kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. 3 класс. "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 3 класс. "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"»

Русский язык. 3-й класс. "Правописание слов с двумя безударными гласными"

Цели:

  • открыть способ проверки двух безударных гласных;

  • формировать   умение правильного написания слов с безударной гласной;

  • осознавать структуру слова, его лексическое значение;

  • углубить знания учащихся об особенностях проверочных слов;

  • формировать исследовательскую деятельность учащихся, умения анализировать собственную деятельность;

  • развивать умение применять ЗУН в изучении нового материала.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (1 мин.)

- Начинаем наш урок! А чтоб он пошел вам впрок, постарайтесь все понять, учитесь думать, рассуждать. Будьте старательны и внимательны – и успех к вам придет обязательно.

2. Актуализация знаний.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Правописание безударных гласных в корне слова.)
(5 уч. Работают на карточках)

1) Блиц – турнир

- Сколько всего гласных букв? (10)

- Какая гласная всегда ударная? (ё)

- С какой гласной в русском языке не начинается ни одно слово? (ы)

- Какие гласные начинают и заканчивают алфавит? (а, я)

- Какие безударные гласные требуют проверки? (а, о, е, и, я)

- Как проверить безударный гласный в корне слова?



2) Проверка домашнего задания

( Взаимопроверка д.з. по образцу на слайде с проговариванием проверочных слов (2 мин.)

(Ошибки исправляются зелёной ручкой):

- Прочитайте стихотворение.
– Что нужно было сделать? (Мы должны были списать стихотворение, вставив пропущенную гласную, и устно подобрать проверочные слова)
– Что вам помогало в работе?  (Правило)
– Как же проверить безударный гласный звук в корне слова? (Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне).

Вызвал внезапно учитель к д.ске,
Вот и ст.ю у д.ски я в тоске.
Так неудобно ст.ять у д.ски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,

Всё, как назло, позабыл  до утра!
Громко учитель диктует:
– Окно.
Мелом п..шу на д.ске я:
«Акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
–Надо п.сать через о, через о!..
Мел я в смущенье кр.шу на куски.
Ох, опозорился я у д.ски.

– Какое слово ученик написал с ошибкой? (Окно)
– Почему он написал его с ошибкой? (Плохо выучил правило)
– Какое правило забыл ученик? (Правописание безударных гласных в корне слова)
– Как проверить безударный гласный в корне? (Правило)
– Объясните правописание этого слова.

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение!


–   Молодцы! А теперь продолжим работу, чтобы узнать ещё что-то новое, важное, нужное.

3) Минутка чистописания.

- запишите число, классная работа

- Посмотрите на запись в чистописании.(аоеия)

- В чем особенность этих гласных? (Они могут над нами подшутить в слабой позиции)

- Мы должны уметь их проверять и этому мы будем продолжаться учиться на уроке.



-А чтобы красиво выполнить работу, какие качества нам потребуются? (Терпение, усердие, аккуратность, внимательность).

4) Словарная работа

- Прочитайте слово, с которое мы сегодня будем прописывать. Какая в нем орфограмма? (непроверяемый безударный гласный).

- Что нужно сделать с его написанием? (запомнить)

- А если сомневаетесь, то где можно проверить? (в орфографическом словаре)

- А где можно узнать значение этого слова? (в Толковом словаре С.И. Ожегова)

- Найдите в словаре значение этого слова.

Восток -1. Одна из четырёх сторон света и направление, противоположное западу; часть горизонта, где восходит солнце. 2. (В. Прописное) Страны, расположенные в этом направлении и противопоставляемые Западной Европе и Америке.

- Составьте предложения с этим словом.

1) Компас указывал на восток.

2) Экскурсовод посмотрел на восток.

3) Утром ветер разогнал тучи, и на востоке показалось солнце.

- Прочитайте предложение для разбора.

Румяной зарею покрылся восток.

(В корнях –зар-, -зор-, под ударением пишется тот гласный, который слышится, в безударной позиции пишется буква а)


Дайте характеристику предложению и разберите его по членам.

- Оцените свою работу.

5)Орфографическая минутка « В гостях у сказки» (2 мин.)

- А теперь прочитайте цитату и отгадайте название сказки:

«С.дит дев.чка под ёлкой, .д.жонка на ней ветхая, хол.дно ей. Вдруг видит – М.розко к ней идёт и спрашивает…» 
(Учащиеся должны продолжить предложение и назвать сказку)

«Рукодельница и Ленивица» В.И. Даль (открывается запись на дос

– Молодцы! В.И.Даль – собиратель русских сказок и пословиц.
– Кто герои сказки? (Рукодельница и Ленивица)
– На кого из героинь сказки вы бы хотели походить? Почему?
– Чему учит эта сказка? (трудолюбию, ответственности, уважительному отношению к старшим).

- Какие качества Рукодельницы нам помогут на уроке? 
– Ребята, посмотрите на название сказки. Есть ли в названии сказки слова с безударной гласной в корне слова? (Ленивица). 

- Посмотрите внимательно на цитату, какие орфограммы пропущены ? (безуд.гласный)

- Прежде чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, что нужно узнать?

(В какой части слова он находится. Если в приставке или суффиксе, вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс. Если безударный гласный в корне, нужно подобрать проверочное слово.)

- Все ли безударные гласные можно проверить? ( Нет. Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно запомнить. Они называются словарными.). Объясните написание орфограмм. (Девочка- безуд. В суффиксе…)
Задание:

- Запишите слова в два столбика. В 1-й – слова с непроверяемой безударной гласной; во 2-й – с безударной гласной, проверяемой ударением.

Самопроверка.

- Прочитайте словарные слова. Написание этих слов нужно запомнить.
– Как проверить безуд. гласную? (Правило)

Физминутка

(Звучит композиция «Январь» П.И. Чайковского.







II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

- Давайте прислушаемся

– Я слышу чьи-то шаги, шорохи, хруст снега. Это Морозко обходит владенья свои. Идёт да приговаривает: 
(Открывается запись на доске. Дети читают про себя, затем вслух.)

В лесу зимой холодной сиротливо.

– Почему Морозко так говорит о лесе? (Скучно в лесу, тихо, птицы улетели, звери попрятались в норы…)
– Что означает слово «СИРОТЛИВО»? (Одиноко)
– Это слово употребляется в предложении в прямом значении или  переносном? (Переносном)
– А когда мы его употребляем в прямом значении? (Люди без родителей, родственников)
– Кого из героев сказки можно назвать сиротой в переносном значении? Почему? (Рукодельницу. Родной отец отвёз в лес на погибель)
– Закройте глаза и мысленно напишите это предложение, проговаривая все слова по слогам







1. Постановка учебной задачи

2) Письмо по памяти (3 мин.)

– записать это предложение по памяти, проверить;
– 1 ученик у доски, остальные в тетрадях

- Обозначьте в словах ударение, выделите безударный гласный, устно подберите проверочные слова;
– Оцените работу.

2.Определяем основной вопрос урока

– К каким словам вы быстро подобрали проверочные слова? (В лесу, зимой, холодной)
– Почему? (Одна безударная гласная)
– В каком слове встретили затруднение? Почему? иротливо. Две безударных гласных)
– Чего же мы ещё не знаем? С какой проблемой мы столкнулись?

Какой вопрос возникает?

 (Как проверить две безударные гласные в корне? Можно ли пользоваться знакомым правилом?)
– Назовите тему нашего урока. (Правописание слов с двумя безударными гласными)

Задачи:

- учиться правильно подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными
- обогащать словарный запас

- воспитывать в себе послушание, внимательность, терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к языку.



3. «Открытие нового знания»

Поисково-исследовательская работа в парах (10 мин.)

- Решаем проблему, открываем новые знания.

– Итак, как мы проверяем в словах один безударный гласный?

Дети:

«Если гласный вызвал сомненье,
Ты его немедленно ставь под ударенье!»

– А можем ли мы одновременно проверить два безударных гласных? Почему? Что же делать? (Надо сначала проверить один безударный гласный)
– Какую гласную удалось проверить? («О»)
– Запишите проверочное слово в тетрадь. (Сиротка, сироты)
– Сколько гласных осталось проверить? Какую? (Одну. «И»)
– Что надо сделать?

– Значит, продолжаем искать проверочное слово для буквы «И».

Дети устно называют слова, выделяя ударный звук. Открываются слова на доске:

СИРОТИНУШКА, СИРОТЛИВАЯ

– Помогут ли нам эти слова? Почему? (Нет. «И» – безударная гласная)
– Что же делать?

- Нам поможет книга, которую составил В.И. Даль. (Учитель показывает толковый словарь)
– Что это за книга? Для чего нужна?
– В.И.Даль не только собирал русские сказки и пословицы, но ещё и старинные слова. В этом словаре в алфавитном порядке записаны устаревшие слова, а рядом их значение.
Книга учит, помогает, подсказывает. Может этот словарь нам поможет найти родственные слова к слову «СИРОТЛИВО»?

Работа в паре.

Каждой паре раздаётся копия со страницы словаря на букву «С».

Задание:  Найти, прочитать информацию о слове сирота и записать проверочное слово, обозначить ударение и подчеркнуть ударную гласную.
– Почему вы выписали слово «СИРАЯ»? (Ударная гласная «И»)
– Почему это слово является проверочным, ведь корень слова изменился? (Обозначает бедный, одинокий и ставший сиротой, а корень изменился, т.к. это устаревшее слово)


4. Первичное закрепление

– Удалось нам проверить вторую безударную гласную? Как вы это сделали?
– Изменился ли способ проверки? (Нет) Как же проверить в слове две безударные гласные?

- Сформулируйте вывод. (Чтобы проверить два безударных гласных, надо подобрать два проверочных слова так, чтобы на гласный падало ударение)

- Сравните свой вывод с авторским.

Правило на с.115



5. Составление алгоритма.

- Составим алгоритм правописания слов с двумя безударными гласными в корне.

( На столах в конвертах «рассыпанные» шаги алгоритма. Соберите его по порядку.

    1. Ставлю в слове ударение

    2. Выделяю в слове корень

    3. Определяю буквы, обозначающие безударные гласные звуки

    4. Подбираю первое проверочное слово

    5. Подбираю второе проверочное слово

    6. Пишу слово, подбираю проверочное



III. Применяем новые знания.

Вечереет (вечер, вечерний)

Похолодало (холод, холодный)

Борода (бороды, бородка)

(Дети проговаривают все этапы работы).Оценивание.

2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин. + 2 мин. на проверку)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

1 уровень для детей с низким темпом работы.

На карточке вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу.

Г.л_.ва, д..р .вянный, л. ш .дёнка, заг. л .сила.

Головы, головка, дерево, деревья, лошадь, лошадка, голос, безголосый.

2 уровень для детей со средним темпом работы

На карточке вставить в словах пропущенные гласные, используя внизу проверочные слова. Графически показать проверочное слово. (Ударение, подчеркнуть гласную)

Г_л_ва, д .р.вяный, л .ш. дёнка, заг .л .сила.

Дерево, головы, лошадь, деревья, голос, головка, лошадка, безголосый

3 уровень для детей с высоким темпом работы.

На карточке вставить в словах пропущенные буквы, устно подобрав проверочные слова.

Г_л_ва, д .р .вянный, л .ш .дёнка, заг .л .сила.

Самопроверка по образцу на доске (Открывается крыло доски и дети проверяют работу, зелёной ручкой исправляют ошибки)
– У кого есть ошибки? Что это значит? (Надо еще потренироваться и выучить правило)
– У кого нет ошибок?
– Вы молодцы

3) Дополнительно* (резерв)

Восстановление деформированных предложений.

Х..л..да, зимние, наступили.

Лес, наш, в, кл..сты, прил..тели, м…л..дые.

Не будут, г..л..дать, они.

Шишек, на, много, д..ревьях.

IV Рефлексия

- Все ли было понятно сегодня на уроке?

- При выполнении каких заданий вы испытывали трудности?

– В начале урока вы сказали, что хотите быть похожи на Рукодельницу. Какие качества вам помогли преодолеть затруднения? (Старание, усердие, трудолюбие) 
- Оцените свои достижения на уроке.

- Кто доволен своей работой?



V. Итог урока (2 мин.)

- Над какой темой мы работали?

– Какую задачу ставили перед собой? (Научиться проверять в словах две безударные гласные)
- Удалось ли нам решить поставленную задачу?

- Как правильно выбрать буквы, если в корне слова есть два безударных звука?

(Нужно подобрать проверочное слово для буквы каждого безударного гласного.)

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

Дополни стих-ие .( Слайд)





VI. Домашнее задание

- Прочитайте русскую народную сказку «Морозко» и В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Найдите сходства и различия.

  1. Выучить правило на с. 115

  2. С. 116, упр 273

  3. Из учебника литер чтения найти 3 слова с двумя безударными гласными. (по желанию)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык. 3 класс. "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Автор: Русяева Светлана Михайловна

Дата: 02.04.2020

Номер свидетельства: 544962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок по русскому языку : "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова ""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_pravopisanie_slov_s_dvumia_bezudarnymi_glasnymi_v_korne_"
    ["file_id"] => string(6) "564952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606736314"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание двух безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_pravopisanie_dvukh_bezudarnykh_glasnyk"
    ["file_id"] => string(6) "532237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576511386"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.""
    ["seo_title"] => string(113) "pravopisaniie-slov-s-parnymi-po-ghlukhosti-zvonkosti-soghlasnymi-na-kontsie-slov-i-pieried-soghlasnymi-v-kornie-1"
    ["file_id"] => string(6) "249534"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446912774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства