Статья "Словарная работа с использованием интерактивной доски SMART Board на уроках русского языка в выпускных классах"
Статья "Словарная работа с использованием интерактивной доски SMART Board на уроках русского языка в выпускных классах"
Роль интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, помогают повысить мотивацию школьников, обеспечить прочное усвоение учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Словарная работа с использованием интерактивной доски SMART Board на уроках русского языка в выпускных классах"»
Словарная работа с использованием интерактивной доски SMARTBoard на уроках русского языка в выпускных классах
9 - 10 - 11 класс
Автор статьи: Мерзлякова Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» г. Перми
Цель:
формирование грамотной речи и грамотного написания слов
Задачи:
познакомить уч-ся со значением и написанием слов;
сформировать навык грамотного письма;
обработать большое количество информации на смарт-доске.
Роль интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, помогают повысить мотивацию школьников, обеспечить прочное усвоение учебного материала.
Интерактивная доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентации, текстовые редакторы, Интернет, изображения, звуковые и видеофайлы, Программное обеспечение для интерактивной доски. Со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп занятия.
Применение интерактивных досок в процессе обучения старшеклассников, владеющих системой знаний по орфографии, позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. Интерактивное устройство реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с тестами при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В тесте могут быть пропущены буквы, слова, знаки препинания, которые необходимо вставить.
SMARTBoardпозволяет применить и другие формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, составление диалогов и оформление предложений с прямой речью, отработка пунктуации в сложном предложении, быструю проверку выполненного задания.
Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал, возможно переключение с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность. Работа с интерактивной доской заинтересовывает учащихся, а в результате активизируются внимание, зрительная память, повышается эффективность обучения. Это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе.
В связи с этим хотелось бы выделить ряд достоинств интерактивной доски.
SMARTBoardпозволяет существенно экономить время на различных этапах урока;
SMARTBoardдает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и повторении;
SMARTBoardпозволяет рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на обычной доске затруднена;
использование материалов из других источников расширяет возможности работы при подготовке к уроку;
возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе;
запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку безграничен;
оперативный контроль УУД и наличие обратной связи;
SMARTBoardпозволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.
Словарные занятия на уроках русского языка в старших классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры первое место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря учащихся, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Словарная работа может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Словарно – орфографические занятиянельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение учащимися правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Подборка словарных диктантов позволит учителю повторить и закрепить изученный материал по основным правилам орфографии, совершенствовать правописные умения и навыки учащихся, подготовить их к успешному выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ, повысить грамотность письменной речи.
Интерактивная доска при строгом соблюдении здоровьесберегающих факторов дает возможность мобильно и ёмко решить вопросы повторения, систематизации и обобщения объёмного материала по русскому языку.
Приложение №1
Тест. Глагол. Гласные Е и И в личных окончаниях глаголов. 1 в.