падает?(на гласную в корне)

- Вы чётко слышите и видите какие буквы надо писать?(да)

- Сможете теперь правильно  вставить буквы?(можем)

-Вы могли раньше правильно вставить гласные? Почему?(не могли, не знали как проверять)

-А теперь можете правильно вставить?

- Какое правило вы можете сформулировать? Как проверить безударную гласную в корне слова?(подбираем родственные слова или меняем форму слова так, чтобы на гласную в корне падало ударение)

-Проверим насколько точно мы сформулировали правило на стр.учебника123.

4Первичное закрепление

Стр.124 упр.92

-Устно проверь написание буквы гласного в словах:

В_дяной, з_лёный, б_леет,      ст_лы,      ств_лы

Воды        зелень     белый          стол       ствол

Водный                   беленький   столик  

-Каким способом проверки пользуешься. Проговорите.  Запиши каждое слово с проверкой.

5Контроль

Стр.124 у 93

-Спишите грамотно.Внимательно смотрите и думайте как проверить пропущенную гласную.

Фронтальная проверка.

6Оценка

-В начале урока вы знали, как проверять безударную гласную?

-А теперь можете рассказать, как вы будете проверять ?

-Молодцы. Вы настоящие открыватели тайн русского языка.

7Итог

-Подберите для соседа по парте 7 слов с безударной гласной в корне слова, которую можно проверить ударением. Запишите слова, с пропущенной орфограммой

-Как можно выявить безударную гласную.(найти как можно больше родственных слов.)

-Какой источник может вам помочь?(учебник или словарь)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)








ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока русского языка по теме

«Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»












Выполнила: Шушакова Марина Николаевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 36












Новокузнецк,2015г

Оглавление


1.Введение…………………………………………………………..1

2.Основное содержание…………………………………………..2-4

3.Заключение………………………………………………………..5

4. Список литературы ………………………………………………6

5. Приложение ………………………………………………………7

































Введение

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Для творческой разработки я выбрала урок русского языка,который нацелен на открытие нового способа действия. Тема «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»,а точнее «Правописание безударных гласных в корне ,проверяемых ударением.» Считаю тему очень актуальной, так как анализы итоговых и текущих контрольных работ в каждой параллели начальной школы показывает, что самый большой процент ошибок именно на эту орфограмму. Поэтому в развитии орфографической зоркости важна система упражнений и действий как учеников, так и учителя

На уроке ставлю для себя задачу помочь учащимся овладеть новым способом действия, в результате которого учащиеся могут приобрести знания, опыт и самое главное способы проверки орфограммы для дальнейшего грамотного письма. Дети должны осознать, что безударные гласные требуют проверки и усвоить два способа проверки: путём подбора родственных слов и путём подбора другой формы слова.

В своём уроке использую системно –деятельностный подход. Учащиеся находятся в деятельности друг с другом и в решении проблемной ситуации,в открытии нового.


Тема: Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

Цели: образовательная- формировать умения применять на практике правило правописания безударных гласных, правильно писать, обосновывать выбор.

развивающая- развивать орфографическую зоркость, умения наблюдать ,анализировать, сравнивать, делать вывод

воспитательная – воспитывать внимательность и аккуратность, взаимопомощь, умение работать в парах.


Ход урока

1.Организационный момент

Солнце красное встаёт.

Солнце алое идет.

Просыпайся, детвора!

На занятия пора!

-Мы пришли учиться в школу,

Не лениться, не болтать,

Много слушать, много спорить

И конечно много знать!

2Актуализация ЗУН

-Вставьте невидимые буквы ,подберите родственные слова

Работают в парах

-м.рковь-

- д.журный

- к.ртофель

-Поставьте ударение, выделите корень.

Проверка фронтальная

- В какой части слова они пропущены и какие это буквы?( в корне,гласные)

-Как вы проверяли?(это словарные слова ,их надо помнить)

-Запишем словосочетания.

Фронтальная работа под диктовку

Свежая м.рковь , м.рковный пирог

Д.журный ученик, д.журство по школе

Жареный к.ртофель ,к.ртофельные котлеты

-Взаимопроверка.

Проблемная ситуация

-Спишите ещё словосочетания

Хвойные л.са, рыжая л.са

Выполнила задание с.ма, поймали крупного с.ма

(у детей могут возникнуть вопросы 1Как правильно писать?2 В каком значении употреблены слова?)

- Вы быстро справились с первой частью задания.

-Ударение падало на пропущенную гласную букву?(нет)

-Почему же вы правильно написали?(знали словарные слова, а родственные слова в корне пишутся одинаково)

- С какой трудностью столкнулись во второй части задания?(не знаем какие буквы писать и как проверить)

-Как же нам быть? Как правильно написать слова?

-Какие предложения у вас будут.(1посмотреть в словаре,2проверить как-нибудь)

3Открытие нового

- Чем похожи и чем отличаются слова л.са - л.са, с.ма - с.ма?(звучат одинаково, но это не родственные слова и не форма слова)

- Может кто-нибудь объяснить значения этих слов?

-Пропущенные буквы под ударением?(нет, это безударная гласная)

-Когда мы сможем понять какая буква пропущена?(когда чётко её услышим)

-Что же можно сделать?(поставить под ударение)

-Каким образом?(подобрать ещё родственные слова с ударной гласной)

-Подберите слова.

Лисы, лисонька. Лес, перелесок

Сам, сами. Сом, сомик.

Работа в парах.

- Разделите эти слова на две группы :форма слова и родственные слова

-Поставьте ударение .Выделите корень.

-Куда ударение падает?(на гласную в корне)

- Вы чётко слышите и видите какие буквы надо писать?(да)

- Сможете теперь правильно вставить буквы?(можем)

-Вы могли раньше правильно вставить гласные? Почему?(не могли, не знали как проверять)

-А теперь можете правильно вставить?

- Какое правило вы можете сформулировать? Как проверить безударную гласную в корне слова?(подбираем родственные слова или меняем форму слова так, чтобы на гласную в корне падало ударение)

-Проверим насколько точно мы сформулировали правило на стр.учебника123.

4Первичное закрепление

Стр.124 упр.92

-Устно проверь написание буквы гласного в словах:

В_дяной, з_лёный, б_леет, ст_лы, ств_лы

Воды зелень белый стол ствол

Водный беленький столик

-Каким способом проверки пользуешься. Проговорите. Запиши каждое слово с проверкой.

5Контроль

Стр.124 у 93

-Спишите грамотно .Внимательно смотрите и думайте как проверить пропущенную гласную.

Фронтальная проверка.

6Оценка

-В начале урока вы знали, как проверять безударную гласную?

-А теперь можете рассказать, как вы будете проверять ?

-Молодцы. Вы настоящие открыватели тайн русского языка.

7Итог

-Подберите для соседа по парте 7 слов с безударной гласной в корне слова, которую можно проверить ударением. Запишите слова, с пропущенной орфограммой

-Как можно выявить безударную гласную.(найти как можно больше родственных слов.)

-Какой источник может вам помочь?(учебник или словарь)


















Заключение

Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа» во 2-м классе по теме: «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме».

Для того, чтобы учащиеся овладели новым действием и способами проверки орфограммы, на уроке понадобилась работа с дополнительным материалом, с учебником.

Разрешая проблемную ситуацию, дети учились выделять нужную информацию, сравнивали, обобщали, делали выводы, у них формировались познавательные УУД.

Работа в паре способствовала формированию коммуникативных УУД. На данном уроке дети учатся взаимодействию «учитель - ученик», «ученик – ученик».

Активная деятельность учащихся второго класса осуществляется под руководством учителя, но возрастает с каждым этапом урока.

На этапе включения нового знания в систему знаний используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют коллективную его проверку и самопроверку, тем самым закрепляя способы проверки безударной гласной в корне, проверяемую ударением.

В ходе урока учащиеся формулируют правило, учатся применять его практически, выявляя способы проверки. Итогом полученных знаний является творческое задание, которое направлено на систематизирование знаний и умений, на закрепление нового материала.


















Литература

1 Русский язык 2 класс: поурочные планирования по учебнику Н.А.Чураковой /авт.-сост.Н.В.Лободина.-Волгоград:Учитель,2011-349с.

2 Русский язык 2 класс:поурочные разработки по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. А.А.Коржукова.-М.:BAKO,2012 -416с.

3 Русский язык [Текст]:2кл.:Учебник :В 3 ч./Н.А.Чуракова;под ред.М.Л.Каленчук.-2-е изд.испр.-М.: Академкнига/Учебник,2012.-Ч.1:176 с.:ил.
































Приложение


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»

Автор: Шушакова Марина Николаевна

Дата: 12.06.2017

Номер свидетельства: 421400


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства