Просмотр содержимого документа
«Творческий мини-проект в 5 классе по русскому языку на тему: «Я ль на свете всех милее…»»
Творческий мини-проект в 5 классе по русскому языку на тему: «Я ль на свете всех милее…»
Создание портрета имени прилагательного через разные виды работ с текстом
Ход урока
I. Организационный момент (Эмоциональный настрой) Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем Здравствуйте, дети, садитесь. Итак, начнем урок (Слайд № 2) 2.Мотивация (10 мин.) - Ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок русского языка. Это творческий мини-проект «Я ль на свете всех милее…» Мы будем создавать портрет одной части речи», а какой – попробуйте определить сами. Для этого нам нужно посмотреть на экран и выполнить задание. «Лингвистический кроссворд (Слайд № 3) - Итак, ребята, у нас получились ключевое слово …/имя прилагательное/ - А создавать портрет имени прилагательного мы будем через … - А через что– расшифруйте данную запись и узнаете. мотскет с тобар имадив имынзар /разными видами работ с текстом/ (Слайд № 4) - Чтобы определить цели нашего урока, продолжите предложения: Повторить знания и умения по теме…имя прилагательное Развивать …творческую активность Воспитывать ответственное отношение к…учебному процессу и … подготовке к… ОГЭ - Таким образом, тема нашего мини-проекта «Создание портрета имени прилагательного через разные виды работ с текстом» (слайд № 5)
- А эпиграфом сегодня нам послужат эти строки. (слайд № 6) Я - часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет -
Лучше меня, милой, нет. Речь со мною выразительна, И точна и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. О.Головко -Кто сможет объяснить, почему именно этот эпиграф я выбрала для нашего урока? (все тексты урока будут посвящены имени прилагательном)
3. Языковая разминка «Я исследую» Задание: Ребята, я предлагаю вашим группам кластеры, это ваши подсказки, по которым вы попробуете рассказать от имени имени прилагательного о себе. У каждого своё направление. Рекомендую поработать со словарями, вспомнить изученный материал в начальных классах и создать текст «Исследование одного слова а). «Происхождение» /Лексико-этимологическое направление/ Всем привет! Позвольте представиться — меня зовут Прилагательное. Исходя из моего имени, можно сделать вывод, что я к чему-нибудь прилагаюсь. Мои корни прилагательного уходят в давние времена.. Дословный перевод моего имени «прилагательное» с греческого – «эпитет» -образное сравнение. Перевод с латинского – «нечто прибавленное», «приложенное». В словаре Даля это слово означает: 1. слово, признак; 2. часть речи, разряд слов, выражающих признак, качество, цвет, свойство. Слово – исключительная способность человека выражать ярко мысли и чувства свои б) «Значение» /Морфологическое направление/ Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? Обозначаю признак предмета. У меня есть морфологические признаки — это род, число и падеж (красивый, красивая, красивое). Ко всему этому у меня есть три склонения: твердое — когда основа заканчивается на твердый согласный (веселый), мягкое — с основой на мягкий согласный (вчерашний) и смешанное — если основа оканчивается на г, к, х (узкие). Я дружу с именем существительным и согласуюсь с ним в роде, числе и падеже в) «Употребление.» /Синтаксическое направление/ С моим другом Существительным мы бываем ну просто «не разлей вода», поэтому в предложении могу быть определением и именной частью сказуемого. Вот вам такой пример: «Имя прилагательное – очень яркая часть речи» Что тут думать, «яркая»-это я, моя синтаксическая роль – определение. А в предложении 2Эпитет был ярким» - я уже именная часть сказуемого. Я, прилагательное, по частоте употребления занимаю третье место после глагола и второе место после существительных. Среди 9000слов, являющихся наиболее употребительными, нас,прилагательных, около 2300. А какие стихи пишут с моей помощью поэты! Вспомним хотя бы Пушкина: Мороз и солнце: день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный.... Нравится? Мне тоже. Ни один писатель не может обойтись без меня, особенно когда описывает пейзаж. А каким вы, молодежь, меня видите? «Классная», «при¬кольный» и так далее. В общем, вы без меня — это все равно, что я без вас. Так что относитесь ко мне со вниманием, и я всегда буду с вами. Счастливо!
4. Калейдоскоп творческих текстов /лингвистических, художественных, поэтических/ а) Лингвистическая сказка «Я пишу о прилагательном сказки» б) Художественный вернисаж «Я рисую прилагательное» в) Поэтический дебют «Я воспеваю прилагательное в стихах»
5.Физкультминутка.
6. Тест –игра «Я умею писать имя прилагательное» Задание: пройди тест и определи свой уровень знаний части речи «Имя прилагательного.
7.Творческий этюд «Я рассуждаю о роли прилагательного в речи» /мини- сочинение-рассуждение на тему «Роль имени прилагательного в речи»/ Слабым – текст «в заплатках»/карточка-«помощница»/
Имя прилагательное в речи играет ,,,,,,,,,,,,,роль. Во-первых, наша речь без этой части речи стала бы ,,,,,,,,,,,,,, и ,,,,,,,,,,, Во-вторых, без прилагательных до нашего сердца не дошли бы ,,,,,,,,,, строки писателей и поэтов. Следовательно, имя прилагательное – это,,,,,,,,,, часть речи, с ней нужно дружить. /Слова для справок: важная, скучной, огромную, бедной, красивые/ Сильным - самостоятельно
8.Синквейн слова «Имя прилагательное» • Прилагательное • Важное, нужное • Согласуется, склоняется, изменяется • Обозначает признак предмета • Часть речи