kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах. Образование слов при помощи приставок."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  - первый в системе уроков по теме «Приставка». По типу данный урок является  уроком изучения нового материала, он включил в себя несколько этапов: организационно-мотивационный; повторения пройденного материала; актуализации знаний; изучение нового материала; первичное закрепление; рефлексии.  При подготовке и проведении урока я ориентировалась на современные технологии системно-деятельностного подхода, и использовала проблемные, частично-поисковые и рефлексивные методы, а также различные формы работы на уроке: фронтальную, индивидуальную и работу в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах. Образование слов при помощи приставок."»

Урок русского языка в 3 классе

УМК «Перспективная начальная школа»


Тема. Закрепление знаний об однокоренных словах. Образование слов при помощи приставок.

Цель. Формировать умение образовывать слова при помощи приставок. Расширить понятие о значении приставок.

Задачи.

Личностные:

- развивать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков

- воспитывать культуру письма, интерес к предмету, положительную мотивацию к учению

- учить формулировать собственное мнение

Метапредметные:

- развивать познавательные, поисковые, коммуникативные навыки

- учить использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

- развивать умение работать в режиме учебного диалога

- учить выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

- учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей

- учить обобщать

- учить делать выбор, опираясь на самостоятельную оценку своих возможностей

Предметные:

- укреплять навык определения и образования однокоренных слов

- развивать умение находить в словах приставки и образовывать новые слова

- уточнять и активизировать словарный запас



























  1. Приветствие. Знакомство. (дети хором)

  2. Зачин.

Слайд 1

Жила-была ксакза. И была она очень радобя. Поэтому любили её и леньмакие, и шильбое.

Слайд 2

Жила-была сказка. И была она очень добрая. Поэтому любили её и маленькие, и большие.

- Странное что-то у нас творится! Давайте восстановим текст.

- Ну, вот, теперь всё в порядке. Мы с вами отправимся сегодня в сказку. Но кто-то, похоже, собрался нам помешать. Кто же это?

Слайд 3 – изображение злого волшебника.

- Какими синонимами можно заменить слово «волшебник»? (маг, чародей, колдун)

- А к этому какое название лучше подойдёт? Почему?

- Посмотрите на этого колдуна. Какой он? Сможем справиться? Не испугаемся?

3. Что ж, в путь! Вот и первая остановка.

Слайд 4 – изображение Водяного.

- Знаком вам этот герой? Из какой он сказки? Кто написал?

- Давайте послушаем его знаменитую песню.

- Опять проделки злого волшебника! Запись не работает!

- Но мы же не остановимся перед этой преградой? Кто сможет спасти всех и спеть песню?

Я Водяной, я Водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну, что с таким водиться?

Эх, жизнь моя – жестянка!

А ну её в болото!

А мне летать, а мне летать, а мне летать охота!

Слайд 5 – изображение злого волшебника

- Посмотрите, что стало с колдуном! (уменьшился)

- Что же это значит? (когда мы будем с чем-то справляться сами, он будет уменьшаться!)

- Тогда скорее дальше!

4. Повторение изученного материала.

- Найдите в песне однокоренные слова. Что для этого надо вспомнить и сделать?

Водяной – водица – докажите, что они однокоренные

- а водится?

- а болото?

- признаки однокоренных слов?

- орфограмма в корне? Как проверить?

Слайд 6 – изображение злого волшебника

- А какая мечта была у Водяного? (летать)

- А ведь это тоже сказочное слово. Давайте вырастим сказочное дерево из корня этого слова. Назовите корень. Орфограмма в корне? Как проверить?

- У обычного дерева на ветвях растут листочки. А у нашего волшебного? (слова)

(работа в паре – 2 минуты)

- Справились с заданием? Много слов вырастили?

- Проверим, что у вас получилось.

- Этот корень очень плодовитый. Так что сегодня в свободное время между уроками можете продолжить наращивать его крону. А результаты сможет оценить в конце дня Ирина Ивановна.

Слайд 7 – изображение злого волшебника

5. Проблема

- В следующем задании, которое называется шарада, я использую несколько слов с ваших деревьев:

Слайд 8 – отгадайте слово:

Окончание, как в слове летала

Приставка как в слове подлетает

Суффикс как второй в слове летучка

Корень как в слове поставить

- подставка

- Вот это и будет темой нашего урока.

- Почему подставка не подходит?

- В чём различие? Эти слова так похожи! А чем они отличаются?

- Правильно, будем говорить о приставке.

- Что вы знаете о приставке? (- что это?

- где находится?

- какую роль играет? Для чего служит?)

- Давайте, посмотрим в учебнике на стр. 103, всё ли мы правильно сказали?

Слайд 9 – изображение злого волшебника

- А какое различие внесли встретившиеся нам приставки под и при?

- Что же нам нужно будет сегодня изучить? А как по-вашему, это можно сделать?

6. Наблюдение за приставками

- Давайте представим, что мечта Водяного сбылась и он может летать. Понаблюдаем, как он будет передвигаться. Для этого возьмём глагол летать и будем подставлять к нему разные приставки. Слова записывайте в тетрадь. В добрый путь! Давайте начнём вместе…(+ образец оформления на доске)

Дальше можете работать самостоятельно. Если возникнут затруднения, просите помощи у соседа.

- Проверим. Читайте получившиеся слова, называйте приставки. Посмотрим, как менялся смысл действий.

- Посмотрите друг другу в тетрадь. Справился ваш сосед с заданием?

Слайд 10 – изображение злого волшебника

- Я тоже записала несколько слов. Прочитайте. Что вы заметили?

Слайд 11 – антонимы

влетел – вылетел

взлетел - слетел

прилетел - улетел

подлетел - отлетел

- Какие значения могут придавать приставки словам? Какие слова по отношению друг к другу образовывать?

- Какую задачу ставили?

- Удалось её решить?

- Какие получились результаты?

- Что придаёт приставка слову? (новый оттенок смысла)

Слайд 11 – изображение злого волшебника

7. Закрепление. Физминутка.

- Чтобы сделать физминутку, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.

- Что нужно для этого сделать? (прочитать, понять смысл, подобрать нужную приставку, проверить, сохранился ли смысл фразы)

Милым детям нужно …стать,

Руки медленно …нять.

Пальцы …жать, потом …жать.

Так секунду …стоять.

Руку плавно …пустить.

Всё ещё раз …вторить.

- Делаем упражнения.

Слайд 12 – изображение злого волшебника

8. Закрепление. Работа в тетради.

- Чему мы сегодня учились? (образовывать новые слова с помощью приставок, узнавать новое значение слова)

- Закрепим эти умения упражнением из тетради, № 145 (стр. 87)

Слайд 13 – изображение злого волшебника

- Посмотрите, а злой волшебник совсем пропал, превратился в точку.

9. Домашнее задание

- А чтобы колдун к вам больше не вернулся, вам нужно хорошо справиться с домашним заданием. Оно напечатано на листочке. На нём же вы можете выполнить задание.

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ (отрывок)

Феликс Кривин

Ершился лес на склоне.

И кот, окрысясь на щенка,

Мышонка проворонил.

Корову жучил таракан,

Сазан с лещом судачил.

И, как всегда, ослил баран,

Что конь весь день ишачил.

И каждый знал чужой шесток

И чтил не свой обычай:

Там выкомаривал сверчок,

Там гусь сычал, набычась.


Выполни те задания, которые тебе по силам.

  1. Найди среди выделенных слов слова с приставками и выдели в них приставку и корень.

  2. Определи, от каких слов образовались выделенные слова. Обозначь в них корень.

  3. Попробуй растолковать смысл выделенных слов.


10. Рефлексия

- Что понравилось на уроке? Что было интересным?

- Что хорошо получилось?

- Какую задачу ставили?

- Удалось её решить?

- Какие получились результаты? Что нужно сделать ещё?

- Где можно применять полученные знания?

- Что придаёт приставка слову?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лигостаева Надежда Валентиновна

Дата: 28.12.2022

Номер свидетельства: 621902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства