ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»
Цели: образовательная- формировать умения применять на практике правило правописания безударных гласных, правильно писать, обосновывать выбор.
развивающая- развивать орфографическую зоркость, умения наблюдать,анализировать, сравнивать, делать вывод
воспитательная – воспитывать внимательность и аккуратность, взаимопомощь, умение работать в парах.
Ход урока
1.Организационный момент
Солнце красное встаёт.
Солнце алое идет.
Просыпайся, детвора!
На занятия пора!
-Мы пришли учиться в школу,
Не лениться, не болтать,
Много слушать, много спорить
И конечно много знать!
2Актуализация ЗУН
-Вставьте невидимые буквы,подберите родственные слова
Работают в парах
-м.рковь-
- д.журный
- к.ртофель
-Поставьте ударение, выделите корень.
Проверка фронтальная
- В какой части слова они пропущены и какие это буквы?( в корне,гласные)
-Как вы проверяли?(это словарные слова,их надо помнить)
-Запишем словосочетания.
Фронтальная работа под диктовку
Свежая м.рковь, м.рковный пирог
Д.журный ученик, д.журство по школе
Жареный к.ртофель,к.ртофельные котлеты
-Взаимопроверка.
Проблемная ситуация
-Спишите ещё словосочетания
Хвойные л.са, рыжая л.са
Выполнила задание с.ма, поймали крупного с.ма
(у детей могут возникнуть вопросы 1Как правильно писать?2 В каком значении употреблены слова?)
- Вы быстро справились с первой частью задания.
-Ударение падало на пропущенную гласную букву?(нет)
-Почему же вы правильно написали?(знали словарные слова, а родственные слова в корне пишутся одинаково)
- С какой трудностью столкнулись во второй части задания?(не знаем какие буквы писать и как проверить)
-Как же нам быть? Как правильно написать слова?
-Какие предложения у вас будут.(1посмотреть в словаре,2проверить как-нибудь)
3Открытие нового
- Чем похожи и чем отличаются слова л.са - л.са, с.ма - с.ма?(звучат одинаково, но это не родственные слова и не форма слова)
- Может кто-нибудь объяснить значения этих слов?
-Пропущенные буквы под ударением?(нет, это безударная гласная)
-Когда мы сможем понять какая буква пропущена?(когда чётко её услышим)
-Что же можно сделать?(поставить под ударение)
-Каким образом?(подобрать ещё родственные слова с ударной гласной)
-Подберите слова.
Лисы, лисонька. Лес, перелесок
Сам, сами. Сом, сомик.
Работа в парах.
- Разделите эти слова на две группы :форма слова и родственные слова
-Поставьте ударение.Выделите корень.
-Куда ударение падает?(на гласную в корне)
- Вы чётко слышите и видите какие буквы надо писать?(да)
- Сможете теперь правильно вставить буквы?(можем)
-Вы могли раньше правильно вставить гласные? Почему?(не могли, не знали как проверять)
-А теперь можете правильно вставить?
- Какое правило вы можете сформулировать? Как проверить безударную гласную в корне слова?(подбираем родственные слова или меняем форму слова так, чтобы на гласную в корне падало ударение)
-Проверим насколько точно мы сформулировали правило на стр.учебника123.
4Первичное закрепление
Стр.124 упр.92
-Устно проверь написание буквы гласного в словах:
В_дяной, з_лёный, б_леет, ст_лы, ств_лы
Воды зелень белый стол ствол
Водный беленький столик
-Каким способом проверки пользуешься. Проговорите. Запиши каждое слово с проверкой.
5Контроль
Стр.124 у 93
-Спишите грамотно.Внимательно смотрите и думайте как проверить пропущенную гласную.
Фронтальная проверка.
6Оценка
-В начале урока вы знали, как проверять безударную гласную?
-А теперь можете рассказать, как вы будете проверять ?
-Молодцы. Вы настоящие открыватели тайн русского языка.
7Итог
-Подберите для соседа по парте 7 слов с безударной гласной в корне слова, которую можно проверить ударением. Запишите слова, с пропущенной орфограммой
-Как можно выявить безударную гласную.(найти как можно больше родственных слов.)
-Какой источник может вам помочь?(учебник или словарь)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского языка по теме
«Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»
Выполнила: Шушакова Марина Николаевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 36
Новокузнецк,2015г
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………..1
2.Основное содержание…………………………………………..2-4
3.Заключение………………………………………………………..5
4. Список литературы ………………………………………………6
5. Приложение ………………………………………………………7
Введение
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Для творческой разработки я выбрала урок русского языка,который нацелен на открытие нового способа действия. Тема «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме»,а точнее «Правописание безударных гласных в корне ,проверяемых ударением.» Считаю тему очень актуальной, так как анализы итоговых и текущих контрольных работ в каждой параллели начальной школы показывает, что самый большой процент ошибок именно на эту орфограмму. Поэтому в развитии орфографической зоркости важна система упражнений и действий как учеников, так и учителя
На уроке ставлю для себя задачу помочь учащимся овладеть новым способом действия, в результате которого учащиеся могут приобрести знания, опыт и самое главное способы проверки орфограммы для дальнейшего грамотного письма. Дети должны осознать, что безударные гласные требуют проверки и усвоить два способа проверки: путём подбора родственных слов и путём подбора другой формы слова.
В своём уроке использую системно –деятельностный подход. Учащиеся находятся в деятельности друг с другом и в решении проблемной ситуации,в открытии нового.
Тема: Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
Цели: образовательная- формировать умения применять на практике правило правописания безударных гласных, правильно писать, обосновывать выбор.
развивающая- развивать орфографическую зоркость, умения наблюдать ,анализировать, сравнивать, делать вывод
воспитательная – воспитывать внимательность и аккуратность, взаимопомощь, умение работать в парах.
Ход урока
1.Организационный момент
Солнце красное встаёт.
Солнце алое идет.
Просыпайся, детвора!
На занятия пора!
-Мы пришли учиться в школу,
Не лениться, не болтать,
Много слушать, много спорить
И конечно много знать!
2Актуализация ЗУН
-Вставьте невидимые буквы ,подберите родственные слова
Работают в парах
-м.рковь-
- д.журный
- к.ртофель
-Поставьте ударение, выделите корень.
Проверка фронтальная
- В какой части слова они пропущены и какие это буквы?( в корне,гласные)
-Как вы проверяли?(это словарные слова ,их надо помнить)
-Запишем словосочетания.
Фронтальная работа под диктовку
Свежая м.рковь , м.рковный пирог
Д.журный ученик, д.журство по школе
Жареный к.ртофель ,к.ртофельные котлеты
-Взаимопроверка.
Проблемная ситуация
-Спишите ещё словосочетания
Хвойные л.са, рыжая л.са
Выполнила задание с.ма, поймали крупного с.ма
(у детей могут возникнуть вопросы 1Как правильно писать?2 В каком значении употреблены слова?)
- Вы быстро справились с первой частью задания.
-Ударение падало на пропущенную гласную букву?(нет)
-Почему же вы правильно написали?(знали словарные слова, а родственные слова в корне пишутся одинаково)
- С какой трудностью столкнулись во второй части задания?(не знаем какие буквы писать и как проверить)
-Как же нам быть? Как правильно написать слова?
-Какие предложения у вас будут.(1посмотреть в словаре,2проверить как-нибудь)
3Открытие нового
- Чем похожи и чем отличаются слова л.са - л.са, с.ма - с.ма?(звучат одинаково, но это не родственные слова и не форма слова)
- Может кто-нибудь объяснить значения этих слов?
-Пропущенные буквы под ударением?(нет, это безударная гласная)
-Когда мы сможем понять какая буква пропущена?(когда чётко её услышим)
-Что же можно сделать?(поставить под ударение)
-Каким образом?(подобрать ещё родственные слова с ударной гласной)
-Подберите слова.
Лисы, лисонька. Лес, перелесок
Сам, сами. Сом, сомик.
Работа в парах.
- Разделите эти слова на две группы :форма слова и родственные слова
-Поставьте ударение .Выделите корень.
-Куда ударение падает?(на гласную в корне)
- Вы чётко слышите и видите какие буквы надо писать?(да)
- Сможете теперь правильно вставить буквы?(можем)
-Вы могли раньше правильно вставить гласные? Почему?(не могли, не знали как проверять)
-А теперь можете правильно вставить?
- Какое правило вы можете сформулировать? Как проверить безударную гласную в корне слова?(подбираем родственные слова или меняем форму слова так, чтобы на гласную в корне падало ударение)
-Проверим насколько точно мы сформулировали правило на стр.учебника123.
4Первичное закрепление
Стр.124 упр.92
-Устно проверь написание буквы гласного в словах:
В_дяной, з_лёный, б_леет, ст_лы, ств_лы
Воды зелень белый стол ствол
Водный беленький столик
-Каким способом проверки пользуешься. Проговорите. Запиши каждое слово с проверкой.
5Контроль
Стр.124 у 93
-Спишите грамотно .Внимательно смотрите и думайте как проверить пропущенную гласную.
Фронтальная проверка.
6Оценка
-В начале урока вы знали, как проверять безударную гласную?
-А теперь можете рассказать, как вы будете проверять ?
-Молодцы. Вы настоящие открыватели тайн русского языка.
7Итог
-Подберите для соседа по парте 7 слов с безударной гласной в корне слова, которую можно проверить ударением. Запишите слова, с пропущенной орфограммой
-Как можно выявить безударную гласную.(найти как можно больше родственных слов.)
-Какой источник может вам помочь?(учебник или словарь)
Заключение
Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа» во 2-м классе по теме: «Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме».
Для того, чтобы учащиеся овладели новым действием и способами проверки орфограммы, на уроке понадобилась работа с дополнительным материалом, с учебником.
Разрешая проблемную ситуацию, дети учились выделять нужную информацию, сравнивали, обобщали, делали выводы, у них формировались познавательные УУД.
Работа в паре способствовала формированию коммуникативных УУД. На данном уроке дети учатся взаимодействию «учитель - ученик», «ученик – ученик».
Активная деятельность учащихся второго класса осуществляется под руководством учителя, но возрастает с каждым этапом урока.
На этапе включения нового знания в систему знаний используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют коллективную его проверку и самопроверку, тем самым закрепляя способы проверки безударной гласной в корне, проверяемую ударением.
В ходе урока учащиеся формулируют правило, учатся применять его практически, выявляя способы проверки. Итогом полученных знаний является творческое задание, которое направлено на систематизирование знаний и умений, на закрепление нового материала.
Литература
1 Русский язык 2 класс: поурочные планирования по учебнику Н.А.Чураковой /авт.-сост.Н.В.Лободина.-Волгоград:Учитель,2011-349с.
2 Русский язык 2 класс:поурочные разработки по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. А.А.Коржукова.-М.:BAKO,2012 -416с.
3 Русский язык [Текст]:2кл.:Учебник :В 3 ч./Н.А.Чуракова;под ред.М.Л.Каленчук.-2-е изд.испр.-М.: Академкнига/Учебник,2012.-Ч.1:176 с.:ил.