kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буквы О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-)

Создание  условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) » через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-)"»

Технологическая карта урока

5 класс

УМК Разумовской М.М.

Учитель: Мерзлякова Марина Ивановна


Предмет

Русский язык

5 класс

Тема

Буквы О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-)

Цель

Создание условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) » через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы.

Задачи

Образовательные: повторить группы безударных гласных в корне, познакомить с условиями написания букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) через организацию поисковой деятельности; сформировать орфографические умения в определении способа написания букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-) и умения графического обозначения изучаемой орфограммы

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: правило написания букв О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-)

Уметь: правильно писать буквы О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-), обосновывать выбор написания.


Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности.

Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные УУД: Понимание необходимости изучения темы «Буквы О-А в корнях с чередованием». Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.


Методы обучения

Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.




Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Организационный

- Здравствуйте, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать с приветствия друг друга.

Учитель показывает пальцы руки учащимся, а дети повторяют жесты. Учитель произносит:

Желаю успеха (большой)

Желаю удачи (удачи)

Пусть будет всё так,

А никак не иначе!

А я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой.

Записывают число и классная работа

Стремление к получению новых знаний, познавательный интерес

Этап мотивации

Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны предложения. Давайте их прочитаем.


Со..нце осв..тило л..сную п..ляну. На п..ляне рос гриб. Шляпка у гриба была красная. Ночью гр..бочек подр..стал.


-Догадались, какой это гриб? (Подосиновик) Правильно, вы внимательны и любознательны.


- Сегодня на уроке будьте тоже внимательны, проявите эрудицию, итог урока будет зависеть от вас. Спишите предложения в тетрадь и вставьте пропущенные орфограммы.

Читает предложения. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок.

Слушают и определяют название гриба.




Актуализация знаний

Давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

(Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся)

Посмотрите на таблицу на доске, проверьте, правильно ли вы ответили?


Безударные гласные в корне слова


Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся



Распределите слова из записанных предложений по видам орфограмм:

Осв..тило, л..сную, п..ляну, гр..бочек, подр..стал.


Орфограммы графически обозначьте, работаем в паре.

По окончании выполнения задания проверьте друг друга.


Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.

(Ученики читают, называя к каждому слову проверочное)


В написании какого слова вы затрудняетесь? Найдите к нему однокоренное слово.

(подрастал, рос)


Запишите эти слова и выделите корень.

(Ученики называют корень, подбирая однокоренные слова: рос-вырос-подрос-расти-подрастать и т.д.)


Какая же гласная в корне этого слова?

(Проверяемая, а может чередующаяся)


Выделим корень. Какое явление мы наблюдаем?

(Чередование гласных букв О-А)


Что такое чередование?

(Изменение одной буквы на другую в пределах одной морфемы)


Итак, в какой столбик таблицы мы должны записать слово подрастал?

(Ученики отвечают и записывают, выделяя корень)


На доске появляется заполненная таблица

Проверяет полученные ранее знания.

Создаёт условия для проблемной ситуации.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выявление места и причины затруднения.

Комментируют выполнение домашнего задания.

Применяют изученные орфографические правила

Строить речевое высказывание в устной форме

Возможность существования разных точек зрения

Высказывать предположения

Целе-

полагание


- О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель?


(Научиться правильно писать буквы О-А в корнях с чередованием).


Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь.


Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы О-А в корнях с чередованием?

Сформулируйте цель нашего урока.

Общую цель мы сформулировали.

Сформулируйте свою цель. (Спросить 2-3 учеников)

Задает вопросы,

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель.

Формулировать тему и цель урока

Открытие новых знаний

Скажите, а как тема нашего урока связана темой прошлого урока? (Понятие о чередовании)

Какие буквы могут чередоваться? (Гласные и согласные)

Посмотрите, пожалуйста, на доску и понаблюдайте за корнями , а теперь за словами с этими корнями.

От чего зависит выбор букв О или А?

Обратите внимание на морфемный состав слов.

Кто готов представить своё «открытие»?

(Если на конце корня стоит согласная С, то в корне пишем О, если СТ или Щ-пишем А)

Откроем учебник, стр.__,§__, проверим, правильный ли мы сделали вывод?


(Ученики читают правило)


– Правильный.


Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий.


Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде:

  1. Выделяю в слове (корень).

  2. Ставлю (ударение).

  3. Нахожу (безударную гласную в корне).

  4. Вспоминаю правило (корни с чередованием О-А).

  5. Проверяю, (какие буквы стоят в конце корня).

  6. Если есть С, пишу О, если есть СТ или Щ, то пишу А.

  7. Исключения: отрасль, росток, ростовщик

Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует работу с текстом правила в учебнике при помощи технологии изучающего чтения.

Анализируют материал для наблюдений


После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы.


Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника.

Составляют алгоритм.

Работать в группе

Слышать и понимать речь других

Стремление к получению новых знаний

Соотносить результат своей деятельности с образцом

Физкульт-

минутка

Сайт «Инфоурок - видеоурок «Физкультминутка»

Проводит физкультминутку







Закрепление

- Где нам могут пригодиться знания о правописании букв О-А в корнях с чередованием?

(При выполнении упражнений в учебнике) Правильно.

Чтобы закрепить материал, выполним упражнение__ на стр.__ вашего учебника.


Проверим, насколько вы усвоили новую орфограмму.

Запишите предложение. Работа в парах:

Вишенка р..сла, подр..стала и, наконец, выр..сла.


Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Выделите новую орфограмму в словах.

Молодцы, с этой работой вы хорошо справились.


Послушайте лингвистическую сказку. (1 подготовленный ученик рассказывает сказку)

Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.

— Посмотри! Какая красота! — сказала буква А.

— Где? – спросила О.

На поляне рос гриб.

— РАстет! – восхищенно сказала А.

— Действительно, подрОс, — ответила О.

— Это я ему помогла! — гордо заявила буква А. — Ведь в корне –раст- я самая главная!

— Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!

Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О.


-Ребята, какая буква главная? (Обе)


Молодцы, и с этой работой вы хорошо справились.


Выполняют упражнение в соответствии с заданием.



Планировать способы совместной деятельности


Контролировать свое время


Находить и исправлять ошибки

Итоги урока

Подведем итоги нашей работы. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

-Правописание букв О-А в корнях с чередованием.

Перечислите корни, в которых происходит чередование.

(ученики перечисляют)

От чего зависит правописание букв О-А в этих корнях?


Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

- Научиться правильно писать буквы О-А в корнях с чередованием.

Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников)


Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки

Уметь оценивать свою деятельность

Рефлексия

Ребята, на столах у вас лежат по три смайлика. Кто считает, что он освоил новое и научился применять на практике, поднимите улыбающийся смайлик. Кто усвоил новое, но затрудняется применять на практике – серьёзный. а кто испытывает затруднения - грустный. Приятно видеть, что вы все сегодня хорошо поработали и у всех весёлые смайлики

Анализ рефлексии.

Организует рефлексию


Анализируют и фиксируют уровень

Уметь анализировать свою деятельность

Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

стр.__,§__ упр. ___ (для всех), упр. __ (по желанию, дополнительно)


Урок окончен. Спасибо за внимание!

Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы

Уметь оценивать свои возможности




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием РОС -РАСТ (-РАЩ-)"

Автор: Мерзлякова Марина Ивановна

Дата: 28.08.2022

Номер свидетельства: 612278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока русского языка на тему "Повторение изученного по теме "Морфемика.Орфография"" "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "165835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422881843"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок 6 класс по теме "Чередование гласных в корне" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-6-klass-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "244174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445881450"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства