Предмет | Русский язык | 5 класс |
Тема | Буквы О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) |
Цель | Создание условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) » через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы. |
Задачи | Образовательные: повторить группы безударных гласных в корне, познакомить с условиями написания букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) через организацию поисковой деятельности; сформировать орфографические умения в определении способа написания букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) и умения графического обозначения изучаемой орфограммы Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать: правило написания букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) Уметь: правильно писать буквы О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-), обосновывать выбор написания. | Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности. Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. | Личностные УУД: Понимание необходимости изучения темы «Буквы О-А в корнях с чередованием». Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности. |
Методы обучения | Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов. Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания. |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний. |
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
Организационный | - Здравствуйте, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать с приветствия друг друга. Учитель показывает пальцы руки учащимся, а дети повторяют жесты. Учитель произносит: Желаю успеха (большой) Желаю удачи (удачи) Пусть будет всё так, А никак не иначе! А я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. | Записывают число и классная работа | Стремление к получению новых знаний, познавательный интерес |
Этап мотивации | Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны предложения. Давайте их прочитаем. Со..нце осв..тило л..сную п..ляну. На п..ляне рос гриб. Шляпка у гриба была красная. Ночью гр..бочек подр..стал. -Догадались, какой это гриб? (Подосиновик) Правильно, вы внимательны и любознательны. - Сегодня на уроке будьте тоже внимательны, проявите эрудицию, итог урока будет зависеть от вас. Спишите предложения в тетрадь и вставьте пропущенные орфограммы. | Читает предложения. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок. | Слушают и определяют название гриба. | |
Актуализация знаний | Давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова? (Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся) Посмотрите на таблицу на доске, проверьте, правильно ли вы ответили? Безударные гласные в корне слова | Проверяемые | Непроверяемые | Чередующиеся | Распределите слова из записанных предложений по видам орфограмм: Осв..тило, л..сную, п..ляну, гр..бочек, подр..стал. Орфограммы графически обозначьте, работаем в паре. По окончании выполнения задания проверьте друг друга. Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые. (Ученики читают, называя к каждому слову проверочное) В написании какого слова вы затрудняетесь? Найдите к нему однокоренное слово. (подрастал, рос) Запишите эти слова и выделите корень. (Ученики называют корень, подбирая однокоренные слова: рос-вырос-подрос-расти-подрастать и т.д.) Какая же гласная в корне этого слова? (Проверяемая, а может чередующаяся) Выделим корень. Какое явление мы наблюдаем? (Чередование гласных букв О-А) Что такое чередование? (Изменение одной буквы на другую в пределах одной морфемы) Итак, в какой столбик таблицы мы должны записать слово подрастал? (Ученики отвечают и записывают, выделяя корень) На доске появляется заполненная таблица | Проверяет полученные ранее знания. Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выявление места и причины затруднения. | Комментируют выполнение домашнего задания. Применяют изученные орфографические правила | Строить речевое высказывание в устной форме Возможность существования разных точек зрения Высказывать предположения |
Целе- полагание | - О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель? (Научиться правильно писать буквы О-А в корнях с чередованием). Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь. Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы О-А в корнях с чередованием? Сформулируйте цель нашего урока. Общую цель мы сформулировали. Сформулируйте свою цель. (Спросить 2-3 учеников) | Задает вопросы, Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. | Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель. | Формулировать тему и цель урока |
Открытие новых знаний | Скажите, а как тема нашего урока связана темой прошлого урока? (Понятие о чередовании) Какие буквы могут чередоваться? (Гласные и согласные) Посмотрите, пожалуйста, на доску и понаблюдайте за корнями , а теперь за словами с этими корнями. От чего зависит выбор букв О или А? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»? (Если на конце корня стоит согласная С, то в корне пишем О, если СТ или Щ-пишем А) Откроем учебник, стр.__,§__, проверим, правильный ли мы сделали вывод? (Ученики читают правило) – Правильный. Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий. Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде: Выделяю в слове (корень). Ставлю (ударение). Нахожу (безударную гласную в корне). Вспоминаю правило (корни с чередованием О-А). Проверяю, (какие буквы стоят в конце корня). Если есть С, пишу О, если есть СТ или Щ, то пишу А. Исключения: отрасль, росток, ростовщик | Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу с текстом правила в учебнике при помощи технологии изучающего чтения. | Анализируют материал для наблюдений После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы. Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника. Составляют алгоритм. | Работать в группе Слышать и понимать речь других Стремление к получению новых знаний Соотносить результат своей деятельности с образцом |
Физкульт- минутка | Сайт «Инфоурок - видеоурок «Физкультминутка» | Проводит физкультминутку | | |
Закрепление | - Где нам могут пригодиться знания о правописании букв О-А в корнях с чередованием? (При выполнении упражнений в учебнике) Правильно. Чтобы закрепить материал, выполним упражнение__ на стр.__ вашего учебника. Проверим, насколько вы усвоили новую орфограмму. Запишите предложение. Работа в парах: Вишенка р..сла, подр..стала и, наконец, выр..сла. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Выделите новую орфограмму в словах. Молодцы, с этой работой вы хорошо справились. Послушайте лингвистическую сказку. (1 подготовленный ученик рассказывает сказку) Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой. — Посмотри! Какая красота! — сказала буква А. — Где? – спросила О. На поляне рос гриб. — РАстет! – восхищенно сказала А. — Действительно, подрОс, — ответила О. — Это я ему помогла! — гордо заявила буква А. — Ведь в корне –раст- я самая главная! — Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись! Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О. -Ребята, какая буква главная? (Обе) Молодцы, и с этой работой вы хорошо справились. | | Выполняют упражнение в соответствии с заданием. | Планировать способы совместной деятельности Контролировать свое время Находить и исправлять ошибки |
Итоги урока | Подведем итоги нашей работы. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? -Правописание букв О-А в корнях с чередованием. Перечислите корни, в которых происходит чередование. (ученики перечисляют) От чего зависит правописание букв О-А в этих корнях? Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? - Научиться правильно писать буквы О-А в корнях с чередованием. Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников) | | Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки | Уметь оценивать свою деятельность |
Рефлексия | Ребята, на столах у вас лежат по три смайлика. Кто считает, что он освоил новое и научился применять на практике, поднимите улыбающийся смайлик. Кто усвоил новое, но затрудняется применять на практике – серьёзный. а кто испытывает затруднения - грустный. Приятно видеть, что вы все сегодня хорошо поработали и у всех весёлые смайлики Анализ рефлексии. | Организует рефлексию | Анализируют и фиксируют уровень | Уметь анализировать свою деятельность |
Домашнее задание | Запишите, пожалуйста, домашнее задание. стр.__,§__ упр. ___ (для всех), упр. __ (по желанию, дополнительно) Урок окончен. Спасибо за внимание! | Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся | Задают вопросы | Уметь оценивать свои возможности |