kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»» Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием ЭОР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый  урок  русского языка  в 7  классе с использованием ЭОР

«Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»» Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием ЭОР»

Открытый  урок  русского языка  в 7  классе с использованием ЭОР

ФИО: Кузнецова Валентина Александровна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место проведения урока: МБОУ Верховская ООШ

Дата проведения: 19.02.2021г.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема«Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» (на примере стихотворений русских поэтов, картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», альбома П.И. Чайковского «Времена года)

Базовый учебник: Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 7класс», презентация «Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»»

Конспект урока

Цель урока: способствование развитию и совершенствованию творческих возможностей и эстетического восприятия произведений искусства обучающихся; углубление представления об особенностях изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке; формирование умения строить текст в определённой композиционной форме; подготовка к сочинению-описанию зимнего пейзажа.

Задачи урока:

  • Углубить представления обучающихся о пейзаже средствами живописи, поэзии, музыки;

  • воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, прививать интерес к живописи, любовь к классической музыке;

  • формировать навыки описания изображённого на картине, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания;

  • развивать внимательное отношение к значению и употреблению слова в устной и письменной речи, способность использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях;

  • формировать навыки самоконтроля, предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в работах; показать функциональные возможности имени прилагательного;

  • подготовить к описанию зимнего пейзажа

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся будут знать понятие «пейзаж», языковые особенности текста-описания; уметь в устной и письменной форме описывать изображённые на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов.

Метапредметные: обучающиеся приобретут способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: обучающиеся будут осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

УУД:

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в рабочей группе с у чётом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также находят её самостоятельно в представленных материалах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, исправляют и объясняют их; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Формы работы учащихся: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Демонстрационный материал: презентация по теме урока, аудиозапись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года».

Электронные образовательные ресурсы:

http://store.temocenter.ru                 

http://www.art-portrets.ru

http://www.kidli.ru         

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/07/17/interaktivnye-fizminutki

http://pedsovet.su 

Ход урока

I этап: Мотивация к учебной деятельности.    Слайд 1.

- Сегодня мы рассмотрим особенности изображения пейзажа в поэзии, музыке, живописи. Познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона, с его картиной «Конец зимы. Полдень». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно точнее и полнее рассказать о ней, а затем вы дома напишете сочинение-описание зимнего пейзажа.

II этап: Речевая разминка.                Слайд 2.

- Прочитайте эти строки из стихотворения Игоря Северянина «Капель»:

Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель.

                                  И. Северянин.

Вопросы для работы с классом:

  1. Как вы полагаете, почему стихотворение Северянина называется «Капель»?

  2. Какими словами это явление передаётся в данном отрывке?

  3. Какое художественно-изобразительное средство использовал поэт в данном отрывке?

Особенности изображения природы в стихотворениях русских поэтов (перспективное задание обучающимся).

- При подготовке к этому уроку вам было предложено нарисовать зимний пейзаж и подобрать отрывок из стихотворения для иллюстрации пейзажа.

Проверяются работы обучающихся, выделяются лучшие работы.

III этап: Особенности изображения пейзажа в музыке.        Слайд 3.

 (Используется мультимедийный проектор, экран и колонки. ЭОР

http://store.temocenter.ru (Цикл пьес для фортепиано П.И. Чайковского «Времена года».1876);    http://www.art-portrets.ru (Художники XX века. К.Ф. Юон) – использовался для презентации )

Богатство красок и звуков зимнего пейзажа привлекало внимание не только поэтов и художников. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в 1876 году написал альбом «Времена года», состоящий из 12 пьес. Пьесы «У камелька», «Святки», «Зимнее утро» посвящены изображению зимы.

Задание классу: подберите к прослушанному музыкальному отрывку из альбома П.И. Чайковского «Времена года» соответствующий ему отрывок из предложенных отрывков из стихотворений и репродукцию, на которой изображён зимний пейзаж. Объясните свой выбор.

1.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

                Сергей Есенин.

2.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                Фёдор Тютчев.

3.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                Александр Пушкин.

- Основное художественно-выразительное средство, используемое в отрывках, - олицетворение. Природа в стихотворениях русских поэтов редко предстаёт просто как пейзаж, как фон. Она является активным действующим лицом, неразрывно связана с миром человеческой души.

Интерактивная физминутка: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/07/17/interaktivnye-fizminutki             Слайд 4.

IV этап: Особенности изображения пейзажа в живописи. Работа над картиной К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

- Сейчас мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника Константина Фёдоровича Юона, с его картиной «Конец зимы. Полдень», попытаемся определить, каковы же особенности изображения зимнего пейзажа в живописи.        Слайд 5.

(ЭОР: http://www.art-portrets.ru (Художники XX века. К.Ф. Юон) и http://www.kidli.ru – использовались для создания презентации)

Рассказ о художнике.

Константин Фёдорович Юон родился в 1875 году в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство леса – всё это предстаёт на полотнах художника. Слайд 6.

Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

Беседа  по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»     Слайд 7.

  1. Рассмотрим картину. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства у вас рождает пейзаж?

  2. Каков, по-вашему мнению, замысел художника? О чём эта картина? Почему она называется «Конец зимы. Полдень»? (Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы; всё истомилось и ждёт тепла и света. Но всё же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень»).

  3. Слайд 8. 

Давайте внимательно рассмотрим передний план картины и подумаем, как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Какую позицию по отношению к солнцу занял живописец, чтобы снег казался хорошо освещённым? (Всё на переднем плане картины тянется к теплу и свету. Яркое солнышко выманило кур, и они деловито копают снег. Берёзы стройные, статные тянут к солнцу свои ветви, похожие на руки. Лучи солнца золотят поленницу дров и как бы ласкают стволы берёз. Лыжники тоже подставили лица ярким лучам солнца. Художник сел против солнца, поэтому все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Юон использовал этот приём, так как ничто не должно отвлекать внимание от главного замысла: показать красоту снега, освещённого солнцем.)

  1. Как выглядит снег на переднем плане картины? Каким изобразил художник небо?  (Небо нежное, всё светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег словно впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными оттенками розового, голубого, зелёного.)

  2. Слайд 9.

Посмотрите, какие краски преобладают на заднем плане картины? Почему Юон использовал для изображения заднего плана картины тёмные, холодные тона? (На заднем плане картины художник изобразил царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты солнечными лучами, косогоры заснежены. Путём контрастного изображения природы на разных планах картины художник стремится подчеркнуть красоту снега на переднем плане.)

По ходу беседы учащимися заполняется таблица.   Слайд 10.

Предметы, изображённые на картине

Лексические средства описания предметов

1

2

Небо

Нежное, голубое, светится;

 переливается нежно-розовым, голубым

Снег

Талый, рыхлый; отсвечивает перламутровыми оттенками голубого, лазоревого, бирюзового, зеленоватого, как морская раковина; нетронутый; белый, как мел

Воздух

Тихий, прозрачный, тёплый

Берёзки

Тонкие, стройные, статные, белоствольные, задумчивые

Ели

Пышные, колючие, островерхие

Дом

Большой, бревенчатый, деревянный

Настроение

Весеннее, праздничное, радостное, приподнятое

Обучающимся предлагается искусствоведческий текст-описание картины Юона «Конец зимы. Полдень».

-Сегодня мы используем не совсем привычный для вас приём работы по описанию картины. Мы поработаем с готовым описанием.  

Перед вами искусствоведческий текст-описание картины Юона «Конец зимы. Полдень», но в этом тексте почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображённых предметов. Ваша задача – распространить предложения за счёт определений так, чтобы они соответствовали изображённому на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными. В скобках указаны возможные варианты прилагательных. Слайд 11.

Описание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

   К.Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах русскую (зимнюю и весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

   Зимний (солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, тёплый). Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый) солнечный цвет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, (пышных, колючих) елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники остановились, подставили лица солнцу!

   В центре картины (пёстрые, весёлые, деловитые) куры выискивают зёрнышки в рыхлом, талом снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные) ели. Слева изображён (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает огромная шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в солнечный зимний день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, лазоревого, бирюзового), как морская раковина.

   Вдали виднеется (большой, тёмный) лес. Там ещё царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путём контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.

   Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создаёт (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец долгой суровой зимы.

Вопросы для работы с текстом:

  1. К какому типу речи можно отнести данный текст? (Описание)

  2. Какие художественные средства языка использованы в тексте для придания ему выразительности? (Сравнения, метафоры)

  3. Какая часть речи помогает точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное)

    Вывод учителя.

Итак, каковы же особенности изображения природных образов в живописи? Как художнику при помощи своеобразных художественных средств удаётся донести до зрителей те чувства, переживания, эмоции, которые переполняют его в момент написания картины?

Ответ на этот вопрос мы найдём у другого великого художника Ильи Ефимовича Репина, который точно подметил, что «…живопись изображает окружающий мир с помощью цвета. Краски должны отображать наши мысли, колорит должен выражать настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

V этап: Лексико-стилистическая работа при подготовке к сочинению-описанию зимнего пейзажа.

-Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно при написании сочинения избегать неоправданных повторов.

Задание 1. Подберите синонимы к словам.    Слайд 12-13.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

Картина чудесная – замечательная, прекрасная.

Художник создаёт – пишет, изображает.

Задание 2. Можно ли при описании картины использовать следующие образы? Аргументируйте свой ответ.                  Слайд 14.

Снег, как цветной ковёр; снег, как белоснежный ковёр.

Задание 3. Укажите, какое художественно-изобразительное средство использовано в данных словосочетаниях? Будете ли вы это средство использовать в сочинении, с какой целью?        Слайд 15-16.

Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые берёзки, суровая зима. (Олицетворение используется для того, чтобы придать своему описанию образность, выразительность.)

VI этап: Подведение итогов, выводы по уроку.

-Чему вас научил этот урок?

-На уроке мы попытались выявить особенности изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке, продолжили работу по формированию навыков художественного описания изображённого на картине, вспомнили, каковы функциональные возможности имени прилагательного, провели лексико-стилистическую работу по подготовке к сочинению-описанию зимнего пейзажа. Эта работа поможет вам выполнить домашнее задание.

Слайд 17.

Домашнее задание: написать сочинение-описание зимнего пейзажа «А за окном зима…».











Приложение 1.

1.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

                Сергей Есенин.

2.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                Фёдор Тютчев.

3.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                Александр Пушкин.


Приложение 2.

Рассказ о художнике.

Константин Фёдорович Юон родился в 1875 году в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство леса – всё это предстаёт на полотнах художника. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

Приложение 3.

Предметы, изображённые на картине

Лексические средства описания предметов

1

2

Небо


Снег


Воздух


Берёзки


Ели


Дом


Настроение


Приложение 4.

Описание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

   К.Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах русскую (зимнюю, весеннюю, летнюю, осеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

   Зимний (солнечный, пасмурный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, тёплый, туманный). Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, золотой, красный) солнечный цвет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, (пышных, колючих, зелёных, дремучих) елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники остановились, подставили лица солнцу!

   В центре картины (пёстрые, белые,  весёлые, деловитые) куры выискивают зёрнышки в рыхлом, талом снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные, весёлые, дремучие) ели. Слева изображён (большой, бревенчатый, деревянный, каменный, дощатый) дом, с его крыши сползает огромная шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в солнечный зимний день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, лазоревого, бирюзового, жёлтого), как морская раковина.

   Вдали виднеется (большой, тёмный, дремучий) лес. Там ещё царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый, светлый, перламутровый), как мел. Путём контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.

   Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создаёт (весеннее, зимнее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец долгой суровой зимы.




Приложение 5.

Задание 1. Подберите синонимы к словам.

Художник –

Картина –

Картина чудесная –

Художник создаёт –

Задание 2. Можно ли при описании картины использовать следующие образы? Аргументируйте свой ответ.

Снег, как цветной ковёр; снег, как белоснежный ковёр.

Задание 3. Укажите, какое художественно-изобразительное средство использовано в данных словосочетаниях? Будете ли вы это средство использовать в сочинении, с какой целью?

Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые берёзки, суровая зима.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Валентина Александровна

Дата: 09.03.2022

Номер свидетельства: 601882


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства