Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 3 класс. "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"»
Русский язык. 3-й класс. "Правописание слов с двумя безударными гласными"
Цели:
открыть способ проверки двух безударных гласных;
формировать умение правильного написания слов с безударной гласной;
осознавать структуру слова, его лексическое значение;
углубить знания учащихся об особенностях проверочных слов;
формировать исследовательскую деятельность учащихся, умения анализировать собственную деятельность;
развивать умение применять ЗУН в изучении нового материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (1 мин.)
- Начинаем наш урок! А чтоб он пошел вам впрок, постарайтесь все понять, учитесь думать, рассуждать. Будьте старательны и внимательны – и успех к вам придет обязательно.
2. Актуализация знаний.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Правописание безударных гласных в корне слова.) (5 уч. Работают на карточках)
1) Блиц – турнир
- Сколько всего гласных букв? (10)
- Какая гласная всегда ударная? (ё)
- С какой гласной в русском языке не начинается ни одно слово? (ы)
- Какие гласные начинают и заканчивают алфавит? (а, я)
- Какие безударные гласные требуют проверки? (а, о, е, и, я)
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
2) Проверка домашнего задания
( Взаимопроверка д.з. по образцу на слайде с проговариванием проверочных слов (2 мин.)
(Ошибки исправляются зелёной ручкой):
- Прочитайте стихотворение. – Что нужно было сделать? (Мы должны были списать стихотворение, вставив пропущенную гласную, и устно подобрать проверочные слова) – Что вам помогало в работе? (Правило) – Как же проверить безударный гласный звук в корне слова? (Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне).
Вызвал внезапно учитель к д.ске, Вот и ст.ю у д.ски я в тоске. Так неудобно ст.ять у д.ски, Словно ботинки мне стали узки. Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра! Громко учитель диктует: – Окно. Мелом п..шу на д.ске я: «Акно». Слышу, как шум поднимается в классе: –Надо п.сать через о, через о!.. Мел я в смущенье кр.шу на куски. Ох, опозорился я у д.ски.
– Какое слово ученик написал с ошибкой? (Окно) – Почему он написал его с ошибкой? (Плохо выучил правило) – Какое правило забыл ученик? (Правописание безударных гласных в корне слова) – Как проверить безударный гласный в корне? (Правило) – Объясните правописание этого слова.
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение!
– Молодцы! А теперь продолжим работу, чтобы узнать ещё что-то новое, важное, нужное.
3) Минутка чистописания.
- запишите число, классная работа
- Посмотрите на запись в чистописании.(аоеия)
- В чем особенность этих гласных? (Они могут над нами подшутить в слабой позиции)
- Мы должны уметь их проверять и этому мы будем продолжаться учиться на уроке.
-А чтобы красиво выполнить работу, какие качества нам потребуются? (Терпение, усердие, аккуратность, внимательность).
4) Словарная работа
- Прочитайте слово, с которое мы сегодня будем прописывать. Какая в нем орфограмма? (непроверяемый безударный гласный).
- Что нужно сделать с его написанием? (запомнить)
- А если сомневаетесь, то где можно проверить? (в орфографическом словаре)
- А где можно узнать значение этого слова? (в Толковом словаре С.И. Ожегова)
- Найдите в словаре значение этого слова.
Восток -1. Одна из четырёх сторон света и направление, противоположное западу; часть горизонта, где восходит солнце. 2. (В. Прописное) Страны, расположенные в этом направлении и противопоставляемые Западной Европе и Америке.
- Составьте предложения с этим словом.
1) Компас указывал на восток.
2) Экскурсовод посмотрел на восток.
3) Утром ветер разогнал тучи, и на востоке показалось солнце.
- Прочитайте предложение для разбора.
Румяной зарею покрылся восток.
(В корнях –зар-, -зор-, под ударением пишется тот гласный, который слышится, в безударной позиции пишется буква а)
Дайте характеристику предложению и разберите его по членам.
- Оцените свою работу.
5)Орфографическая минутка « В гостях у сказки» (2 мин.)
- А теперь прочитайте цитату и отгадайте название сказки:
«С.дит дев.чка под ёлкой, .д.жонка на ней ветхая, хол.дно ей. Вдруг видит – М.розко к ней идёт и спрашивает…» (Учащиеся должны продолжить предложение и назвать сказку)
«Рукодельница и Ленивица» В.И. Даль(открывается запись на дос
– Молодцы! В.И.Даль – собиратель русских сказок и пословиц. – Кто герои сказки? (Рукодельница и Ленивица) – На кого из героинь сказки вы бы хотели походить? Почему? – Чему учит эта сказка? (трудолюбию, ответственности, уважительному отношению к старшим).
- Какие качества Рукодельницы нам помогут на уроке? – Ребята, посмотрите на название сказки. Есть ли в названии сказки слова с безударной гласной в корне слова? (Ленивица).
- Посмотрите внимательно на цитату, какие орфограммы пропущены ? (безуд.гласный)
- Прежде чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, что нужно узнать?
(В какой части слова он находится. Если в приставке или суффиксе, вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс. Если безударный гласный в корне, нужно подобрать проверочное слово.)
- Все ли безударные гласные можно проверить? ( Нет. Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно запомнить. Они называются словарными.). Объясните написание орфограмм. (Девочка- безуд. В суффиксе…) Задание:
- Запишите слова в два столбика. В 1-й – слова с непроверяемой безударной гласной; во 2-й – с безударной гласной, проверяемой ударением.
Самопроверка.
- Прочитайте словарные слова. Написание этих слов нужно запомнить. – Как проверить безуд. гласную? (Правило)
Физминутка
(Звучит композиция «Январь» П.И. Чайковского.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
- Давайте прислушаемся
– Я слышу чьи-то шаги, шорохи, хруст снега. Это Морозко обходит владенья свои. Идёт да приговаривает: (Открывается запись на доске. Дети читают про себя, затем вслух.)
В лесу зимой холодной сиротливо.
– Почему Морозко так говорит о лесе? (Скучно в лесу, тихо, птицы улетели, звери попрятались в норы…) – Что означает слово «СИРОТЛИВО»? (Одиноко) – Это слово употребляется в предложении в прямом значении или переносном? (Переносном) – А когда мы его употребляем в прямом значении? (Люди без родителей, родственников) – Кого из героев сказки можно назвать сиротой в переносном значении? Почему? (Рукодельницу. Родной отец отвёз в лес на погибель) – Закройте глаза и мысленно напишите это предложение, проговаривая все слова по слогам
1. Постановка учебной задачи
2) Письмо по памяти (3 мин.)
– записать это предложение по памяти, проверить; – 1 ученик у доски, остальные в тетрадях
- Обозначьте в словах ударение, выделите безударный гласный, устно подберите проверочные слова; – Оцените работу.
2.Определяем основной вопрос урока
– К каким словам вы быстро подобрали проверочные слова? (В лесу, зимой, холодной) – Почему? (Одна безударная гласная) – В каком слове встретили затруднение? Почему? (Сиротливо. Две безударных гласных) – Чего же мы ещё не знаем? С какой проблемой мы столкнулись?
Какой вопрос возникает?
(Как проверить две безударные гласные в корне? Можно ли пользоваться знакомым правилом?) – Назовите тему нашего урока. (Правописание слов с двумя безударными гласными)
Задачи:
- учиться правильно подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными - обогащать словарный запас
- воспитывать в себе послушание, внимательность, терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к языку.
3. «Открытие нового знания»
Поисково-исследовательская работа в парах (10 мин.)
- Решаем проблему, открываем новые знания.
– Итак, как мы проверяем в словах один безударный гласный?
Дети:
«Если гласный вызвал сомненье, Ты его немедленно ставь под ударенье!»
– А можем ли мы одновременно проверить два безударных гласных? Почему? Что же делать? (Надо сначала проверить один безударный гласный) – Какую гласную удалось проверить? («О») – Запишите проверочное слово в тетрадь. (Сиротка, сироты) – Сколько гласных осталось проверить? Какую? (Одну. «И») – Что надо сделать?
– Значит, продолжаем искать проверочное слово для буквы «И».
Дети устно называют слова, выделяя ударный звук. Открываются слова на доске:
СИРОТИНУШКА, СИРОТЛИВАЯ
– Помогут ли нам эти слова? Почему? (Нет. «И» – безударная гласная) – Что же делать?
- Нам поможет книга, которую составил В.И. Даль. (Учитель показывает толковый словарь) – Что это за книга? Для чего нужна? – В.И.Даль не только собирал русские сказки и пословицы, но ещё и старинные слова. В этом словаре в алфавитном порядке записаны устаревшие слова, а рядом их значение. Книга учит, помогает, подсказывает. Может этот словарь нам поможет найти родственные слова к слову «СИРОТЛИВО»?
Работа в паре.
Каждой паре раздаётся копия со страницы словаря на букву «С».
Задание: Найти, прочитать информацию о слове сирота и записать проверочное слово, обозначить ударение и подчеркнуть ударную гласную. – Почему вы выписали слово «СИРАЯ»? (Ударная гласная «И») – Почему это слово является проверочным, ведь корень слова изменился? (Обозначает бедный, одинокий и ставший сиротой, а корень изменился, т.к. это устаревшее слово)
4. Первичное закрепление
– Удалось нам проверить вторую безударную гласную? Как вы это сделали? – Изменился ли способ проверки? (Нет) Как же проверить в слове две безударные гласные?
- Сформулируйте вывод. (Чтобы проверить два безударных гласных, надо подобрать два проверочных слова так, чтобы на гласный падало ударение)
- Сравните свой вывод с авторским.
Правило на с.115
5. Составление алгоритма.
- Составим алгоритм правописания слов с двумя безударными гласными в корне.
( На столах в конвертах «рассыпанные» шаги алгоритма. Соберите его по порядку.
На карточке вставить в словах пропущенные гласные, используя внизу проверочные слова. Графически показать проверочное слово. (Ударение, подчеркнуть гласную)
На карточке вставить в словах пропущенные буквы, устно подобрав проверочные слова.
Г_л_ва, д .р .вянный, л .ш .дёнка, заг .л .сила.
Самопроверка по образцу на доске (Открывается крыло доски и дети проверяют работу, зелёной ручкой исправляют ошибки) – У кого есть ошибки? Что это значит? (Надо еще потренироваться и выучить правило) – У кого нет ошибок? – Вы молодцы
3) Дополнительно* (резерв)
Восстановление деформированных предложений.
Х..л..да, зимние, наступили.
Лес, наш, в, кл..сты, прил..тели, м…л..дые.
Не будут, г..л..дать, они.
Шишек, на, много, д..ревьях.
IV Рефлексия
- Все ли было понятно сегодня на уроке?
- При выполнении каких заданий вы испытывали трудности?
– В начале урока вы сказали, что хотите быть похожи на Рукодельницу. Какие качества вам помогли преодолеть затруднения? (Старание, усердие, трудолюбие) - Оцените свои достижения на уроке.
- Кто доволен своей работой?
V. Итог урока (2 мин.)
- Над какой темой мы работали?
– Какую задачу ставили перед собой? (Научиться проверять в словах две безударные гласные) - Удалось ли нам решить поставленную задачу?
- Как правильно выбрать буквы, если в корне слова есть два безударных звука?
(Нужно подобрать проверочное слово для буквы каждого безударного гласного.)
- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?